Путь:
Навигация
- Декреты СССР 1917-1992
- Законы СССР 1917-1992
- Инструкции СССР 1917-1992
- Обращения СССР 1917-1992
- Письма СССР 1917-1992
- Положения СССР 1917-1992
- Постановления СССР 1917-1992
- Правила СССР 1917-1992
- Приказы СССР 1917-1992
- Прочие СССР 1917-1992
- Распоряжения СССР 1917-1992
- Указы СССР 1917-1992
- Циркуляры СССР 1917-1992
Язык [ РУССКИЙ ]
Новые материалы
- Геноцид собственного народа или зеленская чума 21 века 2024-04-27
- Бизнес-ланч как организовать обед с выгодой 2024-03-23
- Болезни, которые успешно лечатся в современных клиниках 2024-03-10
- Пополнить Steam Пополнение Счета через Steam 2024-03-05
- 10 способов оптимизации пространства в маленькой ванной 2024-02-03
- Магия звука выберите подходящий музыкальный инструмент для вашего творчества 2024-01-22
- Куда можно поехать отдохнуть в России 2024-01-22
- Преимущества доставки еды комфорт, разнообразие и экономия времени 2024-01-14
- Все что нужно знать о покупке земли 2024-01-14
- NATO-УГРОЗА СТАБИЛЬНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ 2023-12-05
- Займ Бесплатно на Карту Онлайн. Финансовая Гибкость и Удобство в Одном Клике 2023-11-30
- Преимущества краткосрочного займа на карту 2023-11-27
- Украине уже пора снять розовые очки и оценить, что значит война, нацизм и терроризм 2023-11-03
- юрии 0000-00-00
- Понимание основ охраны труда 2023-10-11
Картинка недели
Письма СССР 1917-1992
Категории
Письмо Минпроса РСФСР от 12.09.1984 N 14018-3 О соблюдении требований техники безопасности при организации трудовой деятельности детей в детском с
Дата публикации: До 2014-05-28Просмотров: 720
Материал приурочен к дате: 1984-09-12
Прочие материалы относящиеся к: Дате 1984-09-12 Материалы за: Год 1984
Автор: Мета Гость
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР
ПИСЬМО
от 12 сентября 1984 г. N 140/18-3
О СОБЛЮДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
В ДЕТСКОМ САДУ
Министерство просвещения РСФСР направляет для руководства письмо Министерства просвещения СССР от 8 июня 1984 г. N 39-М "О соблюдении требований техники безопасности при организации трудовой деятельности детей в детском саду".
Заместитель Министра
А.И.ШУСТОВ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ СССР
ПИСЬМО
от 8 июня 1984 г. N 39-М
О СОБЛЮДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
В ДЕТСКОМ САДУ
Об огромном значении трудового воспитания подрастающего поколения и необходимости его совершенствования говорится в документах XXVI съезда КПСС, Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 декабря 1977 г. N 1111 "О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду".
Программа воспитания в детском саду предусматривает ознакомление дошкольников с трудом взрослых, воспитание уважения к трудящемуся человеку, бережного отношения к результатам его труда, желания и потребности трудиться.
Содержанием детского труда в дошкольном учреждении является работа по самообслуживанию, уходу за растениями и животными в уголке природы и на участке детского сада; участие в уборке групповых помещений, веранд и игровых площадок, поделка игрушек, пособий для занятий, сувениров и украшений для подарков и т.д. Дети прочно осваивают трудовые навыки, могут выполнять работу в течение достаточно длительного времени, достигая качественных результатов, но это ни в коей мере не должно служить средством подмены труда взрослых. Основной задачей организации трудовой деятельности детей является использование ее в целях всестороннего воспитания.
Для успешного решения воспитательно-образовательных задач важное значение имеет создание педагогически продуманных условий труда детей таких, как определение содержания и объема работы, подбор материалов и оборудования, организация рабочего места, продолжительность работы с учетом ее характера и особенностей возраста детей и т.д.
Недостаточное внимание к созданию этих условий для труда дошкольников может привести не только к ошибкам, к снижению его воспитательного влияния, но и повлечь за собой различные травмы, повредить здоровью ребенка. Поэтому организация труда детей требует строгого соблюдения техники безопасности, которая должна учитывать особенности каждого дошкольного учреждения и вместе с тем отвечать следующим основным требованиям.
I. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
ДОШКОЛЬНИКОВ
1. Любая деятельность детей и особенно труд, связанный с использованием инструментов, может осуществляться лишь под непосредственным контролем и наблюдением взрослого.
2. В группах и на участке детского сада должны быть созданы условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья ребенка:
2.1. Все шкафы и полки должны быть надежно закреплены; всевозможное оборудование, пособия, предметы убранства должны устанавливаться и размещаться с учетом их полной безопасности и устойчивости, исключающей возможность падения.
2.2. Инвентарь, используемый в самостоятельной трудовой деятельности детей, необходимо располагать на полках и шкафах, высота которых не превышает уровня груди ребенка.
2.3. Аквариумы, клетки с животными и комнатные растения в уголках природы размещаются с таким расчетом, чтобы ребенок мог осуществлять уход за ними стоя на полу; при поливе растений ребенок должен держать лейку ниже уровня своей груди, чтобы вода не стекала в рукава и не попадала на одежду.
Строго соблюдать санитарно-гигиенические требования к содержанию животных.
2.4. Категорически запрещается в группах детей раннего и младшего дошкольного возраста содержать кактусы и другие колючие растения, а также хищных птиц и животных.
3. Помещения, в которых организуется трудовая деятельность детей, должны быть чистыми, светлыми, хорошо проветренными.
Освещенность рабочего места, занимаемая каждым ребенком, особенно при организации ручного труда, должна соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормам.
4. Запрещается перенос детьми тяжестей весом более 2 - 2,5 кг (для ребенка старшего дошкольного возраста).
5. При выполнении поручений, связанных с обязанностями дежурных по столовой и уголку природы, дети могут посещать пищеблок лишь в сопровождении взрослого; при этом категорически запрещается перенос детьми горячей пищи, воды и прочих горячих предметов.
6. Организация труда детей в специально оборудованных комнатах допускается лишь под руководством и в присутствии взрослого.
7. Категорически запрещается привлекать детей к труду, представляющему опасность инфицирования (уборка санузлов, сбор общего грязного белья, бытовых отходов и пр.).
8. Нельзя привлекать детей к разведению костров, сжиганию сухих листьев и мусора.
II. ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ И МАТЕРИАЛАМ
1. Столы, стулья, верстаки, прочая мебель и оборудование, которыми пользуются дети, должны по своим размерам соответствовать их ростовым показателям.
2. В пользование детям даются исправные и безопасные в работе инструменты и предметы сельскохозяйственного инвентаря с хорошо закрепленными рукоятками. При этом ножницы должны быть с тупыми концами, молоток - с закругленной ударной частью, пила - в распиловочной коробке и т.д.
3. Запрещается использование детьми оборудования и инструментов, предназначенных для взрослых. Нецелесообразно, педагогически неоправданно и опасно применение инструментов, выпускаемых промышленностью, для игровой деятельности детей.
4. Все колющие и режущие инструменты должны храниться в закрытых местах и использоваться детьми лишь с ведома и под контролем воспитателя. Швейные иглы хранятся в специальных шкатулках-игольницах, всегда с нитками; их количество систематически проверяется воспитателем.
5. Отбирая для детских поделок природный, бросовый и прочий материал, воспитатель всегда должен помнить о его безопасности; не брать очень острых сучков, режущей травы, ядовитых ягод, грибов и растений, твердой проволоки, битого стекла, спичек с неудаленной серной головкой и т.п.
6. Из отходов промышленного производства в работе с детьми могут быть использованы лишь те материалы и красители, которые по заключению гигиенистов не представляют опасности для здоровья детей. Запрещается использовать стекловату, стекловолокно, искусственный (синтетический) мех и материал на капроновой основе, свинец, нитро- и эмалевые краски и лаки, эпоксидную смолу и органические растворители (согласовано с Минздравом СССР).
7. Воспитатель должен тщательно продумывать целесообразность предлагаемой детям работы, а также необходимость изготовления тех или иных поделок, не допускать большого скопления детских работ, не нашедших своего применения.
8. Все оборудование, инструменты и материалы должны быть аккуратно, удобно и рационально размещены, содержаться в чистом и исправном состоянии в закрытых емкостях.
III. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДРЕВЕСИНОЙ
1. Работа с древесиной в весенне-летний период проводится на участке, а в осенне-зимний - в помещении детского сада, если для этого созданы соответствующие условия (наличие отдельной комнаты или специально оборудованного уголка труда в групповой комнате, размеры которой составляют не менее 60 кв. метров).
2. Трудовой уголок должен иметь хорошее дневное освещение. Желательно расположить его у окон, выходящих на юг или юго-восток.
3. Все работы по изготовлению поделок из древесины производятся на верстаках или специальных рабочих столах, оборудованных зажимным устройством и распиловочной коробкой.
4. Для работы с древесиной необходимо иметь прочные, удобные и красивые инструменты соответствующих размеров.
5. Для детских поделок используется древесина мягких пород: сосна, ольха, липа, осина.
6. Материал для работы заготавливается в виде брусков, дощечек, реек, кругляков диаметром не более 4 см.
7. Материал, предлагаемый детям, должен быть хорошо выструган, чтобы ребенок не поцарапался и не занозил руки.
8. Каждый ребенок должен быть обеспечен для работы фартуком и удобным головным убором.
9. В трудовом уголке для уборки рабочего места необходимо иметь щетку-сметку, совок, веник, детское ведерко для сбора отходов и мусора.
10. В уголке труда обязательно наличие аптечки, содержащей настойку йода, перекись водорода, свинцовую примочку, бинт, ножницы, пинцет, лейкопластырь, бумажные салфетки.
11. Работа с древесиной организуется один раз в неделю с подгруппой детей в 4 - 5 человек. При действии с пилой и другими колющими и режущими инструментами запрещается одновременная работа нескольких детей: за верстаком может работать только один ребенок.
12. Перед началом работы воспитатель обязан проверить исправность верстака и инструментов, надежность закрепления обрабатываемого материала в зажимных устройствах.
13. Дети работают стоя.
14. Во время работы, особенно при выполнении таких операций, как сколачивание, распиливание, зачистка деталей и другое, ребенок должен стоять за рабочим столом или верстаком таким образом, чтобы позвоночник его был выпрямлен, плечи расправлены, грудная клетка не сжималась.
15. В процессе обучения воспитатель знакомит детей с основными приемами работы с древесиной (разметка, пиление, соединение деталей с помощью гвоздей и др.), осуществляя грамотный показ и учитывая индивидуальные особенности детей.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДИКЕ РУКОВОДСТВА
ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ
1. Обучая детей различным навыкам и приемам работы, владению инструментом, воспитатель должен обеспечить четкий и грамотный их показ.
2. Прежде чем объединять детей для выполнения групповой или коллективной работы, воспитатель должен быть уверен в том, что каждый ребенок в достаточной степени овладел необходимыми навыками.
3. Во время работы с инструментами число детей, работающих одновременно, не должно превышать 4 - 5 человек.
До начала работы и на всем ее протяжении воспитатель следит за тем, чтобы между работающими детьми сохранялось расстояние не менее 1 метра.
4. При организации трудовой деятельности, требующей значительной затраты сил (перекопка земли, перенос песка, полив огорода и цветника, расчистка участка зимой и т.д.), воспитатель должен внимательно следить за состоянием детей, не допуская их переутомления, перегрева и охлаждения. В случае проявления у ребенка учащенного дыхания, покраснения кожи лица, выступления пота и других внешних признаков утомления воспитатель предлагает ему отдохнуть, а затем переключает на спокойную деятельность.
5. Продолжительность трудового процесса необходимо четко регламентировать, особенно при выполнении однообразной, монотонной работы (прополка, сбор ягод, протирание стульев, различные виды ручного труда): время, отводимое на нее, не должно превышать 30 минут. При этом через каждые 7 - 10 минут необходимо производить смену деятельности детей или устраивать перерывы.
6. В жаркие солнечные дни труд детей в огороде и цветнике организуется в утренние часы, до завтрака, и в часы вечерней прогулки.
7. Воспитатель осуществляет постоянный контроль за сохранением правильной позы и осанки детей в процессе работы.
8. Воспитатель приучает детей работать внимательно, сосредоточенно, не отвлекаясь и не размахивая инструментами.
9. Все колющие и режущие инструменты воспитатель выдает и принимает от детей строго по счету.
10. Экскурсии, проводимые в целях ознакомления с трудом взрослых, должны быть тщательно подготовлены воспитателем с учетом возрастных особенностей и физических возможностей детей.
Накануне экскурсии воспитатель уточняет предварительно намеченный маршрут, посещает запланированный объект и принимает необходимые меры к обеспечению безопасности детей, особенно при наблюдении за работой различных механизмов и сельскохозяйственной техники. Проводит беседу с детьми о правилах поведения во время экскурсии.
Детей должны сопровождать не менее двух взрослых.
11. Воспитатель в обязательном порядке знакомит детей с правилами поведения в процессе трудовой деятельности и систематически контролирует их выполнение.
V. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитатель создает необходимые условия для трудовой деятельности детей, осуществляет обучение их навыкам работы с различными материалами и инструментами, обеспечивает усвоение и выполнение детьми правил поведения в процессе труда.
Дети должны знать и строго соблюдать следующие требования:
1. Выполнять порученную работу только в местах, отведенных для данного вида труда.
2. Прежде чем приступить к работе, следует надеть фартук или другую специальную одежду, засучить рукава и вымыть руки, если это необходимо, подобрать волосы.
3. В соответствии с полученным заданием подготовить свое рабочее место: аккуратно, удобно и красиво расположить нужные материалы и инструменты, убедиться в их исправности.
4. В процессе труда постоянно поддерживать порядок на своем рабочем месте, не допуская его захламленности.
5. Использовать оборудование и инструменты только по их прямому назначению, применяя правила и приемы, показанные воспитателем.
Инструменты, необходимые для самостоятельной деятельности, можно брать только с разрешения воспитателя.
6. Работать внимательно, не отвлекаясь, не ходить с инструментами в руках и не мешать другим детям.
7. В процессе работы иглы класть только в игольницу, гвозди - в ящичек или коробку, ножницы - на специальную подставку сомкнутыми концами от себя.
8. Отрезать нитку только ножницами, проволоку кусачками, гвозди вытаскивать клещами.
9. По окончании работы проверить состояние оборудования и инвентаря, отчистить его, уложить и убрать.
Рабочее место привести в порядок с помощью веника, щетки-сметки и влажной тряпки, не сдувая опилки, мусор ртом и не смахивая их руками.
Затем тщательно вымыть руки, снять и убрать на место рабочую одежду, причесаться, поправить одежду.
10. В случае даже незначительного ранения, ушиба, ссадин немедленно обратиться к воспитателю.
VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Руководитель учреждения обеспечивает условия для правильной организации трудовой деятельности детей в детском саду и вместе с воспитателями несет персональную ответственность за выполнение настоящих требований.
В своей деятельности заведующие и воспитатели руководствуются следующими инструктивными и программно-методическими материалами:
1. Приказ Министерства просвещения СССР от 24 декабря 1971 г. N 101 "О введении в действие Положения об организации работы по охране труда в системе Министерства просвещения СССР".
2. Инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках, утвержденная Министерством просвещения РСФСР 30 августа 1955 года ("Сборник приказов и распоряжений Министерства просвещения РСФСР", 1955, N 42), и аналогичные инструкции, утвержденные министерствами просвещения союзных республик.
3. Санитарные правила устройства и содержания детских дошкольных учреждений (детских яслей, детских садов, детских яслей-садов), утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР.
4. Сборник руководящих технических материалов для проектирования полного набора мебели и физкультурного оборудования для помещений детских садов-яслей, изданных Госгражданстроем при Госстрое СССР в декабре 1977 года.
5. Программа воспитания в детскому саду. М.: Просвещение, 1984.
6. Гульянц Э.К. Учите детей мастерить. М.: Просвещение, 1979.
7. Веретенникова С.А. Методика ознакомления детей с природой. М.: Просвещение, 1973.
8. Как знакомить дошкольников с природой. Под ред. Саморуковой. М.: Просвещение, 1978.
Заместитель Министра
М.И.ЖУРАВЛЕВА
Остальные материалы раздела: Письма СССР 1917-1992
Предыдущая Письмо Минморфлота СССР от 05.09.1984 N 112-пр О порядке принятия Советским Союзом поправок технического характера к Приложению и Дополнению к ПрСледующая Письмо Минрыбхоза СССР от 10.10.1984 N 273-ц О Положении об условиях оплаты труда плавсостава промысловых судов вместе с Положением об условиях о