Собираем по теме заметки, материалы и статьи
Статьи в разделе:
к-141_курск_атомная_подводная_лодка
Авария на "Курске": мнение специалиста
Подтверждением нашей статьи "Найден виновник трагедии", где высказана мысль, что спасательные работы на "Курске" преследуют не подъем лодки и спасение экипажа, а какую-то другую цель служит комментарий бывшего подводника, опубликованный в internet-ресурсе "Rambler".
Странное ощущение вызвали последние три дня. Я, бывший подводник, командир электромеханической боевой части, прослуживший 15 лет на действующей атомной подводной лодке, не могу найти себе места и иногда ловлю себя на мысли, что лучше оказаться на борту "Курска", чем вот так постоянно думать о том, что делается там, в Баренцевом море. Наверное, сейчас не столько важны причины аварии (боюсь говорить слово "катастрофа"), сколько важно, чем-либо помочь ребятам выйти на поверхность.
Что могло произойти. Гадать трудно. Мы не знаем, на какой скорости, на какой глубине произошла авария, не знаем, какая боевая готовность была объявлена, не знаем, на каких параметрах была энергетическая установка, мы даже не знаем, закончились в это время учения или нет. Нам не дают никакой информации, кроме той которую выжимают из себя неспециалисты информационщики.
Можно предположить, что если лодка возвращалась в базу то, скорее всего:
1. Лодка находилась в подводном положении на безопасной глубине 40- 50 метров
2. ЯЭУ (ядерная энергетическая установка) на пониженных параметрах
3. Лодка удифферентована по моменту и плавучести
4. Ход 10-12 узлов.
5. Возможно, это худшее предположение - боевая готовность 1.
В случае если пробоина образовалась по какому-либо борту в районе переборки между 1 и 2 отсеком (это опять же наихудший вариант), то практически мгновенно сработала аварийная защита реактора, лодка с большим дифферентом на нос пошла на глубину. В этом случае продувание носовых цистерн главного балласта может не принести желаемого результата, так как возможно с одного борта повреждены цистерны этого балласта. Одновременно с этим, даже при наличии хода, поскольку пульт главной энергетической установки не дал упасть автоматической защите, но при отсутствии средних и носовых горизонтальных рулей (надо помнить, что повреждения подводная лодка получила в носу, и даже отсутствие гидравлики в носовых отсеках подлодки (ПЛ) может привести к тому, что рули будут неуправляемы) подводная лодка не сможет выровнять дифферент. Продувание цистерн средней и кормовой группы, может только ухудшить положение, так как будет расти дифферент на нос.
Из всего вышесказанного только один вывод. Повреждения, которые получила подводная лодка, привели к отрицательной плавучести, которую нельзя компенсировать имеющимися на борту средствами, то есть лодка утонула, и винить кого-либо здесь нельзя. Были затоплены как минимум два отсека и прилегающие к ним цистерны главного балласта одного борта. Именно из-за затопления цистерн главного балласта одного борта лодка получила значительный крен и легла на грунт с креном на этот борт. Не спасла от крена даже форма легкого корпуса, которая напоминает "батон", - эллипс в сечении.
Стоит только гадать, сколько отсеков затоплено, герметичны ли межотсечные переборки, жив ли личный состав в носовых отсеках. Мы знаем одно, есть связь только с кормовыми отсеками. Сколько человек в носовых отсеках, и в каком состоянии, можно только предполагать, а этого делать не хочу.
Многие гадают, почему личный состав, находящийся в корме, не выпустил аварийно-спасательный буй. Предположить можно следующее. Все подводники знают, что из-за несовершенства крепления буя его очень часто вырывает из корпуса, а потеря буя - это наказание, разбор происшествия и т.д. Этого никто не хочет и поэтому буй очень часто, нерадивые подводники расклинивают.
Возможно было так, возможно при попытки отдать буй из-за того, что зацепы были нерасхожены был сломан привод отдачи буя, возможно что из-за удара о грунт буй заклинило, но факт есть аварийно-спасательный буй не всплыл. Для тех, кто не знает, могу пояснить, что с помощью этого буя, выпущенного из подводной лодки можно:
1. Передать сигнал об аварии
2. Организовать телефонную связь
3. Вытащить из надстройки подводной лодки ходовой трос КОЛОКОЛА, который по этому тросу можно будет спустить точно на комингс-площадку спасательного люка кормового отсека.
Таким образом, если бы наши спасатели смогли получить в руки буй, то не надо было бы использовать "Спасательные подводные снаряды", которые в слепую должны найти эту комингс-площадку и точно прилепиться к ней. Можно было бы использовать "КОЛОКОЛ", как лифт на поверхность для спасения подводников. Поэтому спасателям надо приложить все силы, чтобы достать этот буй, причем это надо делать не с помощью спускаемых аппаратов, а с помощью водолазов, благо глубина позволяет им работать на корпусе лодки.
Теперь о тех ребятах, которые находятся сейчас в корме. Запасы пищи и воды наверняка есть. Это и аварийный запас пищи, и воды, и провизия, которая находиться в кормовых провизионных цистернах, и вода, которая находиться в цистернах питьевой и питательной воды. Воздух, сейчас это главное. Мы не знаем, сколько отсеков сухих, какое давление в этих отсеках, сколько личного состава в отсеках. Есть аварийный запас регенерации, который возможно позволит продержаться 5-7 суток, на это и надежда. Но ведь есть ЭПРОНовские выгородки, наверняка, если будут спущены водолазы, можно будет через клапаны подачи и отсоса воздуха водолазом вентилировать отсеки подводной лодки. Более того, возможно, это дикое предположение, но теоретически можно используя эти же клапаны попытаться запустить дизель, а это - питание, воздух и связь.
Связи практически нет. Есть перестукивание. Но, во-первых, на переборках каждого отсека есть таблицы перестукивания которые можно использовать и передавать любые слова в обоих направлениях. Возможно, мешает отсутствие света (аварийные фонари давно уже сели), но подводники должны знать эти таблицы наизусть.
За то время, которое прошло с момента аварии на подводной лодке, уже можно было завести кессоны на кормовую надстройку ПЛ и водолазы могли бы не только войти внутрь прочного корпуса, но и выполнить необходимые работы с аварийно-спасательным буем. Та информация, которая поступает от СМИ, наводит на не очень хорошие мысли. После провалившихся попыток спасения подводными снарядами, предлагается поднять лодку понтонами на глубину 30-50 метров. Да если можно завести понтоны и если удастся оторвать подводную лодку, прилипшую под давлением в 10кг/кв.см. к грунту, то она всплывет на поверхность. И если всплытие начнется, то его уже не остановить до поверхности, так как с каждым метром всплытия положительная плавучесть будет только возрастать.
Предлагается поставить лодку в вертикальное положение. Это почти дико. Все механизмы, которые находятся в лодке, начнут срываться с креплений прочного корпуса, так как максимальный и то кратковременный дифферент, который выдерживают эти крепления 45 градусов. Можно представить, что произойдет, если турбина начнет двигаться по отсекам, сметая на своем пути переборки, другие механизмы. Это решение может привести к катастрофе. Я уже не говорю о том, что такой дифферент не безопасен для ядерной энергетической установки. Это может привести к ядерной аварии.
Что делать?
1. Необходимо вести спасение разными способами одновременно, а не ждать удастся ли СПСам подсоединиться к комингс-площадке, а потом искать другое решение.
2. Необходимо использовать водолазов для работы на корпусе ПЛ, для освобождения аварийно-спасательного буя.
3. Необходимо уменьшить крен подводной лодки всеми силами, не исключен подрыв грунта, затопление цистерны главного балласта борта противоположного крену.
4. Необходимо вести работу по подводу бандажей для понтонов, даже несмотря на то, что это долгая операция, поднимать ПЛ все равно придется.
5. Необходимо вести работу по проникновению в носовые отсеки водолазов, для того, чтобы выяснить обстановку и по возможности загерметизировать носовые отсеки. После этого необходимо через ЭПРОНовские выгородки попытаться осушить герметичные носовые отсеки. Необходимо попытаться загерметизировать все цистерны главного балласта, подвести трубопроводы к клапанам продувания цистерны главного балласта в ЭПРОН и попытаться продуть ее.
6. В конце концов необходимо продумать и создать кессон для установки на кормовой надстройки ПЛ в районе кормового люка и аварийно-спасательного буя.
И все это делать надо быстро. Люди в страшных условиях там, на глубине в 100 метров. По всей видимости нет условий или решительности использовать индивидуальное снаряжение подводника. Возможно в расчет берется глубина 108 метров и они думают, что надо использовать дополнительные гелиевые баллоны, которых на ПЛ нет и которые передаются в случае аварии водолазом. Хотя на самом деле над входным люком глубина на высоту лодки меньше - это 88-84 метра. Возможно, что они не решаются шлюзоваться в полной темноте. Возможно, не хватает на всех индивидуального снаряжения.
Прошу всех кто прочитает эту статью понять главное. Те, кто наверху, наверняка делают все, чтобы спасти тех, кто сейчас находиться в подводном плену, честь им и хвала за это. И не стоит их критиковать, надо всем миром помогать поднять людей на поверхность, надо спасти тех, кто в наше время, при отсутствии средств, своевременного довольствия всех видов ходит в море, не боится эксплуатировать мощную и одновременно страшную по своей мощности технику.
Автор - Кирилл Бекасов, выпускник кораблестроительного факультета ВВМИОЛУ им. Дзержинского 1981 года; Командир группы дивизиона живучести АПЛ 1981-1986 гг; Командир дивизиона живучести АПЛ 1986-1991 гг; Командир электромеханической боевой части АПЛ 1991-1995 гг; Капитан 2 ранга запаса