work-flow-Initiative

Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей

Язык [ РУССКИЙ ]

Соседние разделы


Политика

Зачем закон туристу?

Дата публикации: 2017-12-25 12:57:20
Дата модификации: 2017-12-25 13:02:35
Просмотров: 1026
Материал приурочен к дате: 1996-05-01
Прочие материалы относящиеся к: Дате 1996-05-01 Материалы за: Год 1996
Автор:
 
В КОМИТЕТАХ Государственной Думы продолжается рассмотрение проекта Федерального закона "О туризме". В ближайшее время состоятся парламентские слушания по этому вопросу. Поскольку закон так или иначе касается практически каждого жителя России, есть смысл познакомиться с ним поближе.
На вопросы отвечает заместитель председателя Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму, президент Российской ассоциации туристических агентств Сергей ШПИЛЬКО.
 
- Сергей Павлович, для кого писан Закон "О туризме"?
 
- Для всех. Для государственных чиновников, которых новый закон обяжет развивать отечественную туристскую индустрию и заботиться о туристах. Для туристических организаций, которые получат нормативную базу, - достаточно подробный свод правил, по которым обязаны будут действовать. Для российских и иностранных граждан - тех самых туристов, права которых устанавливаются и защищаются новым законом. Иными словами, в законе определены те "правила игры", которые должны будут соблюдать все организации, так или иначе причастные к туристическому бизнесу.
 
Должен сказать, что дело для нас абсолютно новое. Не буду даже напоминать, в каком виде существовал в нашей стране туризм "при советской власти", особенно туризм зарубежный. Сегодня, казалось бы, все изменилось: границы открыты, появились тысячи фирм, готовых отправить желающих в любую точку нашей страны или мира - только плати! Но с точки зрения организации туризма, его комфортности, надежности, безопасности для россиян и ныне почти ничего не изменилось. И начинается это именно с законодательства.
 
Приведу лишь один пример. По Гражданскому кодексу туристские услуги у нас отнесены к так называемому виду "возмездных услуг". Грубо говоря, приравнены к услуге, оказываемой химчисткой, сапожной мастерской, слесарем-сантехником ЖЭКа. У вас потек кран, пришел слесарь, починил, выписал квитанцию, получил деньги и ушел. А кран снова течет. Вы звоните в ЖЭК, предъявляете претензии, вам что-то обещают, а кран тем временем течет. Но, обращаясь к услуге туристической фирмы, вы просите не кран починить, а вывезти вас куда-то далеко от дома, где с вами может произойти все, что угодно. И турфирма обязана позаботиться о своем клиенте - предоставить ему полный набор услуг: перелет, трансфер, проживание, питание, развлечения, экстренную медицинскую помощь и так далее. Причем сама фирма, у которой вы покупаете путевку, ничего не производит. Везет вас к месту отдыха, скажем, авиакомпания. Место для проживания предоставляет гостиница. Кормит - ресторан. И так далее. Сбой может произойти в любом месте цепочки, но попробуйте найти ответственного?
 
Новым законом устанавливается само понятие услуги, которую оказывает вам туристическая фирма. Она продает вам специфический продукт - "тур", в который входят основные его составляющие, тоже перечисленные в законе. Именно турфирма обязана заключить соглашения со всеми организациями, предоставляющими вам те или иные услуги, и она по закону будет нести полную ответственность за исполнение всех основных условий тура.
 
- Иными словами, после принятия закона станет невозможной ситуация, описанная еще Райкиным, когда клиент не смог пожаловаться на испорченный костюм: к пуговицам претензии есть?
 
- Абсолютно верно. Тур-оператор - это та организация, которая обязана будет вручить клиенту тот "костюм" в полном комплекте и ответить по суду за все накладки и неурядицы.
 
- Хорошо, с взаимоотношениями клиента и турфирмы мы разобрались. А какова роль государственного чиновника и вообще государства?
 
- Вспомним, как у нас понималась роль государства в сфере туризма до начала перестройки? В принципе, это был один из инструментов идеологической политики, пропаганды советского образа жизни и т. д. Перестройка, а еще более экономическая реформа привела к смене приоритетов, но... произошел другой перекос в сознании: в туризме увидели бесплатную "дойную корову". Мол, если в других странах на туристах зарабатываются миллиарды долларов, то чем мы хуже? Кремль у нас есть, Байкал есть, а почему миллиардов нету? Чем наш Байкал хуже "ихнего" Балатона? (Кстати, маленькая Венгрия сегодня по приему туристов занимает пятое место в мире.)
 
Такое "коммерческое" представление о роли и месте нынешнего туризма в России не менее дико, чем прежнее, идеологизированное. Потому что сам туристический бизнес не приносит и не может приносить больших доходов. Да, через турфирмы проходят большие деньги. Но это можно сравнить с магазином, который пропускает через свой прилавок много товаров, а сам имеет лишь небольшой торговый процент.
 
То же - в туристическом бизнесе. Большие деньги, по-лучаемые турфирмами, на 80-90 процентов оседают у смежников. У авиакомпании, которая привезет туристов. (А еще - у аэропорта, который примет самолет с туристами.) В гостинице, которая их поселит. (А еще - у строителей, которые построят гостиницу.) В ресторане, который их накормит. (А еще - у фермеров, которые дадут продукты в ресторан.) В казино, в баре, в сувенирной лавке, где турист потратит свои "карманные" деньги. (А еще - у производителей напитков, сувениров и т. д.) Но если не создана вся эта инфраструктура, туристу негде и не на что тратить свои деньги.
 
ТО ЕСТЬ сам туризм больших доходов не приносит, но он является неким "локомотивом", который вывозит все смежные отрасли из застоя и запустения к развитию и процветанию. Причем эффективность вложений именно в туризм значительно выше, чем в любую другую отрасль. Уже сегодня туризм приносит России несколько миллиардов долларов в год - и это практически без всякой государственной поддержки отрасли.
 
Поэтому в проект закона в качестве основных целей государства в области развития туризма мы записали - "становление российской туристской индустрии как современного межотраслевого комплекса, обеспечивающего удовлетворение потребностей российских и иностранных туристов, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и его граждан...". Причем приоритетными направлениями государственной политики в сфере туризма должны быть объявлены "развитие внутреннего, въездного, социального туризма, а также содействие развитию самодеятельного туризма".
 
- А как же выездной? Ведь россияне только-только получили возможность свободно выезжать за рубеж, и...
 
- И это очень хорошо! Не нужно забывать, что россияне - народ обделенный: подавляющее большинство наших граждан нигде не бывало, ничего не видело. В отличие от граждан других, даже слаборазвитых стран, объездивших полмира. И это хорошо, что россияне хотят побывать за рубежом. Но по большому счету, однако, выездной туризм государству невыгоден: он обеспечивает вывоз денег из страны, создает не у нас, а "у них" рабочие места и т. д. Поэтому государство, обеспечив защиту прав своих граждан, выезжающих из страны, должно позаботиться о своей экономической выгоде. О том, чтобы появилось как можно больше иностранцев, желающих приехать к нам. И больше россиян, пожелавших отдохнуть внутри страны. Кроме того, государство обязано развивать социальный туризм, который является не просто развлечением, но и средством образования. Вряд ли вы будете возражать против того, чтобы любой российский ребенок, в какой бы глуши он ни жил, даже из самой бедной семьи, получил возможность в каникулы побывать на Красной площади, посетить Эрмитаж и так далее. Поэтому в законе мы прописали основные меры, которые должно предпринимать государство для развития отрасли: создание благоприятных условий для инвестиций, выделение бюджетных ассигнований, возможность установления таможенных и налоговых льгот. Подчеркиваю: все это - для развития именно этих приоритетных направлений, в которых государство должно быть заинтересовано.
 
Если мы сыграем по тем правилам, по которым сыграли такие страны, как Кипр или Турция, активно развивающие эту отрасль. Тогда можно рассчитывать на привлечение немалого объема инвестиций, в том числе зарубежных. Кстати, и сегодня инвестиционный климат в нашей отрасли значительно теплее, чем во многих других, - и это несмотря на Чечню, на другие негативные обстоятельства. Во всяком случае, сегодня в России строится больше гостиниц, чем в любые другие прошлые годы, - разве что перед Олимпиадой был такой же бум. Но сегодня строительство идет не только в Москве, а по всей стране, и не только на бюджетные, но и на частные средства. А если будет принят закон, создающий благоприятные условия для развития нашей отрасли, то процесс пойдет гораздо быстрее. Тем более, у нас есть целые регионы, у которых нет иных экономических перспектив, кроме развития туризма.
 
Должен сказать, что я не идеализирую подготовленный проект закона. Сегодня мы по всей стране устраиваем обсуждения его принципов и отдельных статей статей. Надеюсь, общими усилиями доведем его "до ума"...
 
Александр ПРОЦЕНКО, специально для "Новой Сибири"
Описание материала: В КОМИТЕТАХ Государственной Думы продолжается рассмотрение проекта Федерального закона "О туризме". В ближайшее время состоятся парламентские слушания по этому вопросу. Поскольку закон так или иначе касается практически каждого жителя России, есть смысл познакомиться с ним поближе.

Остальные материалы раздела: Политика

Предыдущая Войне нет или что значит война сегодня
Следующая ЗАБАСТОВКА

Адрес страницы: link

В КОМИТЕТАХ Государственной Думы продолжается рассмотрение проекта Федерального закона "О туризме". В ближайшее время состоятся парламентские слушания по этому вопросу. Поскольку закон так или иначе касается практически каждого жителя России, есть смысл познакомиться с ним поближе. Зачем закон туристу