Путь:
Навигация
- Декреты СССР 1917-1992
- Законы СССР 1917-1992
- Инструкции СССР 1917-1992
- Обращения СССР 1917-1992
- Письма СССР 1917-1992
- Положения СССР 1917-1992
- Постановления СССР 1917-1992
- Правила СССР 1917-1992
- Приказы СССР 1917-1992
- Прочие СССР 1917-1992
- Распоряжения СССР 1917-1992
- Указы СССР 1917-1992
- Циркуляры СССР 1917-1992
Язык [ РУССКИЙ ]
Новые материалы
- Геноцид собственного народа или зеленская чума 21 века 2024-04-27
- Бизнес-ланч как организовать обед с выгодой 2024-03-23
- Болезни, которые успешно лечатся в современных клиниках 2024-03-10
- Пополнить Steam Пополнение Счета через Steam 2024-03-05
- 10 способов оптимизации пространства в маленькой ванной 2024-02-03
- Магия звука выберите подходящий музыкальный инструмент для вашего творчества 2024-01-22
- Куда можно поехать отдохнуть в России 2024-01-22
- Преимущества доставки еды комфорт, разнообразие и экономия времени 2024-01-14
- Все что нужно знать о покупке земли 2024-01-14
- NATO-УГРОЗА СТАБИЛЬНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ 2023-12-05
- Займ Бесплатно на Карту Онлайн. Финансовая Гибкость и Удобство в Одном Клике 2023-11-30
- Преимущества краткосрочного займа на карту 2023-11-27
- Украине уже пора снять розовые очки и оценить, что значит война, нацизм и терроризм 2023-11-03
- юрии 0000-00-00
- Понимание основ охраны труда 2023-10-11
Картинка недели
Прочие СССР 1917-1992
Категории
Заключение Комитета конституционного надзора СССР от 26.10.1990 N 11 2-1 О законодательстве по вопросам прописки граждан
Дата публикации: До 2014-05-28Просмотров: 656
Материал приурочен к дате: 1990-10-26
Прочие материалы относящиеся к: Дате 1990-10-26 Материалы за: Год 1990
Автор: Мета Гость
КОМИТЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА СССР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 26 октября 1990 г. N 11 (2-1)
О ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ПО ВОПРОСАМ ПРОПИСКИ ГРАЖДАН
Комитет конституционного надзора СССР, рассмотрев по собственной инициативе вопрос о соответствии законодательства о прописке положениям Конституции СССР, законов СССР и международным обязательствам СССР о правах человека, установил, что действующие положения о прописке существенно ограничивают граждан в свободе передвижения, выборе места жительства, работы, получении образования и реализации других прав.
Согласно законодательству о прописке граждане СССР обязаны прописываться по месту жительства. Основанная на этом общем положении система прописки, во-первых, обязывает граждан получать разрешение органов внутренних дел или других органов на проживание в данной местности и, во-вторых, обеспечивает регистрацию передвижения и проживания граждан, в том числе удостоверение места их постоянного или временного проживания.
Регистрация и учет граждан по месту их жительства не являются отступлением от положений законов СССР и общепризнанных международно - правовых норм о правах человека. Что же касается разрешительного порядка прописки, то положение о нем находится в противоречии со статьей 9 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, согласно которой граждане могут в соответствии с законом избирать род занятий и местожительство, а также положениями о праве граждан на свободу передвижения и свободу выбора себе местожительства в пределах территории страны, провозглашенными и закрепленными в основных международных актах о правах человека: Всеобщей декларации прав человека (статья 13) и Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года (статья 12). В Международном пакте подчеркивается, что эти свободы "не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимых с признаваемыми в настоящем Пакте другими правами".
Введение ограничений прав граждан на свободу передвижения и выбора местожительства связано с установлением правил, нарушающих и другие основные права граждан. К таким правилам относятся:
а) правила, запрещающие руководителям предприятий, организаций и учреждений принимать на работу лиц, не прописанных в данной местности;
б) правила, запрещающие производить прием в высшие и средние специальные учебные заведения и профессионально - технические училища Москвы и ряда других городов иногородних граждан в количестве большем, чем они могут быть обеспечены общежитиями или жилой площадью у близких родственников. Указанные правила противоречат принципу равенства всех граждан СССР в получении образования, закрепленному статьями 34 и 45 Конституции СССР и статьей 4 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании, а также принципу одинаковой доступности образования, признанному в международных актах о правах человека;
в) правила, запрещающие прописку супругов и членов их семей на жилую площадь супруга, проживающего в Москве, Ленинграде и Киеве в общежитии, независимо от его характера, или в качестве временного жильца, или в качестве поднанимателя на жилой площади другого лица. Данные правила, применение которых ведет к длительному разделению семей, противоречат статье 53 Конституции СССР, статье 11 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, а также соответствующим положениям международных актов о правах человека.
Исходя из необходимости приведения нормативных актов о прописке в соответствие с конституционными и международно - правовыми положениями о правах человека,
руководствуясь статьей 124 Конституции СССР, статьями 12 и 18 Закона СССР "О конституционном надзоре в СССР",
Комитет конституционного надзора СССР пришел к заключению:
1. Положения о прописке, обязывающие граждан получать разрешение органов внутренних дел или других государственных органов на проживание во всех населенных пунктах на территории СССР, ограничивают право граждан на свободу передвижения и свободу выбора местожительства. Эти ограничения, кроме тех, которые необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других лиц, должны быть устранены из законодательства путем его поэтапного пересмотра с целью замены разрешительного порядка прописки регистрационным в процессе перехода к рыночным отношениям, создания рынка жилья и рабочей силы.
2. Не соответствуют Конституции СССР, законам СССР, международным актам, нарушают закрепленные ими права и свободы граждан и на основании статьи 124 Конституции СССР и статьи 21 Закона СССР "О конституционном надзоре в СССР" теряют силу с момента принятия настоящего Заключения следующие положения нормативных актов по вопросам прописки:
подпункты "г" и "д" пункта 2 Постановления Совета Министров СССР от 25 июня 1964 г. N 585 "Об утверждении Положения о прописке и выписке населения в городе Москве", согласно которым запрещено принимать в высшие, средние специальные учебные заведения и профессионально - технические училища Москвы иногородних граждан в количестве большем, чем они могут быть обеспечены общежитиями, за исключением определяющихся на время учебы в высших учебных заведениях к близким родственникам при наличии у них нормы жилой площади, предусмотренной для студенческих общежитий;
подпункт "а" пункта 5 Постановления Совета Министров СССР от 4 октября 1962 г. N 1063 "О частичном изменении порядка прописки граждан в Москве" - в части, запрещающей прописку супругов и членов их семей на жилую площадь другого супруга, проживающего в общежитии семейного типа или в качестве временного жильца, или в качестве поднанимателя на жилой площади другого лица, а также Постановление Совета Министров СССР от 24 января 1963 г. N 116 "О распространении на город Ленинград ограничений в прописке граждан, установленных Постановлением Совета Министров СССР от 4 октября 1962 г. N 1063 для города Москвы"; подпункт "б" пункта 9 Положения о прописке и выписке населения в городе Москве, утвержденного Постановлением Совета Министров от 25 июня 1964 г. N 585; последний абзац пункта 9 Постановления Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г. N 678 "О некоторых вопросах прописки граждан"; последний абзац подпункта "а" пункта 1 Постановления Совета Министров СССР от 6 августа 1985 г. N 737 "О некоторых ограничениях прописки граждан в городе Киеве" - в части, предусматривающей аналогичный запрет на прописку в городах Ленинграде и Киеве супругов и членов их семей на соответствующую жилую площадь другого супруга;
пункт 27 Положения о паспортной системе в СССР, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г. N 677, предусматривающий обязанность лиц, которым отказано в прописке в населенном пункте, куда они прибыли, выбыть из этого населенного пункта в 7-дневный срок.
Заместитель Председателя Комитета
конституционного надзора СССР
Б.ЛАЗАРЕВ
Остальные материалы раздела: Прочие СССР 1917-1992
Предыдущая Заключение Комитета конституционного надзора СССР от 26.10.1990 N 10 2-7 О нормативных актах союзных республик. предусматривающих приостановлениСледующая Заявление Президиума ВС РСФСР. Совмина РСФСР от 29.10.1990 О проведении испытаний ядерного оружия на полигоне Новая Земля