Утверждена
Министерством
здравоохранения СССР
10 июля 1954 года
Согласовано
с Министерством
просвещения РСФСР
30 июня 1954 года
ИНСТРУКЦИЯ
О РАБОТЕ ШКОЛЬНОГО ВРАЧА
Медико-санитарное обслуживание школ осуществляется школьными врачами-педиатрами или терапевтами, обладающими достаточными знаниями в области анатомо-физиологических особенностей детей школьного возраста, школьной гигиены и врачебного контроля за физическим воспитанием.
Школьный врач состоит в штате детской (общей больницы, имеющей детское отделение) или необъединенной детской поликлиники (детского отделения общей поликлиники) и пользуется их штампом и печатью.
Школьный врач непосредственно подчиняется главном врачу детской поликлиники (заведующему консультацией объединенной детской больницы, заведующему детским отделением общей больницы), на которого возлагается руководство и контроль за работой школьных врачей.
Методическое руководство и инструктаж школьного врача по вопросам школьной гигиены и эпидемиологии возлагается на работников санитарно-эпидемиологических станций, а по вопросам врачебного контроля за физическим воспитанием - на работников врачебно-физкультурных диспансеров.
II
Основной задачей школьного врача является организация в школе санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, содействующих сохранению здоровья, укреплению физического развития, успешному обучению и воспитанию подрастающего поколения.
Для осуществления этой задачи школьный врач, руководствуясь приказами и инструктивно-методическими указаниями Министерства здравоохранения СССР, министерств здравоохранения и просвещения республики, включает в план своей работы следующие основные разделы:
1) анализ и изучение состояния здоровья школьников и организацию необходимых лечебно-оздоровительных мероприятий;
2) организацию и проведение противоэпидемических мероприятий для предупреждения инфекционных заболеваний;
3) обеспечение врачебного контроля за постановкой физического воспитания в школе;
4) осуществление систематического контроля за соблюдением санитарно-гигиенических условий при проведении учебных занятий и за выполнением установленного режима дня;
5) проведение систематической санитарно-просветительской работы среди учащихся, учителей и родителей;
6) привлечение учителей, родителей и представителей общественных организаций к активной работе по охране здоровья школьников.
План работы школьного врача является составной частью плана работы детской поликлиники (консультации, объединенной детской больницы и т.п.) и школы и утверждается главным врачом детской поликлиники и директором школы, которые несут ответственность за его выполнение.
III
В соответствии с утвержденным планом работы школьный врач:
1. Один раз в начале учебного года проводит углубленный медицинский осмотр школьников с проведением антропометрических измерений, проверкой остроты зрения и слуха; направляет учащихся по показаниям на лабораторные и рентгенологические исследования; в необходимых случаях вызывает родителей для получения недостающих сведений о здоровье ребенка.
Все полученные данные углубленного медицинского осмотра кратко и исчерпывающе записывает в индивидуальную карту школьника (форма N 26).
При проведении углубленного осмотра выделяет детей, требующих консультации специалистов, и совместно с последними назначает этим детям соответствующее лечение и наблюдение.
Совместно с классными руководителями и преподавателями физического воспитания, используя результаты углубленного медицинского осмотра школьников, школьный врач производит распределение детей на группы для занятий физической культурой в соответствии с Положением о медицинском контроле над занимающимися физической культурой и спортом, утвержденным министром здравоохранения СССР 28 октября 1951 г., производит отбор детей в группы корригирующей гимнастики и устанавливает индивидуальный режим нуждающимся в этом школьникам.
Анализирует данные углубленного медицинского осмотра школьников; о полученных результатах докладывает на педагогическом совете и родительском собрании и совместно с директором школы составляет комплексный план необходимых оздоровительных мероприятий.
2. Берет на особый учет и обеспечивает систематическим наблюдением детей, страдающих туберкулезом, малярией, ревматизмом, длительно и часто болеющих, реконвалесцентов, с отсталостью физического развития, с заболеваниями нервно-психической сферы, с пониженной работоспособностью, с дефектами опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, речи и т.п.
Эта группа школьников подлежит обязательному повторному углубленному осмотру весной в целях освобождения нуждающихся по состоянию здоровья от экзаменов, определения времени и места проведения летнего отдыха, установления режима отдыха и т.д.
3. Заполняет на учащихся, поступающих в высшие и средние учебные заведения или детские спортивные школы, медицинскую справку (форма N 286), утвержденную Министерством здравоохранения СССР 24 марта 1953 г.
4. Оказывает в часы работы в школе первую помощь детям, заболевшим в школе. Лечебная и специализированная помощь обеспечивается детской больницей (поликлиникой) по месту жительства ребенка.
5. Проверяет маркировку школьных парт и организует с помощью учителей и школьной медицинской сестры рассаживание детей на партах и контроль за их правильной посадкой.
6. Проводит совместно со школьной медицинской сестрой лечебно-профилактические мероприятия среди школьников (противорецидивное лечение маляриков, массовую дегельминтизацию, санацию полости рта и т.п.), пользуясь помощью специалистов больницы (поликлиники) и лаборатории.
7. Организует проведение плановых профилактических и противоэпидемических мероприятий по предупреждению инфекционных заболеваний среди школьников: раннее выявление туберкулеза; предохранительные прививки; своевременный учет и изоляцию заболевшихконтроль за соблюдением карантинов; своевременное проведение дезинфекциисигнализацию в соответствующие организации о выявленном заболевании; выявление причин неявки на занятия школьников; санитарное просвещение среди школьников, учителей и родителей по профилактике инфекционных заболеваний.
8. Организует в начале учебного года после зимних и весенних каникул проведение профилактических медицинских осмотров школьников в целях выявления и изоляции детей, больных и подозрительных на кожные, глазные и другие инфекционные заболевания. Организует с привлечением медицинской сестры и учителей проведение ежемесячных профилактических осмотров школьников для проверки их личной гигиены.
В целях недопущения к работе в школе больных туберкулезом проверяет в начале учебного года наличие у учителей и обслуживающего персонала школы медицинских документов об исследовании на туберкулез.
9. Проводит тщательное врачебное наблюдение за физическим воспитанием школьников: регулярно посещает уроки по физическому воспитанию, следит за проведением физических упражнений в соответствии с анатомо-физиологическими особенностями различных возрастных групп детей - их показателями физического развития и состояния здоровьяприсутствует на занятиях спортивных секций и спортивных соревнований в школеберет под особое наблюдение учащихся, отнесенных к подготовительной и специальной группе, а также занимающихся в спортивных секциях; наблюдает за санитарно-гигиеническими условиями проведения занятий по физической культуре и в спортивных секциях при школе.
10. Ведет пропаганду физической культуры и спорта как средства укрепления здоровья детей, а также занятия по санитарно-гигиеническому разделу комплексов БГТО и ГТО.
11. Устанавливает совместно с администрацией школы санитарно-гигиенический режим учреждения в соответствии с существующими санитарными нормами, требованиями и действующими санитарными правилами.
12. Осуществляет лично, а также через школьную медицинскую сестру систематический контроль за санитарным состоянием, содержанием и благоустройством школы, школьного инвентаря, пришкольного участка, обращает особое внимание на освещение, проветривание, уборку помещений, правильную расстановку парт, а при двухсменных занятиях - на размещение в одном и том же классе учащихся смежных возрастов.
13. Контролирует санитарно-гигиеническое состояние и работу школьного буфета, проявляя вместе с медицинской сестрой постоянную заботу и требовательность к качеству и ассортименту продуктов питания.
14. Осуществляет систематический контроль за соблюдением санитарно-гигиенических условий при проведении учебных занятий и за выполнением режима дня школьников, участвует в разработке расписания школьных занятий, посещает уроки, экзамены и внешкольные занятия.
15. Оказывает учителям помощь в преподавании материалов по вопросам охраны здоровья и в проведении санитарно-просветительной работы с детьми и родителями.
16. Участвует в заседаниях педагогического совета, ставя на них отчетные доклады о результатах углубленного медицинского осмотра школьников и другие вопросы охраны здоровья детей в школе.
17. Разрабатывает совместно с администрацией и учителями план работы с родителями по организации соответствующего домашнего режима и досуга детей и составляет план работы со школьным родительским активом.
18. Проводит систематическую санитарно-просветительную работу среди учащихся, младшего обслуживающего персонала школы, а также плановую работу среди родителей, родительского и общественного актива по вопросам охраны здоровья детей.
19. Организует и контролирует работу санитарного актива общества Красного Креста, санитарных постов и подготовку детей в кружках по программе БГСО, а также проводит занятия со старшими школьниками по программе ГСО и готовит девушек - учащихся 8 - 9 классов для работы в санитарной дружине.
IV
1. Школьный врач входит в состав педагогического совета с правом решающего голоса и принимает активное участие в разрешении вопросов, связанных с работой учреждения.
2. Школьный врач имеет право:
а) вносить на рассмотрение администрации школы предложения по охране здоровья детей и по выполнению санитарных правил;
б) временно освобождать учащихся от учебных замятий по болезни и давать заключение учащимся 4, 5, 6, 8 и 9 классов о переводе в следующий класс без экзаменов, если состояние здоровья не позволяет им держать экзамены.
3. Школьный врач ведет учет своей работы и медицинскую отчетность по формам, утвержденным Министерством здравоохранения СССР; отчет о своей работе школьный врач представляет главному врачу детской поликлиники (заведующему консультацией - объединенной больницы) и директору школы.
4. Для медико-санитарного обслуживания школьников под непосредственным руководством школьного врача работает медицинская сестра, выделенная детской поликлиникой.
5. График работы школьного врача, согласованный с директором школы, утверждается заведующим детской поликлиникой.
Табель учета работы врача школы ведется в учреждении здравоохранения, в штате которого врач состоит.
6. Школьные врачи активно участвуют в больничных конференциях, обходах больных, специально организованных семинарах, докладах и лекциях, периодически проходят курсы специализации и усовершенствования.
V
Для проведения лечебно-профилактической работы в школе директор школы:
а) представляет помещение для врачебного кабинета с необходимым его оборудованием;
б) обеспечивает направление школьников на прием к врачу в специальные часы согласно установленному графику.
VI
С изданием настоящей Инструкции утрачивает силу "Положение о школьном враче", утвержденное Министерством здравоохранения РСФСР 3 ноября 1947 года и согласованное с Министерством просвещения РСФСР 1 ноября 1947 года.
Приложение
к Инструкции
о работе школьного врача
СПИСОК ОБОРУДОВАНИЯ ВРАЧЕБНОГО КАБИНЕТА
Стол письменный с прибором 1
Стулья 4 - 6
Табурет 1
Ширма 1
Кушетка 1
Шкаф канцелярский 1
Шкаф аптечный 1
Столик со стеклянной крышкой 1
Ведро с педальной крышкой 1
Весы Фербенкса 1
Ростомер 1
Спирометр 1
Динамометр 1
Сантиметровая лента 1
Умывальная раковина или умывальник 1