Финансовая колонка Алексея Никольского
На днях появились слухи, будто бы Минобороны требует на решение чеченской проблемы 40 млрд рублей дополнительно. Очевидно, что такая заявка должна пройти через Думу - в "загашнике" правительства таких денег нет. Не касаясь возможности утверждения таких расходов Думой, зададимся вопросом, есть ли такие деньги и зачем они могут понадобиться?
Напрашивается ответ, что это цена "огораживания" Чечни. На собственно военную кампанию единовременно таких денег не нужно. По словам заместителя начальника Генштаба генерала Валерия Манилова, уже потрачено в ходе боевых действий в Дагестане 2 млрд рублей, а эти действия шли полтора месяца. Вряд ли много денег потребуют и бомбардировки. Да и вообще, сама война забирает пока не так много средств. Восстановление разрушенного в Дагестане, Москве и Волгодонске потребует сопоставимой, если не большей суммы.
Так было и во время войны в Чечне в 94-96 годах. Несмотря на усердно распространяемые слухи, которые потом стали общим мнением, эта кампания не потребовала больших расходов. Основную сумму денег съело так называемое "восстановление" Чечни. Но и оно стоило недорого - заметно меньше месячных расходов федерального бюджета в то время. В 1995 году на цели "восстановления" было потрачено более 5 трлн рублей (все цифры - без учета деноминации), а на 1996 год тогдашний секретарь Совета безопасности РФ Олег Лобов запросил около 9 трлн рублей и миллиард долларов. Чиновники Минфина, с которым мне удалось поговорить, откровенно смеялись над этим миллиардом долларов (очевидно, для турецких строителей), ведь его просто не существовало в природе. Однако реально в 96 году удалось освоить совсем немного, куда меньше 9 трлн рублей.
К слову - больше всех тогда критиковал "восстановление Чечни" кандидат в президенты Лебедь, а после Хасавюрта удивленные работники Минфина увидели присланную секретарем Совета безопасности Лебедем бумагу с расчетами на все то же восстановление Чечни, где фигурировали те же самые цифры, что и в плане Лобова. Конечно, множество проектов восстановления Чечни выглядело откровенно казнокрадски, вроде планов постройки птицефабрик в горах, где велись боевые действия. Но в целом это не стало большим ударом по бюджету - общие расходы вряд ли превысили 8-9 млрд рублей. Расходы же на собственно войну были гораздо меньше. Одна из самых больших статей, стоившая нескольких сот миллиардов рублей - строительство военных городков для 205 и 101 бригады, в которых потом с удобством разместились чеченские бойцы. В основном деньги тратились на топливо и военные перевозки, а все боеприпасы и техника были из запасов времен СССР. Вряд ли и сейчас идет речь о перевооружении войск, которым будет поручено изолировать Чечню - для этого нужны суммы иного порядка. Хотя ряд боеприпасов все же придется произвести дополнительно - советские запасы, особенно управляемого оружия, тоже не бездонны.
Однако теперь положение с бюджетом гораздо хуже. В 95 году страна уже входила в полосу "жесткой кредитно-денежной политики", но бюджет за счет инфляции еще выполнялся легко. Сейчас, когда даже для помощи семьям погибших военнослужащих (а это прямая обязанность правительства) премьер обратился за помощью к нефтекомпаниям, изыскать и 2, и 20, а тем более 40 млрд рублей гораздо сложнее. Но это все-таки не выходит за рамки возможного, хотя прямо скажется на выполнении бюджета. Такая сумма примерно в 2,5 раза меньше общего военного бюджета на год и почти равна ежемесячным доходам всего федерального бюджета. По-видимому, снова придется "подоить" кое-кого дополнительно, возможно, те же нефтекомпании. В конечном счете дальнейшее процветание терроризма в России обойдется куда дороже - много ли инвестиций удалось привлечь Таджикистану?