7-12 ноября 2003 года в стенах АГМА вся общественность Астраханской области отмечала знаменательное и торжественное событие. Ровно 85 лет назад начался путь становления и творческой деятельности авторитетнейшего медицинского вуза России, крупного культурного центра на Юге нашей страны - путь от медицинского факультета Астраханского университета (1918 г) до медицинского института (1922 г) и медицинской академии (1995 г).
Очевидно, мало кто знает, что мысль о создании в Астрахани высшего учебного заведения впервые была высказана почти 300 лет назад. Летом 1712 года известный немецкий философ и математик Лейбниц направил Петру I записку, в которой писал: «Москва, как столица, Астрахань, Киев и Петербург заслуживают особенного внимания относительно учреждений в них университетов, академий, школ и всего, что к этому относится».; Нам трудно сейчас комментировать причины такого заявления и трудно понять, что уже в то далёкое время учёные четко видели современные геополитические перспективы Астраханской земли и её значение для государства Российского.
|
Первый ректор - профессор С.А.Усов |
Астрахань, как перекрёсток торговых сухопутных и водных дорог, соединявших Кавказ с Уралом, Каспийское море с Балтийским, центральные области России с Азией и Ближним Востоком, исстари являлась для нашей страны регионом стратегическим. При открытии медицинского факультета Астраханского университета конечно же, была учтена крайне неблагополучная эпидемиологическая ситуация в регионе - свирепствовавшие эпидемии оспы, чумы, холеры, тифа, высочайшая заболеваемость туберкулёзом, трахомой и лепрой. Именно поэтому к 1922 году все факультеты Астраханского университета, кроме медицинского, были закрыты, а университет преобразован в медицинский институт.
История нашего вуза помнит первого декана медицинского факультета - врача С.Р. Залкинда, которого называли «степным рыцарем», отдавшим лучшие годы своей жизни беззаветному служению больным калмыкам и другим «инородцам», кочевавшим в бескрайних степях Астраханского края. Неизгладимый след в период становления вуза оставили выдающиеся учёные, врачи и педагоги, которые закладывали современные традиции Астраханской медицинской академии - профессора Г.В. Берлацкий, В.И. Березин. И.А. Голяницкий, П.И. Карузин, И.В. Мурашов, А.Т. Лидский, И.С. Баккал, И.М. Бураков, Г.Г. Непряхин и многие другие.
|
Старый терапевтический корпус Александро-Мариинской больницы - база кафедры факультетской терапии |
Создавались новые кафедры, расширялась клиническая база, шло оснащение лабораторий, кафедр и служб. Благодаря инициативе, глубокой патриотичности и преданности медицине, профессорско-преподавательский состав и студенчество всегда активно откликались на призывы страны и руководства губернии быть на защите здоровья и жизни как местного населения, так и государства в целом. Профессора, преподаватели и студенты вуза неоднократно участвовали в ликвидации эпидемий. Первый раз это произошло в 1922 году, когда приказом Астраханского губисполкома студенты были мобилизованы на борьбу с холерой. Это же повторилось в 1970 году, когда наш край вновь посетила холера. Ежегодно сотни наших студентов, интернов, клинических ординаторов и аспирантов участвуют в практической работе поликлиник и ЛПУ на ликвидации вспышек гриппа и других вирусных инфекций.
Становление и рост медицинского вуза шли параллельно развитию системы практического здравоохранения в Астраханской области. В 1927 году медицинский институт получил ставший на долгие годы основным теоретическим и административным корпусом здание бывшей армянской духовной семинарии. В 1937 году было построено первое вузовское общежитие по ул. Коммунистической. В предвоенный период наряду с лекциями стал широко использоваться метод практических, лабораторных и семинарских занятий. На клинических кафедрах ведущим принципом оставалось преподавание у постели больного. Именно он позволял готовить врачей высочайшей квалификации, создавал авторитет Астраханской медицинской школе. В эти годы в институт на работу приезжали из старых Российских университетских центров прекрасные специалисты, создававшие впоследствии свои научные школы на астраханской земле. Это профессора Топорков Ф.М., Артемьев Н.И., Переводчиков И.Н., Малов Г.А., Баль В.М. Фёдоров Н.И. и другие. Именно благодаря вузовским учёным в Астраханском регионе было покончено с трахомой, резко снизилась заболеваемость лепрой и туберкулёзом. Некоторые выпускники АГМИ этих предвоенных, а затем и послевоенных лет вскоре сами стали профессорами и возглавили кафедры, как в Астраханском мединституте, так и в медицинских вузах других городов (Алма-Аты, Хабаровска, Ижевска, Калинина, Иваново, Самарканда).
Уже в 1940 году АГМИ был готов к открытию второго, педиатрического факультета, было запланировано расширение вуза, строительство морфологического корпуса. Но война сорвала планы коллектива. В эти годы вся его деятельность была подчинена законам военного времени, победе над врагом. Досрочный выпуск врачей 1941 года, как и большая часть профессоров и преподавателей, ушли на фронт. Многие не вернулись, но память о них всегда будет жить в наших сердцах. Через много лет после окончания войны сотрудникам вуза, воинам-медикам в сквере у старого корпуса был воздвигнут монумент.
Военная история нашего медицинского вуза богата и патриотична, на ней воспитывается нынешнее поколение молодых врачей. Это и участие в народном ополчении, и эвакуация в Гурьев, Куйбышев и Барнаул, где продолжалась подготовка врачей. Это и огромная работа по противохимической и противовоздушной обороне. В частности, была открыта спецлаборатория по изготовлению зажигательных смесей для борьбы с танками и бронемашинами противника, в которой активно работали Степанов Б.И., Руденко Е.И., Вепринцев И.И., Гоздек С.И. Профессором Курочкиным Б.И. был разработан метод лечения гнойных ран «чудесной палочкой», которая спасла жизни многих бойцов. О высоком уровне и авторитете АГМИ в те годы говорит факт издания Постановления СНК СССР о слиянии Сталинградского, Астраханского медицинских и Ленинградского педиатрического институтов в один медицинский вуз под именем Астраханского с дислокацией в Барнауле. Но жизнь распорядилась иначе, и вуз в конце 1943 года вернулся в Астрахань. За время войны АГМИ осуществил 8 выпусков врачей. Даже в эти сложнейшие годы в вузе шло совершенствование учебно-научного и лечебного процессов, оказывалась огромная помощь практическому здравоохранению.
|
Первое студенческое общежитие |
После войны деятельность АГМИ постепенно налаживалась. Здесь появились новые кафедры и службы, было организовано студенческое научное общество (1948 г.), учреждён актовый день вуза (1958 г.), появилось второе (1963 г.) и третье (1966 г.) студенческое общежитие. За достигнутые успехи в развитии народного здравоохранения в 1958 году Астраханский медицинский институт был награждён Почётной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР. В 1966 году открылся педиатрический факультет. В 1968 году вузу присвоена 2-я категория.
Весьма отрадным является то обстоятельство, что благодаря славным традициям, большому опыту, профессионализму и мудрости профессорско-преподавательского состава, коллектив АГМИ с минимальными издержками пережил перестройку и все эти годы активно вёл созидательную деятельность. В это сложное и тяжелое время коллективу вуза удалось не только сохранить все лучшее, что было создано нашими предшественниками, но и сделать новый шаг к дальнейшему развитию, создать реальные предпосылки трансформации института в академию и условия для его дальнейшего развития.
Среди замечательных учёных и специалистов, в разные годы учившихся и работавших в вузе - лауреаты Государственной премии Левкович Е.Д., Гембицкий Е.В., Климов К.М., член-корреспондент АМН СССР Лидский А.Т., Заслуженные деятели науки РСФСР Аминев А.М., Баль В.М., Берёзов Е.Л., Бржозовский А.Г., Вилявин Г.В., Переводчиков И.Н., Смирнов Е.В., Шестаков С.В., Белоярцев Ф.Ф., Богомолов Б.П., сотрудник ООН Пустовой И.В., лауреат Премии Правительства РФ в области науки и техники Буркин В.С., и другие.
|
Профессор Н.Г.Лычманов
|
|
Профессор И.Н.Аламдаров в лаборатории |
В вузе постоянно работали и работают яркие личности, выдающиеся учёные, врачи и педагоги, имена которых хорошо известны общественности. Имя одного из них - профессора Н.Г. Лычманова, заведовавшего кафедрой хирургии и работавшего проректором института, носит одна из улиц нашего города, где находится главный учебный корпус. Имя другого - проф. И.Н. Аламдарова, который заведовал кафедрой неврологии и в течение нескольких лет был ректором вуза, присвоено одной из областных клинических больниц, где он проработал всю жизнь. Среди ведущих профессоров и преподавателей немало тех, кто оставляет молодёжи мудрые в житейском и воспитательном плане, прекрасно изданные и поучительные книги. Это проф. Богатов А.И., перу которого принадлежит книга «Страницы жизни и творчества хирурга», профессор Демичев Н.П., выпустивший в текущем юбилейном году блестяще написанную книгу «Рассекая время».; Среди врачей, заканчивавших наш вуз, немало прекрасных писателей, публицистов и журналистов
|
Профессор Л.Е.Каршина
|
|
Профессор В.Б.Сучков
|
Целая плеяда выпускников Астраханского медицинского института, в различные годы возглавляла его коллектив, или другие вузы. Это профессора Каршина Л.Е., Аламдаров И.Н., Татаринов Ю.С., Сучков В.Б., Голубев А.М. Уже многие десятилетия руководителями практического здравоохранения Астраханской области являются только бывшие питомцы АГМИ: Сапожникова К.А., Трясучов О.И., Ничога А.М., Грященко В.П., Юшков В.А., Гаврилов А.Е. Большой след в истории нашего вуза был оставлен ректорами Сучковым В.Б. и Полуниным И.Н. Был открыт зал Боевой и трудовой славы, студенческий санаторий-профилакторий, построена загородная база отдыха (1975 г.), четвёртое и пятое общежития (1976 и 1980 гг.), открыта ЦНИЛ (1977 г.). В 1976 году АГМИ стал вузом первой категории. В 1987 году вступил в строй новый теоретический корпус, был открыт музей истории нашего вуза (1988 г.), факультеты усовершенствования врачей, иностранных студентов (1991 г.) и постдипломной подготовки (1993 г.), издательский отдел (1995 г.). В 1995 году АГМИ переименован в АГМА. Здесь появился НИИ КИП, УНДЦ, наркологический центр, докторантура, много новых кафедр и служб.
|
Профессор Я.А.Макаревич
|
В Астраханской медицинской академии созданы и продолжают плодотворно работать научные школы по иммунохимии белков-маркеров патологических состояний (проф. Татаринов Ю.С., проф. Афанасьева А.Н., проф. АГМА Никулина Д.М., проф. Николаев А.А.), хирургической гастроэнтерологии (проф. Вальтер В.Г., проф. Кутуков Е.Г., проф. Зурнаджьянц В.А., проф. Кучин Ю.В.), травматологии и ортопедии (проф. Демичев Н.П.), эмбриологии и морфологии (проф. Попова-Латкина Н.В., проф. Рудан А.С., проф. Асфандияров Р.И., проф. Молдавская А.А.), хронобиологии и хрономедицине (проф. Бекчанов А.Н., проф. Сентюрова Л.Г.), патофизиологии инфекционного процесса (проф. Гаранина И.П., проф. Первухина Л.А., проф. Тризно Н.Н.), гепатологии (проф. Ногаллер А.М., проф. Макаревич Я.А., проф. Прошина П.П., проф. Левитан Б.Н.), по социально-гигиеническим аспектам состояния здоровья населения нашего региона (проф. Яковлев Ю.Г., проф. Сердюков А.Г.), по иммунодиагностике в педиатрии (проф. Силищева Н.Н., проф. Григанов В.И.).
В настоящее время среди структурных подразделений АГМА - 10 факультетов, в том числе с юбилейного 2003 года открылись 3 - фармацевтический, менеджмента (сестёр с высшим образованием) и факультет довузовского образования, а с 2004 года - медико-профилактический.В академии 60 кафедр и курсов, научно-исследовательский институт краевой инфекционной патологии (НИИ КИП), учебно-лечебный наркологический центр с клиническим отделением, отделы интеллектуальной собственности, докторантуры, аспирантуры и клинической ординатуры, научная библиотека, компьютеризированный сертификационный центр, редакционно-издательский отдел и многие другие подразделения и службы.
В вузе постоянно совершенствуются все учебные программы, вводятся в учебный процесс новые дисциплины, элективные курсы. Это позволяет не только качественно готовить студентов, но и проводить последипломную специализацию и усовершенствования молодых врачей. Лишь только через клиническую ординатуру в АГМА подготовлено 2089 специалистов. В течение четырех лет в академии функционирует учебно-научно-диагностический центр
|
В 1987 году вуз получил новый теоретический корпус |
В 2000 году здесь было открыто отделение медицинской и экологической картографии, целью которого являлось спутниковое зондирование и картографирование региона Нижнего Поволжья и северного Каспия для изучения заболеваемости в районах области с учетом геофизических явлений и экологической обстановки. В текущем году эта лаборатория вышла за рамки нашей академии и на её базе при поддержке губернатора было создано государственное унитарное предприятие «Геоинформационный центр», целью которого является разработка новых подходов и технологий для решения многих промышленных и социальных проблем нашего края, принятия правильных управленческих решений на уровне города и области.
|
Обход проф. В.М.Мирошникова
|
В АГМА обучается 3000 студентов 45 национальностей, в том числе из 12 зарубежных стран. Подготовка аспирантов и докторантов проводится по 20 специальностям. В 1960 году вузу впервые было дано право принимать к защите диссертации по лепрологии, а с 1962 года - по 16 общемедицинским специальностям (до 1977 года диссертации защищались не в специализированном, а на общевузовском ученом совете). В настоящее время в вузе успешно работает специализированный совет по защите кандидатских диссертаций по внутренним болезням, педиатрии и хирургии. За 85 лет сотрудниками вуза было защищено 94 докторских и 551 кандидатская диссертация. Только за последние 5 лет сотрудниками АГМА защищено 19 докторских и 125 кандидатских диссертаций.
Первые научные исследования сотрудники вуза публиковали в «Учёных записках Астраханского государственного университета» (1919 г.), в «Астраханском медицинском вестнике» (1922 г.) и журнале «Медицинское обозрение Нижнего Поволжья» (с 1924 г.). С 1932 года и по сей день систематически издаются труды вуза. До 1995 года преподаватели выпустили 62 монографии, а с 1996 года, когда был создан издательскиё отдел - 54 монографии, 215 учебно-методических пособий, рекомендаций и 51 сборник научных трудов. За годы творческой деятельности учёными вуза были сделаны два открытия (проф. Татаринов Ю.С. и доцент Масюкевич В.Н.), получено 138 авторских свидетельств и патентов на изобретения, подано 1337 рацпредложений отраслевого (90) и местного (1247) значения. Большинство этих работ, касающихся способов диагностики и лечения, внедрены во врачебную практическую деятельность.
|
Оперирует проф. Н.П.Демичев
|
В настоящее время в АГМА работают 60 докторов наук и профессоров, 273 кандидата наук и доцента. Остепененность профессорско-преподавательского состава в вузе превышает общереспубликанскую (более 70 %). В академии работают 21 член-корреспондент и действительные члены (академики) различных международных и российских общественных академий, созданы хорошо известные в стране и за рубежом научные школы. В настоящее время среди профессорско-преподавательского состава - Заслуженный деятель науки РФ, 4 Заслуженных работника высшей школы РФ и 3 отличника высшей школы, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники, 20 Заслуженных врачей РФ, Заслуженный работник здравоохранения РФ, 16 отличников здравоохранения, 2 отличника физкультуры и спорта РФ, 3 Почётных гражданина города Астрахани - проф. Аламдаров И.Н., проф. Демичев Н.П. и проф. Полунин И.Н. Историю любого коллектива делают его люди. С чувством глубокой признательности следует назвать если не всех, то имена многих ветеранов нашей академии, которые и по сей день не прерывают с ней творческих связей и вносят свой вклад в её развитие и воспитание молодёжи: Богатов А.И., Приказчиков А.И., Яценко К.Ф., Сундуков В.А., Винник Л.А., Трубников Г.А., Сучкова Е.Н., Татаринова Л.А., Мельков В.Д., Филимонов Ю.И., Ветлугина К.Ф., Кузьменко К.Д., Бабаев А.М., Филиппов Б.Ф. Аронов М.З., Пушкарев А.С. и многие другие.
|
В читальном зале библиотеки
|
АГМА имеет четыре теоретических корпуса, 5 студенческих общежитий, столовые, спортивные залы, загородную спортивно-оздоровительную базу отдыха. Клинические кафедры базируются во всех крупных лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) города. Академия тесно сотрудничает с органами практического здравоохранения. Многие ведущие профессора и доценты академии являются главными специалистами департамента здравоохранения, ряд доцентов клинических кафедр одновременно выполняют обязанности заведующих отделениями в больницах. Начальник департамента здравоохранения и главные врачи ведущих ЛПУ - члены учёного совета академии.
|
В фойе главного корпуса
|
В текущем году в вузе создана юридическая служба, планово-экономический отдел, открыты три новых факультета, межкафедральное отделение клинической иммунологии, отремонтированы площади НИИ КИП и передислоцированы на них две кафедры, позволившие создать крупный единопрофильный комплекс для будущего медико-профилактического факультета. В общевузовском плане НИР ежегодно содержатся 140-160 исследований, в основном, соответствующих ведущим научным направлениям академии и республиканским научно-исследовательским программам. Среди них ежегодно выполняется около 80-100 кандидатских и 15-20 докторских диссертаций, комплексные НИР и монографии. Научные исследования в АГМА проводятся по девяти основным направлениям, имеющим большое народно-хозяйственное значение. В течение последних лет при отсутствии бюджетного финансирования вузовской науки учёные академии стали шире использовать участие в конкурсах на получение грантов различного уровня. В частности, ряд научных
|
С приобретением сложной техники стало возможным выполнение эндоскопических операций |
Сотрудники и студенты академии систематически занимают почетные места на научных форумах, получают медали и дипломы выставок, конференций и т.п. Вуз активно сотрудничает с рядом ведущих отечественных и зарубежных академий и научно-исследовательских организаций. Достаточно высокий уровень выполняемых в вузе научных работ позволяет сотрудникам академии систематически публиковать работы за рубежом и принимать участие в крупных международных мероприятиях и программах. Авторитет АГМА и её выпускников очень высок как в нашей стране, так и за рубежом. В стенах АГМА систематически проходят различные форумы государственного и международного уровня.
|
Церемония принятия Присяги студентами АГМА |
|
Высокие гости в стенах АГМА
|
В настоящее время, когда здравоохранение России больно, коллектив вуза видит свою задачу не только в подготовке высококвалифицированных кадров, их воспитании, усовершенствовании и специализации. Одной из важных задач вуза является активное участие в реформировании государственной системы здравоохранения, теснейший контакт и содружество с практическим здравоохранением. В регионе, где есть медицинский вуз, высокий научный потенциал и школы специалистов с прекрасными традициями, должна быть и более эффективная система оказания медицинской помощи населению.
* Информация взята из актовой речи ректора,
Засл. врача РФ, проф. Мирошникова В.М.
на торжественном расширенном заседании Учёного совета вуза,
посвящённом 85-летию АГМА (12 ноября 2003 г.).
АСПИРАНТУРА
За период с 1999-2004 гг. в аспирантуре обучалось 74 врача, в том числе в очной аспирантуре - 59, заочно - 15. Было выпущено 35 аспиранта с защитой кандидатских диссертаций.
Подготовка аспирантов в системе послевузовского образования проводится по 20 специальностям:
ДОКТОРАНТУРА
В АГМА подготовка докторантов в системе послевузовского образования ведется по трем специальностям: хирургии (14.00.27), внутренним болезням (14.00.05) и педиатрии (14.00.09).
В АГМА работает диссертационный совет (К.208.005.01) по хирургии, внутренним болезням и педиатрии. За время существования диссертационных советов (с 1995 года) в них была защищена 71 кандидатская диссертация. За последние 5 лет сотрудниками АГМА всего было защищено 9 докторских и 92 кандидатских диссертаций.
В общевузовском плане НИР ежегодно содержатся 140-160 исследований, в основном, соответствующих ведущим научным направлениям академии и республиканским научно-исследовательским программам. Среди них ежегодно выполняется около 80-100 кандидатских и 15-20 докторских диссертаций, комплексные НИР и монографии.
В научном профиле вуза наиболее важные общероссийские проблемы:
Ряд исследований финансируется в связи с их актуальностью для Астраханского региона из фонда Областной Администрации. В последние годы среди них были:
|
|
Кроме комплексных НИР по наиболее актуальным проблемам Астраханского региона, выполняемых учеными АГМА и финансируемых из областного бюджета, ряд работ прошли экспертизу в Минздраве РФ и включены фрагментами в крупные научные разработки, выполняемые головными научно-медицинскими учреждениями страны. Это:
|
В научных исследованиях используется современная аппаратура |
АГМА систематически проводит конференции, съезды, симпозиумы международного, федерального, областного и местного уровня. В частности, за последние 5 лет проведена Республиканская конференция по наркологии, Всероссийский съезд судебных медиков, международная конференция по морфологии и экологии, 8-я Поволжская конференция по репродуктивному здоровью женщины. В мае 2004 года в стенах АГМА прошла научно-практическая конференция с международным участием и школа-семинар для молодых ученых "Современные достижения фундаментальных наук в решении актуальных проблем медицины".
|
|
Открывает конференцию ректор АГМА, академик РАЕ, проф. В.М.Мирошников |
В большом зале областной администрации в момент проведения конференции |
|
|
Продолжение работы конференции на теплоходе
|
В зале заседаний конференции
|
|
|
|
Выступления ученых на научной конференции
|
В 2004 году из всех НИР, находящихся в общевузовском плане, 55% являются охраноспособными.
За последние 5 лет сотрудниками академии получено 50 патентов на изобретение, оформлено 55 заявок по предполагаемым изобретениям, подано 80 рационализаторских предложений по новым разработкам в диагностике и лечении.
|
|
|
В том числе наиболее важными разработками для практического здравоохранения явились:
Сотрудники АГМА ежегодно издают 8-15 монографий и учебных пособий. Наиболее значимыми монографиями, используемыми в учебно-научном процессе, стали:
За последние 2 года 4 научных группы сотрудников АГМА за достижения в научной, научно-педагогической и инновационной деятельности получили губернаторские премии. Среди Лауреатов Губернаторской премии: