60 ЛЕТ ОДНОЙ ИЗ КРУПНЕЙШИХ КОСМИЧЕСКИХ ФИРМ РОССИИ.
"Мы организовали юбилей, чтобы показать, что предприятие живет", -
заявляют руководители НПО имени С.А. Лавочкина.
Дмитрий Пайсон.
Ретроспектива.
НА ПРОТЯЖЕНИИ своей 60-летней истории нынешнее НПО имени Лавочкина
неизменно оказывалось своего рода средоточием проблем и задач
государственной научно-технической политики. В 1937 г. авиаконструктор
Семен Лавочкин встал во главе ОКБ-301 и авиационного завода в подмосковных
Химках, созданного на базе.. городской мебельной фабрики. И признанные
через 6-7 лет лучшими истребителями второй мировой войны Ла-5 и Ла-7
строились почти целиком из материала нестратегического - из дерева и
фанеры. Помимо второй мировой "пятый" и "седьмой" успели прихватить войну и
в Корее.
КРЫЛЬЯ "ЛА".
В 1948 г. "Лавка" открыла в СССР эру реактивной авиации. В декабре Олег
Соколовский впервые в стране достиг на экспериментальном истребителе "176"
- первом в стране со стреловидным крылом - скорости звука в полете со
снижением. А еще через два года настал черед "выпускать ракеты, как
сосиски". ОКБ разрабатывает и передает в промышленность зенитные ракеты, в
1951 г. создает ракету "200", на базе которой впоследствии строилось первое
ракетное кольцо ПВО Москвы. Через 9 лет лавочкинцы покажут "четырехсотку" -
ракету для комплекса "Даль" ПВО Ленинграда. За создание зенитных ракет
Семен Лавочкин получает вторую Звезду Героя. ОКБ создает опытные образцы
перехватчиков, передает в войска беспилотные самолеты-разведчики и летающие
мишени.
Но лебединой песней "ракетной карьеры" Семена Лавочкина и его завода
стала, несомненно, "Буря". Лишь в начале 90-х стала достоянием гласности
программа создания этой крылатой межконтинентальной ракеты, конкурировавшей
не только с американской "Навахо", но и с первой в мире МБР Р-7
королевского КБ. Оснащенная двумя жидкостными ускорителями, впервые
полетевшая в 1957 г., ракета напоминала сегодняшние "Шаттл" и "Буран",
могла доставить термоядерный заряд на расстояние 8000 км.. и оказалась
слишком реальным конкурентом для ракет Королева и Янгеля. В 1960 г. "Буря"
взлетела в последний раз - и ушла в секретные архивы. В том же году умер
Семен Лавочкин.
ОТ РАКЕТ ПВО К ПОСАДКЕ НА ВЕНЕРЕ.
Фирма оказалась на перепутье. Оставшись без ракетных и авиационных
заказов, ОКБ-301 на некоторое время перешло в подчинение..
судостроительного ведомства. Потом, в порядке хитрого компромисса с
Королевым, завод и КБ передали в качестве филиала Владимиру Челомею. И лишь
в 1965 г. один из "классических" авиационных и ракетных заводов страны
обрел новое лицо, определившее и его сегодняшнюю судьбу.
Через год после смещения поддерживавшего Челомея Никиты Хрущева "Лавка"
попала под руку Сергея Королева, в середине 60-х озабоченного раздачей
"тем", напрямую не связанных с тогдашним "бриллиантом" подлипкинской фирмы,
- программой высадки космонавтов на Луну. В Химки отправились
автоматические межпланетные аппараты, работу по которым, как и многое
другое, начинали у Королева. В 1965 г. фирму в Химках возглавил Георгий
Бабакин.
На северо-запад Москвы поехал полный комплект чертежей и прочей
документации на лунную автоматическую станцию. Предыдущие попытки мягкой
посадки оканчивались неудачей; считается, что высокая культура производства
химкинских авиаторов, опыт работы в диапазоне от ракетных катеров до
крылатых ракет позволил уже через год обеспечить первую в истории мягкую
посадку на Луну станции "Луна-9".
За "девяткой" последовали новые "Луны", по Луне проехали два "Лунохода",
возвращаемые аппараты доставили на Землю пробы лунного грунта. Хотя
достижения советских автоматов несколько блекли на фоне прогулок по Луне
американцев, да и случались несколько позже, накопленный опыт создания
межпланетных роботов оставался уникальным, пожалуй, до победоносной
марсианской эпопеи "Пэсфайндера". Лавочкинские автоматы летали к Марсу и
Венере - успешнее к Венере, чем к Марсу, обеспечили первые съемки ее
поверхности, картографировали планету с орбиты..
Многое, если не все, приходилось делать впервые. В 1967 г. "Венера-4"
должна была сесть на поверхность планеты. Информация на Землю сбрасывалась
через разворачиваемую антенну. А если станция "привенерится" посреди океана
чего-нибудь расплавленного (данные по венерианской поверхности
отсутствовали)?. Время, как всегда, поджимало - и в результате в качестве
стопора пружинного замка антенны вставили.. кусок рафинада. При попадании
спускаемого аппарата в жидкую среду сахар растворялся и освобождал замок
антенны. Но реализовать посадку на Венеру удалось только "Венере-7", а
передать на Землю снимки венерианской поверхности впервые в истории удалось
"Венере-9" в 1975 г.
Марсианским аппаратам везло меньше - они то попадали в песчаные бури, то
пролетали мимо Красной планеты. А если бы в 1971 г. на поверхности удалось
поработать "Марсу-3", очень может быть, что лавры первого "марсопроходца"
достались бы не "Соджойнеру", а "марсианской танкетке" - простейшему
механическому шасси на кронштейне, которым предстояло "повозить" по
марсианскому грунту, проверяя его сцепные и прочие "автодорожные" свойства.
Еще бы, в КБ Челомея и на королевской фирме уже всерьез рассматривали планы
пилотируемых марсианских экспедиций.
Накопив опыт работы над венерианскими аппаратами, лавочкинцы создавали
на их базе и околоземные астрономические лаборатории, и новые межпланетные
станции. Триумфом отечественного "планетолетчества" стала программа "Вега",
когда в 1984 г. очередные "Венеры" не только высадили на поверхность
планеты посадочные аппараты и аэростатные зонды, но и встретились в космосе
с кометой Галлея. Летали астрофизические спутники, созданные на базе тех же
"Венер", и начинали разворачиваться работы по доставке грунта с Марса..
ГЛАВНАЯ НАДЕЖДА МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ.
В начале 70-х закончился этап в развитии предприятия - в 1971 г.
скончался Георгий Бабакин. Практически одновременно на предприятии в полную
силу зазвучала новая "тема" - военная. Лишь в последние годы стало ясно: за
имиджем едва ли не самой открытой и вовлеченной в международное
сотрудничество советской и российской космической фирмы постепенно
сформировалось мощное стратегическое направление космической деятельности в
интересах национальной безопасности страны.
"Лавка" стала головным предприятием по созданию спутников систем раннего
предупреждения о ракетном нападении (СРПРН). В то время, как создание
собственно спутников-разведчиков после все той же королевской "раздачи"
ушло в Куйбышев (Самару), на химкинцев, накопивших к тому моменту опыт
создания долгоживущих (долети-ка до Марса или Венеры..) и сложных
космических систем с фотокамерами, датчиками и сложными системами
управления, возложили задачу строить спутники, обнаруживающие запуск
межконтинентальных ракет "супостата". В 1972 г. на высокоэллиптическую
орбиту отправился "Космос-520" - первое "Око". В 1991 г. на геостационарную
орбиту в точку, зарезервированную Советским Союзом под обозначением
"Прогноз", вышел "Космос-2133" - "первый КА нового поколения системы
исследования явлений на поверхности Земли в различных спектральных
диапазонах".
За 20 лет лавочкинцы, тесно взаимодействуя с институтами Министерства
обороны, прибористами, оптиками и ракетчиками, стали незаменимыми.
Аппаратов СРПРН больше никто в России не строит, а кроме США, их нет и ни у
кого в мире. "Темы для Министерства обороны - архиважные, приоритетные даже
в списках этого ведомства", - заявил в августе этого года нынешний
генеральный конструктор Станислав Куликов. В недрах НПО "ковались" новые
проекты, и тут до "Лавки" долетел ветер перемен.
КОМУ ДОСТАЛАСЬ "НЕФТЬ"?.
В отличие от прочих гигантов бывшего Министерства общего машиностроения
"Лавка" так и не смогла подстраховаться "рыночными" проектами. "На тот
период, когда начались эти рыночные новации, мы были очень загруженным
предприятием, и загруженным именно государственными заказами. В отличие от
других предприятий мы были заняты информационными системами для
Министерства обороны.." - вспоминал в день юбилея Куликов. "А у нас ведь в
корне различное положение с фирмами "Энергия" и Центром Хруничева, хотя мы
в состоянии делать такие же вещи. Но вот есть такие Объединенные Арабские
Эмираты. Волей судьбы им досталась нефть. Точно так же и "Энергии" с
"Хруничевым" достались "нефтяные участки". У одного - это "Протон", на
котором можно делать деньги, а у другого - космическая программа "Мир""..
Так или иначе, НПО имени Лавочкина оказалось перед лицом тяжелого
кризиса. Не слишком удачным оказался начатый было переход на новый тип
космической платформы - в 1988 г. так и не смогли в полной мере выполнить
программу полета два "Фобоса", так и не долетевшие до загадочного спутника
Марса. После многочисленных задержек, став из "Марса-94" "Марсом-96", не
смог даже покинуть околоземную орбиту уникальный научный аппарат,
оснащенный зондами-пенетраторами, посадочными станциями и, по оценкам
лавочкинцев, оставивший бы далеко "за флагом" победоносный "Пэсфайндер".
Отечественная межпланетная программа оказалась практически приостановленной
- в отличие от приснопамятного "Бурана" в полный голос об этом еще не
говорят..
"Лебединой песней" научно-исследовательских программ стал запуск
"Граната" - последнего из космических аппаратов, созданного лавочкинцами на
базе "Венер". Запущенный 1 декабря 1989 г. "Гранат" стал, по словам
руководителей предприятия, настоящим прорывом в рентгеновской астрономии.
На борту более чем четырехтонного аппарата, созданного на базе все той же
"Венеры", были установлены французский гамма-телескоп "Сигма" и российская
связка рентгеновских телескопов, созданных в Институте космических
исследований - ведущем партнере НПО имени Лавочкина. "Гранат" летает до сих
пор, и, как говорят, на одной из недавних "фундаментальных" конференций в
области рентгеновской астрономии из 30 докладов 29 были посвящены
результатам исследований на его борту. Однако ничто, к сожалению, не вечно,
и к началу октября работы с "Гранатом" приходится завершать - на борту
кончилось топливо для двигателей ориентации.
СИСТЕМНЫЙ КРИЗИС И ИНИЦИАТИВЫ ДЛЯ ВОЕННЫХ.
К середине 90-х г. "Лавка" в полной мере ощутила на себе все прелести
системного кризиса. Предприятие лихорадило. Дошло до уголовных дел -
пытаясь поддержать останавливающийся завод, руководители НПО оказались в
паутине совершенно некосмических коммерческих операций. Пожалуй, только
работа над военными заказами и начало коммерческой программы "Банкир" по
созданию спутника связи для Центробанка позволили несколько стабилизировать
положение. Ожидаемый объем производства в 1997 г. - на 28% меньше, чем в
1996-м; средняя зарплата на предприятии - 650 тыс. Основные надежды - на
Центробанк (а созданный на базе бдительного "Прогноза" спутник "Купон" для
межбанковской связи планируется запустить в ноябре), Виктора Черномырдина
(если правительство выделит 100 млрд. руб., через год можно будет запустить
современный астрофизический спутник "Спектр-РГ" - тоже "прогнозовский"
родственник и детище широкой международной кооперации) - и все на то же
Министерство обороны.
По словам руководителей "Лавочкина", в этом году в интересах военного
ведомства произведено уже четыре космических запуска. Химкинских спутников
на орбите оказалось за год больше, чем у любой другой российской
космической фирмы. А на запущенный "Протоном" 6 июня "Космос-2344" НПО
возлагает особые надежды. Созданный, если судить по открытым предприятием
материалам, на базе все той же межпланетной космической платформы и
унаследовавший облик предлагавшегося в начале 90-х гг. спутника-телескопа
"Ломоносов", тяжелый космический аппарат предназначен для создания системы
дистанционного зондирования Земли с высоким разрешением. По-другому это
называется "детальная фоторазведка". Лавочкинцы создавали свой "11Ф664",
намереваясь найти новую нишу хотя бы на федеральном (не коммерческом) рынке
космических средств. "Есть идеи, и я думаю, что мы с ними [с военными]
договоримся", - заявил журналистам Станислав Куликов. "Инициатива - наша. А
я знаю, что им это надо".
"Сейчас в космосе находится наше новое изделие, - сказал на праздничном
митинге и.о. генерального директора фирмы Валерий Полецкий. - Мы надеемся,
что наше Министерство обороны согласится с нами и эти разработки пойдут в
дело". "Вы лучше скажите, когда деньги дадут!" - вслух выражали эмоции
заводчане на юбилейном митинге. С начала года на предприятии вместо 57
млрд. руб. "контрактной" зарплаты выплатили 23 млрд. После запуска "664-го"
зарплату по первому полугодию перерасходовали - теперь ждут народного
возмущения к концу года..
И мечтают о стабильности. "Если не будет такой непредсказуемости, у нас
положение по заказам устойчивое. Но при 100 процентах бюджетного
финансирования может случиться что угодно. И нужно, конечно, иметь
коммерческий портфель заказов", - подытожил прошедшее 60-летие Станислав
Куликов. "Но мы поставлены в такое положение государством. При той
перегрузке мы не могли уйти куда-то вбок, а теперь мы оказались в ловушке.
Но такие предприятия, как наше, всегда были государевым заводом. И при
Петре I, и позднее".
Не допустить падения "Лавочкина" обещал и гендиректор РКА Юрий Коптев,
кстати говоря, пришедший сюда работать после окончания МГТУ имени Баумана,
и "аэрокосмический" помощник президента Евгений Шапошников. По 60 млн.
"подарков" подкинули "от щедрот" губернатор Подмосковья и мэр Химок. Долг
заказчиков (прежде всего государственных) на конец 1996 г. составил 129,7
млрд. руб.
* * *.
Еще несколько лет назад казалось, что проблемы НПО имени Лавочкина
кроются скорее в пренебрежении у нас фундаментальной наукой и космическими
исследованиями, чем в общем кризисе бюджетного финансирования. Сегодня
ясно: крупнейший "государев завод" оказался заложником собственной
завязанности на задачи национальной безопасности и некоммерческие
государственные интересы. Ведь даже снимки высокого разрешения со
спутников-шпионов можно предлагать (и предлагают) на международном
коммерческом рынке. Рынок лавочкинцев - рынок научных и
военно-информационных космических аппаратов - прежде всего федеральный. И
если федеральные ведомства не найдут возможности обеспечить хотя бы свои
50% финансирования - празднование 70-летнего юбилея
Научно-производственного объединения имени С.А. Лавочкина может оказаться
под вопросом.
Химки.
.
"ГОСУДАРЕВ ЗАВОД".
НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ объединение им. С.А. Лавочкина - одно из ведущих
в России предприятий по разработке и практическому использованию
непилотируемых средств для исследования космического пространства, небесных
тел, а также решения задач, связанных с укреплением обороноспособности
страны.
Сегодня ситуация в объединении очень тяжелая. Она усугубляется
предшествующей деятельностью, накопленными долгами - это издержки перехода
на рыночную экономику, когда была высокая инфляция, большие банковские
проценты за кредиты. Хотя в 1993-1995 годах в объединении не было задержек
по заработной плате, но долги остались. И настолько большие, что НПО не
может нормально функционировать, финансовая система предприятия
парализована долгами. И самое главное - государство не пытается помочь нам
выбраться из этого трудного положения.
Три наших основных заказчика - Министерство обороны, Центробанк РФ и
Российское космическое агентство должны выделить нам средства и заключать
договоры. Однако только Центробанк подписал в июне договор и перевел на наш
счет средства. Мало того, нет никакой информации, когда и сколько нам
заплатят в будущем. Пугают секвестром бюджета, а это значит, что не будет
возможности заранее спланировать средства, в том числе и на заработную
плату. Отсюда - переход предприятия на трехдневный режим работы в июле и
августе. Однако коллектив не останавливает работу по темам. Темы для
Министерства обороны - архиважные приоритеты даже в списках этого
ведомства.
На все наши обращения в высшие инстанции, вплоть до аппарата президента
России, мы получаем ответы, в которых с нами делят озабоченность
создавшимся экономическим положением, но ни слова не говорится о том, как
выйти из него и когда же правительство начнет нас поддерживать.
Научно-производственное объединение имени С. А. Лавочкина - государственное
предприятие и существует исключительно на государственные средства. Если у
правительства трудности и нет бюджета, предприятие чувствует себя плохо.
Единственная возможность выйти из сложившейся ситуации - дополнительно к
тематике иметь внебюджетное финансирование, изыскивать темы работ, не
связанные с бюджетом. Есть два источника - коммерческие предприятия и
контракты с зарубежными партнерами. Однако надежды на сотрудничество с
последними либо возрастают, либо падают до нуля: трудно определить,
истинные у них намерения или попытка разведать, на каком техническом и
технологическом уровне по отношению к ним мы находимся. Есть много
предложений, но больших реальных контрактов нет. Мелкие контракты не
оказывают решающего влияния на финансовое положение предприятия. Видимо,
нам следует использовать опыт предприятий космической отрасли, которые ушли
от полной зависимости от бюджетного финансирования и за счет этого не
погибли, продолжают работать.
Учитывая уникальный характер Научно-производственного объединения имени
Лавочкина, важность наших разработок для государства, коллектив должен
выйти из кризиса. Главное - не потерять сотрудников, которые определяют
лицо предприятия и его возможности. Это относится и к ОКБ, и к заводу в
равной степени - одно без другого не существует.
Станислав КУЛИКОВ - генеральный конструктор НПО им. С. А. Лавочкина