Путь:
Навигация
- Декреты СССР 1917-1992
- Законы СССР 1917-1992
- Инструкции СССР 1917-1992
- Обращения СССР 1917-1992
- Письма СССР 1917-1992
- Положения СССР 1917-1992
- Постановления СССР 1917-1992
- Правила СССР 1917-1992
- Приказы СССР 1917-1992
- Прочие СССР 1917-1992
- Распоряжения СССР 1917-1992
- Указы СССР 1917-1992
- Циркуляры СССР 1917-1992
Язык [ РУССКИЙ ]
Новые материалы
- Геноцид собственного народа или зеленская чума 21 века 2024-04-27
- Бизнес-ланч как организовать обед с выгодой 2024-03-23
- Болезни, которые успешно лечатся в современных клиниках 2024-03-10
- Пополнить Steam Пополнение Счета через Steam 2024-03-05
- 10 способов оптимизации пространства в маленькой ванной 2024-02-03
- Магия звука выберите подходящий музыкальный инструмент для вашего творчества 2024-01-22
- Куда можно поехать отдохнуть в России 2024-01-22
- Преимущества доставки еды комфорт, разнообразие и экономия времени 2024-01-14
- Все что нужно знать о покупке земли 2024-01-14
- NATO-УГРОЗА СТАБИЛЬНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ 2023-12-05
- Займ Бесплатно на Карту Онлайн. Финансовая Гибкость и Удобство в Одном Клике 2023-11-30
- Преимущества краткосрочного займа на карту 2023-11-27
- Украине уже пора снять розовые очки и оценить, что значит война, нацизм и терроризм 2023-11-03
- юрии 0000-00-00
- Понимание основ охраны труда 2023-10-11
Картинка недели
Приказы СССР 1917-1992
Категории
Приказ Минздрава РСФСР от 05.01.1990 N 3 О дальнейшем совершенствовании подготовки медицинских кадров по проблеме ВИЧ-инфекции
Дата публикации: До 2014-05-28Просмотров: 756
Материал приурочен к дате: 1990-01-05
Прочие материалы относящиеся к: Дате 1990-01-05 Материалы за: Год 1990
Автор: Мета Гость
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РСФСР
ПРИКАЗ
от 5 января 1990 г. N 3
О ДАЛЬНЕЙШЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПОДГОТОВКИ
МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ
В соответствии с Приказами Министерства здравоохранения СССР от 30.07.87 N 921 "Об организации в 1987 году подготовки кадров по проблеме СПИДа" и от 30.11.87 N 1230 "Об организации в 1988 - 1989 гг. подготовки кадров по проблеме СПИДа" в Российской Федерации развернута работа по обучению медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений.
Разработаны ЦОЛИУВ программы обучения студентов высших и средних специальных учебных заведений, апробированы программы обучения и повышения квалификации медицинских работников, утвержденные Минздравом СССР.
Начато обучение по проблеме ВИЧ-инфекции в вузах и средних специальных учебных заведениях, факультетах усовершенствования врачей и повышения квалификации преподавателей.
Проводятся семинары для врачей практического здравоохранения и средних медицинских работников.
В 1988 - 1989 гг. в институтах усовершенствования врачей подготовлены 1742 врача клинического профиля и врачей-лаборантов. Прошли аттестацию по проблеме ВИЧ-инфекции 365 руководителей органов и учреждений здравоохранения.
Вместе с тем нарастание ВИЧ-инфекции во всем мире, появление новых случаев заражения в РСФСР требуют в ближайшее время существенно повысить качество подготовки по проблеме ВИЧ-инфекции, охватить учебой всех работников практического здравоохранения.
В целях дальнейшего совершенствования подготовки кадров по проблеме ВИЧ-инфекции приказываю:
1. Министрам здравоохранения АССР, заведующим краевыми, областными отделами здравоохранения, начальникам главных управлений и управлений здравоохранения проводить ежегодную подготовку всех медицинских лечебно-профилактических учреждений в соответствии с разработанными программами (Приложения 1, 2). Предусмотреть тестовый контроль после окончания курсов по проблеме ВИЧ-инфекции, а также выборочный контроль знаний в процессе плановых проверок деятельности лечебно-профилактических учреждений.
2. Ректорам медицинских вузов:
2.1. Предусмотреть в учебных программах клинических и профильных теоретических дисциплин лекции и практические занятия по вопросам ВИЧ-инфекции.
2.2. Включить в учебные планы субординатуры для всех специальностей преподавание ВИЧ-инфекции и болезней, передающихся половым путем (Приложение 3).
2.3. Обеспечить учебу и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава клинических и профильных теоретических дисциплин, используя для этого клинические базы вуза, факультеты повышения квалификации и усовершенствования врачей, кафедру инфекционных болезней ММСИ им. Н.А. Семашко, ЦОЛИУВ и ГИДУВы.
3. Директорам средних учебных заведений:
3.1. Включить в учебные планы преподавание ВИЧ-инфекции (Приложение 2).
3.2. Обеспечить учебу и повышение квалификации преподавателей клинических и профильных дисциплин (Приложение 1).
4. Управлению кадров Минздрава РСФСР (т. Христюк В.М.) в срок до 01.01.90 подготовить ходатайство в Минздрав СССР о выделении мест в институтах усовершенствования врачей для подготовки руководителей здравоохранения административных территорий Российской Федерации в 1990 году по медицинским и социальным проблемам ВИЧ-инфекции.
5. Главному врачу Республиканского дома санитарного просвещения (т. Богун Т.Ф.), и.о. начальника Республиканского учебно-методического кабинета (т. Бакусева В.В.) разработать программу и методические рекомендации по обучению различных групп населения по проблеме ВИЧ-инфекции, сексуальному воспитанию в срок до 01.07.90.
6. Руководителю Республиканского центра по профилактике и борьбе со СПИДом (т. Шаламберидзе Т.Д.) определить и представить в Минздрав РСФСР к 15.01.90 порядок подготовки специалистов региональных и территориальных центров, диагностических лабораторий.
7. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на Главное управление учебных заведений (т. Мутовин Г.Р.) и Управление кадров (т. Христюк В.М.).
Министр
А.И.ПОТАПОВ
Приложение 1
к Приказу Минздрава РСФСР
от 5 января 1990 г. N 3
ПРОГРАММА
"СПИД И ЕГО ДИАГНОСТИКА" ДЛЯ ВРАЧЕЙ
КЛИНИЧЕСКОГО И ЛАБОРАТОРНОГО ПРОФИЛЯ НА ВСЕХ
ЦИКЛАХ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Продолжительность обучения: 6 - 18 учебных часов.
Программа "СПИД и его диагностика" для усовершенствования врачей клинического и лабораторного профиля разработана сотрудниками кафедры вирусологии ЦОЛИУВ (зав. кафедрой - профессор А.Г. Букринская).
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита) характеризуется различными клиническими симптомами, и с проявлениями этой инфекции может встретиться врач любой специальности. Поэтому общие сведения о СПИДе должны быть известны всем медикам с целью своевременной диагностики этого опасного заболевания. Быстрое выявление зараженных и больных будет препятствовать распространению СПИДа на территории нашей страны и способствовать экстренным лечебным и санитарно-эпидемиологическим мероприятиям. В соответствии с Приказом Минздрава СССР от 15.11.88 N 81 "О мерах по усилению борьбы с распространением СПИДа в СССР" предусматривается включить в программу последипломного обучения врачей раздел "СПИД и его диагностика" в объеме 6 - 18 учебных часов в зависимости от контингента слушателей (в счет часов основной учебной программы).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Организация работы по диагностике СПИДа.
1.1. Режим работы с ВИЧ и зараженным материалом.
1.2. Основные регламентирующие документы, определяющие работу по профилактике СПИДа.
1.3. Организация амбулаторно-поликлинической помощи инфицированным и больным пре-СПИДом и СПИДом.
1.3.1. Организация работы кабинета инфекционных заболеваний.
1.3.2. Организация работы анонимного кабинета.
1.3.3. Диспансеризация инфицированных больных.
1.3.4. Составление отчетной документации.
1.4. Врачебная этика и деонтология при работе с инфицированными больными.
2. Этиология и патогенез СПИДа.
2.1. Структурная организация вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) и его белки. Серотип вируса (ВИЧ-1 и ВИЧ-2).
2.2. Чувствительность вируса к факторам внешней среды и методы обеззараживания материала.
2.3. Изменчивость антигенной структуры вируса.
2.4. Образование провируса в чувствительных клетках как фатальное событие в патогенезе.
2.5. Причины разрушения иммуноциты и клеток ЦНС.
3. Иммунологические сдвиги при СПИДе.
3.1. Чувствительность иммуноцитов Т-клеток и макрофагов к вирусу. Роль СДЧ-рецептора.
3.2. Изменение соотношения лимфоцитов Т4:Т8.
3.3. Динамика накопления вирус-специфических антител в сыворотке инфицированных.
3.4. Иммунопатологические реакции (образование аутоантител и иммунных комплексов).
4. Клиника СПИДа и СПИД-ассоциированных болезней.
4.1. Синдром пре-СПИДа.
4.2. Клинические формы СПИДа (легочная, кишечная, церебральная, диссеминированная).
4.3. Особенности СПИДа у детей.
4.4. Поражение ЦНС при СПИДе.
4.5. Симптомы, свидетельствующие о высокой вероятности СПИДа.
4.6. Принципы дифференциальной диагностики.
4.7. СПИД-ассоциированные болезни.
4.7.1. Пневмоцистная пневмония.
4.7.2. Саркома Капоши.
4.7.3. Грибковые и протозойные инфекции.
4.7.4. Вирусные инфекции (герпес, цитомегаловирусные инфекции).
5. Эпидемиология СПИДа.
5.1. Пути заражения.
5.2. Группы риска.
5.3. Социальные факторы.
5.4. Особенности эпидемиологии на разных континентах СПИДа в СССР.
6. Лабораторная диагностика.
6.1. Выявление вирус-специфических антител с помощью ИФА. Возможность ложноположительных реакций.
6.2. Подтверждающие тесты. Иммуноблот.
7. Лечение и профилактика.
7.1. Этиотропные препараты: азидотимидан, декстран, сульфат и др.
7.2. Иммуномодулирующие препараты.
7.3. Препараты для лечения оппортунистических инфекций.
7.4. Подходы к созданию вакцины.
7.5. Организация системы санитарного просвещения.
Приложение 2
к Приказу Минздрава РСФСР
от 5 января 1990 г. N 3
УЧЕБНЫЙ ПЛАН И ПРОГРАММА
ЦИКЛА "СПИД, ЕГО ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА"
ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
Продолжительность обучения - 2 недели (78 часов).
Цель обучения на цикле: получение знаний по проблеме СПИД, ознакомление с методами лабораторной и клинической диагностики.
┌────┬───────────────────────────────────────────┬────────────────────────┐
│Код │ Наименование раздела │ Число учебных часов │
│раз-│ ├────┬────────┬─────┬────┤
│дела│ │лек-│практич.│семи-│все-│
│ │ │ции │занятия │нары │го │
├────┼───────────────────────────────────────────┼────┼────────┼─────┼────┤
𗈕 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 𗈚 │
├────┼───────────────────────────────────────────┼────┼────────┼─────┼────┤
│1. │Организация работы по диагностике СПИДа: │ │ │ │ │
│1.1.│Основные регламентирующие документы, │- │- │2 │2 │
│ │определяющие работу по профилактике СПИДа │ │ │ │ │
│1.2.│Режим работы с ВИЧ, кровью инфицированных │- │- │2 │2 │
│ │ВИЧ, при обследовании доноров и населения │ │ │ │ │
│ │на инфицирование ВИЧ │ │ │ │ │
│1.3.│Амбулаторно-поликлиническая помощь │- │- │1 │1 │
│ │инфицированным и больным пре-СПИДом и │ │ │ │ │
│ │СПИДом │ │ │ │ │
│1.4.│Диспансеризация инфицированных лиц │- │- │1 │1 │
│1.5.│Работа анонимного кабинета │- │- │1 │1 │
│1.6.│Режим больничного отделения с │- │- │1 │1 │
│ │госпитализированными больными СПИДом │ │ │ │ │
│1.7.│Санитарно-гигиенические требования, │- │- │1 │1 │
│ │предъявляемые к процедурному кабинету и │ │ │ │ │
│ │медперсоналу │ │ │ │ │
│2. │Возбудитель СПИДа: │ │ │ │ │
│2.1.│История открытия вируса иммунодефицита │1 │- │- │1 │
│ │человека I и II типов │ │ │ │ │
│2.2.│Структура ВИЧ │1 │- │- │1 │
│2.3.│Вирусные антигены и их локализация │2 │- │- │2 │
│ │в вирусной частице │ │ │ │ │
│2.4.│Изменчивость антигенной структуры вируса │1 │- │- │1 │
│2.5.│Чувствительность ВИЧ к факторам внешней │1 │- │- │1 │
│ │среды. Действие температуры, дезинфектан- │ │ │ │ │
│ │тов. Способы инактивации вируса и │ │ │ │ │
│ │обеззараживание материала │ │ │ │ │
│2.6.│Выделение вируса от зараженных и больных │1 │- │- │1 │
│3. │Патогенез СПИДа: │ │ │ │ │
│3.1.│Пути передачи вируса │2 │- │- │2 │
│3.2.│Чувствительные к вирусу клетки │1 │- │- │1 │
│3.3.│Причины перехода субклинической формы в │1 │- │- │1 │
│ │клиническую │ │ │ │ │
│3.4.│Причины гибели лимфоцитов и клеток ЦНС │1 │- │- │1 │
│3.5.│Летальность при СПИДе и ее причины │1 │- │- │1 │
│4. │Иммунная система: │ │ │ │ │
│4.1.│Изменение количества и соотношения │1 │- │- │1 │
│ │Т-лимфоцитов │ │ │ │ │
│4.2.│Вирусоспецифические антитела и динамика их │1 │- │- │1 │
│ │накопления в сыворотке инфицированных │ │ │ │ │
│4.3.│Роль аутоантител и иммунных комплектов │ │ │ │ │
│5. │Клиника СПИДа: │ │ │ │ │
│5.1.│Синдром пре-СПИД │1 │- │- │1 │
│5.2.│Лимфоаденопатия как ранний симптом СПИДа │1 │- │- │1 │
│5.3.│Клинические формы СПИДа (легочная, │1 │- │- │1 │
│ │кишечная, церебральная, диссеминированная) │ │ │ │ │
│5.4.│Особенности СПИДа у детей │1 │- │- │1 │
│5.5.│Болезни, ассоциированные со СПИДом │1 │- │- │1 │
│6. │Эпидемиология: │ │ │ │ │
│6.1.│Группы риска │2 │- │- │2 │
│6.2.│Социальные факторы │1 │- │- │1 │
│6.3.│Особенности эпидемиологии на разных │1 │- │- │1 │
│ │континентах │ │ │ │ │
│6.4.│СПИД В СССР │2 │- │- │2 │
│7. │Лабораторная диагностика: │ │ │ │ │
│7.1.│Выявление вирусоспецифических антител в │2 │15 │5 │22 │
│ │ИФА. Возможность ложноположительных │ │ │ │ │
│ │реакций │ │ │ │ │
│7.2.│Подтверждающие тесты. Иммуноблот │1 │2 │3 │6 │
│7.3.│Латеко-агглютинация │1 │- │- │1 │
│7.4.│Электронная микроскопия │1 │- │- │1 │
│8. │Лечение: │ │ │ │ │
│8.1.│Этиотропные препараты (азидотимидин и др.) │1 │- │1 │2 │
│8.2.│Иммуномодулирующие препараты и препараты │- │- │2 │2 │
│ │для лечения оппортунистических инфекций │ │ │ │ │
│9. │Профилактика СПИДа: │ │ │ │ │
│9.1.│Обеззараживание материалов и │2 │- │2 │4 │
│ │инструментария, применяемых при уходе за │ │ │ │ │
│ │больными, взятии крови, переливании крови, │ │ │ │ │
│ │парентеральном введении лекарственных │ │ │ │ │
│ │препаратов и т.д. │ │ │ │ │
│9.2.│Использование одноразовых шприцев, │- │- │2 │2 │
│ │обеззараживание шприцев и игл │ │ │ │ │
│9.3.│Система санитарного просвещения │- │- │2 │2 │
├────┼───────────────────────────────────────────┼────┼────────┼─────┼────┤
│ │Итого │35 │17 │26 │78 │
└────┴───────────────────────────────────────────┴────┴────────┴─────┴────┘
Учебный план и программа цикла "СПИД, его диагностика и профилактика" для слушателей системы повышения квалификации средних медицинских работников разработана кафедрой вирусологии Центрального института усовершенствования врачей Министерства здравоохранения СССР (зав. - член-корреспондент АМН СССР, профессор А.Г. Букринская).
Приложение 3
к Приказу Минздрава РСФСР
от 5 января 1990 г. N 3
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ЗАНЯТИЙ СО СТУДЕНТАМИ-СУБОРДИНАТОРАМИ (6-Й КУРС)
"ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ И БОЛЕЗНИ, ПЕРЕДАЮЩИЕСЯ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ"
┌──────┬────────────────────────────────────┬────────────────────┐
│N │ Тема │ Исполнитель │
│заня- │ │ │
│тия │ │ │
├──────┼────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │
├──────┼────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│1. │Советское законодательство по │Кафедра социальной │
│ │борьбе с венерическими заболеваниями│гигиены и советского│
│ │и СПИДом. │права или кожно- │
│ │Методики выявления и санации │венерических │
│ │источников заражения и контактов. │заболеваний │
│ │Инструктивно-методическая документа-│ │
│ │ция в настоящее время (для всех │ │
│ │факультетов) │ │
│2 - 3.│Клиника и диагностика заразного и │Кафедра кожно- │
│ │раннего скрытого сифилиса (для всех │венерических │
│ │факультетов) │заболеваний │
│4. │Ранний врожденный сифилис (для │Кафедра кожно- │
│ │педиатров и акушеров-гинекологов). │венерических │
│ │Висцеральный, нейросифилис, сифилис │заболеваний │
│ │костей и суставов (для хирургов, │ │
│ │терапевтов) │ │
│5. │Гонорея мужчин и женщин, детей: │Кафедра кожно- │
│ │клиника, течение, диагностика и │венерических │
│ │лечение (для всех факультетов) │заболеваний │
│ │
│ Другие инфекции, передаваемые половым путем │
│ │
│6 - 7.│Мочеполовой хламидиоз (урогениталь- │Кафедра кожно- │
│ │ные, суставные, глазные и висцераль-│венерических │
│ │ные осложнения у взрослых и детей). │заболеваний │
│ │Связь хламидиоза с поражением │ │
│ │внутренних органов женщин и │ │
│ │бесплодием (для акушеров- │ │
│ │гинекологов). │ │
│ │Трихомониаз, кандидоз, гарднереллез.│ │
│ │Особенности поражения у беременных. │ │
│ │Своевременные методы диагностики и │ │
│ │профилактики (для всех факультетов).│ │
│ │Микоплазменные, герпетические и │ │
│ │цитомегаловирусные инфекции половых │ │
│ │органов. Заболевания, вызываемые │ │
│ │вирусом человеческих папиллом │ │
│ │(для всех факультетов) │ │
│ │
│ ВИЧ-инфекции │
│ │
│8. │ВИЧ-инфекция (эпидемиология, │Кафедра │
│ │патогенез, лабораторная диагностика)│эпидемиологии и │
│ │ │инфекционных │
│ │ │болезней │
│9. │Клиническое проявление ВИЧ-инфекции │Кафедра │
│ │и ассоциированных с ней заболеваний │эпидемиологии и │
│ │(для всех факультетов) │инфекционных │
│ │ │болезней │
│10. │Кожные проявления и поражение │Кафедра кожно- │
│ │слизистой при ВИЧ-инфекции (для │венерических │
│ │всех факультетов) │заболеваний │
│11. │Противоэпидемические мероприятия в │Кафедра │
│ │лечебно-профилактических учреждени- │эпидемиологии и │
│ │ях, сфере обслуживания, местах │инфекционных │
│ │проживания больных, санитарно- │болезней │
│ │гигиенический режим больного ВИЧ- │ │
│ │инфекцией. Профилактика СПИДа среди │ │
│ │медицинского персонала. Организация │ │
│ │обслуживания больных с ВИЧ-инфекцией│ │
│ │(для всех факультетов). │ │
│ │Вопросы этики и дерматологии │ │
│12. │Дифференцированный зачет (для всех │Кафедра │
│ │факультетов) │эпидемиологии и │
│ │ │инфекционных, кожно-│
│ │ │венерических │
│ │ │болезней │
└──────┴────────────────────────────────────┴────────────────────┘
Остальные материалы раздела: Приказы СССР 1917-1992
Предыдущая Приказ Минкультуры СССР от 02.01.1990 N 2 Об утверждении Положения о художественном совете концертной организацииСледующая Приказ ГУГТК СССР от 08.01.1990 N 4 О порядке пропуска копировально-множительной техники. факсимильных аппаратов. аппаратуры для приема спутник