Сергей Скляров.
В отсутствие форс-мажорных обстоятельств (например,
критического обострения противоречий внутри исполнительной власти)
осенняя сессия Государственной думы обещает стать одной из самых
спокойных за всю ее историю.
Компромиссы.
Действительность, похоже, полностью опровергает летние
прогнозы политических аналитиков о резком обострении осенью
противостояния законодательной и исполнительной ветвей власти.
Причем заслуга тут не только правительства и президента, смягчивших
по сравнению с маем-июнем свое отношение к несговорчивой Думе, но и
левой думской оппозиции, которая сейчас лишь на словах говорит о
своем недоверии к "антинародной политике" Кремля и Белого дома, а на
практике все активнее ищет пути компромисса с ними.
В прежние годы руководители компартии еще до начала осенней
сессии спешили заявить, что проект бюджета архиплох и вряд ли может
быть принят до наступления нового года. На этот раз в день начала
работы Думы Геннадий Зюганов, отвечая на просьбу "Эксперта" оценить
перспективы принятия в текущем году бюджета-98 и Налогового кодекса,
немного порассуждал об их недостатках, но по сути вопроса смог лишь
заявить, что "эксперты комитетов и фракции его изучают". Такой ответ,
конечно, не означает, что оба документа будут безоговорочно приняты в
предусмотренные правительством сроки, но он уже изначально снижает
остроту интриги.
Сделал шаг навстречу левым и Борис Ельцин, который, принимая
делегацию Думы, по словам Геннадия Селезнева, поддержал предложение
Зюганова о создании постоянно действующего "круглого стола" из
представителей всех ветвей власти, на котором бы оперативно решались
все возникающие проблемы. Кроме того, Ельцин и парламентарии, для
того чтобы сократить количество отклоняемых президентом законов,
решили создать специальную согласительную комиссию по устранению в
законопроектах недостатков еще до их вынесения на рассмотрение Думы
в первом чтении. К тому же президент поручил Виктору Черномырдину
уже сейчас, за месяц с лишним до первого рассмотрения проекта бюджета
на 1998 год, направить правительственных чиновников в Думу с целью
его совместной доработки.
Бессмысленность.
Существенно снижает накал противостояния правительства и
парламента осознание ими того факта, что непринятие в нынешнюю
сессию, казалось бы, жизненно необходимых стране социально-
экономических законов -- бюджета и Налогового кодекса -- серьезно не
осложнит положения исполнительной власти. Дело в том, что под
прессингом со стороны Белого дома весной депутаты одобрили такой
закон о порядке принятия бюджета на 1998 год, что правительству
становится почти все равно, жить по принятому бюджету или вовсе без
него.
Поскольку основные параметры бюджета-98 исходят из реальных
доходов в текущем году, а макропоказатели российской экономики, по
прогнозам, останутся почти неизменными, то обязанность Белого дома в
случае неутверждения бюджета в срок расходовать ежемесячно одну
двенадцатую часть от уровня расходов в 1997 году делает бюджетторг не
столь увлекательным. Если, принимая бюджет на текущий год,
правительство готово было максимально уступать давлению Думы, то
сейчас оно изначально предложило ей очень жесткий документ, сузив при
этом и пределы возможных уступок. По мнению заместителя
председателя бюджетного комитета Думы Алексея Головкова (НДР),
"большим успехом правительства будет увеличение расходной и
доходной части бюджета не более чем на 5 процентов". Заметим, что, по
его же словам, "год назад правительство еще до внесения бюджета в Думу
раздуло его примерно на 100 триллионов рублей", то есть более чем на
четверть. И при этом считало для себя успехом его утверждение
парламентом даже после того, как депутаты еще больше увеличили его
показатели. Следовательно, шансов на своевременное принятие бюджета
на 1998 год очень мало, но и трагедии из этого никто делать не
собирается.
50-процентная реальность.
Еще одним источником противоборства Думы и правительства
станет Налоговый кодекс, к которому только фракция "Яблоко"
направила около тысячи поправок. Поэтому его рассмотрение может
затянуться на неопределенное время. Между тем на его основе строится
проект бюджета на 1998 год, а в соответствии с бюджетным
законодательством все законы, с учетом которых разрабатывался проект
бюджета, должны быть приняты Думой не позднее чем через 14 дней
после утверждения бюджета в первом чтении. Ясно, что это положение
может быть соблюдено только при условии формального подхода к
рассмотрению поправок. Пойдет ли на это Дума -- вопрос спорный. Как
считает заместитель председателя комитета Думы по собственности,
приватизации и хозяйственной деятельности Иван Грачев, такой исход
вероятен, если президент и правительство, вернувшись к опыту весенней
сессии, в ультимативной форме предложат депутатам принять несколько
приоритетных законов. Тогда, под угрозой роспуска, левая Дума, по его
мнению, обязательно примет хотя бы что-то, в том числе, возможно, и
НК. По мнению Алексея Головкова, правительству не стоит особо
переживать за судьбу НК, так как его непринятие существенно не меняет
основные бюджетные характеристики.
Всего Думе предложено рассмотреть в осеннюю сессию более 450
законопроектов и отклоненных президентом или Советом федерации
законов. Учитывая, что в весеннюю сессию депутаты успели принять
только 180 законов, первый вице-спикер Александр Шохин заявил, что
предложенная Думе программа законотворчества "реальна не более чем
на 50 процентов". Особо следует выделить отклоненные Советом
федерации и президентом законы "Об ипотеке (залоге недвижимости)",
Земельный кодекс, "О СРП". Все они не один год крутятся в стенах
парламента, однако из-за принципиальных разногласий между левыми и
реформаторскими силами не могут быть приняты. Вряд ли стоит ожидать
от нынешней Думы уступок правительству в вопросах расширения сферы
деятельности соглашения о разделе продукции или согласия на
свободный залог и куплю-продажу земли сельскохозяйственного
назначения. Полученные от левых уступки в вышеуказанных законах и
так значительны, а новых можно добиться, вероятно, только под угрозой
роспуска Думы. Однако слишком частое использование президентом и
правительством тактики ультиматумов способно окончательно
превратить законотворческую работу депутатов в фарс и существенно
подорвать позиции вынужденных идти на уступки "заради кресла"
нынешних левых думцев, которые и так подвергаются серьезным
нападкам за соглашательство. А это уже чревато расколом фракции.
Однозначно ответить на вопрос, насколько такой раскол облегчит жизнь
правительства, похоже, нельзя. Наряду с относительно послушными
социал-демократами Белый дом рискует получить достаточно
многочисленную и не поддающуюся угрозам и уговорам
леворадикальную фракцию, потенциальные члены которой сейчас,
подчиняясь фракционной дисциплине, голосуют так, как это им диктует
"соглашательское" руководство.
По мнению Грачева, несмотря на то что во фракции КПРФ
проявляется противостояние радикалов и умеренных, в нынешних
условиях относительной стабильности и слишком явных попыток
правительства выделить из ее состава социал-демократическое крыло
ожидать раскола фракции не приходится. Не сможет, на его взгляд,
образовать отдельную депутатскую группу и экс-лидер фракции НДР
Сергей Беляев.
Таким образом, при сглаживании остроты противостояния
законодательной и исполнительной властей и относительно стабильного
функционирования депутатских объединений Дума вступает в одну из
наиболее спокойных, а возможно, и самую спокойную за свою историю
осеннюю сессию.
Источник информации : Эксперт