Я предлагаю нашим читателям вместе с нами остановиться ненадолго у постов ДПС и заглянуть в обветренные лица тех, кто охраняет нас с вами от нежданных гостей, которые едут в нашу область с недобрыми намерениями и незаконными грузами. Провожал нашу машину из областного отдела ГИБДД командир ОРДПС-1 майор милиции Александр Анатольевич Кузьминов, а сопровождал в пути по постам его заместитель по работе с личным составом тоже майор Николай Алексеевич Анисимов.
Отдельная рота дорожно-патрульной службы (ОРДПС-1) была создана в августе прошлого года. В ней больше сотни человек, работают они на всем протяжении дороги Астрахань - Волгоград (до границы с Волгорадской областью), которая идет через Аксарайск. По сравнению с прямой как стрела трассой на Волгоград, идущей по правобережной стороне Волги, тут, конечно, за рулем не заскучаешь - как змейка петляет дорога, начиная от Аксарайска к северу, и овражистой становится ближе к Ахтубинску. Мастерство водителя, которому по таким местам приходится ездить постоянно, должно быть безупречным. Внимательность в пути нужна еще большая осенью при гололеде. Правда, говорят, ветра тут такие злющие, что даже наледь с дорожного покрытия выдувают. Степь да степь...
Работа на постах ДПС прямо скажу - живая. С одной стороны - проверка документов, грузов, регистрация всех иногородних транспортных средств. За считанные минуты нужно выяснить, не в угоне ли машина, нет ли запрещенных грузов. Попутно не выявленным пока шестым чувством (а также по ориентировкам) определить, не преступник ли случаем перед тобой, объявленный в розыск. Днем регистрируются только не астраханские машины, и обязательно досматриваются грузовые машины и автобусы. А ночью проверяются все абсолютно, потому что ясно: мчаться среди ночи куда-то человека заставляют или очень серьезные обстоятельства, или криминальные замыслы. С другой стороны, сотрудники отдельной первой роты отвечают за все, что происходит на трассе, они выезжают на все аварии, без которых не обходится, как это ни печально, ни дня.
Центром и сердцем роты можно считать дежурную часть, которая находится в поселке Молодежном в Аксарайске. Двухэтажное здание, доставшееся роте недавно от перестроек и реорганизаций, сотрудники потихоньку ремонтируют и обживают, откровенно радуясь такому богатству, правда, довольно разоренному. Старшему инспектору-дежурному (мы приехали в смену старшего лейтенанта Александра Владимировича Костенко) сообщают обо всех происшествиях на трассе и именно там примаются решения, кого из сотрудников туда направить, откуда лучше вызвать “скорую”, нужен ли следователь, какие принять меры по обеспечению безопасности дороги, если случилось серьезное ДТП. Он же сообщает в дорожную службу о том, что какой-то участок по метеоусловиям стал опасным и нужно срочно бороться с гололедом. Дежурному должны обязательно докладывать обо всех последующих действиях сотрудников. Инструктажи, учеба - все проводится в этом базовом здании роты. На случай экстренных происшествий есть комнаты, чтобы могли переночевать дежурящие посменно.
Ближайший к городу пост ДПС - в Белом Ильмене командует Феклистов Роман Васильевич. Серьезный такой и основательный человек. Пока пост располагается во времянке, а новое капитальное двухэтажное здание уже отстроено и почти готово к работе. На каждом посту есть компьютеры, информацией сотрудники роты постоянно пользуются и заносят в память новую. Не так давно был по ориентировке Интерпола обнаружен находившийся в розыске житель Украины, которого занесло к нам. Не сказав ничего жене, он уехал к другу. И возвращаться не торопился. Жена объявила в розыск, и он нашелся. Против его воли нашелся. И такое бывает. А как-то задержали мужчину, который возвращался с охоты с ружьем, с дичью, но без документов на ружье. Очень возмущался, что задержали: ведь вот они утки, смотрите! Сотрудники роты, насмотревшись на всякое, доверяют, только когда все проверят. Вспомнили в связи с этим еще один случай, как в задержанной машине оказалась женщина, у которой (это она сыграла) начинались роды. Ну как тут не отпустить машину. А потом выяснилось, что родила она только через несколько дней и в больнице бросила своего ребенка. И спутники ее действительно были не в ладу с законом. Даже в таком случае доверять было нельзя, как выяснилось.
На втором посту ДПС у поселка Сеитовка (начальник Виктор Викторович Маклецов), когда мы подъехали, краном поднимали вагончик. Пост переезжает к мосту, немного севернее Сеитовки. Внушительного вида прапорщик Сауйрбай Ташев возвышался со своим автоматом над бетонным прикрытием. В милиции он работает с 84-го года, а в ГИБДД с 92-го. Не так давно был отмечен благодарностью за то, что задержал угнанную машину, по ориентировке Интерпола, не местную.
Еще два сотрудника роты, прапорщики А.А. Котов и О.А. Гомонов отличились, задерживая автомобиль, которым были сбиты пешеходы. Это случилось в июне на 163-ом км автодороги. Не оказав помощи изувеченным людям, водитель из Екатеринбурга свернул с дороги и пытался степью объехать пост ДПС, но ребята сообразили, где он может находиться, и догнали его. Наезд произошел около 23-х часов, а задержали его в пятом часу утра уже на территории Волгоградской области. Патрульным за четкую и оперативную работу, за бдительность была объявлена благодарность.
Еще один, третий пост ДПС находится в г.Знаменске, он хорошо оборудован, располагается в типовом двухэтажном здании.
Николай Алексеевич
Анисимов знает о своих сотрудниках все и чуть-чуть больше. Причем, знать он это обязан по своей должности. Работа на постах сложная, напряженная, а люди, которым доверено оружие, должны быть всегда в полном порядке, чтобы в любую минуту могли среагировать на неординарную ситуацию, сесть за руль любого транспортного средства, догнать преступника, помочь пострадавшим. Нужно быстро соображать и еще быстрее действовать. А все это возможно, когда у человека на душе спокойно. Поэтому Николай Алексеевич посещает семьи своих сотрудников, знакомится с домашней обстановкой каждого, расспрашивает жен, родителей, соседей, что да как. Не из любопытства, разумеется, а чтобы помочь им решить их проблемы. Вот такая у него задача, кроме прочих, которых не пересчитать. В ГИБДД (сначала в Кировском отделе) он в общей сложности работает 10 лет, а раньше служил в отделе вневедомственной охраны.
Когда мы говорили о пьяных за рулем, он с возмущением и болью рассказал о том, как элементарно покупаются справки о мнимой трезвости. Даже сколько они стоят, знает. Причем, обнаглели до такой степени, что дают деньги эксперту заранее, зная, что поедут нетрезвыми. Для кого-то баловство такими делами может кончиться собственными заранее оплаченными похоронами. И тут преувеличения нет. С этим злом в своих рядах руководство роты борется беспощадно. И еще с одним пороком борются - с алчностью. Одного стажера уволили летом за то, что взял взятку. Но это был чужой. За своих ребят замполит в этом плане ручается.
Когда мы ехали через степную зону, встречались группы совершенно неорганизованных коров. Мои спутники смотрели на них, как на кровных врагов (хотя, конечно, это на пастухов бы так надо посмотреть), потому что знают, сколько водителей погибло из-за этих меланхоличных красавиц, почему-то гуляющих по автотрассе. Например, 5 ноября вечером, уже темно было, когда на 416-ом км дороги машина на высокой скорости столкнулась с коровой, и водитель в тяжелом состоянии был доставлен к врачам. Это просто беда какая-то, и никакие меры в селах не предпринимают, чтобы наказать пастухов. От столкновения машина сжимается в гармошку, настолько сильным оказывается удар и мощным препятствие...
Мы возвращались в город и опять проехали мимо постов. В машине было тепло и уютно, а патрульные стояли на дороге, продуваемые всеми ветрами. И зимой будут стоять, и в дождь, и днем и ночью (а на постах еще и свет выключают частенько часа на три). Будут листать замерзшими руками удостоверения. Проверять документы, досматривать грузы, чтобы не дай бог, не пропустить чего-нибудь незаконного. Да уж, некабинетная у вас, ребята, работа, хоть и с документами связана. Удач вам и хорошей погоды!