Путь:
Навигация
- Декреты СССР 1917-1992
- Законы СССР 1917-1992
- Инструкции СССР 1917-1992
- Обращения СССР 1917-1992
- Письма СССР 1917-1992
- Положения СССР 1917-1992
- Постановления СССР 1917-1992
- Правила СССР 1917-1992
- Приказы СССР 1917-1992
- Прочие СССР 1917-1992
- Распоряжения СССР 1917-1992
- Указы СССР 1917-1992
- Циркуляры СССР 1917-1992
Язык [ РУССКИЙ ]
Новые материалы
- Геноцид собственного народа или зеленская чума 21 века 2024-04-27
- Бизнес-ланч как организовать обед с выгодой 2024-03-23
- Болезни, которые успешно лечатся в современных клиниках 2024-03-10
- Пополнить Steam Пополнение Счета через Steam 2024-03-05
- 10 способов оптимизации пространства в маленькой ванной 2024-02-03
- Магия звука выберите подходящий музыкальный инструмент для вашего творчества 2024-01-22
- Куда можно поехать отдохнуть в России 2024-01-22
- Преимущества доставки еды комфорт, разнообразие и экономия времени 2024-01-14
- Все что нужно знать о покупке земли 2024-01-14
- NATO-УГРОЗА СТАБИЛЬНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ 2023-12-05
- Займ Бесплатно на Карту Онлайн. Финансовая Гибкость и Удобство в Одном Клике 2023-11-30
- Преимущества краткосрочного займа на карту 2023-11-27
- Украине уже пора снять розовые очки и оценить, что значит война, нацизм и терроризм 2023-11-03
- юрии 0000-00-00
- Понимание основ охраны труда 2023-10-11
Картинка недели
Приказы СССР 1917-1992
Категории
Приказ Минюста СССР от 05.11.1976 N 26 О соблюдении судами установленных законом процессуальных сроков рассмотрения гражданских и уголовных дел
Дата публикации: До 2014-05-28Просмотров: 657
Материал приурочен к дате: 1976-11-05
Прочие материалы относящиеся к: Дате 1976-11-05 Материалы за: Год 1976
Автор: Мета Гость
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ СССР
ПРИКАЗ
от 5 ноября 1976 г. N 26
О СОБЛЮДЕНИИ СУДАМИ УСТАНОВЛЕННЫХ ЗАКОНОМ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ
СРОКОВ РАССМОТРЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ И УГОЛОВНЫХ ДЕЛ
Своевременное рассмотрение судами гражданских и уголовных дел является важнейшей задачей советского судопроизводства, решение которой способствует укреплению социалистической законности. Неукоснительное выполнение требований закона о соблюдении сроков рассмотрения дел - одна из основных обязанностей судебных работников.
За последние годы органы юстиции и суды усилили внимание к вопросам повышения оперативности правосудия.
В целях улучшения организации работы по соблюдению процессуальных сроков многие министерства и отделы юстиции изучили состояние работы судов по обеспечению своевременного рассмотрения уголовных и гражданских дел, вскрыли причины их отложения и приостановления, разработали рекомендации о повышении качества подготовки дел к судебному разбирательству. Работа судов по соблюдению процессуальных сроков обсуждалась на заседаниях коллегий министерств юстиции РСФСР, УССР, Литовской ССР и некоторых других союзных республик.
Во многих союзных республиках сократилось количество гражданских дел, разрешенных в срок свыше месяца.
В судах Литовской ССР (Министр юстиции тов. Рандакявичус А.Б.), Латвийской ССР (Министр юстиции тов. Дзенитис Я.Э.) за последние пять лет количество гражданских и уголовных дел, рассмотренных с нарушением установленных законом процессуальных сроков, уменьшилось в три раза.
Сократились сроки рассмотрения уголовных дел в судах Грузинской ССР, Азербайджанской ССР, Таджикской ССР и Армянской ССР.
Хороших результатов по рассмотрению уголовных и гражданских дел в установленные законом сроки добиваются в течение ряда лет суды Украинской ССР и Киргизской ССР.
Вместе с тем некоторые народные и областные суды не обеспечивают соблюдение процессуальных сроков и значительное количество дел рассматривают несвоевременно. Так, в Молдавской ССР почти по каждому пятому, а в Белорусской ССР по каждому шестому гражданскому делу нарушаются установленные законом сроки рассмотрения.
В отдельных народных судах несвоевременно разрешаются дела, для которых законом установлены сокращенные сроки рассмотрения (например, трудовые, о взыскании алиментов, о хулиганстве). Судами Молдавской ССР по каждому третьему делу о восстановлении на работе, а судами Белорусской, Туркменской союзных республик и некоторых областей РСФСР по каждому третьему делу о возмещении имущественного ущерба, причиненного рабочими и служащими при исполнении трудовых обязанностей, нарушен срок рассмотрения.
Изучение судебной практики и проверки показали, что основной причиной нарушения процессуальных сроков являются, как правило, недостатки в организации работы судов.
Не во всех судах установленный порядок приема населения и распределения дел между судьями обеспечивает оперативное их разрешение; не всегда председателями судов осуществляется надлежащий контроль за прохождением дел; нередко отложение судебных заседаний является прямым следствием нераспорядительности судей.
В нарушение установленных правил ведения делопроизводства исковые заявления в отдельных судах не регистрируются, на них не проставляется дата поступления в суд, в результате чего вопрос о подготовке дел к судебному разбирательству и назначение их к слушанию решается спустя длительное время. Отсутствие в некоторых судах журналов учета дел, назначенных к рассмотрению в судебном заседании, затрудняет осуществление контроля за их движением со стороны председателей судов.
В ряде случаев судами допускается упрощенный подход к такой важной стадии процесса, как подготовка дел к судебному разбирательству, что приводит к неоднократному их отложению с целью истребования необходимых доказательств, вызова дополнительных свидетелей и т.д. В этой стадии процесса не всегда принимаются меры, обеспечивающие оперативное рассмотрение дел.
В отдельных судах не изжиты случаи назначения гражданских и уголовных дел к судебному разбирательству с нарушением срока, установленного для их рассмотрения, а также отложения разбирательства дел без указания даты нового судебного заседания, приостановления производства по делам по основаниям, не предусмотренным законом. Нередко такие дела в результате отсутствия надлежащего контроля со стороны председателей судов остаются без движения продолжительное время.
Имеют место факты, когда суды несвоевременно назначают экспертизу по уголовным и гражданским делам, направляют неполные и некачественные материалы для экспертного исследования, в результате чего проведение экспертиз затягивается.
Не все суды изучают причины отложения разбирательства дел и приостановления производства по ним, не реагируют должным образом на факты неявки в судебные заседания участников процесса и не принимают установленных законом мер воздействия к свидетелям, не явившимся без уважительных причин.
Отмеченные недостатки имеют место и при разбирательстве дел по первой инстанции в ряде областных и краевых судов, Верховных судов автономных и союзных республик.
Несмотря на имеющиеся недостатки, некоторые министерства и отделы юстиции не осуществляют постоянный контроль за своевременным рассмотрением уголовных и гражданских дел, не ведут учет дел, разрешение которых приняло длительный, затяжной характер, при проверках организации работы судов в ряде случаев не уделяют внимание этому важному участку судебной деятельности. Принимаемые по результатам проверок решения зачастую носят общий характер и поэтому не оказывают существенного влияния на соблюдение судами установленных законом сроков рассмотрения дел.
При выездах на места не всегда оказывается необходимая помощь судьям в подготовке к судебному разбирательству наиболее сложных категорий гражданских дел, вызывающих особые трудности при их рассмотрении (трудовые, жилищные, авторские и др.).
Руководители органов юстиции и судов не всегда проявляют необходимую требовательность к судьям, систематически допускающим нарушение сроков по делам, недостаточно остро и принципиально реагируют на факты нераспорядительности и волокиты. Редко практикуют заслушивание отчетов председателей судов и судей о работе по соблюдению процессуальных сроков на заседаниях коллегий министерств и оперативных совещаниях в отделах юстиции.
В некоторых министерствах и отделах юстиции имеют место существенные недостатки в работе по проверке жалоб граждан на медлительность рассмотрения судебных дел, не изжиты случаи невнимательного и формального подхода к разрешению таких жалоб.
В целях улучшения организации работы по соблюдению судами установленных законом процессуальных сроков рассмотрения гражданских и уголовных дел приказываю:
1. Министрам юстиции союзных и автономных республик, начальникам краевых, областных, городских отделов юстиции исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся, председателям Верховных судов союзных и автономных республик, краевых, областных, городских судов, судов национальных округов, районных (городских) народных судов, военных трибуналов, народным судьям соблюдение установленных законом процессуальных сроков разрешения гражданских и уголовных дел считать одним из важнейших условий выполнения возложенных на суды задач по обеспечению законности при осуществлении правосудия, своевременной защиты прав граждан, государственных и общественных организаций, повышения авторитета суда и воспитательного значения судебной деятельности.
2. Председателям Верховных судов союзных и автономных республик, краевых, областных, городских судов, судов национальных округов, районных (городских) народных судов, военных трибуналов:
установить повседневный контроль за прохождением дел и материалов, поступивших в суд, своевременностью их регистрации и оформления;
в целях предупреждения нарушения сроков рассмотрения дел организовать четкий порядок назначения их к слушанию, не допуская необоснованной передачи дел и заявлений от одного судьи к другому, распределять поступившие дела между судьями с учетом их нагрузки;
тщательно выяснять причины несвоевременного разрешения дел и принимать действенные меры к их устранению.
3. Председателям судов и судьям улучшить организацию подготовки дел к судебному разбирательству, принимая в этой стадии процесса все необходимые меры по обеспечению оперативного их рассмотрения:
своевременно разрешать имеющиеся ходатайства, истребовать от государственных учреждений, предприятий, колхозов и иных кооперативных и общественных организаций или граждан дополнительные письменные и вещественные доказательства, содействуя сторонам в их получении;
определять возможно короткие сроки для рассмотрения дел в судебных заседаниях;
заблаговременно извещать всех участников процесса о времени судебного разбирательства, принимая оперативные меры к их явке в суд.
Острее реагировать на факты отложения судебных заседаний в связи с неявкой без уважительных причин участников процесса путем вынесения частных определений; принимать установленные законом меры воздействия к неявившимся свидетелям.
В случае назначения по делу экспертизы направлять полные и качественные материалы для экспертного исследования.
4. Министерствам и отделам юстиции:
усилить контроль за организацией работы судов по соблюдению сроков рассмотрения уголовных и гражданских дел; своевременно выявлять дела, находящиеся в производстве судов длительное время, брать их на особый учет и принимать меры к немедленному их разрешению;
периодически предусматривать в планах мероприятия, направленные на повышение оперативности в работе судов;
при проверках на местах должное внимание уделять вопросам качества подготовки дел к судебному разбирательству и оказывать необходимую помощь в своевременном их рассмотрении;
систематически изучать и обобщать письма, заявления и жалобы на длительное рассмотрение судебных дел, проявлять чуткий, принципиальный и деловой подход к разрешению каждой такой жалобы, обращая при этом особое внимание на защиту прав и законных интересов граждан и организаций; вскрывать причины нарушения процессуальных сроков и привлекать к строгой ответственности виновных в волоките.
5. Верховным судам союзных и автономных республик, краевым, областным, городским судам усилить надзор за соблюдением процессуальных сроков нижестоящими судами, при кассационном рассмотрении дел реагировать на случаи грубого нарушения сроков путем вынесения частных (особых) определений; при повторной отмене решений народных судов по гражданским делам обсуждать вопрос о принятии этих дел к своему производству.
6. Президиумам коллегий адвокатов принимать строгие меры к адвокатам, не явившимся в судебные заседания без уважительных причин, своевременно реагировать на частные (особые) определения судов, вынесенные по фактам ненадлежащего их отношения к своим обязанностям.
7. Научно-исследовательским институтам и лабораториям судебных экспертиз сократить сроки проведения экспертиз и представления в суд результатов исследований; исключить случаи неявки экспертов по вызову суда без уважительной причины.
8. Министерствам юстиции союзных республик в ежегодно представляемых докладах об итогах работы отражать основные мероприятия органов юстиции и судов, направленные на повышение оперативности рассмотрения уголовных и гражданских дел.
Министр юстиции СССР
В.И.ТЕРЕБИЛОВ
Остальные материалы раздела: Приказы СССР 1917-1992
Предыдущая Приказ Минюста СССР от 19.10.1976 N 22 О дальнейшем совершенствовании работы государственного нотариатаСледующая Приказ Госстроя СССР от 12.11.1976 N 39 О признании утратившими силу решений Правительства СССР. приказов и писем Госстроя СССР по вопросам изобр