work-flow-Initiative

Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей

Язык [ РУССКИЙ ]

Соседние разделы


История Белоруссии

Эффективная диктатура.

Дата публикации: 2018-12-03 17:36:34
Дата модификации: 2018-12-03 17:36:34
Просмотров: 891
Материал приурочен к дате: 1997-10-27
Прочие материалы относящиеся к: Дате 1997-10-27 Материалы за: Год 1997
Автор:
 
 
     Александр Ивантер, Юрий Шевцов.
     Причины экономического бума в Белоруссии -- централизация власти,
ресурсов и ренты от транзитного статуса, оплаченной российскими
налогоплательщиками.
        По данным Министерства статистики и анализа Белоруссии, в I
полугодии 1997 года ВВП страны подскочил на 11% (по итогам прошлого
года -- на 2,6%). Рост промышленного производства еще более впечатляет
-- 13,9% по сравнению с I полугодием 1996 года. Зафиксирован подъем в
сельском хозяйстве (на 4,2%) и на транспорте (грузооборот вырос на
14,6%). Число убыточных предприятий в Белоруссии сократилось с 24,5%
в I полугодии 1996 года до 17,3% в нынешнем году.
        Примечательно, что промышленность все больше работает не на
склад, а на рынок: около 93,4% выпущенной в первом полугодии
продукции реализовано. Складские запасы неликвидов уменьшились за
год с 85 до 51,3% месячного объема производства.
        Белорусская оппозиция подвергает критике официальные итоги
полугодия, утверждая, что эти показатели просто фальсифицированы.
Однако есть все основания считать, что это не так. Например,
социологический опрос директората белорусских промышленных
предприятий показал, что процент директоров, которые уже имеют или в
ближайшее время ожидают роста объемов производства на своих
предприятиях, примерно соответствует официальной статистике
убыточных и рентабельных производств.
        Сдержанно подтверждает правительственные цифры и
авторитетный Белорусский союз предпринимателей и арендаторов
(БСПиА). Согласно его информации, из 2104 промышленных
предприятий увеличили объемы выпуска 87,3%, а в целом по республике
объемы производства нарастили 82% всех предприятий.
        Наконец, макропоказатели легко перепроверить статистикой
выпуска самих промышленных гигантов. Нестыковок в информации с
мест и в правительственных итогах полугодия пока не отмечалось. Так,
производство тракторов на Минском тракторном заводе составило 15,8
тыс. штук (плюс около 5 тыс. произведено на сборочных заводах в
Польше и Пакистане) -- рост на 20%, грузовых автомобилей на МАЗе --
6100 штук (а также около 300 машин на открытом весной 1997 года
сборочном заводе в Польше), 214 тыс. телевизоров на производственных
объединениях "Горизонт" и "Витязь".
        Итак, от факта интенсивного промышленного роста в Белоруссии
в нынешнем году, похоже, никуда не деться. И факт этот требует
объяснений, какие бы эмоции ни вызывал политический режим соседней
страны.
  Не тигр, но зубр.
        Надо отдать должное официальным статотчетам Белоруссии --
негатив в них также присутствует. Касается он прежде всего двух
моментов, которые начинают проливать свет на причины и факторы
хозяйственного роста, -- всплеска инфляции и быстрого увеличения
отрицательного сальдо внешней торговли.
        По данным Минстата Белоруссии, цены промышленных
предприятий-производителей увеличились за I полугодие 1997 года на
63,5% (против 10,8% за I полугодие 1996 года), в том числе по товарам
производственно-технического назначения -- на 72,9%. Среднемесячное
значение инфляции на потребительском рынке, по данным
Минэкономики республики, составляет в нынешнем году 4,7%. По
внешним признакам это сильно напоминает типичную эмиссионную
накачку внутреннего спроса. Впрочем, это не отрицает и руководство
страны. Президент Лукашенко прямо заявил, что инфляция была им
сознательно стимулирована ради нормального хода весенней посевной
кампании, в первую очередь для облегчения закупок топлива колхозами.
        При этом за счет опережающего роста заработной платы
реальные денежные доходы населения за семь месяцев текущего года
выросли на 10%. Проблемы зарплатных долгов по сути не существует:
она успешно решена при помощи счет печатного станка. Несмотря на то
что более трети населения находится за чертой бедности, позитивная
динамика реальных доходов позволяет удерживать социальную
обстановку в приемлемых рамках.
        После своей победы на выборах 1994 года Лукашенко
санкционировал грандиозную программу по рассасыванию скрытой
безработицы в промышленности. Вероятно, самым мощным элементом
этой программы было предоставление горожанам дачных участков по
месту их работы. Ныне примерно половина городских семей располагает
дачными участками, на которых выращивается сельхозпродукция для
собственного потребления. И это не считая массовых связей горожан со
своими деревенскими родственниками.
        Социальная напряженность, вызванная падением
промышленного производства, таким образом в значительной степени
демпфируется этим тактическим, но от этого не менее эффективным
приемом. Рабочие не спешат увольняться с предприятий: зарплата, хоть и
небольшая, регулярно выплачивается, голод семьям не грозит. Вместе с
колоссальной пропагандистской машиной и спецслужбами,
упреждающими формирование оппозиционных политических структур,
патерналистская забота государственных структур о социально
обездоленных слоях населения не дает обществу расколоться.
        Эмиссионная поддержка оказала стимулирующий эффект на
целый ряд производств неэкспортного сектора хозяйства. Рост
промышленного производства обеспечили не только экспортные отрасли
производства, но и ориентированные на внутренний рынок. Так, рост
объемов производства в строительной индустрии составил по итогам
полугодия около 40% (максимум среди всех отраслей хозяйства), в первую
очередь за счет жилищного строительства. И все же эмиссионное
стимулирование хозяйства весьма ущербно. Достаточно одного
серьезного шока -- скажем, резкого неблагоприятного изменения
внешнеэкономической конъюнктуры или возникновения ажиотажа на
потребительском рынке, -- и гиперинфляция обеспечена. А в условиях
гиперинфляции, как известно, никакие рычаги денежной политики уже не
работают.
        Второй факт, который невольно охлаждает неумеренный
энтузиазм по поводу белорусского экономического бума, -- это
опережающий рост импорта и наращивание сальдо внешней торговли.
Внешнеторговый дефицит увеличивается примерно на 100 млн долларов в
месяц, за восемь месяцев 1997 года он достиг 1,18 млрд долларов.
Согласно последнему отчету Мирового банка об экономической
ситуации в Белоруссии, валютные резервы страны находятся на
минимальном уровне и не способны предотвратить кризис
централизованного (а он преобладает) импорта.
        Впрочем, столь пессимистичные прогнозы трудно разделить, если
повнимательнее присмотреться к динамике внешнеторговых потоков.
Оказывается, что рост отрицательного сальдо со странами дальнего
зарубежья резко замедлился (экспорт и импорт за восемь месяцев
текущего года выросли практически пропорционально -- на 13 с
небольшим процентов), а абсолютная величина отрицательного сальдо
торговли с Россией просто медленно снижается -- с 356 млн долларов в
мае до 330 млн в августе. Наибольший же рост дефицита в торговле
допущен со странами СНГ (без России, см. график 2).
        Перекос в двусторонней торговле в пользу России объясняется
просто -- это отражение монопольной зависимости Белоруссии от
поставок российского топлива. Однако перекос этот за счет акселерации
белорусских поставок исчезает буквально на глазах. Физические объемы
поставок тракторов и грузовых автомобилей в страны СНГ выросли в
нынешнем году в полтора раза, телевизоров -- притом только в Россию --
на 80%.
  Каждый счастлив с Россией по-своему.
        Экономические успехи Лукашенко обусловлены многими
факторами, но некоторые из них очень специфичны и сразу бросаются в
глаза.
        Во-первых, власти Белоруссии отказались от чековой
приватизации и фактически упразднили инвестиционные фонды,
созданные до президентских выборов 1994 года. У этого шага есть
множество негативных сторон. Однако надо признать, что в условиях
господства в экономике Белоруссии крупных промышленных
предприятий-монополистов этим шагом республиканское руководство
предотвратило вспышку борьбы за передел собственности. Взамен была
избрана стратегия медленной продажи пакетов акций крупных
акционированных предприятий целевому иностранному инвестору.
        Во-вторых, белорусское руководство ведет во многих случаях
удачную с точки зрения своей экономики внешнюю политику. Прежде
всего относительно России. Два помпезных договора от 2 апреля 1996
года и 2 апреля 1997 года помимо политических аспектов имели и
экономический смысл: Белоруссии были списаны долги перед Россией на
сумму около 1 млрд долларов (для сравнения: объем обсуждавшегося в
свое время с МВФ кредита для Белоруссии составлял всего 300 млн
долларов). В результате крупные промышленные предприятия-
экспортеры освободились от "удавки клиринга" (ранее за российское
топливо Белоруссия расплачивалась адресными поставками своей
промышленной продукции в Россию по не выгодным для себя ценам).
"Прощение" долгов развязало руки директорам гигантов для проведения
относительно самостоятельной сбытовой политики и реализации
крупных проектов с иностранными инвесторами.
        Возможно, именно это стало ключевым фактором успешной
реанимации известных союзных монстров телевизионной
промышленности -- витебского завода "Витязь" и минского "Горизонта".
В конце прошлого года белорусские заводы ожили и начали производить
вполне конкурентоспособные модели телевизоров. Элементная база
Philips (а схемотехника и конструкция у нас всегда были на высоте),
современный дизайн, добротные корпуса и высокое качество
изображения и звука вкупе с ценой в 200-220 долларов позволяют им
успешно конкурировать с импортной продукцией аналогичного класса
по цене 250-280 долларов.
        Еще большие выгоды имел для Минска Таможенный союз с
Россией. Благодаря подконтрольной приватизации Белоруссия
практически отсекла от своего экономического пространства российский
крупный капитал, в то время как сама в полной мере пользуется доступом
к российскому рынку. Белорусские товары в России не облагаются
таможенными пошлинами (если вспомнить, что уровень зарплаты в
Белоруссии не превышает 40% среднероссийского, можно оценить
степень конкурентных преимуществ товаров из РБ на нашем рынке).
Белорусский капитал может свободно вращаться в России. Белорусская
рабочая сила свободно циркулирует по огромной территории РФ.
Минское руководство на республиканском уровне вступает в прямые
экономические отношения с субъектами Российской Федерации, каждый
из которых поодиночке в экономическом плане значительно слабее РБ.
Ясно, что официальный Минск в российских областях успешно
лоббирует интересы именно своей экономики. Именно поэтому недавняя
реакция Александра Лукашенко на запрет президента Ельцина посещать
без согласования с ним российские регионы оказалась столь болезненной.
        По оценке директора Института экономического анализа (ИЭА)
Андрея Илларионова, ежегодные дотации в белорусскую экономику
составляют 1,5-2 млрд долларов: "Белорусское 'экономическое чудо'
оплачено из карманов российских налогоплательщиков", -- заявил он. По
мнению г-на Илларионова, перелом в белорусской экономике наступил в
апреле 1996 года, когда Россия простила Белоруссии долги и было
заключено соглашение о Таможенном союзе: "До этого доходы от
импорта составляли пять процентов в белорусском бюджете, сейчас --
пятнадцать. Налицо финансовая подпитка Белоруссии со стороны
России".
        Безусловно, Белоруссия пожинает плоды от переориентации на ее
территорию транзитных товаропотоков с Европой. По регулярным
заявлениям российских и белорусских высших официальных лиц, ныне
через РБ проходит около 70-80% всей торговли между Европой и Россией.
О транзитной эпопее, вероятно, еще будут написаны тома. Однако
некоторые цифры в печать просочились уже сейчас. Общие потери РФ за
год существования Таможенного союза с РБ весной 1997 года российские
чиновники и эксперты оценивали примерно в 4 млрд долларов. Обычно
речь идет о различных льготах, которые президент РБ собственными
указами предоставляет приближенным фирмам при уплате ими
таможенных платежей. Сам Александр Лукашенко, выступая по
белорусскому телевидению, признавал, что подписал свыше двухсот
подобных распоряжений. Вот лишь один такой факт, попавший в СМИ:
фирма "Торгэкспо" получила право на льготный провоз в Белоруссию
спиртного на сумму примерно 500 млн долларов! В условиях единого
таможенного пространства это по сути означало право на льготный
провоз спиртного на территорию России.
        Важно, однако, то, что с белорусской стороны доходы от
льготного и нелегального транзита товаров в РФ в значительной мере
централизуются. Льготы предоставляются личным распоряжением
президента и только крупному капиталу. Есть все основания полагать,
что доходы от транзита помогают Белоруссии сдерживать рост
социальной напряженности и осуществлять структурную перестройку
крупного промышленного производства.
  С помощью Запада -- на просторы России.
        Белоруссия может показать России пример по части
господдержки промышленных гигантов. Весьма показателен пример с
Минским тракторным заводом. Когда в 1994 году вследствие
неожиданного резкого подорожания российских комплектующих
возникла угроза срыва выполнения крупной сделки с Пакистаном, МТЗ
было выделено 20 млн долларов из кредита МВФ, который получила
тогда РБ. Тракторы в Пакистан пошли. Завод выжил, а вот его
российские конкуренты -- Липецкий и Владимирский заводы -- вскоре
сошли с дистанции и сейчас пребывают в весьма плачевном состоянии.
При том что в 1991 году РСФСР производила 178 тыс. тракторов, а
Белоруссия -- 101 тыс., в I полугодии 1997 года РБ произвела 15,8 тыс.
тракторов, а Россия на всех своих заводах -- 6,6 тыс.
        Не менее плачевная для России картина вырисовывается сейчас и
по части сложной промпродукции. Белоруссия обогнала нас по объемам
выполненных авиаремонтных работ. Дела пошли настолько хорошо, что
Лукашенко торжественно санкционировал создание целого нового
государственного концерна по ремонту авиатехники в составе бывших
военных и гражданских авиаремонтных заводов. Выпуск телевизоров к
концу года в Белоруссии превысит российское производство вчетверо.
        По сообщениям белорусских СМИ, в правительственной
отчетности даже введен особый параметр: таблица из двух столбцов. В
одном производство на белорусских промышленных предприятиях, в
другом -- производство однотипной продукции на российских
предприятиях-конкурентах. Никто в Минске не скрывает удовлетворения
от созерцания этой таблички.
        Пока в РФ воюют на всех возможных фронтах и смеются над
"колхозником", в РБ развернулось производство совершенно новых видов
промышленной продукции, зачастую с участием западного капитала.
Белоруссия в течение последних двух-трех лет создала и наладила выпуск
единственного в бывшем СССР грузового автомобиля, отвечающего
техническим стандартам стран Европейского союза (проект МАЗа с
предполагаемым рынком сбыта в России). Освоила на нескольких
заводах производство автобусов (поставки предполагаются также в РФ,
70% комплектующих -- белорусские). Перешла к выпуску собственной
модели телевизора шестого поколения (за год доля брака белорусских
телевизоров за счет западных комплектующих упала с 30 до 3%). В июле
1997 года начала сборку легковых машин "Форд", выпуск которых под
Минском через год-два может достигнуть 100 тыс. штук в год.
        Принципиальная особенность белорусских промышленных
проектов -- ориентация на техническое сотрудничество с западными
корпорациями, но на российский рынок сбыта и сырья. Кстати, указом
президента РБ поставки комплектующих в Белоруссию из-за границ
Таможенного союза пошлинами практически не облагаются. В I
полугодии 1997 года самый высокий прирост (более 40%) достигнут на
совместных предприятиях с участием иностранного капитала. В Минске
никто и не скрывает, что будущее белорусской промышленности -- в
доступе к российскому рынку, выходе на новые рынки сбыта и сырья за
пределами РФ и в техническом сотрудничестве с западным капиталом, в
первую очередь с крупными ТНК.
        Именно к ним бесконечно обращается президент Лукашенко,
обещая и предоставляя самые немыслимые экономические льготы.
Проекты, которые необходимы Минску, масштабны, долговременны и
рассчитаны на расшивку узких в технологическом плане мест
белорусской промышленности. Это производство дизельных
автомобильных моторов (совместно с компаниями MAN, Novy Star,
Detroit Diеsel), телевизионной трубки (контракт с американцами на ПО
"Коралл"), совместное с немцами строительство новых объектов
нефтеперегонки на Мозырском НПЗ. По большинству ключевых
проектов либо заключены соглашения, либо уже начата их реализация.
Речь, подчеркнем, идет не только о сборке западной продукции на
белорусских предприятиях, но и о технической модернизации собственно
белорусской промышленной продукции.
        Так что хотя Александр Лукашенко и балансирует на грани
крайнего обострения политических отношений с Западом и Россией,
резерв прочности у белорусской экономической машины, судя по всему,
существует. Она начала быстро и вполне продуманно отходить от края
экономической пропасти. В ближайшее время России, вероятно, не
только придется столкнуться с потоками контрабанды через Белоруссию,
но и выдерживать серьезную конкуренцию с дешевыми белорусскими
промышленными товарами, за которыми будет маячить техническая
мощь западных корпораций...
  На чем зиждется успех белорусской экономической модели.
        -- эмиссионное стимулирование внутреннего спроса с целью
поддержания отечественной промышленности и снятия социальной
напряженности
        -- политическая и экономическая диктатура президента,
гарантирующая сохранение социальной стабильности в обществе и
управляемости хозяйства
        -- точечная финансовая и внешнеполитическая поддержка
экспортных производств
        -- централизация доходов от транзитных товаропотоков между
Россией и Западом и их канализация на поддержку промышленности
        -- контролируемая выборочная приватизация с привлечением
целевых иностранных инвесторов
        -- модернизация технологической базы с помощью Запада и
экспансия на российский рынок
  Возможен ли аншлюс России.
        Анализ показывает, что залог успешности функционирования
белорусской экономической системы -- принцип "ниппель"
(односторонней проводимости). Это модель автаркичного анклава со
сверхльготным доступом к российскому рынку и эффективным
механизмом распределения рентных доходов. Однако Лукашенко, как ни
странно, последовательно проводит курс на объединение с Россией.
Этому может быть только два объяснения.
        Вариант первый: это просто убаюкивающая российского медведя
риторика, под аккомпанемент которой можно продолжать тихо
эксплуатировать выгоды своего транзитного статуса. Вариант второй:
это не просто слова, а реальные намерения. Однако в масштабах единого
союзного экономического пространства многие преимущества нынешней
хозяйственной модели Белоруссии автоматически утрачиваются. Вряд ли
Лукашенко не отдает себе в этом отчет. Некоторые аналитики склонны
считать, что он способен навязать России свои правила игры. Но для
этого ему предстоит схлестнуться с российским капиталом, привыкшим
"жить и работать" совсем по другим правилам. Не боится ли, наконец,
Александр Григорьевич просто увязнуть в нашем бардаке? Ведь задачка
аншлюса России куда как сложнее, чем приструнить десятимиллионную
Белоруссию с расстояниями дневного танкового марша. И все же при
наличии альянса с силовыми структурами в России (как знать, возможно,
он выстраивается уже сейчас) и при поддержке значительной части
региональных политических элит в европейской части России его шансы
стать президентом Союза России и Белоруссии могут оказаться не
нулевыми.
        Надо признать, что отсутствие у России продуманной стратегии
выстраивания союза с Белоруссией, -- а союз этот политически и
экономически в интересах России, -- на принципах, альтернативных
модели квазирыночной диктатуры Лукашенко, лишь увеличивает шансы
последнего на успех.
 
 
 
Описание материала: Причины экономического бума в Белоруссии -- централизация власти, ресурсов и ренты от транзитного статуса, оплаченной российскими налогоплательщиками.

Остальные материалы раздела: История Белоруссии

Предыдущая Под судом за боевой танец
Следующая К «Евровидению-2012» Беларусь готова

Адрес страницы: link

Причины экономического бума в Белоруссии -- централизация власти, ресурсов и ренты от транзитного статуса, оплаченной российскими налогоплательщиками. Эффективная диктатура