Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей 'ВиФиАй' work-flow-Initiative 16+
СОХРАНИ СВОЮ ИСТОРИЮ НА СТРАНИЦАХ WFI Категории: Актуальное Избранное Telegram: Современная Россия
Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей

Путь:

Навигация


Язык [ РУССКИЙ ]

Поиск
Подписка и соц. сети

Подписаться на обновления сайта


Поделиться

Яндекс.Метрика

Новые материалы

Картинка недели

К началуК началу
В конецВ конец
Создать личную галерею (раздел)Создать личную галерею (раздел)
Создать личный альбом (с изображениями)Создать личный альбом (с изображениями)
Создать материалСоздать материал

Циркуляры СССР 1917-1992

Оценка раздела:
Не нравится
1
Нравится
В разделе "онлайн библиотеки" нормативно-правовых и законодательных актов Союза Советских Социалистических Республик собраны Циркуляры с 1917 по 1992.

Категории

Циркулярное письмо Минавтошосдора РСФСР от 13.06.1968 N 173-ц О тематических планах специальной подготовки и стажировки водителей вместе с Темат

Дата публикации: До 2014-05-28
Просмотров: 869
Материал приурочен к дате: 1968-06-13
Прочие материалы относящиеся к: Дате 1968-06-13 Материалы за: Год 1968
Автор:

 

МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

И ШОССЕЙНЫХ ДОРОГ РСФСР

 

ЦИРКУЛЯРНОЕ ПИСЬМО

от 13 июня 1968 г. N 173-ц

 

В целях улучшения специальной подготовки и стажировки водителей, впервые назначаемых на автобусы и легковые таксомоторы, Министерство предлагает:

1. Ввести в действие "Тематический план специальной подготовки и стажировки водителей, впервые назначаемых для работы на автобусах" (Приложение N 1) и "Тематический план специальной подготовки и стажировки водителей, впервые назначаемых для работы на легковых таксомоторах" (Приложение N 2), разработанные в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 29 ноября 1967 г. N 1092.

2. Ввести в действие учебный план и программу подготовки шоферов-наставников пассажирского автомобильного транспорта (Приложение N 3).

3. Отменить "Методические указания, примерный тематический план и программу стажирования водителей, назначаемых для работы на автобусах", утвержденные Министерством автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР 15 февраля 1965 года и "Методические указания, примерный тематический план и программу занятий в автохозяйствах с водителями автомобилей, впервые назначаемыми для работы на легковые таксомоторы", утвержденные Приказом Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР от 14 мая 1965 г. N 173.

 

Заместитель Министра

автомобильного транспорта

и шоссейных дорог РСФСР

Н.НИКАНОРОВ

 

 

 

 

 

Приложение N 1

к циркулярному письму Министерства

от 13 июня 1968 г. N 173-ц

 

Утвержден

Министерством

автомобильного транспорта

и шоссейных дорог РСФСР

20 февраля 1968 года

 

Согласовано

Министерством охраны

общественного порядка СССР

19 февраля 1968 года

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И СТАЖИРОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ,

ВПЕРВЫЕ НАЗНАЧАЕМЫХ ДЛЯ РАБОТЫ НА АВТОБУСАХ

 

Тематический план разработан в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 29 ноября 1967 г. N 1092 и Постановлением Совета Министров РСФСР от 29 декабря 1967 г. N 956.

 

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА (80 часов)

 

1. Особенности устройства и техническое обслуживание автобусов - 16 часов.

2. Особенности структуры и условия работы пассажирского автотранспортного предприятия - 4 часа.

3. Основные сведения по эксплуатации автобусов - 16 часов.

4. Особенности вождения автобусов, обеспечение безопасности и культура обслуживания пассажиров - 30 часов.

5. Правила движения - 10 часов.

6. Правила техники безопасности - 4 часа.

 

СТАЖИРОВКА В ПАССАЖИРСКОМ АВТОТРАНСПОРТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ

(8 дней)

 

РАБОТА НА ПЕРЕГОНЕ - 2 дня

 

Работа по перегону автобусов на внутрипарковых зонах под руководством водителя-наставника, начальника гаража, дежурных механиков.

 

РАБОТА НА ЛИНИИ - 6 дней

 

1. Вождение автобуса без пассажиров под руководством водителя-наставника по маршрутам - 1 день.

2. Вождение автобуса с пассажирами под руководством водителя-наставника по маршрутам и расписанию движения - 5 дней.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ПРОГРАММА

СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ, ВПЕРВЫЕ

НАЗНАЧАЕМЫХ ДЛЯ РАБОТЫ НА АВТОБУСАХ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Цель специальной подготовки и стажировки - подготовить водителей к самостоятельной работе на автобусах, повысить мастерство вождения, культуру и безопасность перевозки пассажиров.

Водители-стажеры зачисляются приказом по автотранспортному предприятию и направляются в учебный комбинат (автошколу) для специальной подготовки в объеме 80 часов. Учет специальной подготовки и стажирования оформляется листком по прилагаемой форме (Приложение А), в учебном заведении кроме того - классным журналом.

На занятиях необходимо широко использовать учебное оборудование, технические средства, наглядные пособия (агрегаты, узлы, приборы изучаемых автобусов, плакаты, схемы, графики, таблицы расписаний движения, диапозитивы, учебные фильмы, образцы бланков путевых документов, автобусных билетов и т.п.).

При рассмотрении особенностей устройства, технического обслуживания и эксплуатации автобусов главное внимание следует обратить на изучение тех марок, которые находятся в автотранспортном предприятии.

Водители-стажеры, закончившие специальную подготовку и сдавшие зачет, что отмечается в учетном листке, направляются в автотранспортное предприятие для стажировки и прохождения дальнейшей работы на линейных автобусах.

 

ПРОГРАММА

 

Тема 1

 

Особенности устройства и техническое обслуживание автобусов

 

Технические характеристики изучаемых автобусов, их эксплуатационные качества. Заправочные емкости. Рабочее место водителя, регулируемое сиденье. Органы управления и контрольные приборы, уход за ними. Особенности размещения и устройства двигателя, уход за ним. Особенности пуска двигателя при различной температуре наружного воздуха. Особенности устройства механизмов трансмиссии, уход за ними и регулировка. Особенности устройства узлов ходовой части, уход за ними и регулировка. Углы поворота и установки передних колес. Типы и размеры применяемых шин, нормы давления и пробега, меры по увеличению срока службы шин. Правила установки на колесах автобуса отремонтированных шин. Особенности устройства рулевого управления и тормозов, уход за ними и регулировка. Электрооборудование автобуса. Система наружного и внутреннего освещения и сигнализации. Предохранители. Уход за системой освещения и сигнализации. Регулировка фар. Расход электроэнергии на автобусе и меры водителя, обеспечивающие увеличение срока службы аккумуляторных батарей. Дополнительное оборудование (часы, зеркала, огнетушитель и др.). Кузов автобуса; размещение мест в салоне. Система вентиляции и отопления, приемы пользования и уход за ними. Система управления дверьми, уход за ней. Радиоусилительная установка, пользование микрофоном. Инструмент и принадлежности автобуса. Указания по эксплуатации автобуса. Основные неисправности автобуса, их определение и устранение. Особенности технического обслуживания автобусов. Контроль состояния узлов, влияющих на безопасность движения. Способы устранения неисправностей автобуса, возникших в пути. Обкатка нового и капитально отремонтированного автобуса.

 

Тема 2

 

Особенности структуры и условия работы пассажирского

автотранспортного предприятия

 

Структура и задачи пассажирского автотранспортного предприятия. Основные службы, отделы и производственные участки. Закрытые и открытые стоянки; особенности хранения автобусов на открытых стоянках в условиях низких температур. Мероприятия, проводимые в автотранспортном предприятии по поддержанию автобусов в технически исправном состоянии и готовности к работе. Правила внутреннего распорядка в пассажирских автотранспортных предприятиях. Особенности эксплуатации автобусов и работы по массовой перевозке пассажиров. Трансфинплан пассажирского автотранспортного предприятия и его выполнение. Показатели эффективной работы автобусов. Особенности работы пассажирских автотранспортных предприятий в условиях нового планирования и экономического стимулирования. Основные понятия о хозрасчете в пассажирском автотранспортном предприятии. Режим работы автобусов и автобусных бригад. Задачи улучшения обслуживания населения автобусными перевозками.

 

Тема 3

 

Основные сведения по эксплуатации автобусов

 

Назначение и виды автобусных перевозок. Внешнее и внутреннее оборудование автобуса. Заправка автобусов. Организация выпуска автобусов на линию; применяемые графики.

Автобусные маршруты, их классификация и особенности. Опасные участки на маршрутах и меры предосторожности. Схемы маршрутов с указанием опасных мест, пользование схемами. Инструктаж водителей. Перегон, остановочные пункты (постоянные, временные и по требованию). Конечные остановки (станции). Размещение и оборудование сооружений на конечных и промежуточных пунктах автобусных маршрутов. Понятие о нормировании скоростей движения автобусов на маршрутах. Контрольная аппаратура, применяемая на конечных станциях для учета работы автобусов.

Правила движения автобусов на маршрутах. Скорости движения: техническая и эксплуатационная. Частота и интервал движения. Расписание движения. Понятие о производительности автобуса. Маршрутные нормы расхода топлива.

Диспетчерское руководство движением автобусов. Поддержание связи водителя с диспетчером при работе на линии. Порядок замены водителя на линии (в случае заболевания и т.п.). Порядок переключения автобуса с одного маршрута на другой. Организация технической помощи автобусам на линии. Организация информации о дорожных условиях, принятие оперативных мер к ликвидации недостатков.

Особенности работы заказных и туристских автобусов. Организация работы автобусов на междугородных линиях; пункты отдыха автобусных бригад.

Учет выполнения расписания движения. Контроль за работой автобусов на линии. Задачи и права инженера по безопасности движения. Задачи и права контролеров-ревизоров. Роль общественных контролеров.

Система оплаты труда водителей и кондукторов автобусов. Материальная заинтересованность водителя автобуса в выполнении каждого рейса.

Путевой лист автобуса и билетно-учетный лист; порядок их оформления.

Билетная система, применяемая при перевозках пассажиров в автобусах. Правила проезда пассажиров и провоза багажа в автобусах. Обязанности водителя при работе без кондуктора. Порядок сдачи выручки.

 

Тема 4

 

Особенности вождения автобусов, обеспечение

безопасности и культура обслуживания пассажиров

 

Основные технические неисправности автобуса, угрожающие безопасности движения. Характерные неисправности тормозов, рулевого управления, шин, колес, приборов освещения и сигнализации, дополнительного оборудования, могущие вызвать опасные последствия. Повышенные требования к техническому состоянию автобуса (2 часа).

Общая характеристика специфики работы за рулем и требования к водителю автобуса. Профессиональное значение внимательности, наблюдательности, глазомера, зрительной памяти, осторожности, осмотрительности, быстрой и точной реакции, оценки обстановки движения и принятия мер, направленных на предотвращение дорожно-транспортного происшествия. Морально-волевые качества и решающее значение дисциплинированности водителя. Способность сохранять работоспособность и ее значение для безопасности движения и перевозки пассажиров. Нервная усталость и накопление утомления; опасные последствия. Значение соблюдения режима труда и отдыха. Влияние алкоголя на человека; нарушение нормальных функций под воздействием алкоголя и опасные последствия при управлении транспортным средством (4 часа).

Габариты и маневренность автобуса. Распределение нагрузки по колесам, расположение центра тяжести. Силы, действующие на автобус при движении. Сцепление колес с дорогой; условия, ухудшающие сцепление и меры предосторожности. Силы, действующие при торможении. Динамическое перераспределение нагрузки по осям при торможении. Остановочный путь и составляющие его элементы. Факторы, влияющие на длину тормозного пути. Особенности торможения на скользкой дороге, крутых подъемах и спусках. Торможение с неотсоединенным двигателем. Параметры, характеризующие эффективность торможения. Условия возникновения бокового заноса. Влияние нагрева тормозов на стабильность их действия. Влияние величины и распределения нагрузки в салоне автобуса на эффективность торможения. Причины, вызывающие потерю автобусом устойчивости. Факторы, влияющие на управляемость. Меры водителя, обеспечивающие устойчивость автобуса в различных условиях движения, особенно на крутых поворотах, при выпуклом поперечном профиле дороги и т.п. Допустимая нагрузка автобуса. Влияние перегрузки на устойчивость и управляемость автобуса. Опасные последствия перегрузки автобуса. Влияние стоящих пассажиров на положение центра тяжести и устойчивость автобуса; меры предосторожности (4 часа).

Особенности вождения автобусов. Значение плавного трогания с места и остановки без резкого торможения и рывков. Недопустимость резких ускорений и замедлений движения. Опасность резких поворотов рулевого колеса. Особенности и техника переключения передач на автобусе. Особенности движения задним ходом и маневрирования в узких проездах. Выбор скорости и действий водителя как днем, так и ночью, на крутых подъемах и спусках, на поворотах с виражами и без них, перекрестках, железнодорожных переездах, мостах и подъездах к ним, путепроводах, в тоннелях, при проезде остановок общественного транспорта, опасных участков, перед которыми установлены дорожные знаки, пешеходных переходов, во время встречных разъездов с транспортными средствами на узких дорогах и т.п. Меры предосторожности при начале движения от остановки, маневрировании на конечных пунктах, обгонах и т.п. Приемы вождения автобусов в сложных погодных условиях (снегопад, ливневый дождь, гололед, густой туман и т.п.). Особенности вождения и перевозки пассажиров в условиях низких и высоких температур. Приемы вождения автобусов по горным дорогам; меры предосторожности. Особенности вождения автобуса в транспортном потоке: режим скорости, безопасные дистанции и интервалы. Разбор наиболее характерных дорожно-транспортных происшествий, совершенных вследствие применения неправильных приемов вождения автобуса в различных дорожных и погодных условиях.

Рациональные схемы оценки обстановки в различных ситуациях по предупреждению дорожно-транспортных происшествий (14 часов).

Высокая культура обслуживания пассажиров - важнейший показатель качества работы. Значение научной организации труда в повышении производительности, мастерства вождения, культуры и безопасности перевозки пассажиров. Требования безопасности при посадке пассажиров в автобус. Наблюдение за посадкой, оказание помощи пассажирам с детьми, инвалидам, престарелым. Значение соблюдения норм посадки для удобной и безопасной перевозки пассажиров. Правила трогания автобуса с места; значение надежного закрытия дверей до начала движения. Наблюдение за безопасностью начала движения при помощи зеркал. Выполнение графика и маршрутного расписания движения как показатель культуры обслуживания пассажиров. Информация пассажиров в пути следования, забота об их удобствах. Опасность открытия дверей до полной остановки. Экстренная остановка по сигналам кондуктора, пассажиров. Наблюдение за порядком в салоне при помощи зеркал. Соблюдение мер пожарной безопасности в автобусе. Наблюдение за высадкойоказание необходимой помощи пассажирам. Предупреждение пассажиров о мерах предосторожности при выходе на проезжую часть. Меры в случае заболевания пассажиров в пути, а также по обеспечению безопасности при резких изменениях метеорологических условий и в другой сложной обстановке. Экстренное открытие дверей как первейшая мера безопасности; порядок эвакуации пассажиров из автобуса. Меры водителя (кондуктора) при возникновении в автобусе пожараприемы пользования огнетушителем и другими средствами тушения пожара. Оказание первой помощи в несчастных случаях (6 часов).

 

Тема 5

 

Правила движения

 

Основные положения Правил движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР (общие обязанности водителей, порядок движения транспортных средств, проезд перекрестков, площадей, железнодорожных переездов, меры по обеспечению безопасности пешеходов, велосипедистов, пассажиров и т.п.). Правила пользования осветительными приборами. Правила встречного разъезда в темное время суток; действия водителя при ослеплении светом фар встречного транспортного средства. Дорожные знаки. Указатели. Линии разметки. Сигналы светофоров и регулировщика. Опасные последствия нарушения правил движения.

 

Тема 6

 

Правила техники безопасности

 

Повышенная ответственность автобусных перевозок. Изучение должностной инструкции водителю автобуса и инструкции по технике безопасности. Требования к организации рабочего места водителя. Меры предупреждения травм при технических осмотрах и обслуживании автобуса в гараже и на линии. Удаление пассажиров из салона и меры предосторожности при вывешивании осей домкратом, снятии и установке колес. Правила безопасности при демонтаже-монтаже шин, накачивании их воздухом в гараже и на линии. Правила техники безопасности при работе с аккумуляторными батареями. Меры безопасности при пользовании переносными электролампами, приборами и инструментом с электроприводом.

Опасность отравления выхлопными газами и меры предосторожности. Меры против проникновения выхлопных газов в салон автобуса. Личная гигиена водителя автобуса. Правила пожарной безопасности в автотранспортном предприятии, автозаправочных станциях и других огнеопасных местах.

Правила буксировки автобусов.

Обязанности водителя автобуса по сигналам гражданской обороны.

Зачет по программе специальной подготовки.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ПРОГРАММА

СТАЖИРОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ, ВПЕРВЫЕ НАЗНАЧАЕМЫХ

ДЛЯ РАБОТЫ НА АВТОБУСАХ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Стажировка водителей, прошедших в учебном комбинате (автошколе) специальную подготовку, проводится в автотранспортном предприятии в течение 8 дней под руководством опытных наставников. Для стажировки используются линейные автобусы, на которых в дальнейшем будут работать вновь назначаемые водители.

Прохождение стажировки отмечается в учетном листке.

По окончании стажировки с водителями проводится контрольное собеседование, после чего главный инженер автотранспортного предприятия дает заключение о допуске к самостоятельной работе на линейных автобусах.

 

ПРОГРАММА

 

Работа на перегоне

 

Ознакомление с автобусом, рабочим местом водителя; регулирование сиденья по росту, установка зеркал в нужное положение. Приемы пользования органами управления, рукояткой управления, дверьми салона, микрофоном. Наблюдение за показаниями контрольных приборов. Регулирование силы звука репродукторов в салоне. Включение и выключение приборов освещения, вентиляции и отопления. Осмотр внешнего и внутреннего оборудования автобуса, проверка наличия и состояния принадлежностей, инструмента, огнетушителя. Приемы пользования приборами сигнализации, стеклоомывателем, стеклоочистителями, зеркалами. Проверка исправности действия спидометра. Контроль узлов, влияющих на безопасность движения.

Особенности включения зажигания и пуска двигателя.

Приемы трогания автобуса с места передним и задним ходом.

Приемы переключения передач. Остановка автобуса, пользование ножным и ручным тормозом. Приемы маневрирования на ограниченных площадях и меры предосторожности. Изучение порядка движения на территории предприятия. Перегон автобусов на внутрипарковых зонах. Установка автобусов на места стоянки: закрытые и открытые (с включением средств подогрева в зимнее время). Изучение плана эвакуации подвижного состава в особых случаях.

 

Работа на линии

 

Вождение автобуса без пассажиров по маршрутам под руководством водителя-наставника. Осмотр автобуса, проверка узлов, влияющих на безопасность движения, подготовка к работе. Порядок получения путевых документов. Выезд из парка по графику. Вождение по улицам (дорогам) с практическим изучением особенностей маршрутов (направление и протяженность маршрута, остановочные пункты и конечные станции, размещение на маршруте технических средств и постов регулирования движения, средств телефонной связи, опасные участки на маршрутах, крутые подъемы и спуски, крутые повороты, места с ограниченной видимостью и обзорностью, пересечения с трамвайными путями и полотном железной дороги, мосты, путепроводы, тоннели, насыпи, участки дорог вблизи водоемов, оврагов и т.п.) и меры предосторожности. Вероятность возникновения дорожно-транспортных происшествий на маршрутах движения и меры по их недопущению.

Возвращение в парк. Разбор недостатков в выполнении приемов вождения автобуса на маршрутах. Порядок оформления и сдачи путевых документов. Порядок оформления заявки на устранение неисправностей автобуса, возникших в пути.

Вождение автобуса с пассажирами по расписанию при наличии кондуктора, изучение маршрута и условий движения под руководством водителя-наставника. Осмотр автобуса, проверка узлов, влияющих на безопасность движения, подготовка к работе, получение путевых документов. Выезд из парка и включение в работу на линии в соответствии с графиком. Работа на маршруте с соблюдением всех требований, обязательных при перевозках пассажиров в автобусе: плавное трогание с места, плавное торможение, плавные повороты рулевого колеса, поддержание скорости, заданной расписанием движения, своевременность прибытия к каждому остановочному пункту и конечным станциям и т.д. Меры предосторожности при приближении к остановочным пунктам и начале движения. Наблюдение с помощью зеркал за ходом и окончанием посадки и высадки пассажиров. Открытие и закрытие дверей салона только на остановках. Действия по сигналам кондуктора. Включение внутреннего освещения при проезде тоннелей, с наступлением темноты и т.д. Включение внешнего освещения, габаритных огней, маршрутных указателей и т.п. Включение отопления, вентиляции. Учет выполнения расписания движения. Возвращение в парк. Оформление и сдача путевых документов. Разбор недостатков в выполнении приемов вождения автобуса на маршрутах движения.

Вождение автобуса с пассажирами, без кондуктора, изучение маршрута и условий движения под руководством водителя-наставника. Осмотр автобуса, проверка узлов, влияющих на безопасность движения, подготовка к работе, получение путевых документов. Получение абонементных книжек, месячных проездных билетов, рулонов контрольных билетов, установка их в кассы. Выезд из парка и включение в работу на линии в соответствии с графиком. Работа на маршруте с соблюдением всех требований, обязательных при перевозках пассажиров в автобусе без кондуктора: объявление по микрофону остановочных пунктов, предупреждение об окончании посадки и закрытии дверей, соблюдении правил проезда пассажиров и провоза багажа, мерах предосторожности при выходе на проезжую часть, наблюдение при помощи зеркал за порядком в салоне автобуса, безопасностью посадки и высадки и т.д. Продажа на остановках проездных билетов пассажирам. Учет выполнения расписания движения. Возвращение в парк. Оформление и сдача путевых документов. Сдача выручки. Разбор недостатков в выполнении приемов вождения автобуса на маршрутах движения.

Контрольное собеседование.

 

Управление учебных заведений

 

Согласовано

Госавтоинспекция ГУМ МООП СССР

Главное пассажирское управление

Минавтошосдора РСФСР

Отдел Главного ревизора

по безопасности движения

Минавтошосдора РСФСР

 

 

 

 

 

Приложение А

 

                              ЛИСТОК

                прохождения специальной подготовки

                и стажировки на линейном автобусе

 

    1. Водитель ___________ класса _______________________________

                                       (фамилия, имя, отчество)

 

зачислен приказом N ____________ от "__" _________________ 19__ г.

по _______________________________ автотранспортному предприятию и

     (наименование предприятия)

 

направляется в ___________________________________________________

                        (наименование учебного заведения)

 

учебный комбинат, автошколу для прохождения специальной подготовки

по установленной программе.

 

    М.П.                 "__" _______________ 19__ г.

 

                         Начальник отдела кадров _________________

 

    2. Водитель ______ класса ____________________________________

                                   (фамилия, имя, отчество)

 

прошел с "__" _____________ 19__ г. по "__" ______________ 19__ г.

специальную  подготовку  в  объеме  80  часов   по   установленной

программе и сдал зачет с оценкой _________________________________

 

    М.П.     Директор учебного комбината, автошколы ______________

 

    3. Отработал на перегоне __________________ дней.

       Начальник гаража __________________________________________

       Водитель-наставник ________________________________________

    4. Отработал на линии _____________________ дней.

       Начальник автоколонны _____________________________________

       Водитель-наставник ________________________________________

    5. Изучил маршруты ___________________________________________

       Начальник отдела эксплуатации _____________________________

       Водитель-наставник_________________________________________

 

                            ДОПУСТИТЬ

          к самостоятельной работе на линейном автобусе

 

"__"______________ 19__ г.    Главный инженер ___________________

 

 

 

 

 

Приложение N 2

к циркулярному письму Министерства

от 13 июня 1968 г. N 173-ц

 

Утвержден

Министерством

автомобильного транспорта

и шоссейных дорог РСФСР

20 февраля 1968 года

 

Согласовано

Министерством охраны

общественного порядка СССР

19 февраля 1968 года

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И СТАЖИРОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ,

ВПЕРВЫЕ НАЗНАЧАЕМЫХ ДЛЯ РАБОТЫ НА ЛЕГКОВЫХ ТАКСОМОТОРАХ

 

Тематический план разработан в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 29 ноября 1967 г. N 1092 и Постановлением Совета Министров РСФСР от 29 декабря 1967 г. N 956.

 

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА (60 часов)

 

1. Особенности устройства и техническое обслуживание легковых таксомоторов - 8 часов.

2. Особенности структуры и условия работы пассажирского предприятия - 4 часа.

3. Основные сведения по эксплуатации легковых таксомоторов - 8 часов.

4. План города (района) и размещение стоянок легковых таксомоторов - 4 часа.

5. Особенности вождения легковых таксомоторов, обеспечение культуры обслуживания и безопасности пассажиров - 22 часа.

6. Правила движения - 10 часов.

7. Правила техники безопасности - 4 часа.

 

СТАЖИРОВКА В ПАССАЖИРСКОМ АВТОТРАНСПОРТНОМ

ПРЕДПРИЯТИИ (3 дня)

 

1. Вождение легкового таксомотора без пассажиров под руководством водителя-наставника, изучение размещения стоянок таксомоторов - 1 день.

2. Вождение легкового таксомотора под руководством водителя-наставника с пассажирами - 2 дня.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ПРОГРАММА

СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ, ВПЕРВЫЕ НАЗНАЧАЕМЫХ

ДЛЯ РАБОТЫ НА ЛЕГКОВЫХ ТАКСОМОТОРАХ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Цель специальной подготовки и стажировки - подготовить водителей к самостоятельной работе на легковых таксомоторах, повысить мастерство вождения, культуру и безопасность перевозки пассажиров.

Водители-стажеры зачисляются приказом по автотранспортному предприятию и направляются в учебный комбинат (автошколу) для специальной подготовки в объеме 60 часов. Учет специальной подготовки и стажировки оформляется листком по прилагаемой форме (Приложение Б), в учебном заведении кроме того - классным журналом.

На занятиях необходимо широко использовать учебное оборудование, технические средства, наглядные пособия (агрегаты, узлы, приборы изучаемых легковых таксомоторов, плакаты, схемы, графики, таблицы, диапозитивы, учебные фильмы, образцы бланков путевых документов и т.п.).

Водители-стажеры, закончившие специальную подготовку и сдавшие зачет, что отмечается в учетном листке, направляются в автотранспортное предприятие для стажирования и прохождения дальнейшей работы на легковых таксомоторах.

 

ПРОГРАММА

 

Тема 1

 

Особенности устройства и техническое обслуживание

легковых таксомоторов

 

Технические характеристики изучаемых легковых таксомоторов, их эксплуатационные качества. Заправочные емкости. Рабочее место водителя, регулируемое сиденье. Органы управления и контрольные приборы, уход за ними. Особенности устройства двигателя, уход за ним. Пуск двигателя при различной температуре наружного воздуха. Особенности устройства механизмов трансмиссии, уход за ними, регулировочные работы. Особенности устройства узлов ходовой части, уход за ними и регулировка. Углы поворота и установки передних колес. Типы и размеры применяемых шин, нормы давления и пробега, меры по увеличению срока службы шин. Правила установки на колесах легкового таксомотора отремонтированных шин. Значение балансировки колес. Особенности устройства рулевого управления и тормозов, уход за ними и регулировка. Электрооборудование легкового таксомотора. Система наружного и внутреннего освещения и сигнализации. Предохранители. Уход за системой освещения и сигнализации. Регулировка фар. Расход электроэнергии на легковом таксомоторе и меры, обеспечивающие увеличение срока службы аккумуляторных батарей. Кузов легкового таксомотора и размещение дополнительного оборудования (радиоприемника, часов, зеркал, контрольной лампы зеленого цвета и др.). Типы применяемых таксометров, их устройство, работа, неисправности и правила пользования. Радиотелефонное оборудование на легковых таксомоторах, его размещение и правила пользования. Инструмент и принадлежности легкового таксомотора. Особенности технического обслуживания легковых таксомоторов. Контроль состояния узлов, влияющих на безопасность движения. Способы определения и устранения неисправностей легкового таксомотора, возникших в пути. Обкатка нового и капитально отремонтированного легкового таксомотора.

 

Тема 2

 

Особенности структуры и условия работы пассажирского

автотранспортного предприятия

 

Структура и задачи пассажирского автотранспортного предприятия. Основные службы, отделы и производственные участки. Закрытые и открытые стоянки; особенности хранения легковых таксомоторов на открытых стоянках в условиях низких температур. Мероприятия, проводимые в автотранспортном предприятии по поддержанию легковых таксомоторов в технически исправном состоянии и готовности к работе. Правила внутреннего распорядка в пассажирских автотранспортных предприятиях. Особенности эксплуатации легковых таксомоторов. Трансфинплан пассажирского автотранспортного предприятия и его выполнение. Показатели эффективной работы легковых таксомоторов. Особенности работы и задачи пассажирских автотранспортных предприятий в условиях нового планирования и экономического стимулирования. Основные понятия о хозрасчете. Режим работы водителей. Задачи улучшения обслуживания населения таксомоторными перевозками.

 

Тема 3

 

Основные сведения по эксплуатации легковых таксомоторов

 

Назначение и виды таксомоторных перевозок. Правила пользования легковыми таксомоторами и служебная инструкция водителя.

Особенности работы маршрутных таксомоторов. Расчет плана выручки. Движение маршрутных таксомоторов по расписанию.

Тарифы на перевозку пассажиров в таксомоторах и порядок расчета за проезд. Билеты, применяемые на маршрутных таксомоторах.

Диспетчерское руководство таксомоторными перевозками; служебные взаимоотношения диспетчера с водителем. Инструктаж водителей об особенностях работы на маршрутах движения. Организация выпуска и режим работы легковых таксомоторов; применяемые графики. Заправка таксомоторов. Подготовка их к работе, контроль технического состояния, особенно узлов, влияющих на безопасность движения.

Путевой лист легкового таксомотора; правила ведения первичного учета работы и оформления путевого листа. Порядок выдачи путевых листов шоферам. Порядок получения шоферами проездных билетов маршрутных таксомоторов.

Особенности работы заказных таксомоторовнаряд на выполнение заказа.

Порядок выезда легковых таксомоторов в загородные поездки.

Возвращение легковых таксомоторов на стоянки после выполнения заказа или очередной поездки с пассажирами. Поддержание связи с диспетчером. Организация информации о дорожных условиях, принятие оперативных мер по устранению недостатков. Порядок переключения легковых таксомоторов на другие стоянки.

Порядок обслуживания легковыми таксомоторами предприятий и организаций.

Линейный контроль; его задачи. Права и обязанности линейных контролеров (ревизоров).

Порядок возвращения в парк после окончания смены. Порядок сдачи путевых листов и выручки. Порядок сдачи забытых вещей.

Система оплаты труда водителей легковых таксомоторов; материальная заинтересованность водителя в выполнении плана выручки.

 

Тема 4

 

План города (района) и размещение стоянок

легковых таксомоторов

 

План города (района). Особенности работы легковых таксомоторов в условиях города (района). Требования к размещению стоянок легковых таксомоторов, их оформление и оборудование. Основные пункты тяготения пассажиропотоков (вокзалы, аэропорты, зрелищные предприятия, торговые центры и т.п.) и изменение пассажиропотоков в течение суток, в дни отдыха, праздничные дни и т.п. Изучение направлений движения маршрутных таксомоторовопасные участки на маршрутах и меры предосторожности. Требования к выбору остановочных пунктов на маршрутах.

 

Тема 5

 

Особенности вождения легковых таксомоторов, обеспечение

культуры и безопасности пассажиров

 

Основные технические неисправности легкового таксомотора, угрожающие безопасности движения. Характерные неисправности тормозов, рулевого управления, шин, колес, приборов освещения и сигнализации, дополнительного оборудования, могущие вызвать опасные последствия. Повышенные требования к техническому состоянию легкового таксомотора (2 часа).

Общая специфика работы за рулем и требования к водителю легкового таксомотора. Профессиональное значение внимательности, наблюдательности, глазомера, зрительной памяти, осторожности, осмотрительности, быстрой и точной реакции, оценки обстановки движения и принятия мер, направленных на предотвращение дорожно-транспортного происшествия. Морально-волевые качества и решающее значение дисциплинированности водителя. Способность сохранять работоспособность и ее значение для безопасности движения и перевозки пассажиров. Нервная усталость и накопление утомления; опасные последствия. Значение соблюдения режима труда и отдыха. Влияние алкоголя на человека; нарушение нормальных функций под воздействием алкоголя и опасные последствия при управлении транспортным средством (4 часа).

Габариты и маневренность легкового таксомотора. Распределение нагрузки по колесам, расположение центра тяжести. Силы, действующие на автомобиль при движении. Сцепление колес с дорогойусловия, ухудшающие сцепление, и меры предосторожности. Силы, действующие при торможении. Остановочный путь и составляющие его элементы. Факторы, влияющие на длину тормозного пути. Особенности торможения на скользкой дороге, крутых подъемах и спусках. Торможение с неотсоединенным двигателем. Параметры, характеризующие эффективность торможения. Причины, вызывающие потерю автомобилем устойчивости. Факторы, влияющие на управляемость. Меры, обеспечивающие устойчивость автомобиля в различных условиях движения, особенно на крутых поворотах, при выпуклом поперечном профиле дороги и т.п. Допустимая нагрузка легкового таксомотора. Влияние перегрузки на устойчивость и управляемость автомобиля. Опасные последствия перегрузки легкового таксомотора (4 часа).

Особенности вождения легковых таксомоторов; значение плавного трогания с места и остановки без резкого торможения и рывков. Недопустимость резких ускорений и замедлений движения. Опасность резких поворотов рулевого колеса. Особенности и техника переключения передач на легковом таксомоторе. Особенности движения задним ходом и маневрирования в узких проездах. Выбор скорости и действий водителя как днем, так и ночью на крутых подъемах и спусках, на поворотах с виражами и без них, перекрестках, железнодорожных переездах, мостах и подъездах к ним, путепроводах, в тоннелях, при проезде остановок общественного транспорта, опасных участков, перед которыми установлены дорожные знаки, пешеходных переходов, во время встречных разъездов с транспортными средствами на узких дорогах и т.п. Меры предосторожности при начале движения, маневрировании, обгонах и т.п. Приемы вождения легковых таксомоторов в сложных погодных условиях (снегопад, ливневый дождь, гололед, густой туман и т.п.). Особенности вождения и перевозки пассажиров в условиях низких и высоких температур. Приемы вождения легковых таксомоторов по горным дорогам; меры предосторожности. Особенности вождения легкового таксомотора в транспортном потоке; режим скорости, безопасные дистанции и интервалы. Разбор наиболее характерных дорожно-транспортных происшествий, совершенных вследствие неправильных приемов вождения легковых таксомоторов в различных дорожных и погодных условиях.

Рациональные схемы оценки обстановки в различных ситуациях по предупреждению дорожно-транспортных происшествий (8 часов).

Высокая культура обслуживания пассажиров - важнейший показатель качества работы. Значение научной организации труда в повышении производительности, мастерства вождения, культуры и безопасности перевозки пассажиров. Требования безопасности при посадке пассажиров, наблюдение за посадкой, оказание помощи пассажирам. Значение соблюдения норм посадки для удобной и безопасной перевозки пассажиров. Правила трогания легкового таксомотора с места; значение надежного закрытия дверей до начала движения. Выполнение расписания движения маршрутным таксомотором как показатель культуры обслуживания пассажиров. Информация пассажиров в пути следования, забота об их удобствах. Опасность открытия дверей до полной остановки. Наблюдение за высадкой; оказание помощи пассажирам. Опасность и запрещение посадки и высадки пассажиров со стороны проезжей стороны. Меры водителя при возникновении в таксомоторе пожара. Оказание первой помощи в несчастных случаях (4 часа).

 

Тема 6

 

Правила движения

 

Основные положения Правил движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР (общие обязанности водителей, порядок движения транспортных средств, проезд перекрестков, площадей, железнодорожных переездов, меры по обеспечению безопасности пешеходов, велосипедистов, пассажиров и т.п.). Правила пользования осветительными приборами. Правила встречного разъезда в темное время суток; действия водителя при ослеплении.

Дорожные знаки. Указатели. Линии разметки проезжей части. Сигналы светофоров и регулировщика. Опасные последствия нарушения правил движения.

 

Тема 7

 

Правила техники безопасности

 

Повышенная ответственность таксомоторных перевозок. Изучение инструкции по технике безопасности. Требования к организации рабочего места водителя. Меры предупреждения травм при технических осмотрах и обслуживании легкового таксомотора в гараже и на линии. Удаление пассажиров из автомобиля и меры предосторожности при вывешивании осей домкратом, снятии и установке колес. Правила безопасности при демонтаже-монтаже шин, накачивании их воздухом в гараже и на линии. Правила техники безопасности при работе с аккумуляторными батареями. Меры безопасности при пользовании переносными электролампами, приборами и инструментом с электроприводом.

Опасность отравления выхлопными газами и меры предосторожности. Меры против проникновения выхлопных газов в кузов автомобиля. Личная гигиена водителя таксомотора. Правила пожарной безопасности в автотранспортном предприятии, автозаправочных станциях и других огнеопасных местах.

Правила буксировки легковых таксомоторов.

Обязанности водителя легкового таксомотора по сигналам гражданской обороны.

Зачет по программе специальной подготовки.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ПРОГРАММА

СТАЖИРОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ, ВПЕРВЫЕ НАЗНАЧАЕМЫХ

ДЛЯ РАБОТЫ НА ЛЕГКОВЫХ ТАКСОМОТОРАХ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Стажировка водителей, прошедших в учебном комбинате (автошколе) специальную подготовку, проводится в автотранспортном предприятии в течение 3 дней, под руководством опытных наставников. Для стажирования используются легковые таксомоторы, на которых в дальнейшем будут работать вновь назначаемые водители.

Прохождение стажирования отмечается в учетном листке.

По окончании стажировки с водителями проводится контрольное собеседование, после чего главный инженер автотранспортного предприятия дает заключение о допуске к самостоятельной работе на легковых таксомоторах.

 

ПРОГРАММА

 

Вождение легкового таксомотора без пассажиров под руководством водителя-наставника, изучение размещения стоянок таксомоторов - 1 день. Осмотр легкового таксомотора перед выездом, проверка его технического состояния и укомплектованности; контроль узлов, влияющих на безопасность движения. Получение путевых документов. Выезд из гаража. Изучение основных приемов безопасного вождения легкового таксомотора. Трогание с места. Переключение передач. Повороты. Движение задним ходом. Маневрирование в узких проездах. Проезд ворот. Выезд на улицы города, выбор безопасной скорости. Изучение мест размещения стоянок и районов наибольшего тяготения пассажиропотоков. Изучение направлений движения маршрутных таксомоторов, остановочных пунктов. Возвращение в парк. Прохождение поста мойки и сдача автомобиля дежурному механику. Сдача путевых документов. Оформление заявки на устранение неисправностей таксомотора. Разбор недостатков в выполнении приемов вождения легкового таксомотора на маршрутах движения.

Вождение легкового таксомотора под руководством водителя-наставника с пассажирами - 2 дня.

Осмотр легкового таксомотора перед выездом, проверка его технического состояния и укомплектованности; контроль узлов, влияющих на безопасность движения. Получение путевых документов (проездных билетов для маршрутных таксомоторов). Выезд из гаража. Прибытие к месту стоянки. Посадка пассажиров. Включение таксометра. Движение в указанных направлениях с соблюдением всех требований безопасности. Прибытие к месту назначения. Выключение таксометра и включение внутреннего освещения (в вечернее и ночное время). Расчет за проезд. Высадка пассажиров. Приемы пользования радиотелефонным оборудованием. Последующие поездки с пассажирами. Работа на маршрутных таксомоторах. Возвращение в парк по окончании смены. Прохождение поста мойки и сдача автомобиля дежурному механику. Сдача путевых документов и выручки. Разбор недостатков в выполнении приемов вождения легкового таксомотора на маршрутах движения.

Контрольное собеседование.

 

Управление учебных заведений

 

Согласовано

Госавтоинспекция ГУМ МООП СССР

Главное пассажирское управление

Минавтошосдора РСФСР

Отдел главного ревизора

по безопасности движения

Минавтошосдора РСФСР

 

 

 

 

 

Приложение Б

 

                              ЛИСТОК

         прохождения специальной подготовки и стажировки

                     на легковом таксомоторе

 

    1. Водитель ___________ класса _______________________________

                                       (фамилия, имя, отчество)

зачислен приказом N ____________ от "__" _________________ 19__ г.

по __________________________   автотранспортному   предприятию  и

   (наименование предприятия)

 

направляется в ___________________________________________________

                        (наименование учебного заведения)

 

учебный комбинат, автошколу для прохождения специальной подготовки

по установленной программе.

 

                         Начальник отдела кадров _________________

 

    М.П. "__" _______________ 19__ г.

 

    2. Водитель ______ класса ____________________________________

                                   (фамилия, имя, отчество)

 

прошел с "__" _____________ 19__ г. по "__" ______________ 19__ г.

специальную  подготовку  в  объеме  60  часов   по   установленной

программе и сдал зачет с оценкой _________________________________

 

    М.П.     Директор учебного комбината, автошколы ______________

 

    3. Отработал на линии _____________________ дней.

       Начальник автоколонны _____________________________________

       Водитель-наставник ________________________________________

    4. Изучил маршруты ___________________________________________

       Начальник отдела эксплуатации _____________________________

       Водитель-наставник_________________________________________

 

                            ДОПУСТИТЬ

          к самостоятельной работе на легковом таксомоторе

 

    Главный инженер __________________

"__"______________ 19__ г.

 

 

 

 

 

Приложение N 3

к циркулярному письму

Минавтошосдора РСФСР

от 13 июня 1968 г. N 173-ц

 

Утверждены

Управлением учебных заведений

Минавтошосдора РСФСР

7 марта 1968 года

 

Согласовано

Главное пассажирское управление

6 марта 1968 года

 

Отдел главного ревизора

по безопасности движения

4 марта 1968 года

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН И ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКИ ШОФЕРОВ-НАСТАВНИКОВ ПАССАЖИРСКОГО

АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

 

I. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

 

Шоферам-наставникам на пассажирском автомобильном транспорте отводится важная роль в улучшении воспитательной работы, укреплении трудовой дисциплины, предупреждении дорожно-транспортных происшествий.

Шоферы-наставники назначаются приказом руководителя автотранспортного предприятия из числа лучших шоферов первого и второго класса, имеющих высокие производственные показатели, опыт безаварийной работы, не допустивших в течение последних трех лет нарушения правил движения, морально устойчивых, способных воспитывать и обучать шоферов, прошедших подготовку по данному учебному плану и программе.

Подготовка шоферов-наставников должна проводиться в учебных комбинатах и автомобильных школах с отрывом от производства на установленный учебным планом срок.

Обучение наставников должно носить производственный характер, полностью отвечать требованиям и условиям работы пассажирского автомобильного транспорта. Особое внимание необходимо уделять изучению вопросов повышения мастерства вождения, культуры и безопасности перевозки пассажиров в автобусах и легковых таксомоторах.

По окончании обучения от шоферов-наставников принимается зачет и выдается свидетельство по прилагаемой форме (Приложение В).

Зачет принимается комиссией под председательством главного инженера транспортного управления.

 

II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 

┌───┬─────────────────────────────────────────────────┬──────────┐

│N │                Наименование тем                 │Количество│

п/п│                                                   часов  

├───┼─────────────────────────────────────────────────┼──────────┤

│1. │Задачи наставников в обучении и стажировании     │4        

   │шоферов автобусов и легковых таксомоторов                 

│2. │Требования к техническому состоянию автобусов    │2        

   │и легковых таксомоторов, выпускаемых на линию             

│3. │Психофизиологические основы труда шофера автобуса│3        

   │и легкового таксомотора                                   

│4. │Особенности вождения автобусов и легковых таксо- │16       

   │моторов в различных условиях                              

│5. │Высокая культура и безопасность перевозки пасса- │3        

   │жиров                                                     

   │Зачет                                            │4        

├───┼─────────────────────────────────────────────────┼──────────┤

   │Всего                                            │32       

└───┴─────────────────────────────────────────────────┴──────────┘

 

III. ПРОГРАММА

 

Тема 1

 

Задачи наставников в обучении и стажировании шоферов автобусов и легковых таксомоторов.

Задачи обучения и стажирования на производстве.

Формы учебной и воспитательной работыежедневный и сезонный инструктаж шоферов, лекции, беседы, доклады, занятия по повышению квалификации, изучение правил движения и т.п. Организация обмена опытом безаварийной работы. Лучшие традиции автотранспортного предприятия и их использование в обучении и воспитании шоферов. Средства агитации и пропаганды (стенная печать, местные радиоузлы, специальные фильмы и т.п.) и их использование. Работа в кабинете по безопасности движения.

Порядок стажирования шоферов, впервые назначаемых для работ на автобусах и легковых таксомоторах. Программа специальной подготовки и стажирования. Роль и задачи эксплуатационной и технической служб в обеспечении стажирования на высоком уровне. Практика проведения стажирования, учет стажирования. Собеседование с шоферами, прошедшими специальную подготовку, стажирование и прием зачетов. Допуск к самостоятельной работе за рулем автобуса, легкового таксомотора.

Задачи шофера-наставника и требования к нему. Моральный облик и личный пример наставника. Обеспечение безопасности стажирования. Забота наставника о повышении мастерства вождения, культуры и безопасности перевозки пассажиров. Наблюдение за работой шоферов, оказание им помощи. Основные педагогические принципы обучения. Методика производственного инструктажа: а) при подготовке к выезду; б) на линии; в) по возвращении в гараж. Обсуждение результатов стажирования на основе изучения работы шоферов. Анализ ошибок стажирования и меры по их устранению. Обмен опытом работы шоферов-наставников.

 

Тема 2

 

Требования к техническому состоянию автобусов и легковых

таксомоторов, выпускаемых на линию

 

Основные технические неисправности автобуса, легкового таксомотора, являющиеся причиной дорожно-транспортного происшествия. Характерные неисправности тормозов, рулевого управления, шин, колес, приборов освещения и сигнализации, дополнительного оборудования, влияющие на безопасность движения. Повышенные требования к техническому состоянию автобуса, легкового таксомотора. Правила установки отремонтированных шин на колесах пассажирских автомобилей. Значение внешнего и внутреннего оформления автобусов. Средства сигнализации, связи и наблюдения шофера. Требования к системе управления дверьми. Радиоусилительная установка. Противопожарное оборудование автобуса. Значение исправности оборудования таксомотора: сигнального фонаря, таксомотора, средств двусторонней радиосвязи. Контроль шофера за укомплектованностью и техническим состоянием автобуса, легкового таксомотораустранение неисправностей, угрожающих безопасности движения. Значение быстрого выявления и устранения неисправностей подвижного состава в пути. Техническая помощь автобусам, легковым таксомоторам на линии.

 

Тема 3

 

Психофизиологические основы труда шофера автобуса

и легкового таксомотора

 

Общая характеристика специфики работы за рулем и требования к шоферу автобуса, легкового таксомотора. Профессиональное значение внимательности, наблюдательности, глазомера, зрительной памяти, осторожности, осмотрительности, быстрой и точной реакции, оценки обстановки движения и принятие мер, направленных на предотвращение дорожно-транспортного происшествия. Морально-волевые качества и решающее значение дисциплинированности шофера. Работоспособность и ее значение для безопасности движения. Значение соблюдения режима труда и отдыха.

Влияние алкоголя на человека, нарушение нормальных функций под воздействием алкоголя; опасные последствия. Алкоголь - источник дорожно-транспортных происшествий.

 

Тема 4

 

Особенности вождения автобусов и легковых

таксомоторов в различных условиях

 

Габариты и маневренность автобуса, легкового таксомотора. Распределение нагрузки по колесам, расположение центра тяжести. Силы, действующие на автомобиль при движении. Сцепление колес с дорогой; условия, ухудшающие сцепление. Силы, действующие при торможении. Динамическое перераспределение нагрузки по осям при торможении. Остановочный путь и составляющие его элементы. Факторы, влияющие на длину тормозного пути. Торможение на сухой и скользкой дороге, на крутых подъемах и спусках. Особенности торможения с неотсоединенным двигателем. Параметры, характеризующие эффективность торможения. Влияние величины и распределение нагрузки в салоне автобуса на эффективность торможения. Опасность резкого торможения. Предупреждение бокового заноса. Влияние нагрева тормозов на стабильность их действия.

Причины, вызывающие потерю устойчивости автобуса, легкового таксомотора, и факторы, влияющие на ухудшение управляемости. Меры, предпринимаемые шофером, для обеспечения устойчивости в различных условиях движения.

Допустимая нагрузка автобуса. Влияние перегрузки на устойчивость и управляемость автобуса. Опасные последствия перегрузки автобуса. Меры предосторожности в случае вынужденной перегрузки автобуса. Влияние стоящих пассажиров на положение центра тяжести и устойчивость автобуса.

Особенности вождения автобуса, легкового таксомотора; значение плавного трогания с места и остановки без резкого торможения и рывков. Недопустимость и опасность резких поворотов рулевого колеса. Выбор скорости и действия шофера днем и ночью, на крутых подъемах и спусках, на поворотах с виражами и без них, на перекрестках, железнодорожных переездах, мостах и подъездах к ним, при проезде остановок общественного транспорта, зон действия дорожных знаков, пешеходных переходов, тоннелей, при встречных разъездах с транспортными средствами и т.п.

Приемы вождения автобусов, легковых таксомоторов в сложных погодных условиях (снегопад, ливневый дождь, гололед, густой туман и т.п.) и по горным дорогам.

Особенности вождения автобусов и легковых таксомоторов в транспортном потоке; безопасные дистанции и интервалы.

 

Тема 5

 

Высокая культура и безопасность перевозки пассажиров

 

Высокая культура обслуживания пассажиров - важнейший показатель качества работы шофера. Значение научной организации труда в повышении производительности, культуры и безопасности перевозки пассажиров.

Основные положения Правил технической эксплуатации при работе автобусов и легковых таксомоторов на линии. Основные положения Инструкции по предупреждению и учету дорожно-транспортных происшествий. Правила перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования. Служебная инструкция шоферу автобуса, легкового таксомотора. Требования безопасности при посадке пассажиров в автобус, легковой таксомотор. Наблюдение за посадкой, оказание помощи пассажирам с детьми, престарелым, инвалидам. Значение соблюдения норм посадки для удобной и безопасной перевозки пассажиров. Правила трогания с места автобуса, легкового таксомотора; значение надежного закрывания дверей. Наблюдение за безопасностью начала движения. Выполнение графика и маршрутного расписания движения - главнейший показатель культуры обслуживания пассажиров. Материальное поощрение шоферов автобусов за выполнение маршрутного движения. Информация пассажиров в пути следования. Опасность открывания дверей при движении автобуса. Недопустимость резких поворотов. Значение плавного торможения и плавной остановки. Экстренная остановка по сигналу кондуктора, пассажиров. Меры пожарной безопасности в автобусе. Наблюдение за высадкой; оказание помощи пассажирам. Предупреждение пассажиров о мерах предосторожности при выходе на проезжую часть. Меры шофера автобуса, легкового таксомотора в случае заболевания пассажиров в пути. Обеспечение безопасности при резких метеорологических изменениях и в других сложных условиях. Экстренное открывание дверей салона как первейшая мера безопасности; порядок эвакуации пассажиров. Меры, принимаемые шофером при возникновении в автобусе, легковом таксомоторе пожара. Оказание первой помощи при несчастных случаях.

 

 

 

 

 

Приложение В

 

__________________________________________________________________

                    (транспортное управление)

 

                гор. ____________________________

 

                    СВИДЕТЕЛЬСТВО N _________

 

    Выдано шоферу _________________________________________ класса

                      (фамилия, имя, отчество)

 

в том, что он с "__" ______________ 19__ г. по "__" ______________

19__ г. прошел обучение по учебному плану и  программе  подготовки

шоферов-наставников пассажирского автомобильного транспорта и сдал

зачет с оценкой _________________

Может  быть  допущен к работе шофера-наставника в автотранспортных

предприятиях.

 

    Выдано "__" ___________________ 19__ г.

 

                    Главный инженер ______________________________

 

                    Начальник отдела кадров ______________________

 

    М.П.

 

 

Оценка материала:
Нравится
0
Не нравится
Описание материала: Циркулярное письмо Минавтошосдора РСФСР от 13.06.1968 N 173-ц О тематических планах специальной подготовки и стажировки водителей (вместе с Тематическим планом специальной подготовки и стажировки водителей, впервые назначаемых для работы на автобусах , утв. Минавтошосдором РСФСР 20.02.1968; Тематическим планом специальной подготовки и стажировки водителей, впервые назначаемых для работы на легковых таксомоторах , утв. Минавтошосдором РСФСР 20.02.1968; Учебным планом и программой подготовки шоферов-наставников пассажирского автомобильного транспорта , утв. Минавтошосдором РСФСР 07.03.1968)

Оставить комментарий

Похожие материалы:

Похожие разделы:

Новые альбомы:


Разработка страницы завершена на 0%
Используйте средства защиты! Соблюдайте гигиену! Избегайте посещения людных мест!
Операции:
WFI.lomasm.ru исторические материалы современной России и Советского Союза, онлайн музей СССР
Полезные советы...