Путь:
Навигация
- Декреты СССР 1917-1992
- Законы СССР 1917-1992
- Инструкции СССР 1917-1992
- Обращения СССР 1917-1992
- Письма СССР 1917-1992
- Положения СССР 1917-1992
- Постановления СССР 1917-1992
- Правила СССР 1917-1992
- Приказы СССР 1917-1992
- Прочие СССР 1917-1992
- Распоряжения СССР 1917-1992
- Указы СССР 1917-1992
- Циркуляры СССР 1917-1992
Язык [ РУССКИЙ ]
Новые материалы
- Откатные ворота для гаража и забора устройство, разновидности, применение, достоинства и недостатки 2024-09-17
- Как мостить дорожки из камня 2024-09-17
- Деревянные дома из клееного бруса важная роль усовершенствования сырья 2024-09-07
- Как выбрать кондиционер для квартиры секреты комфортного климата в вашем доме 2024-09-07
- Интернет-магазин брендовой обуви и аксессуаров где стиль и качество встречаются 2024-09-07
- Лазерная коррекция зрения показания и особенности методов 2024-08-01
- ЖК Светский Лес резиденции у моря 2024-08-01
- Техническое обследование зданий и сооружений цели и задачи 2024-07-30
- Причины и важность обращения к адвокату 2024-07-30
- Эффективное похудение и очищение организма 2024-07-30
- Алюминиевые конструкции преимущества и особенности 2024-06-21
- Виды подъемного оборудования и важность его использования 2024-06-15
- Стальные рулонные ворота преимущества и особенности 2024-06-15
- Как заказать лекарства онлайн 2024-06-15
- ПВХ-плитка достоинства материала 2024-06-15
Картинка недели
Постановления СССР 1917-1992
Категории
Постановление ВЦИК от 15.10.1924 О мероприятиях по народному просвещению
Дата публикации: До 2014-05-28Просмотров: 846
Материал приурочен к дате: 1924-10-15
Прочие материалы относящиеся к: Дате 1924-10-15 Материалы за: Год 1924
Автор: Мета Гость
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 октября 1924 года
О МЕРОПРИЯТИЯХ ПО НАРОДНОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ
Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, заслушав доклад Народного Комиссариата Просвещения Р.С.Ф.С.Р., признает, что общие условия, в которых жила до сих пор Р.С.Ф.С.Р., не дали ей возможности уделить достаточное количество средств и сил на колоссальной важности задачу культурного подъема населения первой в мире Социалистической Республики. Если и в городах положение не может быть признано вполне удовлетворительным то культурная отсталость деревни особенно ярко бросается в глаза. Стремясь во всех областях политики и хозяйства как можно крепче связать город и деревню и всемерно содействовать всестороннему развитию многомиллионного крестьянства страны, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет полагает крайне необходимым и неотложным перенести центр внимания Народного Комиссариата Просвещения на деревню.
Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет подтверждает необходимость в установленный для этого срок закончить ликвидацию неграмотности среди городского населения и создание достаточной для реального осуществления всеобщего обязательного обучения сети массовых школ.
Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет приветствует новый и решительный сдвиг в учительских массах, готовых в настоящее время отдать свои силы служению великой революции в качестве проводников не только общего, но и политического коммунистического просвещения в деревне и помощников Советской власти в деле поднятия крестьянского хозяйства.
Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет отмечает громадную тягу сельского населения к образованию, сказавшуюся, между прочим, в готовности населения во многих губерниях создавать за свой счет школы и избы-читальни как опорные пункты просвещения сельского взрослого населения.
Принимая во внимание бедственное положение сельской школы и сельского учителя, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет признает неотложной задачей улучшение быта и повышение квалификации учительства и заботу о более удовлетворительном материальном состоянии школы.
Для этого Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет считает необходимым:
1. Довести заработную плату сельского учителя до двадцати пяти рублей в месяц в среднем, озаботиться скорейшей ликвидацией задолженности там, где она существует, и впредь не допускать образования таковой.
2. Предоставить учителям возможность на самых льготных условиях приобретать общественно-политическую и педагогическую литературу (библиотеки) и снабдить школу газетой и педагогическим журналом.
3. Принять самые решительные меры к удешевлению нового учебника и к продвижению его в деревенскую школу, приспособляя его содержание применительно к особенностям районов и национальных республик.
4. Вместе с тем Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет предлагает народным комиссариатам просвещения озаботиться планомерным проведением новых программ в сельской школе путем самого внимательного, точного и популярного руководства учителями в их работе по осуществлению этих программ.
5. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет обращает внимание исполнительных комитетов на выяснившееся совершенно недопустимое состояние школьных зданий. Необходимо провести решительную борьбу с небрежным содержанием школьных зданий и приступить немедленно к изысканию средств по ремонту наиболее обветшавших зданий, обеспечив расходование этих средств исключительно по прямому назначению, так как откладывать дальше ремонт школьных зданий - значит поставить под угрозу работу в школе.
Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет считает необходимым полное включение в школьную сеть всех школ, переданных профессиональными союзами органам Народного Комиссариата Просвещения на местах. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет обращает внимание на то, чтобы плата с рабочих за обучение не превышала норм, установленных Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом, стремясь постепенно к полному освобождению всех рабочих от платы за обучение.
Равным образом Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет обращает самое серьезное внимание исполнительных комитетов на повсеместно замечаемый недостаток снабжения школ топливом.
Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет считает необходимым придать школе жизненный, практический сельско-хозяйственный уклон и озаботиться о всестороннем содействии со стороны всех школьных работников деревенскому населению в его культурном и хозяйственном быту.
6. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет признает необходимым с 1925 - 1926 учебного года установить особый ремонтный школьный фонд как из центральных, так и местных средств.
7. Вместе с тем Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет подчеркивает необходимость покончить со всеми следами пренебрежительного отношения к школьному работнику - одному из самых важных факторов культурного и хозяйственного развития страны. Учитель должен быть окружен со стороны местных, в особенности уездных и волостных властей, товарищеским отношением.
8. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет считает необходимым продолжать и усилить работу по переподготовке учителей, давая учительству не только необходимые знания по новой методике, но также и помогая ему в его политическом развитии и давая ему сведения агрономического характера, чтобы тем самым способствовать превращению учителя во всесторонне культурного работника, столь необходимого отсталой деревне.
Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет предлагает Народному Комиссариату Просвещения и местным отделам народного образования совместно с учительством начать ему решительную борьбу с бесхозяйственностью в школе и детских домах, стремясь к повышению продуктивности труда учащихся и учащих, к разумной экономии и тщательной охране школьного имущества.
9. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет считает необходимым позаботиться о всемерном поднятии педагогических и сельско-хозяйственных техникумов, студенческий и преподавательский персонал которых должен быть непосредственно организационно связан с сельской школой для инструктирования ее с одной стороны, а с другой - для приобретения таким путем практического опыта студентами означенных техникумов.
10. Для наилучшего выполнения работ по ликвидации неграмотности в предстоящем году Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет считает необходимым:
а) изыскать и отпустить Народному Комиссариату Просвещения средства для издательской работы;
б) обязать места развернуть соответствующее число ликвидационных пунктов, в первую очередь в деревне, и обеспечить их, привлекая к этому все культурные силы деревни;
в) обязать места дать полностью для этого дела работников соответственно циркуляру Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета;
г) рядом с ликвидацией общей неграмотности Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет признает первостепенное значение за политико-просветительной работой в деревне вообще и за делом организации и всемерного укрепления изб-читален в частности;
д) в виду трудности охвата 33% неграмотного населения на средства государства и мест, что могло бы дать гарантию выполнения плана, сессия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета обращается ко всем советским, профессиональным, кооперативным и другим организациям и ко всей советской общественности с прямым указанием на необходимость материальной поддержки кампании по ликвидации неграмотности (мобилизация сил, отчисления, усиление общества "Долой неграмотность" и т.д.);
е) учитывая значительней процент неграмотности в промышленных центрах, необходимо усилить работу среди индустриального пролетариата с тем, чтобы выполнить к намеченному Съездом Советов сроку план по ликвидации неграмотности.
11. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет одобряет план постепенной реорганизации школ-семилеток, а также школ 2-й ступени в деревне в школы крестьянской молодежи и ставит обязательной задачей всех советских организаций помочь Народному Комиссариату Просвещения практически осуществить развертывание по одной школе крестьянской молодежи на уезд. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет отмечает особую важность развертывания движения сельско-хозяйственных кружков и указывает на необходимость всемерной помощи со стороны Народного Комиссариата Земледелия и кооперации по этому делу.
12. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет вменяет в обязанность Народному Комиссариату Просвещения, Государственному Издательству и местным исполнительным комитетам озаботиться снабжением деревни приспособленной к ней и дешевой книгой, а также принять меры к дальнейшему расширению обслуживания деревни передвижным кино.
13. Перенеся центр тяжести в деревню, Народный Комиссариат Просвещения должен неослабно продолжать свою работу и в городе, выделяя здесь на первый план обслуживание нужд пролетарской части городского населения.
14. Школа 2-й ступени в городе (второй концентр) должна быть реорганизована в целях подготовки учащихся к трудовой деятельности соответственно потребностям в работниках районов (кооперативно-торговая, производственно-техническая, административно-хозяйственная и культурно-просветительная установка школы).
15. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет считает необходимые дальнейшее развитие сети школ фабрично-заводского ученичества соответственно с потребностями народного хозяйства и перспективами его развития, а также принять меры к качественному улучшению существующей сети школ фабрично-заводского ученичества путем подбора работников, надлежащей постановки учебно-производственного дела в них и обеспечения материально-хозяйственной базы.
Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет считает необходимым принять меры к развитию профессионально-технического образования рабочих, занятых в производстве, особенно рабочего юношества.
16. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет признает особую важность за сетью техникумов, дающих стране массового работника средней квалификации, нужда в котором констатируется в настоящее время всеми хозяйственными народными комиссариатами. Вместе с тем Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет считает необходимым принять все меры к сохранению существующей сети и ускорить пересмотр их учебных планов и программ как с точки зрения их целесообразности, так и с точки зрения их выполнимости для учащихся. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет признает особое значение за педагогическими сельско-хозяйственными техникумами.
17. В области высшего образования Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет считает необходимым принять следующие меры:
а) улучшение материального положения студенчества путем соответственного увеличения стипендий;
б) поставить в обязанность командирующим органам, чтобы в высшие учебные заведения направлялись наиболее ценные в классовом отношении и наиболее подготовленные студенты;
в) разработать вопрос о формах проверки пригодности кандидатов к поступлению в высшие учебные заведения и пересмотреть существующие правила приема в высшие учебные заведения, укрепляя и развивая порядок пополнения высших учебных заведений через рабочие факультеты; при разработке правил приема учесть особенности национальных областей и автономных меньшинств;
г) принять всевозможные меры к укомплектованию высших учебных заведений соответствующими своему назначению преподавателями по общественным наукам;
д) стремиться к дальнейшему повышению оплаты труда профессоров и преподавательского состава высших учебных заведений;
е) ускорить пересмотр учебных планов и программ в высших учебных заведениях как с точки зрения их целесообразности вообще, так и с точки зрения выполнимости для студентов; работа и программа высших учебных заведений должны быть теснейшим образом связаны с обслуживаемым ими производством;
ж) выработать новую систему проверки знаний и учета успешности студентов;
з) озаботиться в особенности решительным улучшением постановки учебного дела в педагогических высших учебных заведениях, приняв меры к укомплектованию педагогических высших учебных заведений соответствующими своему назначению педагогическими силами;
и) урегулировать отношения правления высших учебных заведений и студенчества в смысле придания большего авторитета управляющим органам.
18. Признавая большую продуктивность работы научных учреждений, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет считает необходимым озаботиться о дальнейшем повышении заработной платы научных работников.
19. Признавая сдвиг, происшедший в последние годы в доле просвещения народов нерусского языка, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет полагает, что в этом отношении необходим дальнейший отпуск средств на помощь национальностям, а также автономным республикам и областям, находящимся в особо трудных условиях, и прежде всего на энергичную работу в деле развития школ 1-й ступени и в подготовке новых кадров культурных коммунистически-опытных педагогов и издание учебников на соответственных языках, что является главным путем к поднятию культуры наиболее отсталых народов нерусского языка.
20. Констатируя все еще незаживающую язву детской беспризорности, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет считает необходимым принять следующие меры:
а) наряду с использованием средств, поступающих из фонда имени Ленина, привлечение широкой советской общественности к этой борьбе, организация при всех профессиональных органах, включая низовые, ячеек содействия по борьбе с беспризорностью для вовлечения детей и подростков в производство, учет их, определение их в школы, детские, сады и т.д., привлечение к этой же работе в деревне крестьянских комитетов взаимопомощи;
б) всяческое использование и усиление деятельности общества "Друзья детей";
в) серьезная помощь всех государственных и хозяйственных органов для организации детского труда, например, предоставление советских хозяйств, выделение необходимых материалов и инструментов из бездействующих предприятий, передача детским артелям заказов и т.д.;
г) поручить Народному Комиссариату Просвещения разработать вопрос о реформе детских домов в направлении усиления в них производительности труда и повышения трудовой квалификации воспитанников;
д) усиление активной работы Российского Ленинского Коммунистического Союза Молодежи и юных пионеров по привлечению беспризорных к своей организации, клубам и т.д.
21. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет констатирует с одобрением рост пионерского движения и считает необходимым оказать ему возможную материальную поддержку как в центре, так и на местах.
22. Недород этого года, бедственные последствия которого будут полностью парализованы своевременными мерами, для чего страна обладает достаточными возможностями, никоим образом не должен служить поводом к какому бы то ни было сокращению сети просветительных учреждений в пострадавших районах.
23. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет предлагает оставить в виде самостоятельных отделов областных и губернских исполнительных комитетов отделы народного образования, и там, где слияние отделов народного образования с другими отделами губернских и областных исполнительных комитетов уже произошло, восстановить самостоятельность отделов народного образования как самостоятельных отделов исполнительных комитетов; отделы народного образования должны быть также оставлены при окружных исполнительных комитетах, причем слияние отделов народного образования при окружных исполнительных комитетах с другими отделами, в зависимости от местных условий, допускается не иначе как с разрешения в каждом отдельном случае Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.
24. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, принимая во внимание, что все указанные мероприятия не могут быть проводимы в жизнь на той весьма ограниченной материальной базе, какую в прошлом году имело народное просвещение, рекомендует местам сделать все от них зависящее для дальнейшего расширения ассигнований на народное образование (в особенности в деревне) и в то же время считает необходимым возможное увеличение в этом же году доли Народного Комиссариата Просвещения в государственном бюджете.
Остальные материалы раздела: Постановления СССР 1917-1992
Предыдущая Постановление ЦИК СССР от 15.10.1924 Резолюция по докладу о таможенном уставе Союза ССРСледующая Постановление ВЦИК от 16.10.1924 О дополнении ст. 188 Земельного Кодекса Р.С.Ф.С.Р