Дмитрий Гришанков.
Сделка не только уникальна по масштабам, но и прецедентна.
Впервые в качестве покупателя выступал не один покупатель (или, что
почти одно и то же, группа дружественных структур), а довольно
неоднородный консорциум. Принципы его построения пояснил один из
идеологов сделки -- начальник управления инвестиционно-банковских
услуг "Ренессанс Капитала" Леонид Рожецкин. По его словам, довольно
сложная структура сделки позволила достичь сразу нескольких целей.
Во-первых, в течение двух лет купленные акции гарантированно
будут оставаться без движения. И в течение всего этого срока ими будут
управлять российские участники сделки во главе с Онэксимбанком.
Во-вторых, в состав консорциума сознательно не был включен
стратегический инвестор. Почему? Да прежде всего потому, что
стратегического инвестора можно пригласить лишь один раз. Поэтому,
если он и нужен, то к его выбору следует подойти с особой
тщательностью, согласовав мнения государства, руководства компании и
новых акционеров. Да к тому же пока без стратегического инвестора
вполне можно обойтись. Непонятно, почему оператор, проявивший себя
где-нибудь в Южной Америке, лучше россиян справится с основными
трудностями отечественной связи -- балансировкой тарифов,
взаиморасчетами между операторами и проч.
В-третьих, хотя иностранные участники сделки понесли сейчас
существенно большие расходы, нежели российские, однако их доля в
купленном пакете будет меньше. Добились этого просто: иностранцам
было предложено направить часть средств на приобретение акций, а
часть -- российской стороне в качестве двухлетнего займа.
Согласно протоколу, подписанному 25 июля и утвержденному
председателем РФФИ 28 июля, из двух участников аукциона победителем
признана кипрская компания Mustcom Ltd, предложившая 1875 млн
долларов. Второй участник аукциона, голландская "ТелеФАМ Б. В.",
предложила 1710 млн долларов.
Учредители Mustcom Ltd: ICFI Cyprus и Renaissance International
Ltd. (группа "Онэксим-МФК"), Deutsche Morgan Grenfeell, Morgan Stanley
и представляющая интересы Джорджа Сороса группа Quantum. Второй
консорциум учрежден Альфабанком, Мостбанком, C. S. First Boston и
Telefonica de Espana SA.
Заявки поданы -- от Mustcom Ltd в 16:40, от "ТелеФАМ Б. В." -- в
16:55.
В качестве единого юридического лица, представляющего
консорциум, была выбрана фирма Mustcom. Почему кипрская? Да просто
потому, что иностранцев было бы сложно уговорить перевести такие
деньги российской фирме.
Каковы планы новых инвесторов? Формально они очерчены в
совместном заявлении, подписанном Потаниным, Исмаиловым и вице-
премьером Булгаком: увеличение числа линий, внедрение цифровых
технологий, беспроводная телефонная связь для отдаленных районов,
международный аудит всех дочек холдинга, упрощение взаиморасчетов и
выработка гибкой системы тарифов ("с учетом покупательной
способности населения").
Однако, как следует из беседы с г-ном Рожецкиным, основная
цель несколько иная. А именно -- в течение ближайших лет многократно
увеличить капитализацию "Связьинвеста", доведя ее, скажем, до уровня
мексиканского аналога -- Telmex (около 45 млрд долларов). А увеличение
количества линий и аудит -- это средства достижения этой цели.
Из цели следует и основной принцип будущей корпоративной
политики "Связьинвеста": всеми средствами крепить единство компании.
В частности, региональные операторы не смогут проводить
дополнительные эмиссии до тех пор, пока "Связьинвест" не наберет
средств на покупку эмитируемых акций для сохранения своей доли в
уставном капитале.
Но более всего публику, разумеется, интересует вопрос о цене
приобретения акций монополиста российской связи. По итогам конкурса
следует признать, что победитель назначил свою цену крайне удачно. Не
хуже профессионального игрока в покер. Как это удалось, мы попросили
объяснить г-на Рожецкина.
Он заверил нас, что ни о какой игре и речи не шло: после
всестороннего исследования была определена разумная цена. И ее не
стали бы менять, даже если бы вдруг стало известно, что конкуренты
предложили 2,1 или даже 2 млрд долларов.
Рассматривались два фактора. Первый -- стоимость торгуемых
акций региональных компаний связи, входящих в "Связьинвест". Она
колебалась в последнее время от 1,5 до 1,7 млрд долларов (см. график).
Второй -- рыночная стоимость телефонной линии (одного абонента). В
мировой практике последних лет в среднем она составляет 732 доллара
(см. таблицу). К полученным двум оценкам прибавили некоторую
премию и получили известные всем 1,875 млрд долларов.
Что ж, довольно убедительно. Тем более что конкуренты, похоже,
пришли к аналогичным результатам. С той лишь разницей, что не
захотели тратиться на премию (в конце концов, участвовавшие в таких
конкурсах телекоммуникационные компании не делали этого -- см.
таблицу).
Результаты сделок по покупке телекоммуникационных компаний
Компания Год Приобретенная Победители Рыночная
доля стоимость на одну
телефонную линию,
доллары
Матаv (Венгрия) 1995 37% Deutsche Telecom, Ameritech 1280
CTC (Чили) 1987-1988 53% Bond Corporation 878
Telecom Argentina 1990 60% STET, France Telecom, JP Morgan 550
Lattelkom (Латвия) 1994 49% Cable & Wireless, Telecom Finland,
IFC 480
Telefonica de Argentina 1990 60% Telefonica de Espana, Citicorp,
Techint 473
В среднем 732
АО "Связьинвест" 1997 25% Консорциум 897
Источник -- "Ренессанс Капитал".