«Рад, что вы пришли на наше не совсем стандартное мероприятие», – встречал участников «подиумной дискуссии о высоком» главный хранитель фондов галереи Г. Х. Ващенко Олег Курашов. Преподаватели и студенты Гомельского художественного колледжа, представители школ искусств вместе с гостями из Германии за чашкой кофе говорили об отличиях современной европейской и белорусской школ обучения изобразительному искусству.
До начала встречи немцы побывали в художественном колледже и остались под большим впечатлением. Хайнеа Шустер (на фото) отметил, что их студенты, в отличие от белорусских, работают вместе над одним проектом. В Германии практикуется частично заочный способ обучения, а творчество студентов оценивает комиссия из нескольких человек. Шутя, Хайнеа добавил, что момента субъективности никто не отменял. И просмотрев одну и ту же картину, разные преподаватели могут принять разные решения.
Любое искусство субъективно, у каждого своё восприятие, но в то же время, интересовались участники встречи, по каким критериям зарубежный зритель оценивает ту или иную работу? Хайнеа согласился, их вкусы тоже не совпадают, и даже в зале, где проходила встреча, мнения по поводу картин разделились. Но в целом, сегодня в Европе на первое место ставится не то, как ты делаешь, а то, что ты в это вкладываешь. То есть на первом месте – идея.
В Германии очень популярен такой вид искусства, как инсталляция. Один из примеров. В выставочном зале четыре экрана, транслирующие видео: художница ходит по дому, поливает цветы, выполняет бытовые дела. Экраны висят в пространстве и имеют круговой обзор. Вокруг темнота и только парящие видеокартины. «Ты смотришь, а потом чувствуешь, что как будто бы попадаешь в голову этого человека, – делится впечатлениями Олег Курашов. – Это другой язык самовыражения, но всё-таки происходящее трогает, ты даже улавливаешь смысл».
Инсталляции, перформансы, большая важность идеи, нежели её воплощения. Кажется, что современное реалистическое искусство уже не встретишь в выставочных галереях Германии. Хайнеа опроверг это мнение. По его словам, такое искусство представлено, хотя в гораздо меньшем объёме, чем у нас.
…Проект «Арткуратор» создавался в ноябре прошлого года. При помощи института Гёте запустили ресурс artkurator.com, сегодня представленный на двух языках. Его предыстория такова. Коллеги из Мюнхенского городского выставочного зала «Лотрингер-13» попросили Олега Курашова показать в Интернете примеры белорусского искусства. Как выяснилось, таких сайтов на английском или немецком языке нет. Тогда и зародилась идея возвести культурный мостик между странами. Для этих целей и ликвидации информационных пробелов провели подиумную дискуссию о высоком за чашечкой кофе. В перспективе, делится планами Олег Курашов, большой выставочный проект с участием молодых художников из Беларуси и Германии.