НАЛОГОВОЕ ОБОЗРЕНИЕ.
Обычно с "новой волной" руководителей в составе
правительства общество связывает определенные надежды. Поэтому
интересна личная позиция каждого из них, намечаемая программа
действий. Несомненно, среди сфер государственного управления
налоговая система находится сейчас под наиболее пристальным
взглядом общественности. Что ожидать здесь завтра и в
перспективе? Предоставляем слово новому руководителю
Госналогслужбы РФ.
В практическом плане налоговая реформа, о которой так много
говорится, сейчас (на подготовительном этапе) сводится в основном
к решению текущих задач. Никуда нам от них не уйти. Сбор налогов
для казны трудно переоценить.
Например, в настоящее время Госналогслужба добивается
восстановления ответственности коммерческих банков за задержки
исполнения инкассовых поручений налоговых органов по взысканию с
клиентов платежей в бюджет.
Ликвидация в прошлом году финансовой ответственности
кредитных учреждений за неисполнение таких поручений была
ошибочной. Только в 1996 году в ходе проверок выявлено около 40
тысяч случаев несвоевременного перечисления банками средств,
направляемых налогоплательщиками в бюджет.
Нужна надежная система расчетов .
Налоговые органы не вправе безучастно наблюдать за тем, что
происходит в банковской системе расчетов. Госналогслужба России
подготовила ряд законопроектов, которые повышают ответственность
банков и иных кредитных учреждений за несвоевременное зачисление
налогов и платежей предприятий и физических лиц на бюджетные
счета.
Мы считаем исключительно важными все вопросы, связанные с
размещением бюджетных счетов. Дело не в том, чтобы "искоренить"
уполномоченные банки. Это слишком упрощенное понимание задачи.
Надо создать надежную систему расчетов. Деньги, собираемые
налоговыми службами, должны в тот же день поступать в расчетную
систему Банка России. Главному управлению Федерального
казначейства Минфина и Банку России следует быстрее договориться
и подписать совместные документы, чтобы четко определиться, на
каких территориях, в какой срок счета могут быть переведены в
расчетные кассовые центры Центрального банка, где нужно
действовать немедленно, а где подождать до конца года.
Если региональные власти по каким-то соображениям держат
бюджетные средства в коммерческих банках, то это вовсе не
означает, что они осознают гигантские риски, которым подвергают
деньги налогоплательщиков. Центральный банк отозвал лицензии у
более чем 600 банков, которые фактически обанкротились в
результате неправильных действий своих менеджеров.
Налоговый кодекс: не оказался бы в кругу коллизий.
Бюджетная и налоговая политика очень тесно связаны между
собой. Темпы налоговой реформы зависят от принятия Налогового
кодекса Федеральным Собранием РФ. Однако не могу согласиться с
теми, кто считает, что работа над кодексом завершена. Только у
меня на столе сейчас лежит 2480 замечаний к его тексту. Правда,
ни одно из них не касается основных принципов кодекса. Поэтому
его нужно принимать в первом чтении и дорабатывать. Уже сейчас
налоговая служба должна, пожалуй, впервые в своей практике
сопровождать этот документ на стадии принятия, внося в текст
необходимые изменения с целью получить самодостаточный свод
законов, готовый к применению без всяких дополнений в течение
последующих нескольких лет.
Мы специально открыли Web-сервер в Интернете, чтобы ближе к
концу года давать разъяснения по Налоговому кодексу и таким
образом подготовить инспекторов и налогоплательщиков к его
применению.
Надо полагать, что Налоговый кодекс не окажется в кругу
коллизий, вызванных противоречием ст. 855 Гражданского кодекса и
ст. 15 Закона "Об основах налоговой системы Российской
Федерации". Поэтому все поправки в Гражданский, Административный
и Уголовный кодексы необходимо принять одним пакетом еще до
Налогового кодекса. Наконец, коль заявлено о проведении новой
амортизационной политики, то уже в этом году надо определиться с
проводками состава затрат: мы переходим на международные
стандарты бухгалтерского учета или нет?
В бюджете должно быть то, что в законе.
Еще один важный вопрос касается сроков введения в действие
законов и иных нормативных правовых актов о налогах. Давайте
решим для себя раз и навсегда: вносить изменения в налоговое
законодательство до принятия очередного бюджета. И ничего, что не
прошло, в доходах бюджета не отражать. Отступление от этого
принципа усугубило и без того неподъемную доходную базу
бюджета-97. А ведь еще на стадии прохождения законопроектов через
Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам было очевидно, что
не проработано налогообложение ценных бумаг и другие вопросы. Тем
не менее расчетные доходы записали в бюджет. И что получили? На
2,5 триллиона рублей пустоты.
Все законные средства хороши.
Сейчас все усилия налоговиков сосредоточены на пополнении
доходов бюджета. Здесь все законные средства хороши. Думаю, в
ближайшее время будет решен вопрос о нормальном налогообложении
казино (этот пресловутый сбор "со стола"). Уже изучили
20-триллионный рынок лотерей. Напомню, элементарные расчеты
показывают: 5 трлн рублей может получить федеральный бюджет
только от национализации этого рынка. Заслуживает внимания и
рынок видеокассет, тираж которых составляет порядка 150
миллионов.
Только в Москве один миллион человек так или иначе связаны
договорной работой с коммивояжерскими фирмами, которые торгуют
вразнос (яркий пример - продажа "Гербалайфа"). На этом бюджет
тоже теряет. Первым спохватился Пенсионный фонд и сумел частично
обложить коммивояжеров налогом.
И все же одной из главных причин сохранения высокой
задолженности по платежам в федеральный бюджет, в том числе и
просроченной (недоимки), является сложное финансовое состояние
предприятий, а также многочисленные нарушения расчетно-платежной
дисциплины. Руководители предприятий научились переводить крупные
суммы на счета "дружественных" фирм под видом перечислений в счет
погашения процентов за кредиты. А средств на исчисляемые налоги
на прибыль, естественно, нет.
Намерения правительства получить дополнительно в бюджет
около 15 трлн рублей за счет погашения долгов крупными
налогоплательщиками осуществимы, если в законодательство будут
внесены соответствующие поправки. Одного лишь постановления
правительства о реструктуризации долгов предприятий и взыскании
недоимки, к сожалению, недостаточно. Изъять ликвидные активы не
так просто. Некоторые недоимщики приобретают крупный пакет акций
банка, закладывают его под небольшой кредит. Из-за недостатков
российского законодательства подступиться к такому пакету
невозможно. Необходимые поправки в законы Госналогслужба
подготовила, но они находятся на обсуждении месяцами.
Главное - пополнение казны.
Учитывая происходящие изменения в бюджетной и налоговой
сферах, можно сказать, что Россия вступила в новый период реформ.
Задача пополнения государственной казны - сейчас главная.
Госналогслужба просто вынуждена принять срочные меры для
повышения собираемости налогов. Рассчитывать на расширение
внешних заимствований, вероятно, не стоит: могут возникнуть
серьезные проблемы с выплатой внешнего долга. Остается укреплять
доходную базу бюджета.
И, наконец, еще одно принципиальное соображение. Налоговые и
другие обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды
социального характера должны быть приоритетными, что должно
получить соответствующее законодательное подтверждение.
Александр ПОЧИНОК,.
руководитель Госналогслужбы Российской Федерации