СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 1990 г. N 1282
О СОЗДАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБЩЕСОЮЗНОЙ СИСТЕМЫ
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
В целях совершенствования организации осуществления общегосударственных мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций, вызываемых авариями, катастрофами, стихийными и экологическими бедствиями, снижения ущерба при их возникновении, координации действий при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения единой технической политики в создании аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных средств Совет Министров СССР постановляет:
1. Принять предложение Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, согласованное с Советами Министров союзных республик, Госпланом СССР, Госснабом СССР, Госстроем СССР, Государственной комиссией Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам, Министерством обороны СССР, Министерством внутренних дел СССР и другими заинтересованными министерствами и ведомствами СССР, о создании Государственной общесоюзной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях.
В Государственную общесоюзную систему по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях входят союзная, территориальные и отраслевые подсистемы.
Конкретные структуры этих подсистем определяются соответственно Советом Министров СССР, Советами Министров союзных республик, министерствами и ведомствами СССР и закрепляются в положениях о подсистемах.
Утвердить прилагаемое Временное положение о Государственной общесоюзной системе по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях.
2. В связи с необходимостью сосредоточения общегосударственных усилий по предотвращению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий возложить на постоянные органы Совета Министров СССР, министерства и ведомства СССР функции по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях согласно Приложению N 1.
3. Возложить информационное обеспечение деятельности Государственной общесоюзной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях на Государственный информационно-вычислительный центр при Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям (Госцентр СССР), поручив ему осуществить в 1991 - 1995 годах работы по созданию автоматизированной информационно-управляющей системы обеспечения деятельности Государственной общесоюзной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях.
В связи с этим определить:
заказчиком системы и головным исполнителем работ по постановке задач системы, их информационному обеспечению и эксплуатации системы - Госцентр СССР;
головным исполнителем работ по разработке и созданию системы в целом - Министерство радиопромышленности СССР (научно-исследовательский институт "Восход");
головным исполнителем работ по разработке и созданию системы связи и передачи данных автоматизированной системы - Министерство связи СССР (Центральный научно-исследовательский институт связи).
Министерству радиопромышленности СССР, Министерству связи СССР совместно с Госцентром СССР, Министерством обороны СССР, Комитетом государственной безопасности СССР, другими заинтересованными министерствами и ведомствами СССР и с участием Советов Министров союзных республик в 3-месячный срок разработать и представить в Государственную комиссию Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям техническое задание на создание автоматизированной информационно-управляющей системы, включая специальное программно-математическое обеспечение.
4. Разрешить Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям при организации и проведении аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ использовать в приоритетном порядке для связи и передачи информации общегосударственные системы и ведомственные сети связи и передачи информации, включая сети связи и передачи данных Министерства обороны СССР.
5. Министерству юстиции СССР совместно с Советами Министров союзных республик, Государственной комиссией Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, Министерством обороны СССР, Министерством внутренних дел СССР и Комитетом государственной безопасности СССР в 3-месячный срок разработать и представить в Совет Министров СССР предложения о порядке взаимодействия комиссий по чрезвычайным ситуациям всех уровней со специальными временными органами и штабами, которые могут образовываться в соответствии с Законом СССР "О правовом режиме чрезвычайного положения".
6. Государственному комитету СССР по науке и технике, Академии наук СССР совместно с Советами Министров союзных республик, Государственной комиссией Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, Госстроем СССР, Министерством юстиции СССР, Министерством радиопромышленности СССР, Министерством связи СССР, Министерством обороны СССР (Гражданской обороной СССР) и другими заинтересованными министерствами и ведомствами СССР предусмотреть в составе Государственной научно-технической программы "Безопасность населения и народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф" выполнение научно-исследовательских работ по созданию нормативно-правовой основы деятельности Государственной общесоюзной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях.
Утвердить План подготовки основных законодательных актов, необходимых для обеспечения деятельности Государственной общесоюзной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, согласно Приложению N 2.
7. Министерству обороны СССР (Гражданской обороне СССР) с участием Советов Министров союзных республик, Госплана СССР, Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, Государственного комитета СССР по народному образованию, Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию, других заинтересованных министерств и ведомств СССР в 6-месячный срок разработать и представить в Совет Министров СССР предложения об организации подготовки и повышения квалификации кадров специалистов по управлению в чрезвычайных ситуациях и ликвидации их последствий, о совершенствовании обучения и подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Возложить функции головной организации по координации подготовки указанных кадров специалистов на Высшие центральные курсы Гражданской обороны СССР.
8. Госстрою СССР совместно с Государственной комиссией Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, Министерством энергетики и электрификации СССР, Министерством монтажных и специальных строительных работ СССР, Министерством транспортного строительства СССР, Министерством строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР, Государственным концерном "Водстрой", Главным управлением специального строительства при Совете Министров СССР, Министерством обороны СССР (Гражданской обороной СССР) и с участием Советов Министров союзных республик в 3-месячный срок определить порядок и сроки создания в составе соответствующих строительных и монтажных организаций аварийно-восстановительных формирований для выполнения неотложных работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения в районах чрезвычайных ситуаций.
9. Министерству обороны СССР (Гражданской обороне СССР) совместно с Министерством юстиции СССР, Главным управлением по материальным резервам при Совете Министров СССР, Госснабом СССР, Госстроем СССР, Министерством внутренних дел СССР, Министерством здравоохранения СССР, Министерством финансов СССР и с участием Советов Министров союзных республик, Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, других заинтересованных министерств и ведомств СССР разработать и до 1 апреля 1991 г. представить в Совет Министров СССР проекты нормативных документов, определяющих правовые и финансовые основы деятельности аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных формирований постоянной готовности Государственной общесоюзной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, их оснащение и порядок привлечения к работам по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
10. Госплану СССР, Госснабу СССР, Госстрою СССР, Министерству финансов СССР, Министерству связи СССР, Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам с участием Советов Министров союзных республик, Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, Министерства обороны СССР (Гражданской обороны СССР) и других заинтересованных министерств и ведомств СССР в 3-месячный срок разработать и представить в Совет Министров СССР предложения о порядке материально-технического обеспечения и финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оплаты труда лиц и организаций, участвующих в проведении этих мероприятий, осуществления расходов, связанных с оказанием помощи пострадавшему населению, а также расходов по привлечению граждан к занятиям, учениям и тренировкам.
Временно, до введения этого порядка, распространить на работников предприятий и организаций министерств и ведомств, ассоциаций, концернов, других государственных, кооперативных и общественных организаций, командируемых в районы бедствий для выполнения работ, непосредственно связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, порядок и условия оплаты труда, установленные распоряжениями Совета Министров СССР от 13 декабря 1988 г. N 2505 и от 2 января 1989 г. N 3.
11. Министерству обороны СССР (Гражданской обороне СССР) совместно с Министерством связи СССР, Государственным комитетом СССР по телевидению и радиовещанию и с участием Советов Министров союзных республик, Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, Министерства внутренних дел СССР, Комитета государственной безопасности СССР, других заинтересованных министерств и ведомств СССР в 6-месячный срок разработать меры по повышению эффективности действующей системы оповещения и постоянного информирования (в том числе, через средства массовой информации) советских и хозяйственных органов, а также населения о возникающих чрезвычайных ситуациях и ходе ликвидации их последствий.
12. Министерству гражданской авиации СССР, Министерству путей сообщения СССР, Министерству морского флота СССР обеспечивать в первоочередном порядке по заявкам Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям и за счет ее средств доставку в районы бедствия и возвращение обратно воинских частей, специальных формирований, групп и грузов, необходимых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Разрешить Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям в случае необходимости привлекать для этих целей транспортные средства Министерства обороны СССР, Министерства внутренних дел СССР и других министерств и ведомств СССР, а также союзных и автономных республик по согласованию с Советами Министров этих республик.
13. Принять предложение Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям и Академии наук СССР о преобразовании Института проблем безопасного развития атомной энергетики Академии наук СССР в Институт проблем безопасного развития промышленности и атомной энергетики Академии наук СССР с возложением на этот институт решения комплексных проблем, связанных с теорией риска и повышением устойчивости объектов народного хозяйства и социальной сферы к неблагоприятным техногенным и природным воздействиям.
Установить, что в вопросах практического внедрения разработок Институт проблем безопасного развития промышленности и атомной энергетики Академии наук СССР руководствуется заданиями Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям.
Академии наук СССР и Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям совместно с Министерством атомной энергетики и промышленности СССР и с участием Мосгорисполкома в 3-месячный срок подготовить и представить в Совет Министров СССР предложения о порядке финансирования, комплектования и материально-технического обеспечения Института проблем безопасного развития промышленности и атомной энергетики Академии наук СССР.
14. Министерству обороны СССР (Гражданской обороне СССР), Госплану СССР совместно с Государственной комиссией Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам, Государственной комиссией Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям и с участием Советов Министров союзных республик, заинтересованных министерств и ведомств СССР определить возможность использования высвобождаемых в результате сокращения Вооруженных Сил СССР техники, оборудования и аппаратуры для проведения работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. По вопросам, требующим решения Правительства СССР, представить предложения в Совет Министров СССР.
15 - 16. Не для печати.
Председатель
Совета Министров СССР
Н.РЫЖКОВ
Управляющий Делами
Совета Министров СССР
М.ШКАБАРДНЯ
Утверждено
Постановлением
Совета Министров СССР
от 15 декабря 1990 г. N 1282
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБЩЕСОЮЗНОЙ СИСТЕМЕ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
И ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
1. Настоящее Временное положение определяет основные задачи, организацию и порядок функционирования Государственной общесоюзной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях (ГСЧС) <*>.
--------------------------------
<*> Чрезвычайная ситуация - обстановка на объекте или определенной части территории (акватории), сложившаяся в результате аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий, эпидемий, эпизоотий и эпифитотий, которая может привести или уже привела к значительному ущербу, человеческим жертвам и нарушению условий жизнедеятельности.
2. ГСЧС предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения - для обеспечения безопасности населения и уменьшения ущерба народному хозяйству <*>.
--------------------------------
<*> Предупреждение и действия по ликвидации последствий социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков в компетенцию системы не входят.
3. Основными задачами ГСЧС являются:
проведение на территории страны единой государственной политики, предусматривающей комплекс экономических и правовых мер по защите жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей, природной среды при чрезвычайных ситуациях, разработка и осуществление в этих целях общесоюзных и межреспубликанских долгосрочных целевых программ, организация проведения научных исследований и опытно-конструкторских работ;
обеспечение надежного функционирования общегосударственной системы наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование возможности возникновения различного рода бедствий, заблаговременное выявление потенциально опасных объектов (районов); принятие необходимых мер по реконструкции или закрытию производств, не отвечающих предъявляемым требованиям безопасности их работы; обеспечение устойчивости работы объектов и отраслей народного хозяйства, систем жизнеобеспечения населения; создание специальных резервов материально-технических средств, медицинского оборудования и препаратов, продовольствия и других;
обеспечение высокой готовности органов управления, сил и средств ГСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях; быстрое реагирование, включая оценку характера, масштабов и возможных последствий происшедших событий, оперативное оповещение соответствующих органов власти и управления и населения об угрозе и фактах возникновения чрезвычайных ситуацийсвоевременное выдвижение сил и средств в районы бедствия;
проведение поисково-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций <*>;
--------------------------------
<*> Чрезвычайная ситуация считается закончившейся, когда прекращается воздействие опасных факторов, характерных для данной ситуации, ликвидирована непосредственная угроза для жизни и здоровья людей, восстановлено движение транспорта и жизнедеятельность населения, начинается период восстановительных работ.
организация сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями и оказания взаимной помощи по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.
4. ГСЧС включает в себя союзную, территориальные (республиканские) и отраслевые (министерские, ведомственные и др.) подсистемы и входящие в них звенья, соответствующие принятому в стране административно-территориальному делению и структуре министерств, ведомств, межотраслевых государственных объединений, государственных консорциумов, концернов и ассоциаций <*>.
--------------------------------
<*> В дальнейшем именуются - министерства и ведомства.
Союзная подсистема ГСЧС включает в себя Государственную комиссию Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям и центральные ведомства, организующие и осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов, а также ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций (Госкомгидромет СССР, Госкомприрода СССР, Госпроматомнадзор СССР, Минобороны СССР (Гражданская оборона СССР).
Конкретные структуры территориальных и отраслевых подсистем ГСЧС и их звеньев определяются соответствующими Советами Министров союзных и автономных республик, министерствами и ведомствами СССР, исполнительными комитетами Советов народных депутатов и закрепляются в положениях об этих подсистемах и звеньях.
При этом, как правило, каждая подсистема (звено) включает в себя руководящие органы, органы повседневного управления, силы и средства наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально опасными объектами, силы и средства ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, системы связи и информационного обеспечения, резервы медицинского оборудования и препаратов, продовольствия, средств жизнеобеспечения и других материально-технических средств, а также учебные заведения и научно-исследовательские учреждения.
5. Руководящими органами ГСЧС являются:
Государственная комиссия Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС);
республиканские комиссии (союзных и автономных республик) по чрезвычайным ситуациям (РКЧС);
комиссии исполнительных комитетов краевых, областных, районных и городских Советов народных депутатов по чрезвычайным ситуациям (КЧС) <*>;
объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям (ОКЧС), создаваемые на объектах народного хозяйства <*>;
--------------------------------
<*> Комиссии исполнительных комитетов районных и городских Советов народных депутатов и объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям создаются при необходимости и при наличии соответствующей базы.
ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям (ВКЧС), создаваемые и министерствах и ведомствах СССР и союзных республик.
Как правило, комиссии по чрезвычайным ситуациям возглавляются соответственно заместителями председателей Советов Министров союзных и автономных республик, заместителями председателей исполнительных комитетов Советов народных депутатов, руководителями (главными инженерами) объектов народного хозяйства, заместителями министров и председателей государственных комитетов СССР.
При комиссиях по чрезвычайным ситуациям всех уровней могут создаваться штатные структурные подразделения (аппарат комиссий). Состав подразделений определяется Советами Министров союзных и автономных республик, Советами народных депутатов, министерствами и ведомствами СССР в зависимости от объемов работы.
6. Учитывая единство задач, решаемых в ГСЧС, основными типовыми функциями комиссий по чрезвычайным ситуациям всех уровней являются:
руководство деятельностью ГСЧС на соответствующих подведомственных территориях, в отраслях промышленности, на объектах народного хозяйства;
разработка и осуществление мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций, уменьшению ущерба от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, обеспечению надежности работы потенциально опасных производств и объектов народного хозяйства в условиях чрезвычайных ситуаций;
организация постоянного наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов на подведомственной территории (объектах), оценки и прогнозирования возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;
обеспечение постоянной готовности органов управления, сил и средств к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;
создание финансовых и материально технических ресурсов, используемых для покрытия расходов на профилактические мероприятия, содержание и обеспечение аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных формирований, ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и оказание помощи пострадавшим;
координация деятельности комиссий по чрезвычайным ситуациям на подведомственной территории по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
организация взаимодействия с комиссиями по чрезвычайным ситуациям соседних регионов, военным командованием, общественными организациями и движениями по вопросам сбора и обмена информацией о чрезвычайных ситуациях, а в случае необходимости - направления сил и средств для ликвидации их последствий;
руководство действиями в ходе возникновения, развития чрезвычайных ситуаций и в период ликвидации их последствий;
непосредственное распределение и использование международной помощи в случае возникновения чрезвычайной ситуации на подведомственной территории, объектах народного хозяйства.
7. Органами повседневного управлении ГСЧС являются:
дежурные службы территориальных комиссий по чрезвычайным ситуациям всех уровней;
дежурно-диспетчерские службы министерств и ведомств, объектов народного хозяйства;
штабы гражданской обороны всех уровней;
дежурные службы подразделений Ассоциации спасательных формирований СССР, других добровольных общественных организаций, привлекаемых к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Руководящие органы и органы повседневного управления образуют систему управления ГСЧС.
8. Силы и средства наблюдения и контроля состояния природной среды и потенциально опасных объектов состоят из:
сил Госпроматомнадзора СССР, Госстроя СССР и Госстандарта СССР;
сил Государственного санитарного надзора Минздрава СССР;
сил Государственной контрольно-инспекционной службы Госкомприроды СССР;
службы (учреждений) наблюдения и лабораторного контроля, а также профильных, научно-исследовательских организаций министерств и ведомств СССР, занимающихся контролем природной среды;
сил ветеринарной службы СССР и союзных республик;
сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны;
службы предупреждения о гидрометеорологических и гелиогеофизических стихийных явлениях, наблюдений за радиоактивностью и загрязнением природной среды Госкомгидромета СССР, службы сейсмических наблюдений и информации Академии наук СССР и службы контроля источников выбросов вредных веществ в природную среду Госкомприроды СССР;
национальных космических средств наблюдения.
Основными задачами системы наблюдения и контроля состояния природной среды и потенциально опасных объектов являются:
сбор и анализ информации о состоянии природной среды;
прогнозирование и наблюдение за возникновением и развитием стихийных природных явлений, гидрометеорологической, гелиогеофизической и экологической обстановкой;
контроль за промышленной и экологической безопасностью при строительстве, модернизации и реконструкции народнохозяйственных объектов;
контроль за соблюдением нормативов и качества строительства в сейсмических районах;
экологическая экспертиза текущих и перспективных планов и схем развития и размещения производительных сил, отраслей промышленности и их объектов;
контроль за использованием природных ресурсов и эксплуатацией природных объектов;
прогнозирование и оценка экологических последствий стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф;
прогнозирование появлений и развития эпизоотий и эпифитотий.
9. Силы и средства ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций состоят из:
военизированных и невоенизированных аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и пожарных формирований министерств и ведомств;
аварийно-восстановительных формирований, образуемых на базе действующих строительных и монтажных организаций строительных министерств и ведомств, госстроев союзных республик и территориальных органов управления строительством;
учреждений и формирований службы экстренной медицинской помощи Минздрава СССР и союзных республик, а также других министерств и ведомств;
формирований экстренной ветеринарной помощи и службы защиты растений;
военизированных служб по предупредительному спуску снежных лавин и предотвращению градобитий, подразделений по авиапарашютной доставке грузов и оборудования Госкомгидромета СССР;
пожарных частей и подразделений, специализированных отрядов военизированной пожарной охраны МВД СССР;
соединений, воинских частей, территориальных и объектовых формирований Гражданской обороны СССР;
соединений и воинских частей химических и инженерных войск Минобороны СССР, предназначенных для ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий;
сил и средств Единой государственной авиационной поисково-спасательной службы СССР;
восстановительных и пожарных поездов МПС СССР;
аварийно-спасательных служб Военно-Морского Флота, Минморфлота СССР, Минрыбхоза СССР и других министерств и ведомств СССР;
отрядов, служб и специалистов Ассоциации спасательных формирований СССР, других добровольных общественных организаций.
Все эти силы и средства, входящие в ГСЧС, составляют в целом систему сил и средств ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
10. На базе мобильных пожарных частей и подразделений МВД СССР, военизированных горноспасательных, газоспасательных и других аналогичных профессиональных служб различных министерств и ведомств СССР, соединений и воинских частей Гражданской обороны СССР, химических и инженерных войск Минобороны СССР создаются по согласованию с министерствами и ведомствами СССР аварийно-спасательные подразделения постоянной готовности, которые могут привлекаться ГКЧС в пределах их возможностей для проведения работ по оперативной локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций как в различных регионах страны, так и для оказания помощи за рубежом.
11. Информационно-управляющая система ГСЧС, осуществляющая информационное обеспечение ее функционирования, включает:
ситуационный центр ГКЧС;
центр комплексной обработки информации Госцентра СССР;
информационно-вычислительные центры РКЧС, краевых и областных КЧС и ВКЧС;
пункты управления сил и средств ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (соединений, воинских частей, военизированных и невоенизированных формирований);
информационные центры (центры первичной обработки информации) системы наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов;
средства связи и передачи данных.
12. Основными функциями информационно-управляющей системы ГСЧС являются:
сбор и комплексная обработка данных, полученных от системы наблюдения и контроля состояния природной среды и потенциально опасных объектов, в том числе оповещений о фактах чрезвычайных ситуаций, их селекция и распределение между абонентами (пользователями) <*> по принадлежности;
--------------------------------
<*> Абонентами (пользователями) ГСЧС являются руководящие органы и органы повседневного управления системы.
сбор и обработка информации от абонентов (пользователей) системы;
обеспечение обмена информацией между различными подсистемами и звеньями ГСЧС, комиссиями по чрезвычайным ситуациям всех уровней и пунктами управления сил и средств ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также пунктами управления системы наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов.
13. Деятельность ГСЧС заключается в планировании, подготовке и осуществлении мероприятий по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях.
В зависимости от обстановки различают три режима функционирования системы:
режим повседневной деятельности - функционирование системы при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;
режим повышенной готовности - функционирование системы при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;
чрезвычайный режим - функционирование системы при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Решения о введении того или иного режима функционирования ГСЧС, ее подсистем (звеньев) принимают соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям с учетом конкретной обстановки.
В зависимости от обстановки подсистемы (звенья) ГСЧС могут функционировать одновременно в различных режимах.
14. Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании ГСЧС в различных режимах, являются:
а) при режиме повседневной деятельности:
осуществление наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов;
выполнение общесоюзных, межреспубликанских долгосрочных целевых программ и превентивных мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, повышению безопасности населения и сокращению народнохозяйственного ущерба при возникновении чрезвычайных ситуаций;
поддержание высокой готовности, совершенствование подготовки органов управления, сил и средств ГСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
б) при режиме повышенной готовности:
принятие на себя непосредственного руководства деятельностью ГСЧС комиссиями по чрезвычайным ситуациям, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки, выработки предложений по ее нормализации;
усиление дежурно-диспетчерской службы;
усиление наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;
принятие мер по возможной защите населения и повышению устойчивости объектов народного хозяйства;
повышение готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций, выдвижение их при необходимости в районы предполагаемых действий;
в) при чрезвычайном режиме:
организация защиты населения;
организация ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
выдвижение оперативных групп в районы чрезвычайных ситуаций для непосредственного руководства работами;
выдвижение сил и средств в районы чрезвычайных ситуаций для проведения работ;
осуществление постоянного усиленного контроля за состоянием природной среды в районах чрезвычайных ситуаций.
15. Ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций организуют комиссии по чрезвычайным ситуациям. Как правило, непосредственное руководство ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций осуществляют:
частных чрезвычайных ситуаций, распространение последствий которых ограничено производственным помещением, - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям;
объектовых чрезвычайных ситуаций, распространение последствий которых ограничено территорией объекта, - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям с участием при необходимости оперативных групп районных (городских) и отраслевых комиссий по чрезвычайным ситуациям;
местных чрезвычайных ситуаций, распространение последствий которых ограничено территорией города (района) или области, - комиссии по чрезвычайным ситуациям исполнительных комитетов Советов народных депутатов или Советов Министров автономных республик в зависимости от границ распространения последствий чрезвычайной ситуации;
региональных чрезвычайных ситуаций, распространение последствий которых ограничено территорией края, нескольких областей, автономной или союзной республики, - республиканские комиссии по чрезвычайным ситуациям Советов Министров союзных республик;
глобальных чрезвычайных ситуаций, распространение последствий которых охватывает территорию нескольких республик, страны или сопредельные страны, - Государственная комиссия Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям в части выполнения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ (планово-восстановительные работы осуществляются силами союзных республик).
16. Финансирование ГСЧС, ее подсистем и звеньев осуществляется за счет специальных фондов, выделяемых соответственно из государственного бюджета СССР, республиканских и местных бюджетов, централизованных фондов министерств и ведомств, а также фондов социально экономического развития предприятий. Распорядителями указанных фондов являются комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Каждый уровень ГСЧС организует материально-техническое и финансовое обеспечение работ по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций самостоятельно.
Оплата расходов организаций, привлекаемых к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, осуществляется за счет органа, принявшего решение об их привлечении к работам.
17. Обучение населения способам защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется самостоятельно, на занятиях, тренировках по месту работы, учебы и жительства, через средства массовой информации и в ходе специальных учений.
18. В целях совершенствования организации ГСЧС, проверки готовности и уровня подготовки органов управления, сил и средств системы ежегодно планируются и проводятся в ее подсистемах и звеньях учения и тренировки.
Приложение N 1
к Постановлению
Совета Министров СССР
от 15 декабря 1990 г. N 1282
ФУНКЦИИ
ПОСТОЯННЫХ ОРГАНОВ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР,
МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ СССР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
И ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Бюро Совета Министров СССР
по топливно-энергетическому комплексу
Координация деятельности отраслей промышленности, входящих в комплекс, направленной на совершенствование промышленной безопасности, предотвращение аварий и катастроф, снижение и ликвидацию их последствий.
Координация работ по размещению объектов комплекса с учетом требований промышленной и экологической безопасности.
Организация и координация работ по переработке и захоронению отходов предприятий комплекса.
Бюро Совета Министров СССР по социальному развитию,
Бюро Совета Министров СССР по химико-лесному комплексу
и Государственная комиссия Совета Министров СССР
по военно-промышленным вопросам
Координация деятельности отраслей промышленности, входящих в комплекс, направленной на совершенствование промышленной безопасности, предотвращение аварий и катастроф, снижение и ликвидацию их последствий.
Координация работ по размещению объектов отраслей промышленности, входящих в комплекс, с учетом требований промышленной и экологической безопасности.
Государственная комиссия Совета Министров СССР
по продовольствию и закупкам
Координация деятельности отраслей промышленности, входящих в комплекс, направленной на совершенствование промышленной безопасности, предотвращение аварий и катастроф, снижение и ликвидацию их последствий.
Координация работ по размещению объектов отраслей промышленности, входящих в комплекс, с учетом требований промышленной и экологической безопасности.
Организация и координация работ по эпизоотологическому, фитопатологическому и токсикологическому контролю, ликвидации эпизоотий и эпифитотий.
Организация обеспечения оперативного получения, обработки и выдачи информации по оценке последствий чрезвычайных ситуаций природного и экологического характера для отраслей, входящих в агропромышленный комплекс.
ГКНТ СССР
Координация и оказание государственной поддержки в проведении научных исследований, организация проведения научных исследований в интересах совершенствования и развития Государственной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях.
Госстрой СССР
Разработка системы мер, направленных на обеспечение безопасности строительства, защиту городов и населенных пунктов от опасных природных воздействий.
Организация аварийно-восстановительных работ в районах чрезвычайных ситуаций.
Минобороны СССР
Организация работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с хранением, эксплуатацией и транспортировкой вооружения и военной техники.
Засечка ядерных взрывов, наблюдение за сейсмическими явлениями на территории страны.
Контроль радиационной, химической и биологической (бактериологической) обстановки в районах расположения войск (сил).
Обеспечение связью Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям с районами аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий, эпидемий и эпизоотий.
Выдвижение сил и средств, материальных ресурсов в районы чрезвычайных ситуаций силами военно-транспортной авиации.
Участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций силами и средствами инженерных и химических войск, медицинской службы и других войск (сил) в порядке, установленном законодательством СССР.
Минобороны СССР (Гражданская оборона СССР)
Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, осуществление мероприятий, направленных на его защиту от последствий аварий и катастроф, стихийных и экологических бедствий.
Методическое руководство соответствующей подготовкой сил и средств, входящих в Государственную систему по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях.
Планирование использования сил и средств, входящих в Государственную систему по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, организация и управление проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ, организация жизнеобеспечения населения при чрезвычайных ситуациях.
Проведение единой политики в области создания технических средств для оснащения аварийно-спасательных подразделений.
Организация перемещения воинских частей в заданные районы.
МВД СССР
Обеспечение общественного порядка при чрезвычайных ситуациях.
Участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ силами подразделений военизированной пожарной охраны.
Центральные экономические ведомства (Госплан СССР,
Госснаб СССР, Минфин СССР, Госкомтруд СССР и ГУМР СССР)
Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций.
Обеспечение финансирования работ по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказанию помощи пострадавшему населению.
Создание необходимых страховых и резервных фондов, запасов материальных средств, обеспечение работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций необходимыми средствами.
Организация обеспечения пострадавшего населения товарами первой необходимости.
Координация работ по размещению народнохозяйственных объектов на территории страны с учетом требований промышленной и экологической безопасности (Госплан СССР).
Госкомприрода СССР
Организация контроля экологической обстановки в стране, планирование и организация осуществления мер по ее улучшению.
Методическое руководство работами по ликвидации экологических последствий чрезвычайных ситуаций.
Организация работ по прогнозированию изменения экологической обстановки в районах размещения опасных производств и интенсивной хозяйственной деятельности, в том числе при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.
Госкомгидромет СССР
Организация и проведение мониторинга, осуществление прогнозов радиоактивного и химического загрязнения окружающей среды на территории страны.
Прогнозирование и предупреждение возможности возникновения стихийных гидрометеорологических явлений и масштабов связанных с ними чрезвычайных ситуаций.
Организация оперативного контроля и прецизионных измерений радиоактивного загрязнения и химического заражения в районах аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий.
Обеспечение гидрометеорологической и гелиогеофизической информацией органов управления Государственной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях.
Минздрав СССР
Организация и осуществление контроля за санитарной и эпидемиологической обстановкой в стране.
Прогнозирование и оценка эпидемиологической обстановки в районах чрезвычайных ситуаций, разработка и осуществление противоэпидемических мероприятий.
Обеспечение готовности специализированных формирований экстренной медицинской помощи, организация работ по оказанию экстренной медицинской помощи в районах чрезвычайных ситуаций.
Госкомлес СССР
Прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций в лесном фонде страны.
Организация и осуществление мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в лесном фонде страны и на оленьих пастбищах.
Участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ силами ведомственных аварийно-спасательных подразделений, выделенных в состав сил постоянной готовности Государственной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях.
Транспортные министерства
(МПС СССР, МГА СССР, Минморфлот СССР)
Организация и осуществление мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий аварий и катастроф на транспорте.
Обеспечение перевозок сил и средств, материально-технических ресурсов, необходимых для проведения работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечение эвакуационных мероприятий.
Участие в проведении аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ в районах чрезвычайных ситуаций силами ведомственных формирований в пределах их тактико-технических возможностей.
Промышленные министерства и ведомства СССР
Организация и осуществление мероприятий по предотвращению и ликвидации последствий аварий и катастроф на объектах министерств и ведомств.
Участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ силами ведомственных военизированных и профессиональных аварийно-спасательных подразделений, выделенных в состав сил постоянной готовности Государственной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях.
Специализированные строительные министерства
и ведомства СССР
Участие в проведении аварийно-восстановительных работ силами специальных формирований по восстановлению объектов жизнеобеспечения в районах чрезвычайных ситуаций.
Управляющий Делами
Совета Министров СССР
М.ШКАБАРДНЯ
Приложение N 2
к Постановлению
Совета Министров СССР
от 15 декабря 1990 г. N 1282
ПЛАН
ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТОВ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ,
НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБЩЕСОЮЗНОЙ СИСТЕМЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
И ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
┌──────────────┬────────────────┬───────┬────────────────────────┐
│Наименование │ Ведомства- │Срок │ Краткое содержание │
│законодатель- │ исполнители │пред- │ проекта │
│ного акта │ │став- │ │
│ │ │ления │ │
│ │ │проекта│ │
├──────────────┼────────────────┼───────┼────────────────────────┤
│Закон о защите│Минобороны СССР │II │Закрепляются основные │
│населения от │(Гражданская │квартал│принципы защиты населе- │
│аварий, │оборона СССР) │1991 г.│ния, природной среды и │
│катастроф, │Госпроматом- │ │объектов народного │
│стихийных │надзор СССР │ │хозяйства при крупных │
│бедствий │Госкомприрода │ │авариях, катастрофах, │
│ │СССР │ │стихийных и экологичес- │
│ │Минздрав СССР │ │ких бедствиях. Устанав- │
│ │Минюст СССР │ │ливаются права и обязан-│
│ │Минморфлот СССР │ │ности органов государст-│
│ │Минрыбхоз СССР │ │венной власти и управле-│
│ │МГА СССР │ │ния по предупреждению и │
│ │Минречфлот РСФСР│ │ликвидации последствий │
│ │Госкомлес СССР │ │чрезвычайных ситуаций, в│
│ │Госкомгидромет │ │том числе Государствен- │
│ │СССР │ │ной комиссии Совета Ми- │
│ │ │ │нистров СССР по чрезвы- │
│ │ │ │чайным ситуациям, союз- │
│ │ │ │ных республик, регионов,│
│ │ │ │министерств и ведомств, │
│ │ │ │объектов. Определяется │
│ │ │ │порядок взаимодействия │
│ │ │ │указанных органов между │
│ │ │ │собой и с другими при- │
│ │ │ │влекаемыми организация- │
│ │ │ │ми, аварийно-спасатель- │
│ │ │ │ными силами и средства- │
│ │ │ │ми. Определяется право- │
│ │ │ │вое положение общест- │
│ │ │ │венных добровольных фор-│
│ │ │ │мирований по ликвидации │
│ │ │ │последствий чрезвычайных│
│ │ │ │ситуаций, в том числе │
│ │ │ │зарубежных. Определяются│
│ │ │ │основные положения по │
│ │ │ │формированию и использо-│
│ │ │ │ванию фонда возмещения │
│ │ │ │ущерба, причиненного │
│ │ │ │предприятиям, организа- │
│ │ │ │циям и гражданам в связи│
│ │ │ │с аварией, катастрофой и│
│ │ │ │стихийным бедствием. │
│ │ │ │Устанавливается порядок │
│ │ │ │создания Государственной│
│ │ │ │системы защиты от │
│ │ │ │аварий, катастроф, сти- │
│ │ │ │хийных и экологических │
│ │ │ │бедствий │
│ │ │ │ │
│Закон о мерах │Госстрой СССР │II │Определяет полномочия │
│по защите │Госпроматомнад- │квартал│органов государственной │
│городов и │зор СССР │1991 г.│власти и управления, │
│населенных │Минобороны СССР │ │должностных лиц по │
│пунктов от │(Гражданская │ │проведению предупреди- │
│крупномасштаб-│оборона СССР) │ │тельных мероприятий, а │
│ных аварий, │Минюст СССР │ │также по выполнению │
│катастроф, │Госкомгидромет │ │работ, связанных с │
│стихийных │СССР │ │ликвидацией последствий │
│бедствий │ │ │землетрясений. Закреп- │
│ │ │ │ляет требования по воп- │
│ │ │ │росам прогнозирования, │
│ │ │ │районирования потенци- │
│ │ │ │ально опасных террито- │
│ │ │ │рий, оповещению и эва- │
│ │ │ │куации населения, │
│ │ │ │строительства объектов │
│ │ │ │промышленности и жизне- │
│ │ │ │обеспечения населения │
│ │ │ │ │
│Закон о │Госпроматом- │II │Определяет основные │
│безопасности в│надзор СССР │квартал│(общие) требования к │
│промышленности│Госкомприрода │1991 г.│обеспечению безопасности│
│и на │СССР │ │при промышленном произ- │
│транспорте │Госстрой СССР │ │водстве, строительстве │
│ │Минюст СССР │ │объектов, перевозке │
│ │МПС СССР │ │грузов и пассажиров, │
│ │Минобороны СССР │ │ответственность предпри-│
│ │(Гражданская │ │ятий и должностных лиц │
│ │оборона СССР) │ │за невыполнение этих │
│ │МГА СССР │ │требований, полномочия │
│ │Минморфлот СССР │ │единого государственного│
│ │Минречфлот РСФСР│ │органа, на который воз- │
│ │ │ │лагается разработка мер │
│ │ │ │безопасности в различных│
│ │ │ │отраслях промышленности │
│ │ │ │ │
│Закон о │МПС СССР │I │Определяет основные │
│перевозках │Минморфлот СССР │квартал│требования безопасности │
│опасных грузов│Минречфлот РСФСР│1991 г.│к опасным грузам, сред- │
│ │Минюст СССР │ │ствам транспортирования │
│ │Госпроматом- │ │и технологии перевозок, │
│ │надзор СССР │ │распределение ответст- │
│ │МГА СССР │ │венности между участни- │
│ │Минобороны СССР │ │ками перевозочного про- │
│ │(Гражданская │ │цесса за невыполнение │
│ │оборона СССР) │ │этих требований, размеры│
│ │Госкомприрода │ │штрафов и порядок их │
│ │СССР │ │наложения │
│ │ │ │ │
│Закон о │Минхимнефтепром │1991 │Определяет общие │
│безопасности │СССР │год │требования безопасности │
│предприятий и │Госстрой СССР │ │при строительстве этих │
│производств │Минюст СССР │ │предприятий и производ- │
│повышенного │Миноборонпром │ │стве опасной продукции, │
│риска │СССР │ │требования к обеспечению│
│ │Госпроматом- │ │безопасности населения, │
│ │надзор СССР │ │транспортных магистра- │
│ │Минобороны СССР │ │лей, газонефтепроводов, │
│ │(Гражданская │ │проходящих вблизи пред- │
│ │оборона СССР) │ │приятий повышенного │
│ │МПС СССР │ │риска, ответственность │
│ │Минатомэнерго- │ │за невыполнение этих │
│ │пром СССР │ │требований │
│ │Минздрав СССР │ │ │
│ │ │ │ │
│Закон о │Госстрой СССР │IV │Закрепляет правовое по- │
│статусе │МВД СССР │квартал│ложение профессиональных│
│спасателей и │Минуглепром СССР│1990 г.│спасателей и членов │
│аварийно- │Минметаллургии │ │спасательных и аварийно-│
│восстанови- │СССР │ │восстановительных форми-│
│тельных │Минморфлот СССР │ │рований. Решает вопросы │
│формирований │Минрыбхоз СССР │ │их труда и отдыха, соци-│
│ │МГА СССР │ │ального обеспечения и │
│ │Минобороны СССР │ │страхования. Регулирует │
│ │(Гражданская │ │вопросы взаимоотношений │
│ │оборона СССР) │ │органов власти и управ- │
│ │Госпроматом- │ │ления с предприятиями по│
│ │надзор СССР │ │привлечению спасателей │
│ │Минюст СССР │ │к выполнению работ в │
│ │Госкомлес СССР │ │других регионах │
│ │ │ │ │
│Закон о госу- │Госпроматом- │I │Определяет полномочия │
│дарственном │надзор СССР │квартал│органов государственного│
│надзоре в СССР│Госкомприрода │1991 г.│надзора, устанавливает │
│за безопас- │СССР │ │общие требования к пред-│
│ностью в про- │Минморфлот СССР │ │приятиям для получения │
│мышленности и │МГА СССР │ │лицензий и сертификатов,│
│на транспорте │Минэнерго СССР │ │регламентирует взаимо- │
│ │Минюст СССР │ │отношения между органами│
│ │ │ │надзора и подконтрольны-│
│ │ │ │ми предприятиями. Регу- │
│ │ │ │лирует вопросы взаимоот-│
│ │ │ │ношений с иностранными │
│ │ │ │предприятиями на терри- │
│ │ │ │тории СССР. Устанавли- │
│ │ │ │вает виды санкций и │
│ │ │ │порядок их применения │
│ │ │ │ │
│Закон СССР об │Госцентр СССР │II │Определяет порядок сбора│
│обеспечении │Госкомгидромет │квартал│и распространения инфор-│
│населения, │СССР │1991 г.│мации о состоянии при- │
│органов госу- │Госкомприрода │ │родной среды, потенци- │
│дарственной │СССР │ │ально опасных объектах │
│власти и │Госкомстат СССР │ │народного хозяйства и │
│управления │Госпроматом- │ │Минобороны СССР, о чрез-│
│информацией о │надзор СССР │ │вычайных ситуациях и │
│чрезвычайных │Минобороны СССР │ │ликвидации их последст- │
│ситуациях │(Гражданская │ │вий, правовой статус │
│ │оборона СССР) │ │органов управления на │
│ │Госкомлес СССР │ │востребование и выдачу │
│ │ │ │информации, структуру │
│ │ │ │потоков информации, а │
│ │ │ │также генеральную схему │
│ │ │ │банков данных по пробле-│
│ │ │ │мам чрезвычайных ситуа- │
│ │ │ │ций. Устанавливает поря-│
│ │ │ │док взаимодействия с │
│ │ │ │аналогичными средствами │
│ │ │ │зарубежных стран │
│ │ │ │ │
│Закон СССР о │Госплан СССР │III │Определяет порядок │
│государствен- │Госснаб СССР │квартал│создания, хранения и │
│ных резервах │Минфин СССР │1991 г.│использования государ- │
│СССР │Минюст СССР │ │ственных финансовых и │
│ │ГУМР СССР │ │материально-технических │
│ │Государственная │ │резервов. Устанавливает │
│ │комиссия Совета │ │права и обязанности │
│ │Министров СССР │ │органов государственной │
│ │по продоволь- │ │власти и управления, │
│ │ствию и закупкам│ │должностных лиц по │
│ │ │ │созданию и рациональному│
│ │ │ │использованию государ- │
│ │ │ │ственных резервов │
└──────────────┴────────────────┴───────┴────────────────────────┘
Управляющий Делами
Совета Министров СССР
М.ШКАБАРДНЯ