Цель проведения Мастер-класса по Терменвоксу- познакомить детей, родителей и педагогов с особенностями инструмента, широкими возможностями его применения в музыкальном образовании, развитии когнитивных способностей и психокоррекции.
Терменвокс – Первый в мире электронный музыкальный инструмент, на котором играют БЕЗ ПРИКОСНОВЕНИЙ! Игра на этом инструменте выглядит как настоящее волшебство: музыкант, не касаясь его, водит в воздухе руками и из ниоткуда, как по волшебству вдруг появляются удивительные звуки.
Терменвокс был изобретён в 1919 году русским физиком Львом Сергеевичем Терменом.
https://youtu.be/G2N9jnDLHoM (Изобретатель Лев Сергеевич Термен рассказывает о терменвоксе и играет песню «Не брани меня родная»)
В 1921 году терменвокс представили на Всероссийском Электротехническом Съезде, где он произвёл полный фурор, а уже через год о нём услышал Владимир Ильич Ленин и пригласил Льва Термена в Кремль. Ленин очень заинтересовался терменвоксом и попросил изобретателя предоставить ему возможность попробовать свои силы. Тогда, Лев Сергеевич встал позади Ленина, взял его руки и начал их перемещать вдоль антенн терменвокса. Так они вместе исполнили пьесу Глинки «Жаворонок». Ленин пришёл в восторг от терменвокса и его возможностей, и вскоре распорядился, чтобы Льву Термену выдали мандат на бесплатный проезд по железным дорогам для проведения концертов по всей Стране. Так началось распространение терменвокса как в Советской России, так и за рубежом.
Основной принцип работы и особенности игры
В отличии от большинства музыкальных инструментов, игра на терменвоксе не требует специальных технических знаний и навыков для извлечения звуков. Движениями правой и левой руки исполнитель влияет на изменение высоты звука и уровня громкости. Достаточно только понять и запомнить два основных движения – приближение и удаление от антенн.
Как инструмент, не требующий физических прикосновений и лёгкий в освоении, терменвокс позволяет сразу приступить к «звукоизвлечению», открывая широкие возможности для эмоционального самовыражения.
Терменвокс используют для исполнения музыкальных произведений и создания звуковых эффектов, которые успешно используются в современной музыке, театре и кино. На этом музыкальном инструменте пробовали играть Альберт Эйнштейн, Ленин, Чарли Чаплин. Для него создавали произведения Богуслав Мартину, Николай Березовский и один из пионеров электронной музыки Эдгар Варез. В своей концертной деятельности терменвокс использовали такие коллективы, как Led Zeppelin, Beatles, Porteashed, Rammstein, Placebo, а также певец Стинг и композитор Жан Мишель Жаре. В кинематографе звуки терменвокса можно услышать в фильмах: «Иван Васильевич меняет профессию», «Вертикаль», «Завороженный», «День, когда земля остановилась.
Помимо использования терменвокса на концертах и в кинематографе, гибкие и доступные возможности инструмента с успехом применяются в музыкальном образовании. Систематические занятия на инструменте развивают аудиальную, образную и моторную память, музыкальный слух, внимательность, креативность, когнитивные способности, а благодаря богатым средствам выразительности - расширяют границы творческого самовыражения.
Одним из важных направлений использования терменвокса является музыкотерапия. Практическое применение терменвокса в специальных медицинских учреждениях, санаториях, пансионатах доказало свою эффективность в решении задач, связанных с эмоциональной и психофизической коррекцией.
О МАСТЕР-КЛАССЕ
На мастер-классе слушатели знакомятся с историей и особенностями терменвокса, при этом главное внимание уделяется основным средствам выразительности - изменению высоты и частоты смены звуков, использование вибрато и громкости. Все участники имеют возможность на практике проверить самостоятельно все возможности инструмента и с моей помощью (по желанию) сыграть под аккомпанемент определенную мелодию. Это даёт возможность каждому исполнителю «прочувствовать» как и почему происходят изменения звуков во время движений рук вблизи антенн терменвокса.
В дальнейшем, при условии проведения систематических занятий, перед участниками ставятся определенные задачи, развивающие их когнитивные способности. Например, каждому участнику предлагается последовательно «выразить» на терменвоксе такие пары смыслов, как например: «Любовь» и «Ссора», «Радость» и «Грусть», «Успех и «Поражение» и т.п.
При этом, исполнитель не раскрывает группе последовательность исполнения музыкальных фрагментов. Зрителям предлагается определить, какой из двух фрагментов соответствует «Любви и «Ссоре», «Радости» и «Грусти», «Успеху» и «Поражению» и обосновать свой выбор. Исполнителю, в свою очередь, предлагается поделится со слушателями своими личными эмоционально-образными ассоциациями и объяснить, почему для передачи смыслов были выбраны те или иные средства музыкальной выразительности терменвокса. Таким образом, в результате поставленных когнитивных задач, их осмысления в процессе эмоционально-образной рефлексии и творческого самовыражения с помощью терменвокса, у детей развиваются музыкальные и когнитивные способности.
Педагогический и терапевтический эффект применения терменвокса ещё мало изучен. В своей дипломной работе «ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТВОРЧЕСКОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОЙ РЕФЛЕКСИИ С ПОМОЩЬЮ ТЕРМЕНВОКСА» я предпринял попытку научно обосновать успешность применения терменвокса в развитии когнитивных способностей детей. Это первая в Мире работа такого типа. Имеющийся на данный момент практический опыт использования терменвокса в работе с детьми и взрослыми, а также многочисленные положительные отзывы учеников, родителей, педагогов и психологов указывают на необходимость дальнейшего распространения и применения терменвокса в области музыкального образования и музыкотерапии.
О СЕБЕ
Мультиинструменталист. Основные инструменты –терменвокс, флейта, саксофон, фортепиано, аккордеон, этнические духовые.
С 6 лет начал играть на фортепиано, в 6-ом классе школы освоил аккордеон. Позже, учился в Харьковском Культурно-Просветительном Училище и Московском Институте Культуры по классу флейты. Когда призвали в Армию я освоил саксофон и играл в военном оркестре.
С 2005 года, работая флейтистом в Рок-Группе «Мельница я также добавил к своему арсеналу этнические духовые инструменты - жалейки, свирели, варганы.
В 2010 году я открыл для себя новый музыкальный инструмент – ТЕРМЕНВОКС и приступил к его освоению. Возможности терменвокса настолько меня захватили, что он стал моим основным инструментом.
В настоящий момент я провожу мастер-классы, даю частные и групповые уроки, выступаю с концертами, принимаю участие в записях.
Образование
1990 год Закончил Московский Государственный Институт Культуры
2017 год. Закончил с отличием Магистратуру Университета Манчестера по специальности «Психологическое Консультирование».
Профессиональная деятельность
1986 год- работал клавишником в Москонцерте в ансамбле Кола Бельды.
1988 год- аккомпанировал на рояле легенде Русского Романса Николаю Никитскому.
1990-1995 год- проживал в США, где как флейтист принимал участие во многих музыкальных проектах.
2000-2005 год- работал в Латино-Американском коллективе Amigos Del Corazon в качестве флейтиста.
2005-2012 год- выступал в качестве флейтиста в составе фолк-рок группы «Мельница»
2013 год- преподавал музыку в Международной Британской Школе на английском языке.
С 2014-2020- работал учителем музыки в школах.
С 2020 года и по сей день провожу мастер-классы по терменвоксу, даю концерты терменвоксу в различных регионах Страны, даю уроки, флейте, саксофоне.