Путь:
Навигация
- Декреты СССР 1917-1992
- Законы СССР 1917-1992
- Инструкции СССР 1917-1992
- Обращения СССР 1917-1992
- Письма СССР 1917-1992
- Положения СССР 1917-1992
- Постановления СССР 1917-1992
- Правила СССР 1917-1992
- Приказы СССР 1917-1992
- Прочие СССР 1917-1992
- Распоряжения СССР 1917-1992
- Указы СССР 1917-1992
- Циркуляры СССР 1917-1992
Язык [ РУССКИЙ ]
Новые материалы
- Геноцид собственного народа или зеленская чума 21 века 2024-04-27
- Бизнес-ланч как организовать обед с выгодой 2024-03-23
- Болезни, которые успешно лечатся в современных клиниках 2024-03-10
- Пополнить Steam Пополнение Счета через Steam 2024-03-05
- 10 способов оптимизации пространства в маленькой ванной 2024-02-03
- Магия звука выберите подходящий музыкальный инструмент для вашего творчества 2024-01-22
- Куда можно поехать отдохнуть в России 2024-01-22
- Преимущества доставки еды комфорт, разнообразие и экономия времени 2024-01-14
- Все что нужно знать о покупке земли 2024-01-14
- NATO-УГРОЗА СТАБИЛЬНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ 2023-12-05
- Займ Бесплатно на Карту Онлайн. Финансовая Гибкость и Удобство в Одном Клике 2023-11-30
- Преимущества краткосрочного займа на карту 2023-11-27
- Украине уже пора снять розовые очки и оценить, что значит война, нацизм и терроризм 2023-11-03
- юрии 0000-00-00
- Понимание основ охраны труда 2023-10-11
Картинка недели
Приказы СССР 1917-1992
Категории
Приказ Минздрава РСФСР от 11.04.1990 N 76 О дальнейшем улучшении санаторно-курортной помощи детям с нетуберкулезными заболеваниями в РСФСР
Дата публикации: До 2014-05-28Просмотров: 713
Материал приурочен к дате: 1990-04-11
Прочие материалы относящиеся к: Дате 1990-04-11 Материалы за: Год 1990
Автор: Мета Гость
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РСФСР
ПРИКАЗ
от 11 апреля 1990 г. N 76
О ДАЛЬНЕЙШЕМ УЛУЧШЕНИИ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ ПОМОЩИ
ДЕТЯМ С НЕТУБЕРКУЛЕЗНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ В РСФСР
В системе охраны здоровья детей, профилактики хронических заболеваний важное место принадлежит санаторно-курортной помощи как этапу восстановительного лечения и оздоровления.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19.11.87 N 1318 "Основные направления развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года" поставлена задача обеспечить к 1995 г. нуждающихся детей различными видами санаторно-курортного лечения.
В настоящее время в республике функционирует 405 детских санаториев нетуберкулезного профиля на 44,8 тыс. коек, из них 21 санаторий республиканского подчинения на 4965 коек.
За годы XII пятилетки по всем источникам финансирования введено в строй санаториев для детей на 1075 мест в восьми территориях РСФСР (Ставропольский край, Владимирская, Кировская, Воронежская, Пермская области, Северо-Осетинская, Марийская АССР, г. Ленинград), в стадии строительства находится 11 санаториев на 1551 место.
В соответствии с решением Секретариата ЦК КПСС, распоряжением Совета Министров РСФСР в целях улучшения санаторно-курортной помощи детям Министерству здравоохранения РСФСР в 1988 - 1989 годах передан ряд учреждений, в которых организованы детские республиканские санатории: пульмонологический санаторий "Кратово" мощностью 240 коек для детей дошкольного возраста, кардиоревматологический санаторий "Клязьма"на 100 коек, санаторий "Бимлюк" на 250 коек, 2 санатория для детей с родителями "Горячий ключ" на 90 коек и "Вулан"на 300 коек.
Ежегодно в детских санаториях системы Минздрава РСФСР оздоравливается более 200 тыс. детей. В ряде санаториев Ставропольского, Краснодарского краев, Владимирской, Горьковской, Московской областей обеспечено высокое качество лечебно-оздоровительной работы с широким использованием естественных и преформированных лечебных факторов.
Более активно в последние годы стали использоваться и другие формы санаторного лечения: оздоровление детей в санаторных пионерских лагерях, санаторных группах детских дошкольных учреждений, санаториях-профилакториях промышленных предприятий. Получают развитие санатории для совместного пребывания детей с родителями.
Ведутся поиски оптимальных форм организации санаторной помощи. Так, Горьковский научно-исследовательский педиатрический институт проводит совместную с Северо-Кавказским зональным управлением специализированных санаториев научно-практическую работу по этапному лечению детей с хроническими заболеваниями органов пищеварения, изучению непосредственных и отдаленных результатов санаторно-курортного лечения, разработке информативных критериев эффективности лечения.
Однако санаторно-курортная помощь детям в РСФСР по-прежнему является одним из самых запущенных разделов здравоохранения. Такая оценка особенно тревожна в связи с наблюдающейся в последние годы тенденцией ухудшения состояния здоровья детей. Нарастает количество хронических заболеваний. За период с 1985 г. число детей, состоящих под диспансерным наблюдением, увеличилось на 1,2 млн. человек, или на 12,4 процента, в том числе по поводу детского церебрального паралича на 15,5 процента, анемии - на 17,2 процента, заболеваний ЛОР-органов - на 14,1 процента, бронхиальной астмы - на 10,9 процента, ревматоидного полиартрита - на 20 процентов. Отмечается рост госпитализированных детей в больницы с 6,6 до 7,3 млн. Однако только 6,5 процента детей, из числа находящихся под диспансерным наблюдением по поводу хронической патологии и нуждающихся в санаторном лечении, получают его.
За годы XI пятилетки и 4 года текущей в большинстве административных территорий не введено ни одной детской санаторной койки. Число детских санаториев сократилось с 413 до 405, а число мест в них с 45,6 тыс. до 44,8 тыс.
Несмотря на задания Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20.06.88 N 764 "О мерах по дальнейшему улучшению охраны здоровья населения и укреплению материально-технической базы здравоохранения", одноименного Постановления Совета Министров РСФСР от 06.10.88 N 427 и Приказа Минздрава РСФСР от 12.12.88 N 321, 11 административных территорий не включили строительство детских санаториев в план и на XIII пятилетку, в том числе Калмыцкая АССР и Камчатская область, где нет ни одного детского санатория.
Недостаточно привлекаются и используются средства промышленных предприятий, новые формы хозяйствования для укрепления материально-технической базы детских санаториев.
В целом по республике обеспеченность детскими санаторными койками составляет 13,2 на 10 тыс. детского населения (СССР - 11,0, норматив - 20,9).
Тяжелое положение с санаторной помощью детям сложилось в Приморском крае, Якутской АССР, Амурской, Мурманской, Тюменской, Читинской областях, где обеспеченность санаторными койками составляет от 1,5 до 3 на 10 тыс. детского населения.
В то же время отмечается крайне неудовлетворительное состояние материально-технической базы и существующих детских санаториев.
В республике лишь 15 процентов детских санаториев расположены в типовых зданиях, 35 процентов в зданиях ветхого фонда, без канализации и водопровода, нередко с печным отоплением, 50 процентов имеют мощность 30 - 90 коек.
Только 47 процентов местных детских санаториев имеют кабинеты функциональной диагностики, 13 процентов - биохимические лаборатории, 70 процентов - клинические, 3 процента - климатоверанды, 11 процентов - водолечебницы.
В таких учреждениях нет возможности организовать лечебно-диагностический процесс на должном уровне, использовать в полном объеме современные медицинские технологии. Большинство детских санаториев плохо обеспечены современной медицинской аппаратурой и оборудованием. В связи с отсутствием табеля оснащения санаториев различного профиля затруднено определение их потребности в медицинской технике.
Значительный дефицит детских санаторных коек и неудовлетворительные условия их размещения обусловили нерациональное профилирование сети без учета структуры заболеваемости детей. Наиболее недоступна санаторная помощь детям с заболеваниями почек, желудочно-кишечного тракта, детским церебральным параличом. Практически отсутствуют санатории для детей, страдающих сахарным диабетом. В подавляющем большинстве санаториев дети принимаются на лечение лишь с 4-летнего возраста.
Вместе с тем, при крайне низком удовлетворении потребности имеющиеся детские санатории используются неэффективно.
Так, в детских санаториях Вологодской, Курганской, Оренбургской, Пермской областей, Башкирской, Удмуртской, Якутской АССР охват физиопроцедурами не превышает 40 процентов. В целом по РСФСР низок процент использования бальнеологических факторов - 22.
Отсутствует преемственность в работе санаториев с местными органами здравоохранения, лечебно-профилактическими учреждениями. В результате много фактов неиспользования санаторных путевок, опозданий, досрочных отъездов. Формально работают санаторно-курортные отборочные комиссии детских поликлиник. В лечебно-профилактических учреждениях не ведется надлежащий учет больных детей по профилям заболеваний, с определением нуждаемости в санаторно-курортном лечении. Нередко дети направляются в санатории недообследованными, с несанированными очагами хронической инфекции, среди направленных растет число детей с противопоказаниями для лечения в условиях санатория. Например, в республиканские детские нетуберкулезные санатории Северо-Кавказского зонального управления специализированных санаториев в 1989 г. было направлено 386 детей с противопоказаниями (в 1985 г. - 101).
Руководители санаториев недостаточно используют свои права по обеспечению эффективной работы учреждения, не всегда принимают оперативные самостоятельные решения.
В большинстве детских санаториев не организовано сбалансированное и рациональное диетическое питание. Предпочтение отдается крупяным блюдам, на гарниры мало используются овощи, дети не получают достаточного количества фруктов, молока и молочных продуктов. Отмечаются нарушения санитарно-противоэпидемического режима в пищеблоках.
Принципиально новых решений требует организация учебно-воспитательной работы в санаториях, которые должны быть местом не только медицинской, но и психолого-педагогической реабилитации. Учебно-воспитательный процесс не адаптирован к этапам лечебно-оздоровительных мероприятий.
Однако до настоящего времени научно разработанные приемы, методы и способы организации учебной деятельности ребенка, адекватные его физическому состоянию, характеру особенностей психологического состояния и психических отклонений, которые обусловлены его заболеванием, отсутствуют.
Не изжиты факты нарушений медицинской этики и деонтологии, что неблагоприятно действует на морально-психологическое состояние ребенка.
Не внедряются оптимальные сроки лечения детей в санаториях; до сих пор сроки лечения приравниваются к продолжительности учебной четверти - 35, 45, 60 и 72 дня, что, по заключению специалистов, снижает эффективность лечения, приводит к экономическим издержкам, нерентабельному использованию дефицитной санаторной койки.
Научно-исследовательские институты курортологии и физиотерапии, педиатрии, медицинские институты не обеспечивают должной практической и методической помощи за работой детских нетуберкулезных санаториев.
Не определены роль и место санаторно-курортных учреждений в системе восстановительного лечения детей. Не разработана методология оценки эффективности и отдаленных результатов лечения. Практически отсутствует совместная деятельность научных подразделений и детских санаториев, нет научно-практических объединений, клинических санаториев. Не решены вопросы подготовки специалистов для работы в детских санаториях.
В республике нет ни одной кафедры детской курортологии.
Неэффективна роль главных специалистов всех уровней в решении актуальных задач санаторной помощи детям, внедрении интенсивных путей ее развития. Зональные управления специализированных санаториев Минздрава РСФСР не выполняют возложенные на них функции по совершенствованию санаторно-курортной помощи детям, координации деятельности местных органов здравоохранения по развитию службы.
В целях коренной перестройки организации санаторной помощи детям, ее совершенствования, развития и повышения качества приказываю:
1. Министрам здравоохранения АССР, заведующим краевыми, областными отделами здравоохранения, начальникам главных управлений и управлений здравоохранения, начальникам зональных управлений специализированных санаториев, главным врачам республиканских детских санаториев:
1.1. Обеспечить безусловное выполнение Постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19.11.87 N 1318 "Основные направления развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения в XII пятилетке и на период до 2000 года", от 20.06.88 N 764 "О мерах по дальнейшему улучшению охраны здоровья населения и укреплению материально-технической базы здравоохранения", соответствующего постановления Совета Министров РСФСР, приказов Минздравов СССР и РСФСР в части дальнейшего развития и совершенствования санаторной помощи детям.
1.2. Осуществить в течение 1990 г. паспортизацию материальной базы и оснащения детских санаториев. На основе полученных данных обеспечить развитие материально-технической базы детских санаториев и оснащение их медицинским оборудованием и аппаратурой. Результаты паспортизации представить в Министерство здравоохранения РСФСР к 01.02.91.
1.3. С учетом местных условий организовать на базе существующих детских санаториев заезды детей с родителями, в первую очередь для детей дошкольного возраста, страдающих эндокринной патологией, заболеваниями нервной системы, опорно-двигательного аппарата.
1.4. Для обеспечения преемственности в лечении детей, совершенствования системы восстановительного их лечения перепрофилировать местные детские нетуберкулезные санатории мощностью от 30 до 90 коек в отделения восстановительного лечения и долечивания детских стационаров, предусмотрев в них организацию реабилитационных отделений не менее 3 основных профилей: соматического, аллергопульмонологического и неврологического.
1.5. В целях эффективного использования детских санаториев и санаторных факторов в лечении детей обеспечить во всех санаториях, не располагающих гидроминеральной базой, внутренний прием бутылочных минеральных вод, а также проведение искусственной бальнеотерапии (йодо-бромных, хлоридно-натриевых, углекислых, радоновых, морских и хвойных ванн) в соответствии с существующими методиками.
1.6. В течение 1990 г. отработать в республике (АССР), крае, области базовый детский санаторий для распространения современных форм работы и повышения квалификации кадров; утвердить положение о нем.
1.7. Обеспечить укомплектование детских санаториев медицинскими кадрами; провести в 1990 г. аттестацию медицинских работников этих учреждений и по ее результатам принять меры к повышению их квалификации.
1.8. Шире использовать права, предоставленные руководителям учреждений здравоохранения по установлению штатов детских санаториев с учетом существующей номенклатуры должностей и в пределах планового фонда заработной платы, имея в виду формирование потенциала кадров для эффективного лечения с использованием санаторно-курортных и преформированных факторов.
1.9. Предоставить право главным врачам санаториев устанавливать индивидуальные сроки лечения детей в зависимости от состояния и динамики процесса, при этом в среднем 35 - 45 дней на курортах и в местных санаториях и 24 дня в санаториях для детей с родителями. В санаториях для лечения детей с церебральными параличами - не менее 60 дней.
1.10. Улучшить организацию и повысить качество лечебного питания детей в санаториях, установить действенный контроль за соблюдением натуральных норм расходов на питание, учетом поступления и расходования продуктов.
1.11. В целях дальнейшего совершенствования организации санаторно-курортной помощи детям, четкого учета медицинской эффективности, правильного комплексного лечения внедрить в деятельность всех санаториев "Критерии эффективности санаторно-курортного лечения детей с использованием балльной оценки", утвержденные Минздравом СССР 03.05.89.
1.12. Принять меры к оптимизации работы санаторно-курортных отборочных комиссий, не допускать случаев неиспользования путевок, направления недообследованных, непоказанных и противопоказанных детей в санатории. Применять к виновным лицам меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные действующим законодательством, в необходимых случаях передавать материалы в следственные органы.
2. Проблемным научным центрам "Медицинская реабилитация, бальнео- и физиотерапия" (т. Кривобоков Н.Г.), "Материнство и детство" (т. Вельтищев Ю.Е.) в срок до 01.07.90 разработать и представить в Министерство здравоохранения РСФСР:
2.1. Целевую научно-практическую программу восстановительного лечения и оздоровления детей, включив в нее разделы по разработке организационной структуры указанного вида помощи и совершенствованию санаторно-курортного этапа.
2.2. Медицинские рекомендации по оптимальным формам обучения детей в санаториях с учетом профиля патологии.
3. Директору Пятигорского НИИ курортологии и физиотерапии т. Кривобокову Н.Г.:
3.1. Разработать и представить в срок до 01.07.90 предложения по созданию в РСФСР:
3.1.1. Научно-практических объединенийНИИ - профильный республиканский детский санаторий.
3.1.2. Функциональных объединений профильных отделений детских больниц с санаториями (местными и республиканскими) и специализированные центры.
3.1.3. Клинических санаториев с указанием научной и практической базы.
3.2. С учетом социальной значимости проблемы сахарного диабета, тенденции к росту этой патологии - предложения по организации санаторного лечения детей, страдающих сахарным диабетом.
3.3. В срок до 01.07.90 составить перечень имеющих практическое значение и рекомендуемых для внедрения методических рекомендаций по санаторно-курортной помощи детям на основе экспертной их оценки.
4. Главному управлению охраны здоровья матери и ребенка (т. Зелинская Д.И.), отделу санаторной помощи (т. Абдулаева Н.В.) в срок до 01.08.90 подготовить социальный заказ на выполнение НИР по проблемам совершенствования санаторной помощи детям для включения в программу ПНЦ "Медицинская реабилитация, бальнео- и физиотерапия" на XIII пятилетку.
5. Начальнику Главного управления научных учреждений т. Шабалину В.Н. рассмотреть в установленном порядке вопрос о создании в РСФСР в XIII пятилетке НИИ детской курортологии и физиотерапии.
6. Главному управлению учебных заведений (т. Мутовин Г.Р.) до 01.09.90 решить вопрос о переводе кафедры курортологии и физиотерапии факультета усовершенствования врачей Кубанского медицинского института им. Красной Армии на базу республиканского детского санатория им. Н.А. Семашко г. Сочи, преобразовав ее в кафедру детской курортологии и физиотерапии.
7. Управлению капитального строительства и комплектации (т. Айрапетов В.Б.), отделу санаторной помощи (т. Абдулаева Н.В.):
7.1. Обеспечить действенный контроль за выполнением задания Постановления Совета Министров РСФСР от 06.10.88 N 427 "О мерах по дальнейшему улучшению охраны здоровья населения и укреплению материально-технической базы здравоохранения в РСФСР" и одноименного Приказа Минздрава РСФСР в части строительства детских санаториев.
7.2. Принять меры к строительству и вводу в 1991 - 1995 годах республиканских детских санаториев на 780 мест.
8. Отделу санаторной помощи (т. Абдулаева Н.В.), Главному планово-экономическому управлению (т. Климкин М.В.) до 01.11.90 подготовить предложения по переводу детских санаториев на новые условия хозяйствования.
9. Отделу санаторной помощи (т. Абдулаева Н.В.):
9.1. В целях рационального использования республиканских детских санаториев, повышения эффективности их работы в течение 1990 г. изучить использование органами здравоохранения выделяемых путевок и на основе проведенного анализа подготовить предложения по изменению плана распределения бюджетных путевок в санатории республиканского подчинения для детей с нетуберкулезными заболеваниями и клиники НИИ курортологии и физиотерапии, а также предложения по предоставлению руководителям республиканских санаториев самостоятельного права вызывать детей на повторные курсы лечения.
9.2. Постоянно изучать и обобщать опыт лучших детских санаториев по эффективной организации работы и принимать меры к его распространению и внедрению в деятельность всех санаторно-курортных учреждений, оказывающих помощь детям.
9.3. В целях дальнейшего совершенствования управления санаторно-курортной помощи детям, повышения ее качества, улучшения взаимодействия науки и практики, а также формирования механизма обратной связи санаториев с органами и учреждениями здравоохранения организовать в установленном порядке в 1991 г. Центральный республиканский детский клинический санаторий.
10. Заместителю министра здравоохранения РСФСР т. Ваганову Н.Н. совместно с Главным планово-экономическим управлением (т. Климкин М.В.) в срок до 01.06.90 внести предложения по совершенствованию структуры управления санаторной помощью в республике.
11. В целях повышения уровня организационно-методического руководства и координации научных исследований создать Координационный совет по санаторно-курортному лечению детей Минздрава РСФСР (Приложение).
12. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя министра здравоохранения РСФСР т. Ваганова Н.Н. и Управление делами.
Первый заместитель Министра
В.Г.ПАНОВ
Приложение
к Приказу Минздрава РСФСР
от 11 апреля 1990 г. N 76
ПОЛОЖЕНИЕ
О КООРДИНАЦИОННОМ СОВЕТЕ МИНЗДРАВА РСФСР
ПО САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ
1. Общие положения
1. Координационный совет по санаторно-курортной помощи детям организуется при Министерстве здравоохранения РСФСР.
2. Основными задачами совета являются:
2.1. Разработка мероприятий, направленных на дальнейшее совершенствование санаторно-курортной помощи детям.
2.2. Подготовка материалов для обсуждения вопросов санаторно-курортной помощи детям на совещаниях, конференциях, комиссиях и т.д.
2.3. Рассмотрение предложений, поступающих от органов здравоохранения, Советского детского фонда имени В.И. Ленина и других организаций в Министерство здравоохранения РСФСР по вопросам санаторно-курортной помощи детям.
2.4. Проверка деятельности органов и учреждений здравоохранения по вопросам санаторной помощи детям.
2.5. Изучение и распространение опыта работы лучших санаториев по организации санаторного лечения детей.
3. Персональный состав Координационного совета Минздрава РСФСР по санаторно-курортной помощи детям учреждается Министерством здравоохранения РСФСР.
4. Совет в своей деятельности руководствуется законами СССР, РСФСР, постановлениями и распоряжениями Совета Министров СССР, Совета Министров РСФСР, приказами и решениями коллегий Минздрава СССР и Минздрава РСФСР.
5. Совет разрабатывает и утверждает годовые и квартальные планы и обеспечивает их выполнение.
6. Заседания Совета проводятся не реже двух раз в год. Решения Совета принимаются открытым голосованием и являются рекомендательными для местных органов здравоохранения после утверждения их Министерством здравоохранения РСФСР.
2. Основные функции и права Совета
1. В соответствии с основными задачами Координационный совет Минздрава РСФСР по санаторно-курортной помощи детям:
1.1. Изучает, анализирует и обобщает опыт работы органов и учреждений здравоохранения по совершенствованию санаторно-курортной помощи детям.
1.2. Рассматривает предложения местных органов и учреждений здравоохранения, Советского детского фонда имени В.И. Ленина и других организаций по вопросам санаторно-курортной помощи детям.
1.3. Разрабатывает и дает рекомендации местным органам и учреждениям здравоохранения по совершенствованию организации санаторной помощи детям.
1.4. На основе изучения и обсуждения отдельных проблем по организации санаторно-курортной помощи детям вносит предложения руководству Министерства здравоохранения РСФСР по дальнейшему улучшению оказания санаторной помощи детям.
2. Координационный совет Минздрава РСФСР по санаторно-курортной помощи детям имеет право:
2.1. Знакомиться с состоянием работы органов и учреждений здравоохранения по организации санаторно-курортной помощи детям.
2.2. Запрашивать и получать от местных органов и учреждений здравоохранения материалы по санаторно-курортной помощи детям для изучения и обсуждения на заседаниях Совета.
2.3. Заслушивать на заседаниях Совета отдельных руководителей местных органов и учреждений здравоохранения по вопросам организации обеспечения детей санаторно-курортной помощью.
2.4. При рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы других министерств и организаций, на заседания могут приглашаться их представители.
2.5. Для подготовки материалов на рассмотрение Совета могут создаваться рабочие группы.
Начальник отдела
санаторной помощи
Н.В.АБДУЛАЕВА
Остальные материалы раздела: Приказы СССР 1917-1992
Предыдущая Приказ Минобразования РСФСР от 10.04.1990 N 82 О введении Основных положений хозяйственного механизма в народном образовании вместе с ОсновнымиСледующая Приказ Главархива СССР от 16.04.1990 N 13 Об утверждении показателей и порядка отнесения госархивов. архивохранилищ и цехов лабораторий микрофо