Сегодня в РОССИИ 62% нефти добывается частными компаниями.
переработки нефтепродукта.
В 1992 голу НК "ЛУКойл" добыла 57.8 млн. тонн нефти и 2.5
млрд. куб. м. газа. Заводы, принадлежащие компании, перегнали
32.6 млн.т. нефти.
способов добывалось более 90% нефти. По уровню среднесуточной
добычи нефти 1.14 млн. баррелей, компания занимала в этот
период 3-4 место в мире.
газового конденсата составила 13703 тыс. т. (81.0% к
- 5448 тыс. т.(84.4%).
первое полугодие 1994 года увеличился на 622 и составил 15355.
года до 26.6%. к его середине.
уровнем предыдущего года на 27%. Сектор разведки и добычи
является ключевым в деятельности компании. В нем она занимала
18,7% от веси российской разведки и добычи. Он обеспечил в
1995 году 73% валовой выручки ЛУКойла и 65% ее чистой прибыли.
мощностях на 11%.
В 1997 году компания планировала добыть в России 60 млн. т.
нефти из 25 тыс. скважин; а в Ираке после снятия с этой страны
санкции ООН намерена была добыть 30 млн. т. из 500 скважин.
30.51 млн. тонн нефти, балансовая прибыль компании за этот
период составила 2.4 трлн. руб., чистая - 1.741 трлн. руб.
перед бюджетом. Ежемесячные платежи компании в бюджет
составляли от 600 до 700 млрд. руб. в зависимости от
количества отгруженной продукции.
российских инвесторов, на которых продано 19 млн. акций, а к
западный рынок с 12 млн. акций.
"ЛУКойлКогалымнефтегаз".
В 1995 году из 350 тыс. выставленных на конкурс
конвертируемых облигаций компании было размещено 320 тыс. по
средней цене 4,63 млн. руб. за штуку. За счет этой операции
привлечено около 1,5 трлн.руб. инвестиций. Победителем
также Международный промышленный банк (Россия).
акций АО "ЛУКойл" (стартовая цена лота - 35 млн.
"ЛУКойл" - банк "Империал" (гарант банк "Славянский").
"Империал", предложивший кредит 35 млн. 10 тысяч долларов. По
бюджетом в сумме 500 млрд. рублей.
капитала НК "ЛУКойл". При номинальной стоимости 2,871 млрд.
рублей цена продажи составила 57,421 млрд. рублей, а начальный
объем инвестиций был определен 798.586 млрд. рублен.
предложившая 800 млрд. рублей инвестиций (160 млрд. рублей
должны поступать в течение месяца, 291 млрд. рублей в первый
год, 349 млрд. рублей в течение второго гола). Второй
участник конкурса АОЗТ "Единство-94" предложил 799 млрд.
рублей инвестиций. "НИКойл" стал самым крупным акционером
компании, после Российского фонда федерального имущества.
приобретение международными институтами пакета из 23.8 млн.
акций компании за 130 млн. долл, что стало крупнейшей пакетной
инвестицией в России. Эта сделка на вторичном рынке была
которого в 1995 году стала голландская компания "АВМ Аmrо".
находящимися в обращении, был продан по 5.5 долл. за акцию,
или с 25% надбавкой к рыночному курсу. Акции были
в американском банке. Программу торговли иностранными акциями
оф Нью-Йорк". Сведения о продавцах и покупателях акций не
раскрывались.
(ARCO), которая приобрела 242 тыс. 80 облигаций на общую сумму
250 млн. долл. Средняя стоимость облигации, купленной ARCO,
составила 4 млн. 632 тыс. руб. Таким образом, ARCO
ЛУКойла. 29 марта 1996 года НК "ЛУКойл" провела конкурс
облигаций. Победителями стали инвестиционный банк CS First
компании ARCO, а также банк "Империал". Компания ARCO
через участие в двух аукционах по конвертируемым облигациям.
создание СП ЛУКАРКО.
Уставной капитал СП составил около 500 млн. долл., доли
соответственно 54 и 46%. СП создана для осуществления
Казахстане. При размещении ЛУКойлу удалось поднять курс акций
долл., после - 6,1 долл. за акцию.
главный исполнительный директор - Майк Боулин (Michael R.
сырой нефти, природного газа, а также работы по переработке.
сбыту и транспортировке нефтепродуктов.
депозитарных расписок "первого уровня". Каждая расписка
выпускалась под 4 акции. В качестве депозитария выбран Bank of
New-York. В сентябре 1995 гола "ЛУКойл", разметая
сумел привлечь 321 млн. долларов.
часть - на зарубежных площадках.
и листинг Лондонской и Нью-Йоркской бирж.
"ЛУКОЙЛГарант" (10.65% обыкновенных акций).
обыкновенных и 9.46% привилегированных акций.
млрд. долл.(против 3.2 в 1996). Цена одной акции составила 15
долл.
России. Для этих целей размешена дополнительная эмиссия
конвертированием в обыкновенные в количестве 10 млн. шт., что
составляет 1.3% от уставного капитала.
(ЛУКойл является основным поставщиком сырья на НПЗ НОРСИ).
соответственно.
трлн. руб. (инвестиционный план на 1996 год предусматривал
вложения в объеме 4,6 трлн. руб., реально, же было
инвестировано 5,7 трлн. руб.). Имеющийся у компании
инвестиционный дефицит в размере 900 млрд 7руб.
КТК (компания имеет экспортную квоту свыше 3 млн. т. нефти в
год). В то же время ЛУКойл отказался от размещения в 1997 году
еврооблигаций (евробонды) в силу "перегрева" рынка.
примерно равна доле голосов "Газпрома" - 13%. Одновременно
всех своих организаций в "Империал". После дополнительных
о ЦБ капитал был равен 3.650 млн. руб и 146.5 млн. долларов.
"Империал", Петрокоммерц. "Лангепас" и "Когалымнефтегаз". В
палату для контроля за движением средств "ЛУКойла".
отозвал из ЦБ документы на регистрацию собственного банка. До
имеет довольно крупные пакеты голосов.
переводить свои счета из банка в другие кредитные организации.
с банком "Империал". Были обнародованы планы слияния с банком
ЛУКойл. В числе их названы "Когалымнефтекомбанк",
Урайкомбанк и банк "Лангепас". Первым должен быть
согласованному курсу. Обмен должен производится в рамках
примерно в 100 млн. долларов. Фактически это означало бы
счет акций подконтрольных предприятий. Одновременно такой
"Газпром".
Аудиторские, оценки нефтяных запасов ЛУКойла за 1996-97 г.г.
По запасам нефти "ЛУКойл" с 12,6. млрд баррелей занимает
первое место в мире и намного опережает ведущие европейские и
американские компании (по данным на начало 1994 г.). У
занимающих 2-е и 3-е места RD/Shell и Exxon - 9 млрд и 6,5
млрд баррелей соответственно. В 1994 г. балансовые запасы
нефти "ЛУКойла" при пересчете показателей в соответствии с
мировыми стандартами составили 10,9 млрд баррелей. В 1995 г. с
планируемым присоединением ряда добывающих предприятий они
должны увеличиться до 14,9 млрд баррелей.
По добыче нефти (356 млн баррелей) "ЛУКойл" находится на
4-м месте. В то же время по переработке нефти С 160 млн
баррелей) "ЛУКойл" занимает лишь 15-е место.
К 1997 году компания завершила независимую оценку запасов
нефти своих дочерних предприятий "Лукойл-Лангепаснефтегаз",
"ЛукойлУрайнефтегаз" и "Лукойл-Кагалымнефтегаз".
Эта работа проводилась с июля 1995 года
американской инжиниринговой компанией "Миллер анд Лентс Лтд"
(Мillег & Lents) в соответствии со стандартами США.
Согласно оценке американской компании на 1 января 1996 года
доказанные запасы названных дочерних предприятий и их СП
составляли 7.9 млрд. баррелей нефти и 1519.4 млрд. куб. футов
природного газа.
Согласно данным другого аудита, проведенного этой же
американской компанией, запасы нефти 4 расположенных на
европейской части России дочерних предприятий НК ЛУКойл на 1
января 1997 года составили 3180,2 млн. баррелей (ок.434 млн.
т.).
Суммарный объем запасов нефти, включая возможные и
вероятные, составляет 14.270 млрд. баррелей. Оценка
производилась на основании текущих цен, других геологических
и экономических показателей.
Доказанные запасы "Лукойл-Лангепаснефтегаза" оставляют
свыше 2.3 млрд. баррелей нефти. "Лукойл-Урайнефтегаза" -
0.6 млрд. барр., "Лукойл-Когалымнефтегаза" - 5.0 млрд. барр..
Доказанные (экономически рентабельные) "Л-Пермнефти",
Л-Калининградморнефти", "Л-Нижневолжснефти", и
"Л-Астраханьнефти" запасы составляет почти 90% от общего
количества запасов (или 2850 млн. баррелей). Запасы газа по
данным аудита превосходят 1,08 трлн. куб. м. Не были учтены
запасы СП НК "Лукойл" за пределами России, в частности,
входящие в состав Международного каспийского консорциума.
По собственным расчетам концерна ЛУКойл находится на первом
месте" в мире, ибо суммарные доказанные запасы нефти компании
в Западной Сибири. Европейской части России и странах СНГ
достигают 10.7 млрд. баррелей.
Уже в июне 1993 года на заседании совета директоров
компании была разработана концепция преобразования компании в
АО и концепция развития компании как единого
производственно-финансового комплекса.
На момент акционирования (июнь 1993г.) компания объединяла
только три нефтедобывающих комплекса в Тюмени,
два нефтеперерабатывающих предприятия в
Волгограде и Перми и семь предприятий
нефтепродуктообеспечения в различных областях России. Кроме
того в различных регионах России и "ближнем зарубежье"
создано около 30 АО закрытого типа с контрольным пакетом акций
принадлежащих "Лукойлу".
В 1995 г. "ЛУКойл" продолжил рыночную экспансию и подписал
соглашение о присоединении к компании ряда нефтедобывающих и
сбытовых компаний Урала, Поволжья, Южного и Калининградского
регионов России. "ЛУКойл" аккумулирует ресурсы для
строительства нового НПЗ на юге России.
В сентябре 1996 года ЛУКойл вошел в состав ФПГ "Волжско-
Камская нефтяная компания" (Нижний Новгород) и является ее
учредителем совместно с компанией "НОРСИ-ойл", оттеснив от
участия в ней "Татнефть". Доля участия ЛУКойла - 20%.
Компания включила в свой состав ряд крупных нефтедобывающих
предприятий: "Пермнефть", "Калининградморнефтегаз",
"Нижлеволжскнефть" и "Астраханьнефть".
В январе 1997 года Борис Ельцин подписал указ "О
Центральной топливной компании" и о передаче в собственность
г. Москвы 38 процентов акций акционерного общества
"Моснефтепродукт" и 38 процентов акции акционерного общества "
Московский нефтеперерабатывающий завод" для учреждения
правительством Москвы акционерного общества "Центральная
топливная компания". Нефтяные госпакеты Москва получила в
погашение федеральных долгов. АО "Моснефтепродукт" располагает
127 стационарными АЭС и 17 нефтебазами и обеспечивает более
40% сбыта нефтепродуктов о Московской области.
Компания "ЛУКОЙЛ" уже располагает почти 20% акций АО
"Моснефтепродукт". 9.56% она приобрела на специализированном
денежном аукционе, проведенном РФФИ с 30 октября по 15 декабря
1996 года, а 10% еще раньше выкупила у трудового коллектива
"Моснефтепродукта". "ЛУКОЙЛ" не скрывал, что в перспективе
рассматривает "Моснефтепродукт" как зависимое предприятие,
хотя на госпакеты акций этих предприятий претендовала
нефтяная компания "Роснефть" - ей даже удалось получить их в
коммерческое управление. Однако Москва потребовала передать
акции ей и договорилось с Татарстаном о создании
финансово-промышленной группы "Мостатнафта" и было намерено
внести госпакеты "Моснефтепродукта" и "Московского НПЗ" в
уставный фонд этой ФПГ.
В президентском указе есть поручение правительству
исключить оба АО из перечня стратегически важных предприятий,
акции которых не подлежат досрочной продаже. Учредив
Центральную топливную компанию, московское правительство
всегда может продать свою долю.
Расширение состава "ЛУКойла" помогло привлечь
зарубежных инвесторов и активизировать работу по размещению
15% своих акций на фондовых рынках Запада.
ЛУКойл разработал комплекс, который включает в себя
оформление трасс. На 26-м километре трассы МОСКВА-РИГА
компания ЛУКОЙЛ открыла крупнейший в РОССИИ автозаправочный
комплекс. Он включает в себя четыре бензоколонки, которые в
сутки могут обслуживать тысячи автомобилей, автомойку,
современный технический сервис, магазин, стоянку большегрузных
машин и комфортабельный мотель. Открытие этого комплекса для
компании ЛУКОЙЛ стало началом большой программы по освоению
российских дорог. ЛУКойл сейчас формирует трассы БРЕСТ-МОСКВА,
МОСКВА-РОСТОВ, РОСТОВ-БАКУ. Имеется новое соглашение, которое
ЛУКойл подготовил в месте с губернаторами Нижегородской
области, Владимирской области, Федеральным дорожным фондом -
это трасса НИЖНИЙ НОВГОРОД-МОСКВА. Компания ЛУКОЙЛ считает,
что товаром являются сами автомагистрали, которые должны быть
оснащены полным и доступным комплексом услуг. До 2000 года
компания намерена увеличить число АЗС международного класса до
пятисот. Интересы нефтяного гиганта не ограничиваются
благоустройством только российских дорог. Сегодня в странах
БАЛТИИ, ПОЛЬШИ и ТУРЦИИ функционирует широкая сеть заправочных
станций ЛУКОЙЛА. В середине лета 1997 гола первая АЗС
появилась в АМЕРИКЕ. В планах компании довести это число до
двух тысяч.
В период 1993-94г.г. руководство компании перестроило ее
в вертикально-интегрированную структуру и приступила к
крупным структурным преобразованиям, связанным с одновременной
реализацией главных стратеги развития компании.
Ранее каждое предприятие работало практически автономно
не будучи непосредственно заинтересовано и делах компании
в целом. Сложилась ситуация, когда рентабельность
нефтедобывающих предприятий была в 2, а у торгующих, в 3 раза,
выше чем у нефтеперерабатывающих предприятии (НГДУ).
В 1994 г. ЛУКОЙЛ завершил приватизацию дочерних структур в
добыче нефти, производстве и сбыте нефтепродуктов в сервисной
деятельности; подготовил и проводит приватизацию головной
компании с организацией инвестиционных торгов по продаже акции
первичной эмиссии: сформировал единую систему управления всеми
звеньями производственного и сбытового комплекса.
В результате 1994 год "ЛУКойл" завершил реорганизацию
как крупномасштабный производитель и экспортер нефти и
нефтепродуктов, занял место и первой пятерке негосударственных
компаний мира по запасам нефти, вошел в первую десятку
нефтяных компаний по добыче нефти и в первую двадцатку - по
объему производства нефтепродуктов и по финансовым результатам
хозяйственной деятельности. "ЛУКойл" сумел адаптироваться к
сложным экономическим условиям того периода.
В 1995 г. компания переходит к новой консолидированной
структуре управления. Ликвидированы прежде раздробленные на
уровне предприятий структуры и созданы крупные производства,
способные оперативно решать хозяйственные вопросы. Это
позволило, в свою очередь, сократить центральный аппарат -
преобразовать его так, чтобы он сосредоточил свое внимание на
важнейших вопросах развития компании, прежде всего
стратегических и планово-финансовых, эффективно решая их
именно на корпоративном уровне. Была создана единая буровая
компания "ЛУКойла". Произошло объединение в операционную
компанию трех существующие нефтегазодобывающих дочерних
структур "ЛУКойла" в Западной Сибири. Создалась единая
компания-оператор по поставкам. Сформировался мощный
финансовый центр компании н в его составе структура
стратегического управления активами "ЛУКойла".
Крупнейшие акционерные общества:
"ЛУКойл-Когалымнефтегаз" "ЛУКойл-Лангепаснефтегаз"
"ЛУКойл-Урайнефтегаз" занимают территорию порядка 20%
площади Среднеобской нефтегазовой области и практически
всю территорию Приуральской нефтегазовой области. В
разработке находятся 32 нефтяных месторождения,
эксплуатируются более 15000 нефтяных скважин, ежесуточная
добыча около 140 тыс. т. нефти и 6 млн. куб. м. нефтяного
попутного газа.
Компания намерена сохранить добычу по Западной Сибири и
Уралу и начать активную добычу на юге России, где
предполагается приобрести перспективные месторождения в районе
нижней Волги. Особое внимание уделяется развитию каспийского
шельфа России.
Предполагается увеличить на 50% объем продаж продукции
на российском рынке.
Для увеличения процента сбыта компания работает над
проектом строительства Южного НПЗ в Краснодарском крае общей
стоимостью 1.5 млрд.долл. Завод рассчитывал на ежегодную
переработку 9 млн.т. нефти из Западной Сибири и Казахстана.
Для реализации проекта был создан консорциум с участием
компании "Транснефть", АББ Луммус Глобал, Аджип и Мицуи.
Южный НПЗ строится в 30 км, от порта Новороссийск, что
позволяет увеличить экспортный потенциал ЛУКойла. Ввод
планируется на 2001-2001 год. Общие объемы производства
нефтепродуктов еще до ввода Южного НПЗ планируется увеличить
до 26-30 млн.т в год. Ведется модернизация производств
Пермского и Волгоградского НПЗ. Реконструкция велась в
соответствии с одобренной правительством РФ программой,
компании, которая предусматривала увеличение глубины
переработки нефти до 86-88%, обеспечение международных
стандартов качества, повышение степени очистки сточных вод.
После завершения модернизации в 1998-99 г.г. выпуск
качественного бензина возрастет на 4 млн.т. Общая сумма
инвестиций - 250 млн. долл. Доходы от продаж качественных
нефтепродуктов должны возрасти в 1,7-2 раза. По расчетам
специалистов компании окупаемость проектов составляет
3-4 года (Инвестирование проекта осуществлялась вначале
американским Ex-lm Bank. нью-йоркского отделения
Westdeutshe Landesbank Girocentrale инвестиционной компанией
"НИКойл" (последняя должна инвестировать в проект
реконструкции НПЗ-800 млрд. руб.).
ЛУКойл участвует в строительстве нефтепровода Урал-Запад
(ПермьАльметьевск-Запад) протяженностью более 500 км.
И пропускной способностью 5.2 млн.т. в год. Общая стоимость
проекта по бизнес-плану - 174 млн.долл.
Компания ЛУКойл приступила к созданию собственного
танкерного флота: в 1995 году был приобретен танкер
"Лукоморье" водоизмещением 39 тыс. т. (корабль используется
как нефтеналивная база в районе Новороссийска). В ноябре
1996 года на херсонской верфи был спущен на воду танкер
"Когалым" (28,9 тыс. т.).
АО Мурманское морское пароходство совместно с "ЛУКойлом"
стало учредителем предприятия "ЛУКойл арктик танкер" (также
учредителем СП является АО "Якутнефтепродукт), которое в
декабре 1995 года купило один танкер у финнов. "ЛУКойл"
готов финансировать половину проекта строительства 5
арктических танкеров по 20 тыс. т каждый (общая стоимость
проекта - 180 млн. долларов). Танкер "Когалым" водоизмещением
38 тыс. т., принадлежащий СП "ЛУКойл Арктик танкер" вышел из
Мурманска и доставил в отдаленные северные районы
нефтепродукты.
Также компания разместила заказ на 10 танкеров ледового
класса, пять из которых будут построены в Германии и пять - в
Санкт-Петербурге.
1 апреля 1997 гола в рамках соглашения о сотрудничестве
ЛУКойла с Волгоградской областью подписан контракт о
строительстве на Волгоградском судостроительном заводе 10
танкеров типа "река-море" на сумму около 100 млн. долл.
Первый будет сдан заказчику в сентябре 1998 года после чего
планируется ежегодная сдача трех судов. По завершении
контракта для ЛУКойла предусмотрено строительство еще 10
аналогичных судов. ЛУКойл взял кредит для оплаты стартовых
работ, после чего суда предполагается сдавать в аренду
иностранным компаниям и на эти средства продолжать выполнение
программы.
Основные характеристики танкеров типа "река-море".
Судно представляет собой стальной однопалубный
теплоход с кормовым расположением надстройки, продольной
переборкой, двойным дном и двойными бортами. Способно
круглый год плавать и незамерзающих морях, а также в
мелкобитом разряженном льду неарктических морей.
Возможно плавание за ледоколом и условиях продленной навигации
на реках и замерзающих морях.
Длина - 129 м.
Ширина - 15.5 м.
Осадка в реке (море) - 3.7 (4.98) м.
Грузоподъемность в реке (море) - 3650 (6320) т.
Скорость - 10 уз.
Автономность плавания - 15 сут.
Дальность плавания - 4000 миль.
Экипаж - 11 чел.
Стратегия развития собственного танкерного флота
начала реализовываться в 1996 году, когда компания стала
самостоятельно транспортировать нефтепродукты по схеме FOB.
Прибыль от реализации продукции нефтепереработки в 1995
году составила 1126 млрд. руб. против 335 млрд. в 1994.
Чистая прибыль превысила 850 млрд. руб. В секторе
нефтепродуктов на ЛУКойл приходится 11.2% от общего объема по
России.
В 1995 году ЛУКойл, впервые после трех лет падения добычи
нефти достиг уровня 1992 года.
Это произошло потому, что, во-первых, с конца 1994 г. в
России складывалась устойчивая благоприятная ценовая ситуация
на внутреннем рынке: цены на нефть выросли с $27-30 до $45-50
и, как ожидалось, этот рост продолжится. Во-вторых, в
результате снятия административных экспортных ограничений
"ЛУКойл" планировал увеличить свой нефтяной экспорт не менее
чем в 2 раза. В-третьих, в результате стремления правительства
и Центробанка снижения месячной инфляции до 4%
улучшится макроэкономическая ситуация и, тем самым, создаются
условия для повышения производственной и инвестиционной
активности компании. В-четвертых, существенно расширены
источники инвестиций "ЛУКойла" за счет роста амортизационных
накоплений, получения крупных средств от продажи акций и
использования иностранных кредитов.
По итогам работы за первое полугодие 1996 года балансовая
сумма прибылей компаний, входящих в ЛУКойл составила около 1,4
трлн. руб.(без учета взаимных поставок), объем добытого сырья
составил 101% к показателям 1995 года, при этом нефтедобыча
увеличилась на 27%. Предполагалось сохранить объем добычи на.
уровне 57,3 млн. т.
Все подразделения "ЛУКойла" в 1997 году впервые начали
работать исходя из общих принципов и целей компании.
Финансовая компания "ЛУКойл" интегрировала уровни
рентабельности в зависимости от ситуации на рынке и состояния
конкретного предприятия.
Уровень рентабельности распределялся следующим образом:
нефтедобыча - 74%. нефтепереработка - 20%, реализация - 6%.
Далее НК "ЛУКойл" взяла на себя контроль и управление
товарными и денежными потоками и ввела новую схему их
движения. На каждом этапе товар меняет собственника, что
удлиняет путь движения финансовых средств от потребителя к
производителю.
По внедряемой в компании схеме в Волгограде и Перми созданы
товарищества в которые входят нефтяные компании,
предприятия нефтедобычи и переработки,
нефтепродуктообеспечения и НК "ЛУКойл".
Нефть, приобретаемая на средства членов товарищества в
последующем вся гамма нефтепродуктов) не меняет собственника
вплоть до реализации оптовым покупателям. Следовательно,
средства не будут перемешаться по цепочке от потребителя к
нефтяникам а поступят на счет товарищества, которое
одновременно произведет расчеты со всеми участниками договора
в зависимости от их вклада.
Новая схема позволила не только резко сократить срок
движения средств, но и использовать внутрикооперативные цены,
устанавливаемые на. основании изучения рынка сбыта и затрат
каждого производственного звена.
Прослеживается тенденция роста производительности труда в
компании, что ведет к более рациональному использованию
занятого персонала. В результате у "ЛУКойла", занимающего по
этому показателю 5-е место среди нефтяных компаний мира.
Высокая эффективность производства (чистый доход по
отношению к объему продаж) "ЛУКойла" - 9,08% и первое место в
мире - обусловлена низким объемом продаж. В западных компаниях
высокая эффективность производства объясняется высоким чистым
доходом.
Сравнительно высокая эффективность маркетинга (объем продаж
по отношению к активам) у "ЛУКойла" (121% - 9-е место) связана
с относительно низкими объемами активов (по этому показателю
"ЛУКойл" занимает 20-е место - $2886 млн).
Высокий уровень рентабельности (чистый доход по отношению к
активам) "ЛУКойла" (10,95% и первое место в мире) объясняется
низкими - по сравнению с аналогичным показателей западных
компании - активами и средним чистым доходом.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЛУКОЙЛА В РЕГИОНАХ
РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ.
Стремительная экспансия ЛУКойла в регионы России как
правило осуществляется по стандартной схеме - подписание
соглашения о сотрудничестве в местной администрацией, покупка
или аренда нефтебаз, строительство АЗС и утверждение на
местном рынке без сопротивления действующих местных НК.
В декабре 1995 гола подписано соглашение о долгосрочном
сотрудничестве правительства Марий Эл и НК "ЛУКойл".
Соглашением предусмотрено создание финансово-промышленных
групп и дочерних обществ, в том числе АО "ЛУКойл - Марий Эл"
с участием НК "ЛУКойл" правительства и АО "Параньгинский
Агропромтранс". В рамках соглашения НК "ЛУКойл" должна
изготовить 10 автозаправочных станций на предприятиях
республики или поставить их в 1996-97 гг. По соглашению
необходимо "было поставить 5 комплектов систем по
отпуску нефтепродуктов по дебитно-кредитным картам.
15 ноября 1996 года ЛУКойл подписал соглашение с Чукотским
автономным округом и Республикой Ингушетия.
Компания ЛУКойл, которая по распоряжению правительств РФ
является оператором завоза нефтепродуктов по северному
морскому пути. получит дополнительные налоговые
освобождения за счет поставок нефтепродуктов на Чукотку.
Глава администрации Чукотского АО Александр Назаров
считал необходимым заключение трехстороннего соглашения между
Минфином, чукотской администрацией и ЛУКойлом, по которому
поставленные нефтепродукты пойдут в счет выплаты налогов
нефтяной компанией. В 1997 году компания планировала поставить
в северном направлении (от Мурманска до Чукотки) 600-700 тыс.
т. нефтепродуктов на 1-1,1 трлн. руб. Основными заказчиками
компании являются Министерство обороны, пограничные войска,
Хатангский авиаотряд, Норильский никелевый комбинат и АО
"Чукотнефтепродукт".
Во время встречи в Саратове президента ЛУКойла Алекперова и
губернатора Дмитрия Аяцкова последний обещал создать режим
наибольшего благоприятствования деятельности компании в
области. Именно после этой встречи, как полагают в
окружении Алекперова, он окончательно утвердился в мысли, что
саратовские недра представляют большую ценность и в них
стоит вкладывать деньги. Единственное разногласие между
ЛУКойлом и саратовской администрацией возникли по вопросу
определения переработчика карпенской нефти - компания
предполагала, что ее будут транспортировать по специально
построенному трубопроводу на принадлежащий ЛУКойлу
Волгоградский НПЗ, саратовские же власти поддерживают в
качестве переработчика ПО "Крегинг" (бывш. Саратовский НПЗ),
принадлежащее компании "Сиданко".
ЛУКойл заключил соглашение о сотрудничестве с
правительством Татарстана. В ходе визита в Татарию
вице-президента ЛУКойла Равиля Маганова, состоявшемся в
декабре 1996 года, руководство компании пыталось выяснить у
татарского руководства перспективы реализации своих
проектов в республике. Однако планировавшаяся встреча с
президентом Республики Татарстан (РТ) Шаймиевым не состоялась.
ЛУКойл намерен приступить к строительству продукте
провода Пермь-Бавлы, однако полной уверенности в успехе
проекта нет. Поэтому подготовлены запасные варианты. Один
из них предполагает доведение трубопровода до Камбарки
(Удмуртия), а затем поворот не в Бавлы а в Башкирию, что не
потребует дополнительных затрат. Однако независимо от того,
где произойдет врезка в магистральный трубопровод
Омск-Брянск, перекачка пермских нефтепродуктов на
Запад будет осуществляться через участок Альметьевск -
Нижний Новгород. РТ не может запретить транзит топлива, но
может не выделить на своей территории участков для
строительства нефтебаз и АЗС, что поставит под угрозу
эффективность бизнес-плана "Реализация нефтепродуктов нефтяной
компании ЛУКойл через продуктовод Альметьевск-Н. Новгород -
Рязань - Москва - Орел". По этому плану компания поставляет на
НПЗ НОРСИ 7 млн. т. нефти в год и реализует полученное
топливо в регионах, прилегающих к трубопроводу. Кроме того,
ЛУКойл вел переговоры об аренде или выкупе (даже со всеми
долгами) четырех незагруженных нефтебаз, принадлежащих АО
"Татнефтепродукт - холдинг", а также о строительстве в РТ IS
АЗС (цены могли быть снижены по сравнению с конкурентами на
5%).
9 апреля 1997 года президент ЛУКойла Вагит Алекперов
и губернатор Свердловской области Эдуард Россель подписали
соглашение о сотрудничестве в области обеспечения
нефтепродуктами потребителей Среднего Урала" поставок
нефтепромыслового оборудования, машиностроительной
продукции, стройматериалов, а также по
научно-техническому обеспечению разработок новых
технологий для нефтегазодобываюшей отрасли. В соответствии с
документом Свердловская область обязуется оказывать
содействие нефтяной компании в предоставлении земельных
участков под строительство нефтебаз и АЗС, оптовых поставок
нефтепродуктов промышленным, транспортным и строительным
организациям по конкурсным ценам. В свою очередь ЛУКойл будет
согласовывать с областной администрацией планы создания
рабочих мест, размещения на территории области новых
производств, информировать о
производственно-экономических показателях в сфере
нефтепродуктообеспечения региональных потребителей.
В январе 1997 гола АО "АвтоВАЗ" заключило соглашение с
компанией "ЛУКойл" о производстве и реализации специальных
автомобилей повышенной проходимости для нефтегазодобывающих
предприятий, а также создание АЗС "ЛУКойл" на территории
станций техобслуживания ВАЗ.
Нефтяная компания усиливает экспансию в Московском регионе.
13 мая 1997 года о заводоуправлении АМО ЗИЛ руководители
автозавода и НК ЛУКОЙЛ в присутствии мэра Москвы подписали
Генеральное соглашение о сотрудничестве. Оно мало чем
отличается от договоров, заключенных нефтяниками ранее с
КамАЗом и ВАЗом. Соглашение предусматривает, что завод будет
разрабатывать и производить по техническим требованиям
нефтяников технологические и специальные автомобили для
нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности. При
этом ЛУКойлу передавались права коммерческого посредника по
реализации зиловских машин в Тюменской области и других
согласованных регионах. ЗИЛ брал обязательство предоставлять
территории своих станций технического обслуживания для
строительства на них лукойловских АЭС. Первоначальная заправка
автомобилей ЗИЛ должна осуществляться ГСМ производства ЛУКойл,
а их рекламу планировалось вести через дилерскую сеть ЗИЛа в
России и других странах. Можно предположить, что в данном
случае НК интересует не столько ЗИЛ, сколько столичный
нефтяной рынок, что является одной из стратегических целей
компании.
Аналогичный договор должен был заключен с АО "Москвич".
Второй документ будет заключен между "ЗИЛом" и АЗЛК для
того, чтобы использовать дилерскую сеть станций технического
обслуживания двух заводов, как общую на территории России и
стран СНГ.
Сотрудничество с московскими автозаводами для компании -
лишь одно из средств добиться расположения столичного мэра.
Ведь именно от него после создания подконтрольной
правительству Москвы Центральной топливной компании (ЦТК)
зависит выход ЛУКОЙЛа на топливный рынок московского региона.
Юрий Лужков заявил, что считает целесообразным взаимное
участие ЦТК и ЛУКОЙЛа и уставных капиталах друг друга и
переговоры об этом уже ведутся. Такое сотрудничество двух
крупных фирм является взаимовыгодным.
С мая 1997 года ЛУКОЙЛ начал поставки нефти в Москву в
объеме 150 тыс. т в месяц, что составляет порядка 15%
потребности завода.
19 мая 1997 гола НК ЛУКойл и концерн "Антей", объединяющий
ряд машиностроительных предприятии ВПК, подписали
соглашение о сотрудничестве. Оно касается в частности,
создания и совершенствования техники для добычи и переработки
нефти, а также сбыта нефтепродуктов. Особый упор сделан на
производстве оборудования для автозаправочных" станций,
торговых и сервисных автомобильных центров. Договор между
компаниями является развитием соглашения о сотрудничестве
между ЛУКойлом и правительством Республики Марий Эл,
заключенного в декабре 1995 гола.
Компания ЛУКОЙЛ считает, что товаром являются также сами
автомагистрали, которые должны быть оснащены полным и
доступным комплексом услуг. Дорога должна быть красивой и
удобной. До 2000 года компания намерена увеличить число АЭС
международного класса до пятисот. Интересы нефтяного гиганта
не ограничиваются благоустройством только российских дорог.
Сегодня и странах БАЛТИИ, ПОЛЬШИ и ТУРЦИИ функционирует
широкая сеть заправочных станций ЛУКОЙЛА. В середине лета 1997
года первая АЭС появилась в АМЕРИКЕ. В планах компании
довести это число до двух тысяч. Качество обслуживания на
американских заправках предполагается быть не хуже, чем на
российских.
В январе 1995 года компания вошла в состав Союза
нефтеэкспортеров России. Нефтяная компания "ЛУКОЙЛ"
рассчитывала получить возможность дополнительного
экспортировать в четвертом квартале 1997 г. не менее 1 млн. т
нефти. Всего в первом полугодии 1997 года собственный экспорт
"ЛУКОЙЛа", исключая поставки для госнужд, составил 8,4 млн.
тонн нефти, в том числе 7,5 млн. тонн - в страны дальнего
зарубежья.
В мае 1994 года итальянская компания Agip и компания
"ЛУКойл" подписали меморандум и рамочное соглашение, согласно
которым Agip должно оказывать "ЛУКойлу" содействие в
продвижении на нетрадиционные для российской компании мировые
рынки. В свою очередь "ЛУКойл" обеспечит поддержку
итальянской компании в ее деятельности на российском рынке
и в странах СНГ.
Осуществилась подготовка к созданию СП "Лукаджип",
которое должно пользоваться гарантиями Asip на получение
финансовых средств для реализации крупных международных
проектов.
В Алжире "Лукойл" интересуют проекты, связанные с
разработкой существующих месторождений на юге страны,
разрабатываемые итальянской компанией "Аджип" с
которой "Лукойл" сотрудничает во всех североафриканских
проектах.
В Алжире также будет реализовываться многомиллионный
проект восстановления нефтяных месторождений. О нем объявила в
начале 1996 года американская компания "Арко" с которой
"Лукойл" ведет переговоры о стратегическом сотрудничестве.
Интересы "Лукойла" и Алжире не ограничиваются только
нефтью.
Компания стремится принять участие в разработке запасов
природного газа, не смотря на то, что это североафриканское
государство является одним из ведущих конкурентов российского
концерна "Газпром" на доходном рынке экспортных поставок
природного газа в Западную Европу.
"Лукойл" имеющая тесные связи с российским
правительством, поставило перед собой задачу к концу
десятилетия довести долю зарубежного производства до 15%.
В октябре 1996 года ЛУКойл и алжирская государственная
нефтяная 'компания "Сонатрак" подписали протокол о намерениях
по совместному" сотрудничеству. Определены 6 объектов, на
которых возможна совместная деятельность на основе соглашения
о разделе продукции - 4 действующих месторождения с
суммарными извлекаемыми запасами 70-100 млн.т.
(Эль-Гасси, Эль-Агреб, Зотти и Рурд Нусс) и два перспективных
блока для геологоразведки (Зарзатин и Тигентурин).
В марте 1997 года в Ираке было подписан контракт на
разработку второй очереди нефтяного месторождения Западная
Курна. С российской стороны участниками проекта стали ОАО
"ЛУКойл" (доля 52.5%), РВО "Зарубежнефть" (11,25%),
ГП/ВО "Машиноимпорт" (11.25%). Специальные условия
налогообложения предусматривают выплату министерством нефти
Ирака всех иракских налогов от имени иностранных компаний,
освобождение иностранного персонала "конрактора" от иракских
налогов, а его имущества - от экспортных и таможенных пошлин.
В Ираке после снятия с этой страны санкций ООН намерена была
добыть 30 млн. т. из 500 скважин.
АО "НК "ЛУКойл" связан обязательствами с американской
компанией ARCO, которая в сентябре 1995 гола приобрела крупный
пакет облигаций холдинга на сумму 250 млн. долларов под
залог части акций, закрепленных в государственной
собственности. АРКО взяла на себя обязательство не выпускать
облигаций на вторичный рынок, если холдинг не будет
увеличивать свой уставный капитал до 5 апреля 1996 года, когда
должна состоятся конвертация облигаций на акции "ЛУКойла".
Поэтому выпуск новых акций (для обмена акций "Пермнефти")
относится на весну 1996 года.
Одним из важных итогов завершившегося в 1997 году 8-го
пленарного заседания комиссии Гора-Черномырдина стало
подписание главами компаний "ЛУКОЙЛ" и ARCO договора об
окончательном формировании СП "ЛУКАРКО", не имеющего аналогов
в истории взаимоотношений между российскими и "зарубежными
нефтегазовыми компаниями. Общая сумма инвестиций,
предусмотренных этим проектом, составит около $5 млрд.
Принципиальная договоренность между компаниями о создании
СП была достигнута еще в марте прошлого гола, а в сентябре
они подписали предварительное соглашение об основных условиях
проекта и его финансировании. Уставный капитал СП был
предусмотрен в размере $500 млн. оплатить который стороны
должны соответственно долям своего участия:
54% - ЛУКОЙЛ и 46% - ARCO. Согласно этому документу. ARCO
открывает создаваемому предприятию несколько льготных
кредитных лини на общую сумму около $5 млрд и течение 18 лет,
который, скорее всего, будет использован и течение ближайших 5
- 6, а не 18 лет. Первоочередные проекты, которыми должно
будет заняться ЛУКАРКО, - это финансирование долевого участия
ЛУКОЙЛа в КТК (12,5%) и в разработке Тенгизского месторождения
о Казахстане, где американская Chevron уступает российской
компании 5-процентную долю в СП "Тенгизшевройл". Ожидается, что
уже в текущем году инвестиции в эти проекты составят до $500
млн. В обмен на это ЛУКойл намерен отдать часть своей
экспортной квоты, что позволит СП дополнительно
экспортировать 150 тыс. т. нефти.
СП было зарегистрировано в Нидерландах, однако не могло
начать свою деятельность ввиду отсутствия необходимых
разрешительных документов со стороны ЦБ и других российских
официальных инстанций.
В Когалымнефтегазе" работает канадская фирма Calgary
Overseas, в "Лангепаснефтегазе" - шведско-эстонская LO
Scandinavia, в "Урайнефтегазе" - германская Deminex.
С конца 1992 года они отремонтировали около 1700
скважин, что позволило дополнительно получить 7.1 млн.т.
нефти.
"ЛУКОЙЛ" является участником Консорциума по
разработке каспийского шельфа. НК является одним из
российских участников Каспийского трубопроводного
консорциума (КТК) в составе компании КТК-Р (строительство
трубопровода Тегиз - Новороссийск).
ЛУКойл и казахстанское АО "Южнефтегаз" подписали в Алма -
Ате учредительные документы СП "Кумколь-ЛУКойл". СП должно
заниматься разработкой северной части крупнейшего
нефтяного месторождения Кумколь, запасы которого оцениваются
в 42 млн.т. Проект требует инвестиций в 300 млн.долл.,
объем добычи - до 2 млн.т. нефти в год. СП должно принять
участие в развитии Чимкентского НПЗ в Казахстане, который
попал под большое влияние "ЛУКойла". Было заявлено о
планах ЛУКойла участвовать в Казахстане в разработке
месторождения Кенбай, в модернизации Атурауского НПЗ, в
восстановлении скважин на месторождении Узень; а также
участвовать в разведке месторождений на казахстанском шельфе
Каспия.
Был подписан контракт по освоению нового месторождения
Карабах в Азербайджане. В проекте участвуют ЛУКойл(32,5%
капитала), итальянская Agip SpA (30%) и американская
Pennzoil(30%). Доля Азербайджанского нефтяного концерна -
7,5%. "ЛУКойл" вместе со своим партнером итальянской фирмой
"Agip" фактически разделил контрольный пакет акций по
разработке месторождения "Карабах" в непосредственной
близости от азербайджанского шельфа. В начале августа 1995
гола осуществил доставку нефти танкерами из Баку и Махачкалу,
показав реальность северного пути поставок нефти с
азербайджанского шельфа.
Месторождение находится на каспийском шельфе в 120 км от
берега, глубина моря - 120-180 м. Размеры месторождения - 15x3
км. Разведанные запасы - 70-80 млн.т. нефти. Проект
рассчитан на добычу в течении 30 лет около 100 млн.т. нефти.
В ноябре 1996 года дочернее предприятие ЛУКойла ЛУКойл-ПРЭМ
выиграла конкурс и получила от Волгеолкома и администрации
Саратовской области лицензию на право пользования недрами
Карпенского нефтяного участка, ранее входившего в сферу
интересов французской компании Еlf-Aquitain.
ЗАО ЛУКойл- ПРЭМ образовано в ноябре 1995 года как дочернее
предприятие ЛУКойл-Волги. После победы в конкурсе преобразовано
и дочернее предприятие самой компании ЛУКойл, имеющей 51% его
акций. Крупный пакет имеет и ЛУКойл - Волга, остальные акции
распределены между физическими лицами. В конкурсе за
карпинский участок с ЛУКойлПРЭМ конкурировали саратовская
нефтяная компания "Санеко" (работает под патронажем
Сиданко), а также "Нафта"(нефтедобываюшее предприятие
концерна "Волгонефть").
По предварительным данным Карпенский участок (площадь
4188 кв.км.) содержит 74,5 млн.т. нефти и 80,5 млрд. куб.м.
газа залегающих на глубине 4,5-5 тыс.м. В ЛУКойле же считают,
что реальные запасы могут составить от 850 млн. до 1 млрл.т.
нефти. Именно поэтому ЛУКойл и проявил интерес к этой
территории , включив ее в стратегию своего развития на Каспии
и в Прикаспийском регионе. Этап поисково-разведочных и
оценочных работ рассчитан до 2001 года с объемом вложений
более 1,5 трлн. руб. Общий объем инвестиций с учетом развития
промышленной ч социальной инфраструктуры - 8 трлн. руб.(11%
отчислений компании на восстановление минерально-сырьевой
базы. Начало стабильной добычи планируется начать через год в
объеме 2-2.5 млн.т. в год. Планируется проборить от 260
до 500 скважин (работы выполняет
"Прикаспийскбуронефть").
На конец 1996 гола ЛУКойл имел 35 АЗС в странах Балтии и
заключил договор о переработке нефти на Мажейкяйском НПЗ
(Литва) имел подразделение в Калининградской
области(бывшее добывающее предприятие
"Калининградморнефтегаз"). Также было построено 11 АЗС в
Турции, велись переговоры о сотрудничестве с Ираком.
В первом квартале 1997 гола российские нефтяные компании
"ЛУКОЙЛ" и ЮКОС остались самыми крупными клиентами
Вентспилсского порта", экспортирующими нефть при
посредничестве транзитной компании Venispils Nafta. На
январь-март "ЛУКОЙЛ" и ЮКОС получили квоты на соответственно
429 тыс. и 407 тыс. тонн. Кроме того, значительные квоты на
переправку нефти через Вентспилсский порт получили также
ОНАКО (378 тыс.) и "Сиданко" (345 тыс. тонн). Экспортные квоты
утверждены Министерством топлива и энергетики РФ и согласованы
с руководством Ventsplis Nafta и Вентспилсского порта.
В октябре 1996 года ЛУКойл открыла около белорусского
города Брест самую большую в Восточной Европе автозаправочную
станцию, рассчитанную на одновременное обслуживание 72
автомобилей. Владельцем стации является СП ЛУКойл-Белоруссия.
Открыв АЭС в Бресте, ЛУКойл тем самым завершил
строительство своих заправочных станции на протяжении основной
трассы, пролегающей из Западной Сибири в Западную Европу
(АЗС компании стоят через каждые 300-400 км.), создав таким
образом плацдарм для продвижения на европейский рынок.
В Белоруссии ЛУКойл имеет межгосударственное
ЗАО ЛУКойл - Белоруссия (генеральный директор - Валерий
ЯЛЯЕВ) в распоряжении которого находится сеть дочерних
предприятий (в Гродно, Бресте, Минске, Витебске и Волжине).
Все заправочные станции компании на территории Белоруссии
снабжаются нефтепродуктами Новолипецкого НПЗ. На конец 1996
года и распоряжении ЗАО имелось 11 АЗС.
ЛУКойл рассматривает возможность участия в собственности
пяти украинских НПЗ - Херсонского, Одесского, Дрогобычского,
Кременчугского и Лисичанского.
21 декабря 1995 года "ЛУКойл" и нефтяная компания
"ЮКОС" подписали в Минске соглашение с правительством
Белоруссии, по которому крупнейшее нефтеперерабатывающее
предприятие Белоруссии ПО "НАФТАН" предполагается
передать в трастовое управление российским компаниям.
ПО "Нафтан" (бывший Новополоцкий НПЗ) пушен в 1963 году.
Проектная мощность - 30 млн. т, перерабатывал в советское
время - 25 млн. т. Глубина переработки нефти - 60%. Основная
продукция: бензин, дизельное топливо, мазут, масла, парафины,
ароматические углеводы, нефтебитум.
В январе 1997 года во время двухдневного визита в Кишинев
руководство "ЛУКойла" открыло две АЗС международного уровня,
провело переговоры с правительством республики и местными
предпринимателями.
В результате переговоров "ЛУКойл" получил подтверждение
от двух молдавский фирм, владеющих в обшей сложности 40 АЗС,
о работе с российской компанией по схеме франчайзинга. В
случае заключения соглашения с местными сбытовыми
структурами последние будут реализовывать российский бензин
и другие нефтепродукты, используя торговую марку "ЛУКОЙЛа".
Подобное соглашение потребует от сбытовых структур соблюдения
установленных "ЛУКойлом" стандартов обслуживания.
при этом местным фирмам будет гарантирована отсрочка
платежей за купленные у российской компании нефтепродукты.
В планах "ЛУКойла" - увеличить число собственных объектов
нефтепродуктообеспечения за счет участия в тендере по продаже
бывшего "Молдавнефтепродукта". "ЛУКойл" уже инвестировал в
1996 году в экономику Молдавии 3 млн. долларов,
инвестиционная программа на 1997 год составила 4,5 млн.
долларов. Выделяемые средства пойдут в том числе на
строительство еще трех фирменных АЗС, а также на сооружение
завода по расфасовке масел.
Антимонопольное законодательство Молдавии не позволяет
одной компании контролировать более 30% того или иного
сегмента рынка. Таким образом, "ЛУКойл" не может реализовывать
на собственных АЗС более трети всего объема нефтепродуктов,
продаваемых в республике (порядка 2,8 млн. тонн в год). В то
же время законодательство ничего не говорит об оптовой
торговле. Г-н Алекперов сказал, что его компания в принципе
может контролировать весь молдавский импорт нефтепродуктов.
Руководство Молдавии, по всей видимости, было
удовлетворено сотрудничеством с российской компанией.
Нефтепродукты, поставляемые "ЛУКОЙЛОМ" на молдавский рынок,
производятся компанией в России (Пермь), Белоруссии
(Новополоцк) и Украине (Кременчуг). Кстати, последняя
республика до сих пор остается "белым пятном" на карте
деятельности "ЛУКойла".
Январь 1998 года.
Источник : ТЭК