Владимир ГОРОДЕЦКИЙ:
МЭРИЯ
Город Новосибирск, чей удельный вес в формировании доходной части консолидированного бюджета области традиционно значителен, в конце декабря принял и собственный бюджет на 2005 год. О том, что обещает его исполнение жителям города (а это более половины населения области), нашему корреспонденту рассказал мэр Новосибирска Владимир Филиппович ГОРОДЕЦКИЙ.
- Какие принципы лежали в основе расчетов городского бюджета на 2005 год?
- Главный принцип тут такой: растет производимый в городе валовой продукт, то есть экономическая база бюджета, - растет и сам наш бюджет. И тенденцию такого роста мы сохраняем.
- Как это выглядит в цифрах?
- Если сравнивать только цифры, то подтверждения только что мной сказанному вроде бы и нет. Судите сами: городской бюджет 2004 года - 13 миллиардов рублей, а в 2005 году будет... 12 миллиардов. О каком росте речь?
Однако тут нет ничего парадоксального. Сразу скажу: рост есть, и немалый - около 17%. Но дело в том, что сравнивать надо на фоне особенностей года минувшего и года нового. Поскольку в бюджете-2005 как нашего города, так и всех муниципальных образований, да и самой России отразились очень серьезные изменения в Бюджетном и Налоговом кодексах, прежде всего - касающиеся разграничения полномочий между уровнями власти. В частности, некоторые виды налогов теперь уже не присутствуют в перечне налоговых доходов муниципальных образований. Поэтому и "перешли" от нас на областной бюджет 2005 года, например, такие очень емкие по финансовому исполнению полномочия, как выплата заработной платы (с другими некоторыми расходными статьями) в образовании. Аналогично - и выплата зарплаты по шести объектам здравоохранения (это прежде всего фтизиатрия). Это также платежи, расчеты по фонду обязательного медицинского страхования. И, наконец, льготы, которые раньше также предусматривались в бюджете города, а теперь - в полномочиях области.
В связи с чем и соответствующие доходы, которые, естественно, планировались городом, у города изъяты. Выдаваться ему они будут в виде целевых субвенций (которые в бюджете области так и значатся: субвенции городу Новосибирску). А часть доходов - это порядка 2,3 млрд рублей - перешла просто на прямые расходы области, которые она и будет нести. Вот так - из-за "переноса" части наших расходных полномочий на область и оказалось, что, хотя на самом деле рост бюджета города, как уже сказал, почти на 17% больше (против 2004 года), внешне, если брать лишь цифры, этого не видно.
- Какие могут быть сложности с его исполнением?
- Если и будут, то чисто организационные. Но каких-то сбоев, думаю, не произойдет. За три с половиной месяца подготовки к бюджету мы совместно с администрацией области четко разобрались и в самих перераспределяемых полномочиях, и в оценке этих полномочий по объемам, которые, на мой взгляд, в бюджете города заложены точно.
- И ничто не вызывает недовольства?
- Недовольство - усилившейся тенденцией федерального правительства централизовать доходы у себя, а потом перераспределять их. Хотелось бы, чтобы центр забирал из доходов города в федеральный бюджет не 56%, а меньше, давая нам больше возможностей развиваться.
С областью же у нас разногласий по 2005 году нет. С губернатором даже подписали специальное соглашение о порядке формирования бюджетов и межбюджетных отношений. И в новый год входим с утвержденным бюджетом, без всякого ажиотажа вокруг этой темы. А ведь к тому моменту, когда наш город принял бюджет, Омск, например, и в первом чтении свой бюджет не рассмотрел, а Иркутск рассмотрел лишь в первом.
- Как бы вы охарактеризовали городской бюджет-2005?
- Он социально ориентирован. Как, впрочем, и предыдущие бюджеты. И даже больше. Позволяя городу и далее развиваться и прирастать по многим направлениям.
- Какая жизнь ждет новосибирцев с этим бюджетом?
- Во-первых, он дает возможность гарантированно и своевременно, хотя, разумеется, и при особом контроле, особом механизме реализации, выплатить в полной мере возросшую (с 1 декабря 2004 года) на 20% заработную плату работникам бюджетной сферы. Впрочем, выплату зарплаты мы ни на месяц не сорвали уже два года подряд. Это не только по "чисто" бюджетной, но и в сферах, имеющих и какие-то собственные доходы - имею в виду ЖКХ, управления пассажирских перевозок, благоустройства.
Также принципиально важно, что сохраняются абсолютно все наши муниципальные надбавки к зарплате, которые к тому же постоянно увеличиваются. В ушедшем году это коснулось, в частности, отдельных категорий муниципальных работников в здравоохранении и образовании. Особо отмечу введение надбавки молодым специалистам-педагогам.
На очень важную для города программу обустройства дворовых территорий также заложены средства, и немалые: 110 млн рублей, вдвое больше, чем в 2004 году, и намного больше, чем в 2003-м. Наращивание финансирования на этом направлении подкрепляется совершенствованием организации работы.
Предусмотрены средства и на пятилетнюю (начиная с 2005 года) программу модернизации лифтового хозяйства. В сравнении с 2004 годом почти на четверть возрастут в 2005 году объемы финансирования капитального и текущего ремонта объектов образования.
Еще одну очень значимую для города проблему - "возврат" зданиям детских садов их прямых функций - также начнем решать средствами бюджета-2005. В свое время система воспитания утратила эти здания. А сейчас очередь в детсады - около 8 тысяч детей, их мамы сидят с ними дома и не могут выйти на работу. Но возвращаемым зданиям теперь требуется и серьезная реконструкция, не просто ремонт, на что и заложена в бюджете целевая строчка. За год проблему, конечно, не решим, но подвижки произойдут.
Приступим в новом году к выполнению еще одной, рассчитанной тоже на пять лет, программы капитального ремонта материальной базы объектов здравоохранения, которая предусматривает и оснащение их высокоэффективным медоборудованием. Таким, которое позволит значительно сократить сроки пребывания больного в стационаре.
Возможности по капитальному ремонту жилого фонда, находящегося на балансе наших ЖЭУ, возрастут в новом году в сравнении с минувшим почти втрое. Заметно увеличатся объемы газификации и телефонизации в частном секторе. Помимо этого, в первом квартале 2005 года будет отработана специальная программа на 4-5 лет. "Охватив" основные "житейские" проблемы частного сектора - водоснабжение, содержание улиц, освещение, вывоз мусора и так далее, она предложит пути их системного, последовательного решения.
Как видите, все, что перечислил, обращено к людям и уже само по себе говорит о социальной ориентированности бюджета.
- Но зато разве не ухудшит личные бюджеты значительной части новосибирцев монетизация льгот?
- Скажу так: ни одна льгота, которая была в Новосибирске, - федеральная, областная или муниципальная - не "растворилась" бесследно. Несмотря на то, что действительно "монетизируется" льготный проезд на транспорте. Однако же до сих пор никто ведь не замечал, к примеру, что только в шести городах России, в том числе в Новосибирске, пенсионеры ездили в общественном транспорте бесплатно. Целых 9 лет!
- Видно, уже и привыкли считать это само собой разумеющимся.
- Но ведь именно город определил одним из приоритетов поддержку именно этих людей. Не оставит их без внимания и теперь.
- Какие еще штрихи к социальному облику городского бюджета-2005 можно добавить?
- Сегодня активным звеном в управлении города, в решении многих социальных проблем стали территориальные органы самоуправления. Поэтому увеличены средства, выделяемые на гранты для ТОСов по социально значимым проектам. Уверен также, что 2005 год станет годом более интенсивной реализации предложенных многими инвесторами проектов по улучшению городской инфраструктуры - имею в виду гостиничные комплексы, транспортные парковки, спортивные объекты, основанные на новых технологиях торговые центры и так далее. Хотя это напрямую с бюджетом и не связано, но с точки зрения современного обустройства города очень значимо.
Надеюсь, что в 2005 году в городе будет сдано около 410 тысяч квадратных метров жилья. Это гораздо больше, чем в предыдущие годы. Но думаем и над тем, чтобы росли возможности людей купить это жилье - через долгосрочные кредиты, ипотеку и т. д. Мэрия продолжит уже многолетнюю практику оказания серьезной финансовой поддержки работников бюджетной сферы, когда половину стоимости приобретаемого жилья оплачивает сам бюджетник, причем с рассрочкой до 5 - 7 лет, а вторую половину - городской бюджет. Что для человека намного выгоднее, чем, допустим, ипотечный кредит. Результат - до 300 квартир, выделенных работникам этой сферы за два-три года, говорит сам за себя. Ищем подходы к тому, чтобы заложить строительство двух-трех общежитий квартирного типа для молодых специалистов.
- Какова, на ваш взгляд, эффективность вложений в развитие экономики Новосибирска, повышение ее конкурентоспособности?
- Экономика города в последние годы заметно растет. Рост валового продукта в ушедшем году ориентировочно составит 9,5% - гораздо выше, чем в среднем по России. Для "несырьевой" территории это очень хороший рост. Самое отрадное, что в базовой отрасли нашего города - машиностроении - он будет и того выше: 13 - 15%. И это не случайно. В создании благоприятных условий для развития экономики расположенных здесь хозяйствующих субъектов мэрия видит одну из главных своих задач. В частности, эффективно работает созданная при департаменте промышленности, науки и технологий специальная дирекция по взаимодействию с ресурсодобывающими регионами. На рынках этих регионов продукция наших предприятий, особенно выпускаемая с помощью наукоемких технологий, вполне успешно конкурирует с импортной, во многих случаях даже вытеснив ее. Не случайно и вступление нашего города - первым из российских городов - во всемирную организацию технополисов. Что позволяет нашим науке и промышленности взаимодействовать на более высоком уровне, так сказать, со всем миром.
Постоянное расширение муниципального заказа - тоже хорошая поддержка наших товаропроизводителей. Как и конкурсы на лучшие инвестиционные проекты, реализация которых предусматривает в том числе техническую модернизацию предприятий. Город участвует в этом, покрывая 50% ставки по банковским кредитам, необходимым для реализации проектов, прошедших конкурсный отбор. За счет чего только в 2004 году в промышленный сектор экономики города удалось привлечь дополнительно до 2 миллиардов рублей. Отмечу и то, что в городе удалось наладить производство сибирского троллейбуса - за два года получили уже 11 своих троллейбусов. Теперь начинаем реализовывать схожую программу модернизации трамвайного парка.
- Нынешние новогодние праздники - впервые столь необычно продолжительные. Город отдыхает, а мэрия - работает?
- А разве может быть иначе? Когда город празднует, для управленцев и для меня как мэра, это время самой напряженной работы. Чтобы в системе жизнеобеспечения города не произошло сбоев. Чтобы четко ходил транспорт, а улицы были чистыми при любых снегопадах. Чтобы побольше детей во время каникул посетили разного рода зрелищные мероприятия - кстати, проезд для школьников в это время будет в общественном транспорте бесплатным.
- Ваши пожелания жителям города?
- Прежде всего хотел бы поблагодарить всех жителей за год ушедший: нам вместе многое удалось сделать в том, чтобы город стал ухоженнее, чище, удобнее для жизни и отдыха. Хочется пожелать, чтобы все доброе, что было в 2004-м, еще более укрепилось в 2005 году. А у кого были, к сожалению, какие-то неприятности - чтобы не повторились, разумеется. Чтобы в каждой семье было тепло, уютно, были любовь и уважение. Уважение к старшим, особая забота о детях. Ведь город состоит из семей, хорошо в семьях - хорошо в городе.
Хотелось бы, чтобы мы всегда были вместе в преодолении того плохого, что окружает нашу жизнь, в поиске решений, как ее сделать лучше. Я надеюсь на такой диалог: добрый, порядочный, человечный. И уверен, что 2005 год будет годом дальнейшего развития города, шагом вперед. Хочу пожелать всем в этом участия, добра и здоровья.