Учителя относятся к использованию опорных конспектов (ОК) на уроках истории по-разному. Одни полагают, что ОК — оптимальное средство решения чуть ли не всех проблем исторического образования, другие считают, что работа с конспектами ведет к схематизации знаний и представлений, что подобные способы передачи информации неприемлемы в преподавании гуманитарных предметов. При этом и приверженцы, и противники ОК непременно связывают саму идею конспектов с методической системой В.Ф. Шаталова. Понятно, что те, кому не нравится эта система, отвергают и ОК; сторонники же шаталовской методики чаще всего абсолютизируют роль конспектов в усвоении исторического материала и переоценивают возможности работы с ОК.
Между тем ОК совсем не обязательно должны выглядеть именно так, как у В.Ф. Шаталова. Использование конспектов возможно в рамках различных методических систем, в том числе и весьма отличных от шаталовской. Следует отметить, что те варианты включения ОК в учебный процесс, которые чаще всего используют последователи В.Ф. Шаталова, достаточно далеки от совершенства; им присуща некоторая внутренняя противоречивость.
Имеет смысл перечислить наиболее распространенные в сегодняшних условиях недостатки работы с ОК на уроках истории.
1. Систему использования ОК трактуют как проявление творческой педагогики, но при этом учителю навязывают алгоритм работы, а зачастую и готовые образцовые конспекты; предполагается, что иначе должного результата не будет.
2. Часто ОК, призванный быть наглядной конструкцией, позволяющей быстро передать и воспринять информацию, пре вращается в запутанную шараду.
З. Признавая специфику предмета, многие авторы ОК не учитывают, что историк должен показать процесс, развитие.
4. С помощью ОК пытаются решить за дачи, которые таким образом решать невозможно или нецелесообразно.
Преодоление этих противоречий способно сделать работу с ОК приемлемой для каждого учителя. Как же должны выглядеть и использоваться ОК? Попробую ответить на этот вопрос.
1. Прежде всего следует четко обозначить сферу применения ОК, главное и бесспорное достоинство которых — эффективная передача информации. Чтобы реализовать преимущества ОК и нейтрализовать негативные последствия их использования, нужно разделить курс истории на две равные части, соответствующие двум уровням работы с одним и тем же материалом:
первый уровень — восприятие и усвоение ;
второй уровень – творческое осмысление.
Главное методическое средство на первом уровне — ОК; на втором — задача. Следует отказаться от понимания ОК как шампура, на который нанизывают все, что попадется под руку. ОК нужно применять по прямому назначению, не приписывая ему свойств универсального средства обучения. Работающий с ОК учитель сознательно до пускает явное прёобладание иллюстративно-объяснятельяого изложения материала и репродуктивной познавательной деятельности школьников. При этом предполагается, что неизбежная ущербность подобного подхода компенсируется в дальнейшем, на уроках курса, посвященных осмыслению мате риала, а не его первоначальному усвоению (т. е. на втором уровне работы).
2. Необходимо также изменить параметры ОК. ОК по истории должен быть не только лаконичным, структурированным, выразительным, но и динамичным, многоуровневым. Статичность конспектов шаталовского типа — их главная беда, именно она делает ОК для многих неприемлемым.
З. ОК нужен не сам по себе, а для того, чтобы передать определенное содержание. Поэтому о едином алгоритме работы с ОК при изучении различных тем, препреподавании в различных классах не может быть и речи. Варианты использования ОК определяются склонностями учителя, уровнем подготовленности класса, задачами на уроках и т. д.
Итак, для того, чтобы ОК стал для большинства учителей не только приемлемым, но и привычным методическим средством, нужно изменить саму концепцию конспекта. ОК должен быть опорной наглядной конструкцией, которая содержит сигналы, помогающие быстро извлечь информацию из памяти. Такая наглядная конструкция может быть быть универсальной (например, сопровождать текст учебника); сигналы в предложенный текст будет в этом случае вживлять учитель. Важно, чтобы основа ОК была понятна каждому с первого взгляда, а сигналы легко воспринимались теми, кто их использует, облекает в слова.
Реализуется эта идея за счет исторического алфавита, который усваивается на начальной стадии работы с ОК. Таким образом, одним из важнейших принципов ОК нешаталовского типа является его читаемость.
Другой принцип, который обязательно нужно учитывать в ОК по истории, — динамичность. Чтобы показать события и явления в развитии, чтобы изобразить процессы, необходимо использовать обозначения, передающие характер действий и отношений. Не менее важно структурирование тек ста и последовательное расположение обозначений.
Третий принцип — многоуровневость. Традиционные конспекты внутренне ограничены, самодостаточны, и это отпугивает тех, кто не желает унифицировать процесс преподавания. В предлагаемой системе каждый из конспектов можно развернуть, написав дополнительные ОК к отдельным обозначениям или смысловым блокам.
Основной набор ОК составляется так, чтобы реализовать обязательные требования к содержанию обучения; дополнительные ОК строятся с учетом возможностей и потребностей класса, отдельных учеников, предпочтений учителя, а также необходимости более детального рассмотрения политической, военной или экономической истории.
В совокупности конспекты, каждый из которых отражает определенную эпоху, способны составить своеобразный рисованный учебник. ОК могут быть и графической ос новой компьютерного варианта учебника истории. На основе таких ОК можно создать увлекательные игры.
Прежде чем продолжить разговор о предлагаемой схеме ОК, нужно пояснить, в каком значении я использую термины «опорный конспект», «ключевые слова» и другие связанные с ними.
Опорный конспект (ОК) — любая наглядная конструкция, которая содержит обозначения (слова и символы), расположенные определенным образом, и несет некую информацию.
Содержание опорного конспекта — информация, считываемая с ОК (ее объем может изменяться).
Текст опорного конспекта — совокупность обозначений (слов и символов), составляющих ОК.
Ключевые слова (КС) — понятия (единичные и общие), составляющие смысловую основу содержания ОК; их набор задает уровень изложения материала и позволяет контролировать степень усвоения.
Предлагаемый вариант ОК требует изменения сложившихся методов работы с текстом конспектов. Так далеко не всегда следует прибегать к письменным проверкам усвоения текста, практикуемым при использовании ОК шаталовского типа. Обязательным элементом работы остается, впрочем, полное и точное словесное воспроизведение содержания ОК.
Не менее важное звено в познавательной деятельности — составление формулы темы. Формула выводится учеником самостоятельно после усвоения содержания по следующей схеме:
а) выделение от 3 до 10 ведущих понятий;
б) соотнесение выделенных понятий с обозначениями;
в) определение главного понятия (обозначения); оно передает основную идею темы;
г) размещение обозначений (слов) вокруг главного.
Формула должна быть выразительной, броской, яркой. Вот как может выглядеть, например, формула темы «Россия при Иване Грозном (в числе воспроизводимых ниже конспектов к курсу отечественной истории есть и ОК 12, посвященный этой теме):
Работа с содержанием ОК предполагает использование ключевых слов (КС). В том или ином виде КС присутствуют во всех вариантах использования ОК (в том числе и вариантах, разработанных на основе шаталовской методики). Поэтому следует сказать лишь о тех особенностях выделения КС и работы с ними, которые присущи предлагаемой системе.
В моих конспектах КС — это действительно только слова (словосочетания исключаются). Количество КС четко фиксируется (например, для каждой части конспекта по десять). Располагаются слова в том порядке, в котором они звучат при проговаривании содержания.
Список КС может служить подробным планом; при необходимости слова уточняются и трансформируются в понятия, общие и единичные. Работа со словами-понятиями ведется на втором уровне изучения курса.
За каждым словом стоят определенные факты; используя их на втором уровне обучения, мы формулируем условия учебных задач. Усвоение КС может служить формализированным критерием для оценки и самооценки знаний учащихся.
Теперь о системе работы с ОК. Как правило, один конспект используется на двух уроках (на первом происходит изучение нового материала и его закрепление, на втором — проверка знаний).
Можно выделить семь стадий работы с ОК.
1. Такая работа обязательна только на начальном этапе. В дальнейшем можно ограничиться кратким объяснением новых обозначений. Обычно на знакомство с обозначениями тратится несколько минут.
2. Предъявление текста ОК и раскрытие его содержания (в различных вариантах). Около 20 минут.
3. Работа с КС (запись; самостоятельная запись; соотнесение КС, записанных учениками, со списком учителя) Около 10 минут.
4 Развивающие упражнения с КС (за крепление усвоенного содержания ОК):
а) составление предложений, в каждом из которых повторяются все заданные КС;
б) поиск общих признаков двух КС;
в) нахождение для двух КС третьего, связанного и с первым, и со вторым.
На эту работу отводится около 5 минут в конце первого урока.
5. Проверка:
а) обозначений;
б) содержания ОК с использованием КС (составляются предложения);
в) текста ОК (вспоминаются даты, имена, названия местностей, включенные в конспект).
С этой работы, занимающей около 10 минут, начинается второй урок.
6. Работа в парах (их состав постоянно меняется). Около 15 минут.
7. Тест . Это основная форма текущей проверки и оценки знаний на первом этапе изучения курса. Над тестом школьники работают около 15 минут.
Задания могут быть различными, но все они предполагают выбор правильного варианта ответа. Тестовые задания можно раз делить на две группы:
а) проверка знания фактического материала (временные, локальные, причинно следственные связи);
б) проверка усвоения важнейших понятий (их признаков).
Это только приблизительная схема работы, в которую каждый учитель может вносить изменения. Характер использования ОК определяется как спецификой ею содержания, так и особенностями личности учителя, учеников.
Ниже воспроизводится система ОК к курсу отечественной истории с древнейших времен до конца Х VIII в. Первая часть это го курса (изучаемая с помощью ОК) рас считана на 36 уроков. Усвоение содержания семнадцати конспектов создает основу для последующей работы — уже не репродуктивной, а творческой, предполагающей поиск, исследование, самостоятельное приращение знаний.
Если творческой деятельности школьников предшествует систематическое изложение материала на основе ОК, мы можем достичь двух важнейших целей исторического образования: обеспечить усвоения минимума информации и создать условия для самостоятельного осмысления исторического процесса.
C.В.Селеменев — учитель истории школы № 175 г . Новосибирска.