Путь:
Навигация
- Декреты СССР 1917-1992
- Законы СССР 1917-1992
- Инструкции СССР 1917-1992
- Обращения СССР 1917-1992
- Письма СССР 1917-1992
- Положения СССР 1917-1992
- Постановления СССР 1917-1992
- Правила СССР 1917-1992
- Приказы СССР 1917-1992
- Прочие СССР 1917-1992
- Распоряжения СССР 1917-1992
- Указы СССР 1917-1992
- Циркуляры СССР 1917-1992
Язык [ РУССКИЙ ]
Новые материалы
- Геноцид собственного народа или зеленская чума 21 века 2024-04-27
- Бизнес-ланч как организовать обед с выгодой 2024-03-23
- Болезни, которые успешно лечатся в современных клиниках 2024-03-10
- Пополнить Steam Пополнение Счета через Steam 2024-03-05
- 10 способов оптимизации пространства в маленькой ванной 2024-02-03
- Магия звука выберите подходящий музыкальный инструмент для вашего творчества 2024-01-22
- Куда можно поехать отдохнуть в России 2024-01-22
- Преимущества доставки еды комфорт, разнообразие и экономия времени 2024-01-14
- Все что нужно знать о покупке земли 2024-01-14
- NATO-УГРОЗА СТАБИЛЬНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ 2023-12-05
- Займ Бесплатно на Карту Онлайн. Финансовая Гибкость и Удобство в Одном Клике 2023-11-30
- Преимущества краткосрочного займа на карту 2023-11-27
- Украине уже пора снять розовые очки и оценить, что значит война, нацизм и терроризм 2023-11-03
- юрии 0000-00-00
- Понимание основ охраны труда 2023-10-11
Картинка недели
Приказы СССР 1917-1992
Категории
Приказ Гособразования СССР от 15.07.1991 N 340 Об утверждении Примерного положения о психолого-медико-педагогической консультации
Дата публикации: До 2014-05-28Просмотров: 759
Материал приурочен к дате: 1991-07-15
Прочие материалы относящиеся к: Дате 1991-07-15 Материалы за: Год 1991
Автор: Мета Гость
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
ПРИКАЗ
от 15 июля 1991 г. N 340
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
О ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ
В целях выявления, учета, диагностики детей и подростков с отклонениями в развитии, отбора их в специальные учебно-воспитательные учреждения, во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 8 декабря 1990 г. N 1238 "О мерах по улучшению работы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии" приказываю:
1. Утвердить согласованные с Министерством труда и социальных вопросов СССР Примерное положение о психолого-медико-педагогической консультации и квалификационные характеристики заведующего и консультанта психолого-медико-педагогической консультации (Приложение).
2. Контроль за реализацией данного Положения возложить на Управление интернатных и вспомогательных учебно-воспитательных учреждений, охраны прав детей (т. Малофеев Н.Н.).
Первый заместитель Председателя
В.Д.ШАДРИКОВ
Приложение
к Приказу Гособразования СССР
от 15 июля 1991 г. N 340
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ
1. Общие положения
Психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК) создается для выявления, учета, диагностики детей и подростков с отклонениями в развитии, отбора их в специальные учебно-воспитательные и лечебные учреждения соответствующего типа, консультирования родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам оказания медико-психолого-педагогической помощи детям с недостатками в развитии. Консультация является межведомственной, постоянно действующей.
Порядок и условия создания ПМПК определяются Советами Министров республик из расчета одна консультация на 120 тыс. детей в возрасте до 18 лет.
Психолого-медико-педагогическая консультация является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба республики или Союза ССР в зависимости от подчиненности, а также вывеску установленного образца.
2. Основные задачи
Основными задачами ПМПК являются:
1. Проведение психолого-медико-педагогического обследования детей и подростков с целью выявления особенностей их развития, установления диагноза и определения адекватных условий обучения, воспитания, трудоустройства.
2. Осуществление учета и дифференцированного отбора детей и подростков с отклонениями в развитии и поведении для направления их в специальные учебно-воспитательные и лечебные учреждения.
3. Подтверждение, уточнение и изменение ранее установленного диагноза для определения соответствующего типа учебно-воспитательного и лечебного учреждения и целесообразности пребывания в нем ребенка.
4. Консультативная помощь родителям (лицам, их заменяющим), педагогам, врачам, работникам инспекций по делам несовершеннолетних по вопросам воспитания, обучения и лечения детей с легкими отклонениями в развитии, нарушением поведения, в том числе не подлежащих направлению в специальные учебно-воспитательные учреждения.
5. Проведение разъяснительной работы среди населения, работников учреждений народного образования, здравоохранения, социального обеспечения о необходимости более полного выявления детей и подростков с отклонениями в развитии с целью оказания им квалифицированной психолого-медико-педагогической помощи.
6. Создание банка данных о количестве детей и подростков, имеющих отклонения в развитии, и внесение в соответствующие органы предложений о рациональном развитии сети специальных учебно-воспитательных и лечебных учреждений в системе народного образования, социального обеспечения, здравоохранения.
7. Направление детей и подростков в научно-исследовательские центры и лечебно-профилактические учреждения для углубленного и динамического их изучения.
В своей работе консультанты ПМПК руководствуются принципами гуманного отношения к ребенку, всестороннего комплексного обследования его с учетом индивидуальных особенностей развития.
3. Состав и организация работы ПМПК
В состав ПМПК входят консультанты-специалисты: консультанты-психологи, консультанты-дефектологи (по логопедии, олигофренопедагогике и др.), консультанты-врачи (по психиатрии, невропатологии, отоларингологии и др.).
Для консультации могут привлекаться консультанты-специалисты на условиях почасовой оплаты труда.
Структура и штаты ПМПК определяются учредителями в зависимости от местных условий.
ПМПК осуществляет работу непосредственно в помещении консультации и в учебно-воспитательных учреждениях, расположенных в зоне ее действия.
ПМПК проводит свою работу в сотрудничестве с органами народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, инспекциями по делам несовершеннолетних, а также с общественными организациями данного региона (фондами, ассоциациями и др.).
Направление детей и подростков на консультацию осуществляется по инициативе учреждений народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, а также родителей (лиц, их заменяющих) при предъявлении следующих документов <*>:
--------------------------------
<*> Обследование детей и подростков, направленных на консультацию по инициативе родителей, допускается и без документов.
1) свидетельство о рождении ребенка;
2) подробная выписка из истории развития (болезни) ребенка;
3) подробная характеристика детей, воспитывающихся в детских учреждениях;
4) тетради с работами по родному языку, математике, рисунки детей, обучающихся в школе.
Обследование детей и подростков осуществляется только в присутствии родителей (лиц, их заменяющих).
На основании данных обследования ребенка консультантами ПМПК дается заключение о характере отклонений в его развитии и принимается коллегиальное решение о форме организации коррекционного обучения, воспитания и лечения ребенка с учетом его психофизических возможностей и индивидуальных особенностей, при необходимости даются рекомендации по реабилитации, социальной адаптации, трудоустройству.
В тех случаях, когда окончательный диагноз может быть установлен лишь в процессе учебно-воспитательной работы, ПМПК дает рекомендации об обучении ребенка в специальном учебно-воспитательном учреждении с диагностическим сроком (1 год), осуществляет наблюдение за динамикой его развития.
Списки обследованных детей и подростков с развернутым заключением ПМПК и рекомендациями направляются в соответствующие органы народного образования, здравоохранения, социального обеспечения и др. для решения вопроса об оказании этим детям специализированной педагогической, медицинской, социальной помощи.
Родителям (лицам, их заменяющим) выдается выписка из протокола ПМПК с соответствующими рекомендациями.
Заключение ПМПК носит рекомендательный характер и может быть основанием для направления детей и подростков в специальное учебно-воспитательное и лечебное учреждение при согласии родителей (лиц, их заменяющих).
В ПМПК ведется следующая документацияжурнал учета детей и подростков, прошедших обследование в ПМПК; выписка из заключения ПМПК, заключение ПМПК (Приложения к Положению 1 - 3).
Психолого-медико-педагогическая консультация должна быть обеспечена необходимым набором помещений, оборудованием и компьютерной техникой.
Приложение 1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ
Дата обследования _______________ Регистрационный N ______________
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
1. Ф.И.О. ________________________________________________________
2. Дата рождения, возраст на момент обследования _________________
3. Кем направлен на обследование _________________________________
__________________________________________________________________
4. Цель обращения, жалобы ________________________________________
__________________________________________________________________
5. Краткие сведения о семье ребенка и условиях воспитания ________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6. Какая помощь была оказана ребенку ранее _______________________
__________________________________________________________________
РЕЗУЛЬТАТЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
1. Краткие анамнестические данные ________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Время и причины основного нарушения ___________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Соматическое состояние ________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Неврологическое состояние, особенности моторики _______________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Психическое состояние _________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6. Заключение медико-генетической консультации (при необходимости)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7. Заключение отоларинголога и сурдопедагога _____________________
__________________________________________________________________
8. Заключение офтальмолога и тифлопедагога _______________________
__________________________________________________________________
9. Данные дополнительных обследований ____________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
1. Восприятие (зрительное, слуховое, тактильное) _________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Память ________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Мышление ______________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Речь __________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Деятельность, внимание, работоспособность _____________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6. Эмоционально-волевая сфера, поведение, личность _______________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7. Сведения об индивидуальных особенностях _______________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
1. Родной язык в семье ребенка ___________________________________
2. Данные логопедического обследования ___________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Знания и представления об окружающем мире. Ориентированность в
пространстве и времени ___________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Знания и навыки по программному материалу дошкольного
учреждения или школы
а) по родному языку __________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
б) по математике _____________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
в) по другим предметам _______________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Обучаемость, способы выполнения заданий _______________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6. Отношение к учению ____________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7. Социальная и бытовая адаптация ________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Общее заключение ПМПК
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Особое мнение ____________________________________________________
__________________________________________________________________
Рекомендации педагогам ___________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Рекомендации родителям или лицам, их заменяющим __________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Заведующий ПМПК
(Ф.И.О., подпись) ________________________________________________
Члены ПМПК _______________________________________________________
__________________________________________________________________
Секретарь ________________________________________________________
Приложение 2
ЖУРНАЛ
учета детей, прошедших обследование
на психолого-медико-педагогической консультации
N | Дата | Ф.И.О. | Год и | В каких | Домашний | Кем на- | С ка- | Диаг- | Реко- | При- |
| | | | | | | | | | |
Подписи всех членов ПМПК
Приложение 3
ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ
Адрес___________________________ Телефон: _______________
Дана _____________________________________________________________
в том, что был консультирован ___ числа ___________ месяца 199_ г.
Заключение__________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Рекомендовано_______________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
М.П. Заведующий ПМПК ________________
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ЗАВЕДУЮЩЕГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ
Должностные обязанности. В соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) планирует и организует ее работу, осуществляет подбор и расстановку кадров, организует повышение квалификации работников. Анализирует и обобщает результаты работы ПМПК, отвечает за правильность установленного диагноза и рекомендаций о специализированных формах лечения, обучения и воспитания детей и подростков, имеющих отклонения в развитии. Организует участие консультации в разработке и реализации планов психолого-медико-педагогического обследования детей и подростков, во внедрении разработанных в централизованном порядке типовых проектов и методик по выявлению детей и подростков, нуждающихся в специализированной педагогической и медицинской помощи. Организует оснащение консультации необходимым оборудованием и материалами. Совместно с учреждениями народного образования и здравоохранения организует профилактическую работу по вопросам предупреждения аномального развития детей, выполнению рекомендаций ПМПК о методах лечения, обучения и воспитания детей, имеющих отклонения в развитии. Участвует в осуществлении мер по педагогической, социальной и трудовой адаптации детей и подростков, имеющих отклонения в развитии, их правовой защите. Организует повышение квалификации работников народного образования по проблемам психолого-медико-педагогических особенностей лечения, обучения и воспитания детей и подростков, имеющих отклонения в развитии.
Должен знать: Конвенцию Генеральной Ассамблеи ООН о правах ребенка; законодательство о народном образовании, здравоохранении, социальном обеспечении Союза ССР и республикпостановления, распоряжения, приказы, методические, нормативные материалы по вопросам обучения, воспитания и лечения детей и подростков, имеющих отклонения в развитии; специальные коррекционные средства лечения, обучения и воспитания детей и подростков, имеющих отклонения в развитии; методы психолого-медико-педагогической диагностики детей и подростков; новейшие достижения отечественной и зарубежной науки и практики; основы научной организации труда; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, санитарии и противопожарной защиты.
Квалификационные требования. Высшее образование (педагогическое с переподготовкой по специальности "Дефектология", или дефектологическое, или медицинское, или психологическое) и стаж консультационной работы не менее 5 лет.
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
КОНСУЛЬТАНТА ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ
Должностные обязанности. Проводит совместно с другими специалистами психолого-медико-педагогической консультации обследование детей и подростков по своей специальности с целью выявления особенностей их развития, установления диагноза, отбора детей и подростков, имеющих отклонения в развитии, и подготовки рекомендаций о специализированных формах их лечения, обучения и воспитания. Анализирует ход лечения, обучения и воспитания детей и подростков в учреждениях народного образования, их состояние в процессе лечения, обучения и воспитания. Оказывает соответствующую консультативную помощь родителям (лицам, их заменяющим), педагогическим и медицинским работникам. Содействует правильной ориентации работников народного образования в проблемах психолого-медико-педагогических особенностей лечения, обучения и воспитания детей и подростков, имеющих отклонения в развитии. Оказывает по необходимости специализированную помощь детям и подросткам, имеющим отклонения в развитии. Участвует в осуществлении мер по педагогической, социальной и трудовой адаптации детей и подростков, имеющих отклонения в развитии, после завершения их лечения, обучения и воспитания в учреждениях народного образования.
Должен знать: Конвенцию Генеральной Ассамблеи ООН о правах ребенка; законодательство о народном образовании, здравоохранении, социальном обеспечении Союза ССР и республикпостановления, распоряжения, приказы, методические, нормативные материалы по вопросам обучения, воспитания и лечения детей и подростков, имеющих отклонения в развитии; специальные коррекционные средства лечения, обучения и воспитания детей и подростков, имеющих отклонения в развитии; методы психолого-медико-педагогической диагностики детей и подростков; новейшие достижения отечественной и зарубежной науки и практики по вопросам своей специальности; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, санитарии и противопожарной защиты.
Квалификационные требования. Высшее образование (педагогическое с переподготовкой по специальности "Дефектология", или дефектологическое, или медицинское, или психологическое) и стаж работы по специальности не менее 10 лет.
Остальные материалы раздела: Приказы СССР 1917-1992
Предыдущая Приказ МПС СССР от 03.07.1991 N 9 ЦЗ О конструкции типовых постоянных дисков уменьшения скорости. переносных сигналов. сигнальных и путевых знакСледующая Приказ Минздрава СССР от 18.07.1991 N 190 Дополнение к Приказу Минздрава СССР N 1104 от 9 октября 1987 г. вместе с Инструктивно-методическими указаниям