Путь:
Навигация
- Декреты СССР 1917-1992
- Законы СССР 1917-1992
- Инструкции СССР 1917-1992
- Обращения СССР 1917-1992
- Письма СССР 1917-1992
- Положения СССР 1917-1992
- Постановления СССР 1917-1992
- Правила СССР 1917-1992
- Приказы СССР 1917-1992
- Прочие СССР 1917-1992
- Распоряжения СССР 1917-1992
- Указы СССР 1917-1992
- Циркуляры СССР 1917-1992
Язык [ РУССКИЙ ]
Новые материалы
- Где отметить праздники с комфортом аренда коттеджа 2024-12-22
- Диффузоры с палочками популярность и преимущества оптовой закупки 2024-12-22
- Кредит с большой финансовой нагрузкой где взять 2024-12-19
- Процент потребительского кредита-какой оптимальный выбрать 2024-12-18
- Почему китайские автокраны опережают отечественные аналоги 2024-12-18
- Пенниборд что собой представляет, кому подойдет 2024-12-18
- Застройщик Территория Жизни какие проекты предлагает в Пензе 2024-12-18
- Автомобили HAVAL обзор популярных моделей 2024-12-01
- Преимущества покупки грузовиков с пробегом и важность обращения к официальному дилеру 2024-12-01
- Покупка загородной недвижимости особенности выбора и ключевые моменты 2024-11-30
- В чем преимущества биокаминов 2024-11-30
- Откатные ворота для гаража и забора устройство, разновидности, применение, достоинства и недостатки 2024-09-17
- Как мостить дорожки из камня 2024-09-17
- Деревянные дома из клееного бруса важная роль усовершенствования сырья 2024-09-07
- Как выбрать кондиционер для квартиры секреты комфортного климата в вашем доме 2024-09-07
Картинка недели
Законы СССР 1917-1992
Категории
Закон СССР от 21.12.1989 О статусе народных депутатов в СССР
Дата публикации: До 2014-05-28Просмотров: 1022
Материал приурочен к дате: 1989-12-21
Прочие материалы относящиеся к: Дате 1989-12-21 Материалы за: Год 1989
Автор: Мета Гость
21 декабря 1989 года
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
ЗАКОН
О СТАТУСЕ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ В СССР
Народ в СССР осуществляет государственную власть через Советы в лице свободно избранных им депутатов. Депутаты - полномочные и ответственные представители народа, призванные на основе его доверия выражать и защищать в Советах общественные интересы, руководить делами государства, социально-экономическим развитием, направлять и контролировать работу государственного аппарата.
Депутаты выступают ведущей силой самоуправления народа в советском обществе. Непреложным принципом депутатской деятельности является всемерная забота о нуждах избирателей, народном благосостоянии, укреплении советской демократии, о согласовании интересов личности, социальных групп, классов, наций и общества в целом.
Цель настоящего Закона состоит в закреплении основ статуса всех народных депутатов в СССР, их важнейших полномочий и гарантий депутатской деятельности, ответственности депутатов перед избирателями или перед избравшими их общественными организациями, создание необходимых условий для эффективной депутатской работы.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Участие депутата в осуществлении государственной власти
Осуществление Советом народных депутатов государственной власти основывается на инициативном и активном участии в его работе каждого депутата.
Участвуя в работе Съездов народных депутатов, Верховных Советов, местных Советов народных депутатов и их органов, депутаты решают важнейшие вопросы государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, принимают законы и другие решения Советов, контролируют работу государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.
В своей деятельности депутаты руководствуются интересами народа, выражают и защищают интересы своих избирателей, избравших их общественных организаций, а также учитывают экономические, культурные, национальные и иные особенности союзной, автономной республики, автономной области, автономного округа, административно-территориального образования, на территории которых депутаты осуществляют свои полномочия.
Депутат строит свою работу в соответствии с законами СССР, союзной, автономной республики, а также на основе решений соответствующих Советов народных депутатов, наказов избирателей и общественных организаций, добивается выполнения своей предвыборной программы.
Статья 2. Законодательство о полномочиях депутатов
Полномочия народных депутатов в СССР определяются на основе Конституции СССР настоящим Законом, а также:
законодательством Союза ССР - для народных депутатов СССР;
законодательством союзных республик - для народных депутатов союзных республик;
законодательством союзных и автономных республик - для народных депутатов автономных республик, местных Советов народных депутатов.
Статья 3. Возникновение и срок полномочий депутата
В соответствии с Конституцией СССР депутат получает свои полномочия в результате избрания его в Совет от избирательного округа на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании или избрания от общественной организации.
Полномочия депутата начинаются со дня его избрания народным депутатом СССР, народным депутатом союзной или автономной республики либо соответствующего местного Совета народных депутатов. Избираемая Съездом народных депутатов, Верховным Советом союзной, автономной республики, где создание Съезда не предусматривается, местным Советом народных депутатов мандатная комиссия проверяет полномочия депутатов. Съезд народных депутатов, Верховный Совет союзной, автономной республики, местный Совет народных депутатов по представлению мандатной комиссии принимает решение о признании полномочий депутатов, а в случае нарушения законодательства о выборах - о признании выборов отдельных депутатов недействительными.
Полномочия депутата заканчиваются в день избрания народных депутатов СССР, народных депутатов союзных и автономных республик, местного Совета народных депутатов нового созыва.
Статья 4. Сочетание депутатской деятельности с выполнением производственных и служебных обязанностей
Депутат осуществляет свои полномочия, как правило, не порывая с производственной или служебной деятельностью.
Статья 5. Взаимоотношения депутата с избирателями и с избравшей его общественной организацией, подотчетность и ответственность депутата перед ними
Депутат, избранный от округа, поддерживает связи с избирателями, с коллективами и общественными организациями, выдвинувшими его кандидатом в депутаты, а также с коллективами других предприятий, учреждений, организаций, государственными и общественными органами, расположенными на территории его избирательного округа.
Депутат, избранный от общественной организации, поддерживает связи с ее органами и низовыми коллективами, с населением, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными и общественными органами по месту его жительства и работы.
Избиратели и общественные организации дают наказы своим депутатам.
Депутат ответствен перед избирателями либо перед избравшей его общественной организацией и им подотчетен.
Депутат, не оправдавший доверия избирателей или избравшей его общественной организации, может быть отозван в установленном законом порядке.
Статья 6. Взаимоотношения депутата с Советом и его органами
Депутат, являясь членом коллегиального представительного органа государственной власти, обладает всей полнотой прав, обеспечивающих его активное участие в деятельности Совета, образуемых им комитетов, постоянных комиссий, других органов, несет обязанности перед Советом, выполняет поручения Совета и его органов.
Совет вправе заслушать сообщения депутатов об их работе в Совете, о выполнении ими решений и поручений Совета и его органов.
В случае невыполнения депутатом своих обязанностей в Совете, нарушения им установленного порядка работы представительного органа, требований депутатской этики вопрос о поведении депутата может быть рассмотрен Советом либо соответствующей комиссией Совета.
Президиумы, исполнительные и распорядительные органы соответствующих Советов народных депутатов оказывают депутатам необходимую помощь в их работе, информируют депутатов о деятельности Совета и его органов, о ходе выполнения планов экономического и социального развития, реализации наказов избирателей и общественных организаций, о мерах, принятых по критическим замечаниям и предложениям депутатов, содействуют изучению депутатами советского законодательства, опыта работы Совета, общественного мнения.
Статья 7. Защита прав, чести и достоинства депутата
Советское государство гарантирует каждому депутату условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его полномочий, защищает его права, честь и достоинство.
Лица, посягающие на честь и достоинство депутата, подлежат административной или уголовной ответственности в соответствии с законом.
Должностные лица государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций, не выполняющие своих обязанностей перед депутатом, препятствующие его работе, предоставляющие ему заведомо ложную информацию, нарушающие гарантии депутатской деятельности, подлежат дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от должности либо административной или уголовной ответственности в соответствии с законом.
Статья 8. Досрочное прекращение полномочий депутата по решению Совета
Полномочия депутата прекращаются досрочно по решению Совета, принимаемому в связи с избранием или назначением депутата на должность, занятие которой по закону несовместимо с выполнением депутатских полномочий, либо в связи с вступившим в законную силу обвинительным приговором суда в отношении лица, являющегося депутатом, а также в случае утраты депутатом гражданства СССР.
Полномочия депутата могут быть прекращены досрочно по решению Совета, принимаемому в связи с личным заявлением депутата об отставке ввиду обстоятельств, препятствующих выполнению полномочий, либо по иным личным причинам.
II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕПУТАТА В СОВЕТЕ
Статья 9. Участие депутата в работе Съезда народных депутатов, в сессиях Совета
На заседаниях Съездов народных депутатов, сессиях Верховных Советов и местных Советов депутаты на основе коллективного и свободного обсуждения рассматривают и решают важнейшие вопросы, отнесенные к ведению соответствующего представительного органа государственной власти.
Депутат обязан присутствовать на заседаниях Съезда народных депутатов, сессиях Совета и их органов, в состав которых он избран, активно участвовать в их работе. В случае невозможности прибыть на заседание или сессию депутат сообщает об этом соответственно в президиум Совета или его председателю.
Президиумы Советов народных депутатов, а в городских (городов районного подчинения), поселковых и сельских Советах - их председатели заблаговременно в сроки, установленные регламентами соответствующих Советов, сообщают депутату о времени созыва и месте проведения Съезда народных депутатов, сессии Совета, о вопросах, вносимых на их рассмотрение, и представляют ему все необходимые материалы по этим вопросам.
Статья 10. Права депутата на заседаниях Съезда народных депутатов, сессии Совета
Депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на заседании Съезда народных депутатов, сессии Верховного Совета или местного Совета народных депутатов. Народный депутат СССР, народный депутат союзной, автономной республики, не входящий в состав Верховного Совета, может участвовать в заседаниях Верховного Совета с правом совещательного голоса.
Депутат вправе:
избирать и быть избранным в органы Совета;
предлагать вопросы для рассмотрения Советом;
вносить предложения и замечания по повестке дня, порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;
вносить проекты решений и поправки к ним;
высказывать мнение по персональному составу создаваемых Советом органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Советом;
участвовать в прениях, обращаться с запросами, задавать вопросы;
выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки;
вносить предложения о заслушивании на заседании Съезда народных депутатов, сессии Верховного Совета, местного Совета народных депутатов отчета или информации любого органа либо должностного лица, подотчетного или подконтрольного Совету.
Депутат по обсуждаемому на заседании или сессии вопросу может передать председательствующему текст своего выступления, предложений и замечаний для включения в протокол заседания, сессии.
Порядок осуществления указанных прав определяется настоящим Законом и Регламентом соответствующего Совета.
Статья 11. Право депутата на постановку вопроса о доверии составу органов, образованных или избранных Советом, и должностным лицам
Депутат имеет право в соответствии с законодательством Союза ССР, союзной, автономной республики на постановку в Совете вопроса о доверии составу образованных или избранных Советом органов или избранным, назначенным или утвержденным им должностным лицам.
Статья 12. Право законодательной инициативы народных депутатов СССР, народных депутатов союзной, автономной республики
Народный депутат СССР, народный депутат союзной, автономной республики обладает правом законодательной инициативы на соответствующем Съезде народных депутатов и в Верховном Совете.
Право законодательной инициативы осуществляется в порядке, установленном законами СССР, союзной, автономной республики.
Статья 13. Депутатский запрос
Депутатский запрос - заявляемое на сессии Совета требование к государственным органам и должностным лицам дать официальное разъяснение или изложить позицию по вопросам, имеющим общественное значение.
Народный депутат СССР, народный депутат союзной, автономной республики на заседаниях Съезда народных депутатов и сессиях Верховного Совета имеет право обратиться с запросом соответственно к Президиуму Верховного Совета СССР, к Председателю Верховного Совета СССР, к Совету Министров СССР, к Президиуму Верховного Совета, к Председателю Верховного Совета и Совету Министров союзной, автономной республики, к руководителям других государственных органов, образуемых или избираемых соответственно Съездом народных депутатов СССР и Верховным Советом СССР, Съездом народных депутатов и Верховным Советом союзной, автономной республики.
Народный депутат союзной, автономной республики имеет также право обратиться с запросом к руководителям расположенных на территории соответствующей республики предприятий, учреждений и организаций союзного подчинения по вопросам, отнесенным к ведению республики, а народный депутат автономной республики - также к руководителям расположенных на территории автономной республики предприятий, учреждений и организаций республиканского (союзной республики) подчинения по вопросам, отнесенным к ведению автономной республики.
Депутат местного Совета имеет право обратиться с запросом к президиуму Совета, к председателю Совета, к исполнительному комитету, руководителям его отделов и управлений, а также к руководителям расположенных на территории Совета предприятий, учреждений и организаций по вопросам, отнесенным к ведению соответствующего Совета.
Запрос может быть внесен депутатом или группой депутатов в письменной или устной форме. Запрос, внесенный в письменной форме, подлежит оглашению на заседании Съезда, сессии Совета.
Государственный орган или должностное лицо, к которым обращен запрос, обязаны дать устный или письменный ответ на запрос на заседании Съезда народных депутатов, сессии Совета в сроки и в порядке, установленные законами СССР, союзной, автономной республики. Запрос, ответ на него и принятое Советом по результатам рассмотрения запроса решение публикуются.
Совет вправе обязать государственный орган или должностное лицо представить к установленному Советом сроку отчет о выполнении решения по запросу депутата.
Статья 14. Порядок рассмотрения предложений и замечаний депутатов, внесенных за заседаниях Съезда народных депутатов, сессии Совета
Предложения и замечания, высказанные депутатами на заседании Съезда народных депутатов, сессии Совета или переданные в письменной форме председательствующему на заседании или сессии, рассматриваются Советом, его комитетами или комиссиями либо направляются на рассмотрение соответствующим государственным и общественным органам и должностным лицам.
Государственные и общественные органы, а также должностные лица, которым направлены предложения и замечания депутатов, внесенные на заседании Съезда народных депутатов, сессии Совета, обязаны не позднее чем в месячный срок рассмотреть эти предложения и замечания и о результатах сообщить непосредственно депутату, а также соответственно президиуму или председателю Совета, Совету Министров, исполнительному комитету Совета.
Контроль за рассмотрением и реализацией предложений и замечаний депутатов осуществляется соответственно президиумом Совета, Советом Министров, исполнительным комитетом Совета.
Статья 15. Участие депутата в работе органов Совета
Депутат, входящий в состав президиума Совета, комитета, постоянной комиссии и других органов Совета, вправе вносить любые вопросы и предложения на рассмотрение указанных органов, участвовать в подготовке их к рассмотрению, в их обсуждении и принятии по ним решений, а также в организации проведения в жизнь решений Совета и его органов и в контроле за их выполнением.
Депутат, не согласный с решением органа Совета, в состав которого он входит, вправе изложить свою точку зрения на заседании Съезда народных депутатов, сессии Совета или сообщить о ней в письменной форме председательствующему.
Народный депутат СССР, народный депутат союзной, автономной республики, не являющийся членом Верховного Совета и избранный в состав комитета или постоянной комиссии, участвует в работе комитета или постоянной комиссии с правом решающего голоса.
Народный депутат СССР, народный депутат союзной, автономной республики, не являющийся членом комитета или постоянной комиссии, может участвовать в заседании комитета или постоянной комиссии с правом совещательного голоса.
Депутат вправе вступать в постоянные и временные депутатские группы, формирующиеся в Совете, и свободно выходить из них.
Статья 16. Участие депутата в проверках работы государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций
По поручению Совета или его органов депутат может участвовать в проверках работы расположенных на территории Совета государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций по вопросам, относящимся к ведению Совета, знакомиться с необходимыми документами, проводить депутатское расследование. О результатах проверки депутат информирует Совет или его органы, а также соответствующие государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации и, в случае необходимости, вносит предложения об улучшении их работы, устранении выявленных недостатков, отмене незаконных решений, привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении государственной дисциплины и законности.
Депутат вправе возбуждать в Совете и его органах вопрос о необходимости проведения проверок работы государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Совета, о проведении в установленном законом порядке расследований по любому вопросу.
III. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕПУТАТА В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ОКРУГЕ
И В ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Статья 17. Права депутата в связи с работой в избирательном округе и в избравшей его общественной организации
В своих избирательных округах и в избравших их общественных организациях депутаты имеют право:
участвовать при рассмотрении в органах государственного управления и органах соответствующих общественных организаций любых вопросов, затрагивающих существенные интересы граждан в избирательных округах и членов общественных организаций; эти органы обязаны заблаговременно извещать депутатов о рассмотрении таких вопросов;
проверять по собственной инициативе с привлечением при необходимости общественности и народных контролеров ставшие им известными из обращений граждан, организаций и иных источников сведения о нарушениях законов, прав и законных интересов граждан и организаций, проявления волокиты и бюрократизма, получать необходимую для этого информацию, требовать от соответствующих органов и должностных лиц устранения выявленных нарушений;
проводить собрания, конференции избирателей округа, встречи с трудовыми коллективами, низовыми коллективами и местными органами общественных организаций; участвовать в заседаниях органов общественного самоуправления, в собраниях советского и хозяйственного актива, трудовых коллективов, граждан по месту жительства.
Депутат имеет преимущественное право выступать по вопросам своей депутатской деятельности по местному радио и телевидению, в местной печати или в периодических изданиях избравшей его общественной организации. Редактирование представленных депутатом для опубликования материалов без согласования с ним не допускается.
Статья 18. Обязанности депутата в связи с работой в избирательном округе и в избравшей его общественной организации
В своих избирательных округах и в избравших их общественных организациях депутаты обязаны:
регулярно информировать население, низовые коллективы и местные органы избравших их общественных организаций в соответствующих регионах о работе Съездов народных депутатов, Верховных Советов, местных Советов народных депутатов, о выполнении планов и программ экономического и социального развития, решений Советов, наказов избирателей, а также своих предвыборных программ;
участвовать в организации и контроле исполнения законов, решений Совета и его органов;
изучать общественное мнение, нужды и запросы населения, общественных организаций, сообщать о них Совету и его органам, вносить предложения и принимать иные меры для их удовлетворения;
способствовать развертыванию различных форм самоуправления, социальной активности граждан, вовлечению их в управление государственными и общественными делами.
Статья 19. Рассмотрение депутатом предложений, заявлений и жалоб граждан
Депутат рассматривает поступившие к нему предложения, заявления и жалобы избирателей, членов избравшей его общественной организации, принимает меры к их правильному и своевременному разрешениюрегулярно ведет прием граждан в населенных пунктах своего избирательного округа, а депутат от общественной организации - по месту своего жительства или работы или в ином месте, определяемом депутатом. Он вправе приглашать для участия в приеме граждан должностных лиц государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории избирательного округа.
Депутат изучает причины, порождающие жалобы, и вносит свои предложения на Съезд народных депутатов, в Верховный Совет, местный Совет народных депутатов, в органы избравшей его общественной организации, в другие государственные и общественные органы, предприятия, учреждения и организации.
Депутат вправе осуществлять контроль за рассмотрением направленных им предложений, заявлений и жалоб в государственных и общественных органах, предприятиях, учреждениях и организациях, расположенных на территории Совета, и принимать личное участие в их рассмотрении. Должностные лица государственных и общественных органов и организаций обязаны оказывать депутату помощь в его контрольной деятельности.
Статья 20. Отчеты депутата перед избирателями и общественной организацией
Народный депутат СССР, народный депутат союзной, автономной республики периодически, но не реже одного раза в год, а депутат местного Совета - не реже двух раз в год обязан отчитываться о своей работе, ходе выполнения предвыборной программы, наказов, о работе Совета и тех его органов, в которые он избран, перед избирателями, коллективами и общественными организациями, выдвинувшими его кандидатом в депутаты, и перед избравшей его общественной организацией. Отчет депутата может быть проведен также по требованию избирателей или членов избравшей его общественной организации в порядке, установленном законами СССР, союзной, автономной республики.
Отчеты депутата проводятся на созываемых с этой целью собраниях избирателей, а также на конференциях делегатов от избирателей данного избирательного округа или членов избравшей его общественной организации.
Собрание, конференция, на которых заслушивается отчет депутата, принимают решение, содержащее предложения и замечания избирателей депутату, которое доводится до сведения избирателей округа или членов избравшей его общественной организации.
Статья 21. Содействие депутату в проведении отчетов и встреч с избирателями и членами общественной организации
Собрания, конференции избирателей и членов общественных организаций для проведения отчетов депутатов и встреч с ними созываются президиумами Советов, советами трудовых коллективов, местными органами общественных организаций и органами общественного самоуправления.
Депутату обеспечиваются необходимые условия для проведения отчетов и встреч с избирателями, с членами избравшей его общественной организации. В этих целях президиум или исполнительный комитет соответствующего Совета, местные органы общественной организации, администрация и общественные организации предприятий, учреждений, организаций выделяют помещение, извещают граждан о времени и месте проведения отчета депутата, его встреч с избирателями и членами общественной организации, приема депутатом граждан, направляют по приглашению депутата для участия в приемах и встречах своих ответственных представителей, а также принимают другие меры по оказанию депутату содействия в его работе на местах.
Справочные и информационные материалы, необходимые для отчетов и выступлений, предоставляются депутату по его просьбе соответственно президиумом Совета или исполнительным комитетом того Совета, депутатом которого он является, президиумами или исполнительными комитетами Советов, расположенных на территории избирательного округа, органами избравшей его общественной организации.
Статья 22. Участие депутата в работе нижестоящих Советов
Депутат на территории Совета, в состав которого он избран, вправе участвовать с совещательным голосом в заседаниях нижестоящих Советов и их органов.
Статья 23. Обращения депутата
Депутат вправе обращаться во все государственные и общественные органы, предприятия, учреждения и организации, к должностным лицам по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, и принимать участие в рассмотрении поставленных вопросов. Указанные органы и должностные лица обязаны дать депутату ответ на его обращение безотлагательно, а при необходимости в дополнительном изучении или проверке - не позднее чем в месячный срок.
Обращения депутатов по наиболее важным вопросам, в том числе о необходимости принятия, изменения или отмены решения соответствующего органа, подлежат рассмотрению соответственно президиумами Советов, исполнительными комитетами Советов, коллегиями министерств, государственных комитетов и ведомств, Советами Министров. О дне рассмотрения депутат должен быть извещен заблаговременно.
Статья 24. Право депутата на безотлагательный прием должностными лицами
По вопросам депутатской деятельности депутат пользуется правом беспрепятственного посещения на территории Совета государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций, а также правом безотлагательного приема их руководителями и другими должностными лицами.
Порядок посещения депутатами организаций, деятельность которых связана с государственной и иной охраняемой законом тайной, устанавливается законом.
Статья 25. Право депутата требовать устранения нарушения законности
Встретившись с нарушением прав и охраняемых законом интересов граждан или иным нарушением законности, депутат как представитель государственной власти вправе на месте потребовать прекращения нарушения, а в необходимых случаях обратиться с требованием к соответствующим органам и должностным лицам пресечь такие нарушения. Факт нарушения может фиксироваться в протоколе, составленном депутатом или по его требованию - представителем соответствующего правоохранительного или контрольного органа.
Должностные лица государственных и общественных органов, администрация предприятий, учреждений и организаций, а также работники милиции, к которым обращено требование депутата, обязаны незамедлительно принять меры для устранения нарушения и при необходимости - для привлечения виновных к ответственности с последующим информированием об этом депутата. В случае непринятия мер должностные лица несут дисциплинарную или уголовную ответственность в установленном законом порядке.
Статья 26. Депутатские группы
Для совместной работы в избирательных округах, трудовых коллективах, общественных организациях по осуществлению своих полномочий депутаты могут на основе их взаимного согласия объединяться в депутатские группы.
IV. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С НАКАЗАМИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Статья 27. Наказы народным депутатам
Наказами являются поручения, принятые при встречах с кандидатами в народные депутаты собраниями или конференциями, представляющими избирателей округа, а при выборах от общественных организаций также съездами, конференциями или пленумами их общесоюзных или республиканских органов.
В качестве наказов народным депутатам СССР рассматриваются поручения, реализация которых относится к ведению общесоюзных органов, а народным депутатам союзных, автономных республик, местных Советов народных депутатов - к ведению соответствующих республиканских или местных органов.
Кандидат в депутаты вправе не принять в качестве наказа предложение, внесенное собранием или конференцией избирателей, если оно противоречит его предвыборной программе.
Статья 28. Подготовка и принятие решений по наказам
Обобщение и предварительное рассмотрение наказов народным депутатам СССР, народным депутатам союзных, автономных республик, местных Советов народных депутатов осуществляются соответственно Президиумом Верховного Совета СССР и Советом Министров СССР, Президиумами Верховных Советов и Советами Министров союзных, автономных республик, президиумами и исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов с учетом предложений и замечаний комитетов и постоянных комиссий Советов народных депутатов.
Советы народных депутатов принимают решения о принятии наказов к исполнению. Совет вправе принять мотивированное решение о нецелесообразности выполнения отдельных наказов.
Советы народных депутатов учитывают наказы при разработке планов экономического и социального развития и составлении бюджета, а также при подготовке решений по другим вопросам. Меры по их реализации выделяются в планах и бюджете в специальный раздел.
Статья 29. Организация выполнения наказов
Выполнение наказов, принятых к исполнению Верховным Советом СССР, обеспечивают Совет Министров СССР, другие государственные и общественные органы; наказов, принятых к исполнению Верховными Советами союзных и автономных республик, местными Советами народных депутатов, - их исполнительные и распорядительные, другие республиканские и местные органы.
Предложения, содержащиеся в наказах кандидатам, не избранным в ходе выборов депутатами, направляются в соответствующие органы и должностным лицам для рассмотрения и принятия мер.
Контроль за выполнением наказов, данных народным депутатам СССР, осуществляется Верховным Советом СССР; народным депутатам союзных, автономных республик - Верховными Советами союзных, автономных республик; народным депутатам местных Советов народных депутатов - соответствующими Советами народных депутатов.
Исполнительные и распорядительные органы не реже одного раза в год докладывают Советам народных депутатов о ходе выполнения решений по наказам.
Статья 30. Участие народного депутата в работе с наказами
Народные депутаты участвуют в разработке и обсуждении мероприятий по реализации наказов, осуществляют контроль за их исполнением, регулярно информируют избирателей и общественные организации о ходе выполнения наказов.
Статья 31. Гласность в работе с наказами
Решения Верховного Совета СССР, Верховных Советов союзных, автономных республик, местных Советов народных депутатов, принятые по наказам, подлежат обязательному опубликованию.
Средства массовой информации освещают ход выполнения наказов избирателей и общественных организаций.
V. ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ ДЕПУТАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 32. Обеспечение условий для осуществления депутатом его полномочий
Совет, другие государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации и их должностные лица обеспечивают условия для осуществления депутатом его полномочий.
Президиум Совета, исполнительный комитет Совета обеспечивают депутатам возможность пользоваться помещениями для участия в работе соответственно Съезда народных депутатов, Верховного Совета, местного Совета народных депутатов, их комитетов и постоянных комиссий, депутатских групп, а также библиотечными фондами и архивами Совета, средствами связи, электронно - вычислительной, организационной, копировально-множительной и печатной техникой, имеющейся в Совете. Предприятия, учреждения и организации, расположенные на территории местного Совета, содействуют Совету в использовании имеющейся у них электронно - вычислительной, организационной, копировально-множительной и печатной техники для обеспечения депутатской деятельности.
Государственные и общественные органы, предприятия, учреждения и организации содействуют народным депутатам СССР при осуществлении депутатской деятельности в организации их поездок по избирательному округу, в предоставлении им транспорта, в обеспечении их во внеочередном порядке гостиницами. Народным депутатам СССР, ведущим в Верховном Совете СССР постоянную работу, предоставляется на весь ее период в случае необходимости служебная жилая площадь.
Народный депутат СССР вправе иметь помощников - секретарей, состоящих в штате предприятий, учреждений, организаций либо включаемых по просьбе депутата в штаты исполнительных комитетов местных Советов, для оказания ему организационно-технической и научно-консультативной помощи в осуществлении депутатских полномочий. Для более тесной связи с населением, общественной организацией, получения постоянной помощи в работе депутат может иметь помощников на общественных началах.
Порядок обеспечения деятельности народных депутатов СССР, народных депутатов союзных и автономных республик определяется соответственно Верховным Советом СССР, Верховными Советами союзных и автономных республик.
Положение о помощниках - секретарях народных депутатов СССР утверждается Верховным Советом СССР.
Статья 33. Освобождение депутата от производственных или служебных обязанностей и возмещение расходов, связанных с депутатской деятельностью
На время заседаний Съезда народных депутатов, сессий Верховного Совета или местного Совета народных депутатов, а также для осуществления депутатских полномочий в других случаях, предусмотренных законом, депутат освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей с возмещением ему расходов, связанных с депутатской деятельностью, за счет средств соответствующего государственного или местного бюджета.
Народный депутат СССР вправе освобождаться от выполнения производственных или служебных обязанностей на срок, необходимый депутату для осуществления депутатской деятельности.
Случаи и порядок возмещения народным депутатам СССР расходов, связанных с выполнением депутатских полномочий, а также порядок предоставления отпусков народным депутатам СССР, ведущим в Верховном Совете СССР постоянную работу, определяются Верховным Советом СССР.
Статья 34. Право депутата на получение информации и консультаций. Оказание депутату юридической помощи
Президиум Совета, исполнительный комитет Совета обеспечивают депутата документами, принятыми Съездом народных депутатов, Верховным Советом или местным Советом народных депутатов, официальными изданиями, информационными материалами Совета и его органов.
Государственные и общественные органы, администрация предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Совета, обязаны по просьбе депутата обеспечить его консультациями специалистов по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, и предоставить безотлагательно, а при отсутствии такой возможности - не позднее чем в месячный срок необходимую ему информацию.
Президиум Совета, исполнительный комитет Совета, администрация предприятий, организаций, научных, учебных и юридических учреждений обеспечивают депутату помощь по правовым вопросам, возникающим в его депутатской деятельности.
Статья 35. Право депутата на бесплатный проезд
Народный депутат СССР на территории Союза ССР, народный депутат союзной, автономной республики на территории соответствующей республики пользуется правом бесплатного проезда по всем железнодорожным, автомобильным, водным, воздушным внутренним путям сообщения и на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси).
Депутат Совета народных депутатов автономной области, автономного округа, краевого, областного, районного, городского, районного в городе, поселкового и сельского Совета пользуется соответственно на территории края, области, округа, района, города, поселка и сельсовета правом бесплатного проезда на автомобильном и водном транспорте республиканского подчинения и на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси), а депутат Совета народных депутатов автономной области, автономного округа, краевого, областного, районного Совета - также на железнодорожном и воздушном транспорте.
Порядок и условия бесплатного проезда народных депутатов СССР, народных депутатов союзных, автономных республик, местных Советов народных депутатов, порядок связанных с этим расчетов с транспортными организациями, а также условия использования депутатами личного автотранспорта в связи с осуществлением депутатской деятельности определяются Советом Министров СССР и Советами Министров союзных республик.
Статья 36. Охрана трудовых прав депутата, прав депутата из числа военнослужащих
Депутат не может быть по инициативе администрации (командования) уволен с работы на предприятии, в учреждении или организации, с действительной военной службы, исключен из колхоза (иного кооператива), учебного заведения или переведен в порядке дисциплинарного взыскания на нижеоплачиваемую работу (понижен в должности) без предварительного согласия Совета.
Депутату, освобожденному от производственных или служебных обязанностей вследствие избрания его в состав Совета или его органов, по истечении срока полномочий предоставляется прежняя работа (служба) или при ее отсутствии другая равноценная работа (служба).
Время работы депутата в Совете и его органах засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, стаж работы (службы) по специальности.
Статья 37. Депутатская неприкосновенность народных депутатов СССР, народных депутатов союзных и автономных республик
Народный депутат СССР, народный депутат союзной республики не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия соответственно Верховного Совета СССР, Верховного Совета союзной республики.
Народный депутат автономной республики на территории автономной республики, а также на всей территории союзной республики, в которой состоит автономная республика, не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Верховного Совета автономной республики.
Уголовное дело в отношении народного депутата СССР, народного депутата союзной, автономной республики может быть возбуждено только соответственно Генеральным прокурором СССР, прокурором союзной, автономной республики.
Статья 38. Депутатская неприкосновенность депутатов местных Советов народных депутатов
Депутат Совета автономной области, автономного округа на территории автономной области или автономного округа, а также на всей территории соответственно союзной республики, края или области, в которой состоит автономная область или автономный округ, не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Совета, в который он избран.
Депутат краевого, областного, районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов не может быть на территории соответствующего Совета привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия соответствующего Совета.
Порядок возбуждения уголовного дела в отношении депутата местного Совета народных депутатов определяется законодательством Союза ССР и союзных республик.
Статья 39. Порядок получения согласия Совета на привлечение депутата к ответственности
Для получения согласия Совета на привлечение депутата к уголовной ответственности, арест или применение мер административного взыскания, налагаемых в судебном порядке, соответствующий прокурор вносит в Совет представление. Оно может быть внесено и вышестоящим прокурором.
Представление вносится перед предъявлением депутату обвинения, или дачей санкции на арест, или направлением дела об административном правонарушении в суд.
Вышестоящий прокурор может отозвать представление о получении согласия на привлечение депутата к ответственности, внесенное в Совет нижестоящим прокурором.
Совет рассматривает представление прокурора не позднее чем в месячный срок и может запросить от прокурора дополнительные материалы, необходимые для решения вопроса, поставленного в представлении. Совет принимает мотивированное решение и в трехдневный срок извещает о нем прокурора. При наличии к тому оснований Совет может пересмотреть свое решение. Депутат вправе участвовать в рассмотрении Советом вопроса о его депутатской неприкосновенности.
При несогласии с решением местного Совета народных депутатов вышестоящий прокурор вправе войти соответственно в вышестоящий Совет с представлением об отмене решения и передаче вопроса на повторное рассмотрение соответствующего Совета. С представлением об отмене решения сельского, поселкового, городского (города районного подчинения) Совета и о передаче вопроса на повторное рассмотрение вправе войти соответственно в районный, городской Совет также районный или городской прокурор. Если Совет подтвердит первоначальное решение, вопрос может быть решен по существу областным, краевым Советом народных депутатов по представлению соответственно прокурора области, края, республики.
Если представление прокурора, внесенное в порядке, предусмотренном настоящей статьей, не рассмотрено местным Советом народных депутатов в месячный срок, вышестоящий Совет по представлению соответствующего или вышестоящего прокурора принимает меры к обеспечению незамедлительного его рассмотрения.
Прокурор, вносивший представление в Совет, в трехдневный срок со дня окончания производства по делу обязан сообщить Совету, давшему согласие на привлечение депутата к ответственности или его арест, о результатах расследования или рассмотрения дела.
Получение согласия на привлечение депутата местного Совета народных депутатов к уголовной ответственности, арест или применение мер административного взыскания, налагаемых в судебном порядке, не требуется, если преступление или административное правонарушение совершено депутатом вне территории того Совета, в состав которого он избран, а народным депутатом автономной республики - вне территории союзной республики, в которой состоит автономная республика, а сам депутат находится вне этой территории. В тех случаях, когда к моменту решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности, об аресте или применении мер административного взыскания, налагаемых в судебном порядке, депутат местного Совета народных депутатов находится на территории Совета, в состав которого он избран, а народный депутат автономной республики - на территории союзной республики, в которой состоит автономная республика, получение такого согласия осуществляется в порядке, установленном настоящей статьей.
Статья 40. Депутатское удостоверение и нагрудный знак депутата
Депутат имеет депутатское удостоверение и нагрудный знак депутата, которые выдаются ему после признания Советом полномочий депутата. Депутатским удостоверением и нагрудным знаком депутат пользуется в течение срока своих полномочий.
Положения об удостоверениях и нагрудных знаках народных депутатов, а также образцы удостоверений и нагрудных знаков утверждаются:
для народных депутатов СССР - Президиумом Верховного Совета СССР;
для народных депутатов союзных и автономных республик, депутатов местных Советов народных депутатов - Президиумами Верховных Советов соответствующих союзных и автономных республик.
Остальные материалы раздела: Законы СССР 1917-1992
Предыдущая Закон СССР от 20.12.1989 N 963-1 Об изменениях и дополнениях Конституции Основного Закона СССР по вопросам избирательной системыСледующая Закон СССР от 23.12.1989 О конституционном надзоре в СССР