Информационный и технологический обвал, который обрушился на нас в последнее десятилетие похоже не имеет аналогов на протяжении всей истории человечества. Компьютерная революция затронула самые сокровенные сферы нашей жизни и быта, неузнаваемо преобразив наиболее, казалось бы, консервативные отрасли. Причиной таких перемен стали эти "белые ящики" с клавиатурой и монитором - на которые натыкаешься всюду: в аэропорту и на вокзале, в гостинице и офисе, дома в кабинете или в детской комнате ... и даже на кухне. Персональные компьютеры привнесли новые возможности и в музыку. Начиная с семидесятых годов началось освоение необычного искусства - электронного ситеза звука. Создание практически любого современного музыкального материала, будь то рокнрольный альбом или классическая увертюра в наши дни редко обходится без активного использования компьютеров от самого начала и до завершения работы. Музыка для фильмов, телевизионных- и радио- передач, домашние оранжировки, звуковое сопровождения для игр и мультимедиа программ... Одним словом, теперь сложно представить современного композитора без MIDI секвенсера и цифровой аудио аппаратуры.
К счастью, новые веяния не всегда разрушают традиционные устои. Возможен симбиоз. Хороший пример - использование современного компьютерного оборудования в классическом музыкальном образовании. "Музыкальный компьютер" позволяет нам экспериментировать с реализацией собственных музыкальных идей и помогает в обучении и освоении традиционных музыкальных концепций. На протяжении веков только немногие люди имели возможность создавать и исполнять свои творения. Для остальных это было недоступно в силу дороговизны профессиональных инструментов и множества других причин: попробуйте уговорить какойнибудь оркестр исполнить сочиненное вами маленькое произведение просто ради вашего удовольствия. Сейчас формируется абсолютно новая концепция продвижения музыкальной культуры в массы, когда люди выходят за рамки пассивного прослушивания музыки и стремятся к участию в ее создании, к интерактивному взаимодействию с ней. Это подтверждают распространяющаяся мода на караоке и популярность домашних электронных музыкальных инструментов и звуковых студий.
Чем же компьютер может помочь музыканту?
В сочинении музыки как таковой.
Во всем мире студенты большинства музыкальных колледжей теперь изучают нотную грамоту и другие фундаментальные основы музыки с помощью компьютерных программ.
Композиторы симфонической музыки распечатывают на компьютере партитуры для оркестра.
Студийная работа и аранжировка. На компьютерном оборудовании выполняется запись и сведение большинства музыкальных проектов, в т.ч. для кино, телевидения и радио. В этой индустрии используется единый стандарт - SMPTE временной код - несущий в себе цифровую информацию, необходимую для синхронизации звука и изображения.
Многие музыканты "записывают" свою игру на MIDI секвенсоры, а потом используют эту запись для аккомпанимента.
Компьютерам отводится все большая роль во время живых выступлений, как это происходит на концертах Пинк Флойд или Питера Гэбриела.
Разнообразные музыкальные хобби.
Создание музыки и звука для мультимедиа продуктов.
Концертная, театральная и клубная деятельность...
Музыкальное образование является, вероятно, наиболее подходящей сферой для совмещения компьютеров и музыки. Одна из причин - доступность музыкальных аксессуаров, превращающих компьютер в музыкальную студию. Сегодня полный комплект (MIDI синтезатор, клавиши, аксессуары и программное обеспечение), необходимый для начала работы с музыкой на компьютере стоит менее 300 долларов! В этой статье мы расскажем о возможных аппаратных решениях для оснащения музыкальной студии, которые предлагают компании Advanced Gravis и Turtle Beach Systems и о программе обучения игре на пианино "The Miracle Piano Teaching System" компании Software Toolworks.
"Гусь - овце не товарищ"
Производитель: Advanced Gravis (Канада)
Официальный дистрибьютор в России: Мультимедиа Клуб
Тел. (095) 943-9293, 943-9290 Факс 158-5386
Продукт: звуковые платы Ultrasound PnP и PnP PRO.
Цена: 199$ - Ultrasound PnP, 249$ - Ultrasound PnP PRO
Технические характеристики:
СОВМЕСТИМОСТЬ
Поддержка DOS и Windows: Windows'95 PnP, Sound Blaster, AdLib, GM/MPU-401,Windows Sound System, Ultrasound и Ultrasound MAX
ВОЛНОВОЙ СИНТЕЗ
ROM 1Mb (128 GM инструментов)
RAM до 8 Мб (2 x SIMM 30 pin), 192 инструмента (5.6 Mb), версия PRO изначально имеет 512Kb RAM
Полифония: 32 MIDI голоса (одновременно)
Тип синтезатора: AMD InterWaveTM
Др. возможности: динамический эффект-процессор, Full Duplex и RealTime Audio для работы в InterNet
РАЗЪЕМЫ
CD-Rom: Встроенный контроллер E-IDE
Входы: Микрофонный (отключается аппаратно) и линейный
Выходы: Линейный
MIDI/Gameport MPU-401 MIDI разъем, совмещенный с джойстиком
АУДИО ХАРАКТЕРИСТИКИ
Качество аудио 16-бит 48 кГц (воспроизведение и запись)
Кол-во каналов: Аппаратное микширование 32 цифровых каналов без потери качества и загрузки CPU
Сигнал/шум >80 dB (line in to line out)
THD <0.1% (input: -10 dBm)
Частота 20 Гц - 20 кГц +/- 3 dB
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
CD диск Sound Forge XP, Cake Walk, >400Mb утилит и програм
Компания Advanced Gravis хорошо известна в России, в первую очередь благодаря семейству звуковых плат Ultrasound. Этот новый звуковой формат медленно, но уверенно продвигается на наш рынок, так же как в свое время это происходило в Европе и Америке, где Ultrasound MAX вошел в прошлом году в тройку лучших звуковых мультимедиа плат. Ultrasound PnP считается одним из фаворитов этого года. Нас же интересует музыкальный комплект Gravis Piano System, который также базируется на звуковой плате Ultrasound.
Звуковой формат Ultrasound изначально создавался с учетом не только игр или мультимедиа, но и специально для достаточно серъезной работы с музыкой в условиях домашней персональной студии. При этом разработчикам удалось реализовать ряд удачных техничеcких решений, которые до сих пор присущи только звуковым платам Ultrasound, что делает этот формат уникальным. Одной из основных проблем для любой звуковой платы, построенной на базе волнового синтеза, всегда были ограничения на объем ПЗУ (ROM) для хранения музыкальных инструментов (сэмплов, патчей). Известно, что чем лучше оцифрован музыкальный инстумент, тем больший объем он занимает в памяти, а это определяет качество его звучания, особенно если не прибегать к пожатию. К примеру запись сэмпла для хорошего пианино на профессиональном синтезаторе Ensoniq TS-10 занимает около мегабайта. Однако чем больше ПЗУ, тем выше себестоимость звуковой карты. Поэтому большинство плат выпускаются с минимальным объемом ПЗУ: 1 - 2 Мбайта, максимум - 4-6 Мбайта. Тот же Sound Blaster AWE 32 (производитель - Creative Labs), на котором стоит действительно хороший синтезатор фирмы E-Mu звучит как балалайка из-за мизерного объема прошитого в нем General MIDI инструментария (128 инструментов ужатые в 1 Мбайт). Даже профессиональная звуковая плата Monterey компании Turtle Beach, обладающая прекрасной библиотекой звуков (ПЗУ объемом в 4 Мбайт) и эффект-процессором звучит достаточно тускло по сравнению со своими студийными собратьями. Конечно, у этой проблемы есть решение. Теперь в большинстве профессиональных звуковых плат предусмотрена возможность расширения специальной оперативной памяти, в которую можно подгружать новые, более качественные инструменты. Наиболее эффективно эту систему используют новые платы компании Turtle Beach, которые благодаря техноло-гии SampleStor и высокому качеству уже де-факто стали любимым рабочим инструментом многих музыкантов. Однако то, что актуально для музыкантов, не всегда подходит для простых пользователей. Если вы планируете купить звуковую плату Sound Blaster AWE 32 стоимостью около 300 долл., чтобы насладиться настоящей музыкой в своих любимых играх (тот же Quake или Wing Commander IV) и для работы с мультимедиа приложениями, то вас ждет разочарование. Вы останетесь заложником ПЗУ, и будете слышать только прошитые в нем стандартные звуки. Даже потратив еще 500 долл. на покупку дополнительных 28 Мбайт для расширения его оперативной памяти, вы все равно не добьетесь своего - т. к. игры в DOS обычно не позволяют использовать внешние банки памяти и хранящиеся в них звуки. А вот платы семейства Ultrasound все же используют систему динамической подгрузки инструментов. На них стоит ОЗУ объемом 512Kb (расширяемое до 8Mb), куда любая программа оперативно загружает необходимые ей для воспроизведения конкретной мелодии инструменты. Весь комплект инструментов находится на жестком диске (поставляются они в комплекте с платой на CD диске), и занимает около 6 Мбайт. Вся идеалогия этого формата построена на принципе динамической загрузки инструментов по мере их надобности, что позволяет практически полностью снять ограничения на качество сэмлов. В итоге разработчики игр могут создавать более богатые музыкальные оранжировки для формата Ultrasound, и достигается хорошее качество звука без удорожания самой платы.
Другой замечательной особенностью формата Ultrasound является возможность альтернативного использования звуковых каналов как для восроизведения синтезированной музыки, так и для цифровой (в формате .WAV, .MOD, .VOC). Обычные звуковые платы типа Sound Blaster и совместимые с ними имеют только два цифровых канала, GUS же позволяет аппаратно микшировать до 32 цифровых канала. Это значит, что когда проигрывается много спец.-эффектов или несколько каналов оцифрованной музыки одновременно, то они воспроизодятся независимо, без обращения к основному процессору. В результате каждый канал хорошо различим, и качество воспроизведения не падает пропорционально загрузке процессора, что очень важно для современных игр или мультимедиа программ. Добавте к этому еще целый ряд возможностей: специальный CODEC чип для аппаратной упаковки / распаковки звука (в формате a-low, m-low & ADPCM), возможность одновременной записи и воспроизведения звука с разрешением 16-бит 48 кГц (full duplex), EIDE CD-Rom интерфейс для подключения любого современнго CD-Rom дисковода, MPU-401 MIDI интерфейс для подключения внешних синтезаторов и MIDI контроллеров, полную поддержку мультимедиа возможностей Windows 95 и Plug'n'Play стандарта, уникальную функцию Full Duplex и RealTime Audio для работы в InterNet, отличные аудио характеристики ... и действительно низкую цену по сравнению с близкими по классу звковыми платами - в итоге мы имеем очень привлекательный вариант звуковой платы для любой серъезной мультимедиа системы. Однако самым большим преимуществом формата Ultrasound является поставляемое в комплекте (более 400 Мбайт на CD диске) программное обеспечение. Это всевозможные музыкальные редакторы (включая CakeWalk и Sound Forge), утилиты, конверторы для сэмлов и разнообразных звуковых форматов, сами сэмплы и уже обработанные инструментальные подборки, игры и многое другое. Если вы все же чего-то не найдете на диске, то советуем поискать нужную программу на многочисленных BBS или FTP узлах в InterNet, которые разбросаны по всему миру. Cуществует широкая сеть информационной поддержки Ultrasound, в т.ч. в Москве возобновила свою работу Hi-Fi BBS/FTP: (095) 201-5115, 201-4339, авторизированная станция Gravis в России.
Музыкальный комплект Gravis Piano System представляет собой готовую музыкальную студию. Кроме звуковой платы в него входит 4-х октавная активная MIDI клавиатура (Fatar Studio 49), MIDI адаптер, отличные активные колонки Yamaha и полный ассортимент необходмого программного обеспечения: секвенcор, музыкальный редактор, разнообразные утилиты и, конечно же, обучающая программа Miracle Piano. Такой комплект хорошо подходит для комплектации музыкальных классов и удобен тем, что не требует каких либо дополнительных затрат, т.к. звуковая плата Ultrasound PnP PRO позволяет работать не только с MIDI и загрузкой сэмлов, но и оцифровывать в формате .WAV (в отличии от музыкальной платы Maui из комплекта Crescendo). Для начала работы достаточно иметь IBM PC совместимый компьютер с процессором 386SX, 4 Мбайт оперативной памяти, Windows 3.x и 20 Мбайт свободных на жестком диске. Рекомендуемая конфигурация: 486SX2-50, SVGA, 8 Мбайт RAM, Windows 3.1, мышь, CD-Rom.
Цена: 399$
Производитель: Turtle Beach Systems (США)
Тел. 1-800-645-5640
Официальный дистрибьютор в России: Мультимедиа Клуб
Тел. (095) 943-9293, 943-9290 Факс 158-5386
Продукт: музыкальная плата Maui.
Цена: 149$ - Maui
Технические характеристики:
СОВМЕСТИМОСТЬ
Поддержка: General Midi / MPU-401, Roland Sound Canvas или MT-32
ВОЛНОВОЙ СИНТЕЗ
ROM (ПЗУ): 2 Мбайт (128 GM 16-битных инструментов)
RAM (ОЗУ): SampleStor 256 Кбайт (расширяемые до 8 Мбайт)
Voices: 48 MIDI каналов (32 одновременно), 32-нотная полифония
Тип синтезатора: WaveFront 2115 фирмы ICS
DSP Цифровой сигнальный процессор Motorola 68000 10 МГц
РАЗЪЕМЫ
Входы: линейный
Выходы: усиленный и линейный
MIDI интерфейс: полный MPU-401 (IN, OUT, THRU). Внутренний разъем WaveBlaster (в зависимости от модели)
АУДИО ХАРАКТЕРИСТИКИ
Дискретизация: 11.025 кГц, 22.05 кГц, 44.1 кГц
Сигнал/шум -88 dB (взвешенные)
THD <.01%
Stereo Crosstalk 100 Гц - 88 dBV, 1 кГц - 86 dBV, 10 кГц - 82 dBV
IM Distortion <.01%
Частота: 10 Гц - 22 кГц +0/-3 dB
Американская компания Turtle Beach Systems в нашей стране хорошо известна, в основном среди тех, кто профессионально занимается музыкой на IBM PC. Компания осуществляет разработку и производство звуковых карт и сопутствующего программного обеспечения. Если бы фирма произвела на свет только знаменитый звуковой редактор "Wave for Windows", она обеспечила бы себе если не бессмертие, то уж почет и уважение - точно. По популярности этот пакет занимает в ряду звуковых редакторов приблизительно такое же место, как Cubase среди секвенсоров.
Еще год назад компания делала ставку, скорее, на дорогие элитные карты, такие, как Multisound и Monterey, но с тех пор произошли значительные сдвиги в сторону демократизации выпускаемой продукции и сегодня семейство звуковых карт Turtle Beach Systems позволяет удовлетворить потребности практически всех категорий компьютерных пользователей. От любителей игрушек до профессиональных музыкантов. Поскольку понятие "профессиональный музыкант" весьма условно, хотелось бы в целях борьбы с возможными недоразумениями, сразу расставить точки над i. Сильно сомневаюсь в том, что какою-нибудь из карт описываемого семейства может заинтересоваться Ростропович или Горовиц. Вряд-ли, даже прочитав эту статью, поспешат в магазин за платой Monterey Питер Гэбриел или Джо Кокер. Отечественным же звездам предложить купить такую игрушку мы и вовсе не рискнем, поскольку, судя по выражению их лиц и словам, которые они произносят, они еще круче, чем их перечисленные зарубежные коллеги. А вот осуществлению первых музыкальных проектов эта техника может здорово поспособствовать. При этом, естественно, необходимо отдавать себе отчет в том, что концепции персональной студии и студии скажем, общего применения существенно отличаются и, поэтому, рабочие технологии, соответственно, тоже. Более того, если процесс создания музыкальных шедевров в обычных студиях шлифовался десятилетиями, и отработан до мелочей, то люди, занимающиеся персональными студиями на базе IBM PC совместимых машин, толькотолько нащупывают подходящее оборудование и технологические цепочки. Процесс этот весьма нескор еще и потому, что делать все приходиться, в отличии от больших студий, на "свои", как правило, весьма небольшие деньги.
Особое место в персональной студии занимает звуковая карта, ибо именно она определяет качество вашего звука. В музыкальный комплект Crescendo входит плата Maui. Строго говоря, эта карта не является звуковой платой в мультимедийном смысле. Это - сэмпл-плеер, карта наиболее приспособленная для профессионального использования. Она не поддерживает запись на жесткий диск, зато ее память может расширяться до 8 Мбайт (на плате имеется два разъема под модули памяти SIMM 30-pin). Поскольку Maui вставляется непосредственно в слот материнской платы (16-бит, ISA) и имеет прямой доступ к шине, внешние инструменты и звуки загружаются очень быстро. Поэтому возможности их использования при создании собственных аранжировок ограничиваются только вашим воображением, так как CD-дисков с качественными сэмплами с каждым днем становится все больше и больше, а созданный компанией Turtle Beach Systems программный пакет WavePatch позволяет превращать сэмплы в профессиональные патчи музыкальных инструментов. Пакет предназначен для карт, имеющих систему SampleStor - возможность динамической подгрузки инструментов из оперативной памяти самой платы (Monterey, Rio, Maui, Tropez, Pinnacle). Помимо создания собственных инструментов, с помощью этого пакета вы получаете возможность изменять и редактировать внутренний, прошитый в ПЗУ инструментарий General MIDI перечисленных карт, модифицируя установки синтезатора. Заметим, что фирмы Dataland и i-Media выпустили уже шесть CD-Rom дисков с готовыми инструментами для карт Turtle Beach, имеется большое количество отечественных наработок в этой области. Но вернемся к Maui. Недавно получена информация о том, что установив в компьютер четыре (!) таких карты и проинсталлировав специальный драйвер (найти его можно на Hi-Fi BBS/FTP Мультимедиа Клуба), вы получаете сэмпл-плеер с восемью выходами, возможностью установки 32 Мбайт ОЗУ и с соответствующей полифонией. Это уже более чем серьезно. Музыкантам я бы порекомендовал именно Maui. Сначала одну карту, затем, если понравится, еще одну и т. д.. Хватило бы слотов в компьютере. Если существует необходимость работать с многоканальной записью на жесткий диск, то кроме Maui, устанавливается еще и цифровой сэмплер Tahiti. При этом удваивается количество MIDI входов и выходов на внешние контроллеры, появляются два дополнительных аудио выхода и возможность многоканальной цифровой записи и нелинейного монтажа (для 4-х канальной записи необходим программный пакет Quad Studio компании Turtle Beach; монтажные студии типа SAW PLUS или Samplitude позволяют работать с 16 стерео треками!). Стоит к перечисленному добавить MIDI-клавиатуру, и эта конфигурация по гибкости превзойдет многие современные синтезаторы.
Музыкальный комплект Crescendo ориентирован на самую широкую аудиторию. В Америке и Европе он очень популярен, в силу своей универсальности и невысокой цены. Многие музыкальные школы используют его для комплектации музыкальных классов, не говоря уж о домашних музыкальных системах и персональных звуковых студиях. Кроме музыкальной платы Maui в комплекте прилагается MIDI Адаптер, все необходимые соединительные кабели и активная 4-х октавная MIDI клавиатура Fatar Studio 49, прекрасно за последний год себя зарекомендовавшая. Отдельно стоит отметить программное обеспечение: разнообразные утилиты для Maui (в т.ч. редактор сэмплов WavePatch), звуковой редактор "Wave SE", MIDI секвенсор "Stratos" (с возможностью нотной печати), обучающая программа "Miracle Piano", секвенсор "Band in Box". Мультимедиа Клуб выпустил специальную документацию на русском языке, что существенно облегчает начало работы с этим комплектом.
Системные требования
IBM PC совместимый компьютер (MIN 386SX)
ОЗУ 2 Мбайт
5 Мбайт свободного пространства на жестком диске
свободный слот ISA 16-бит
MS Windows 3.1, DOS 5.0 или более поздние версии
В целом, на наш взгляд, комплект Crescendo представляет собой идеальный вариант для любого, кто хочет использовать свой компьютер для работы с музыкой и заранее думает о будущей профессиональной работе. К тому же в нем нет ограничений для дальнейшего развития и имя Turtle Beach гарантирует, что вы всегда сможете найти оптимальные решения для любых задач. В конце этого материала мы предлагаем некоторые рекомендации и простейшую схему создания персональной звуковой студии, и Crescendo вполне может стать одним из ее основных элементов.
Цена: 249$
Обучающая система игре на пианино "Miracle"
Интерфейс этой программы достаточно прост и легко осваивается с помощью такназываемого "интеллектуального тыка", когда вы просто с помощью мыши исследуете различные разделы программы, каждый из которых представляет какую либо функцию в общей задаче освоения основ музыки. Miracle - это уникальная программа, обучающая вас читать ноты и исполнять музыку на пианино. Этот процесс разбит на сотни небольших разделов, называемых Уроки, которые сгруппированы в Главы. Одна глава, например, посвящена ритму. Другая обучает искусству нотной записи. Главы организованы таким образом, чтобы дать вначале основные навыки, а затем укрепить ваши знания и перейти к более сложным концепциям. При этом программа "слушает" как вы играете и выполняете задания, а затем анализирует эти данные. Если у вас возникают какие-то проблемы, то Miracle предложит специальные упражнения, чтобы решить их. Во время уроков Miracle определяет, верно ли вы играете ноты и следуете ли ритму. Параллельно программа записывает всю сопутствующую информацию: какую клавишу вы нажали, когда это произошло, как сильно было давление и когда вы ее отпустили (эти данные сохраняются в формате AMS - Actual MIDI Stream). По завершении задания программа сопоставляет AMS c IMS (Ideal Music Stream), что позволяет выявить все ваши ошибки. Miracle классифицирует ошибки более чем на 200 типовых вариантов, которые разбиты на 41 категорию. Поскольку разные уроки развивают различные навыки, то программа определяет рейтинг ошибки именно в зависимости от текущей задачи, что позволяет ей более объективно подходить к оценке уровня исполнения. Таким образом создателям программы удалось максимально приблизиться к тому уровню интерактивности, который предлагают "живые" уроки.
Структура программы Miracle состоит из следующих разделов, к каждому из которых вы имеет свободный доступ
Администрация - представляет различные системные услуги. Вы можете внести в список этой своеобразной "виртуальной" школы нового абитуриента, стереть из памяти старого студента, закончившего обучение, или внести изменения в общие настройки программы. Можно установить такие параметры, как степень контроля навыков каждого студента, громкость метронома и аккомпанимента, все параметры MIDI устройств, и т. п., а также вывести на принтер необходимую информацию.
Классная комната - здесь вы проведете большую часть времени, осваивая азы мастерства и играя на пианино. Весь курс разбит на главы и уроки. Ваши успехи и неудачи компьютер запоминает и с помощью разнообразных тестов он заставляет обращать внимание даже на малейшие детали исполнения.
Концертный зал - представляет возможность выступить вместе с целым оркестром. Большой выбор всевозможной музыки и разнообразие жанров не дадут вам соскучиться.
Комната для практики - здесь можно ознакомиться с материалами уроков или попрактиковаться в освоении любого из имеющихся заданий. По мере освоения простых уроков вы будете переходить ко все более сложным заданиям. В конце каждого занятия программа даст свои рекомендации над чем необходимо еще поработать. Есть несколько режимов интерактивной работы:
Solo - самостоятельное исполнение под звук метронома;
Duet - вы играете одной рукой а программа другой;
Demo - вы слушаете и наблюдаете, как играет сама программа;
Practice Notes - вы практикуетесь без ритма;
Practice Rhythms - вы можете играть любую ноту до тех пор, пока соблюдаете верный ритм (в сопровождении метронома).
Arcade - в этой комнате вы можете играть в различные игры, так или иначе связанные с музыкой: Ducks (освоение нотной записи), Ripchord и Aliens! (практика навыков игры и отработка нотных последовательностей). Можно послушать любимую музыку, включив Jukebox.
Студия - здесь вы записываете и прослушиваете свою собственную музыку. Работа с фонограммами организована по принципу восьмиканального магнитофона. С помощью этой программы можно записать последовательно несколько инструментов и затем воспроизвести их вместе. Конечно, студия Miracle не заменит профессионального секвенсора, но даст возможность попрактиковаться.
Смешно было бы утверждать, что компьютер может взять на себя весь процесс обучения. Компьютер - это средство, иструмент, призванный помочь и облегчить труд преподователя. На него можно возложить множество повседневных задач и базовых упражнений, что позволит учителю больше времени уделять творческой работе с учениками.
Базовый проект цифровой MIDI Студии.
- В этих рекомендациях мы предлагаем базовую конфигурацию музыкальной MIDI студии, пригодной для профессиональной работы любой сложности и легко наращиваемой и расширяемой благодаря простой модульной архитектуре. Вы получаете полный набор самых высококачественных инструментов, которые могут предложить современные технологии, а также возможность добавлять и использовать любые новые устройства в будущем.
Компьютер (мы рекомендуем платформу IBM PC, т.к. она обеспечивает лучшее соотношение затраты-результат и располагает все более растущей поддержкой от ведущих производителей профессиональных студийных компонентов и программного обеспечения).
Пример. В нашей студии мы используем компьютер CLR Infinity следующей конфигурации: Pentium P5-100, 16 Мбайт ОЗУ, два жестких диска - 1 Гбайт EIDE (базовый) и 2 Гбайт SCSI-2 (для работы с цифровым звуком). Дополнительно к SCSI контроллеру подключено устройство для записи CD дисков Yamaha CDR-100 и устройство для съемных дисков Iomega JAZ.
Цифровое аудио оборудование.
Выбор здесь определяется в первую очередь ценовыми рамками и уровнем сложности задач, которые предстоит выполнять на данном оборудовании.
Для решения профессиональных задач в области цифрового звука (звукозапись, нелинейный монтаж, сведение, цифровая обработка, подготовка CD матриц, цифровое вещание, озвучивание и синхронизация видео) мы используем компоненты от DigiDesign и Digital Labs.
DigiDesign Session 8 - комплексная цифровая студия, объединяющая вместе цифровую запись звука, MIDI и систему коммутации. Система работает на базе компьютера IBM PC.
Digital Audio Labs Digital CardDPLUS - двухканальный оцифровщик для IBM PC (в виртуальном режиме - до 16 стерео каналов). Идеальный вариант по соотношению цена/качество для решения многих профессиональных задач.
Данные устройства необходимы для качественного ввода (оцифровки) аудио материала, дальнейшего его монтажа, сведения и вывода. Существует n-ное количество опций, которые позволяют адаптировать и расширять возможности систем в соответствии с задачами (как то: SMPTE Video Slave Driver для Session 8 - синхронизация по видео; ADAT Interface for Session 8; Digital Only I/o Card для CardD+ - ввод/вывод в цифровом формает [S/P DIF или оптика]).
Варианты дополнительной комплектации.
Программное обеспечение для работы с MIDI и цифровым звуком.
Cubase Audio (фирмы Steinberg) или CakeWalk Audio (Twelve Software) - миди секвенсоры, в которых предусмотрен режим работы с цифровым звуком (в формате .WAV). Обе программы работаю под Windows и совместимы с обычными звуковыми драйверами формата MCI. Параллельно с MIDI секвенсором можно использовать до восьми цифровых треков. Эти программы поддерживают широчайший спектр профессиональных устройств, в т.ч. Session 8 (компании DigiDesign) и Digital CardD Plus (Digital Audio Labs).
SAW PLUS или Samlitude Studio - многоканальный монтаж/сведение (до 32-х треков), работы категории multimedia production.
Wave for Windows 2.0 (Turtle Beach), Sound Forge, WaveLab (Steinberg) - редакторы для оцифровки, обработки и нелинейного монтажа звука (в т.ч. спектральный анализ и редакция, ресемплирование, разнообразные специальные эффекты).
Wave Patch for Windows - редактор сэмплов для звуковых карт компании Turtle Beach;
Dart for Windows (Tracer) - программа для очистки фонограмм;
Recycle! (Steinberg) - система автоматической цифровой обработки и подгонки звуковых отрывков и фрагментов (digital processing).
MIDI Интерфейсы. На любой хорошей звуковой плате (для примера возьмем TB Maui) есть MPU-401 совместимый MIDI порт. Если вы хотите подключить несколько внешних MIDI устройств, то рекомендуем использовать многоканальные MIDI интерфейсы типа MusicQuest 2SE, MQX-32 или 8SE (включая синхронизацию по SMPTE).
MIDI Контроллеры. Хорошо себя зарекомендовали MIDI клавиатуры фирмы Fatar и Roland. В зависимости от стоящих перед вами задач можно выбрать себе подходящую конфигурацию из более чем десяти модификаций. Простейшие клавиши типа Fatar Studio 49 стоят примерно 150 долл. Для серъезной работы можно посоветовать концертные клавиатуры серий Fatar Studio 900/1100/2001 (850~1,750 долл) или Roland. Излишне говорить, что любой синтезатор, который поддерживает MIDI стандарт, также можно использовать как MIDI контроллер.
MIDI Синтезаторы и Сэмпл Плееры - рекомендуем использовать отдельную MIDI клавиатуру и отдельный модуль синтезатора, т. к. совмещенные клавиши обычно ограниченны по возможностям расширения и модернизации. Возможность воспроизведения сэмплов (отцифрованых звуков и инструментов) очень важна, если вы не хотите быть привязанными к стандартному General MIDI инструментарию.
Тонгенератор следует выбирать исходя из задач и имеющихся в наличии средств. Мы попытаемся выделить несколько качественных уровней, которые прошли опрабацию в нашей студии:
1. Начальный. Звуковые платы семейства TurtleBeach (Tropez или Tropez+, Tahiti с Maui или c звуковым модулем Yamaha DBX50XG). На сегодня эти платы позволяют лучшее звучание среди звуковых карт для IBM PC. В ближайшее время ожидаются следующие новинки: Turtle Beach Multisound Pinnacle и AVM Apex. Заслуживает внимания плата Yamaha SW60XG и внешний звуковой модуль AVM Summit.
2. Полупрофессиональный. Внешние тон-генераторы типа Korg 05DR, Yamaha MU50.
3. Профессиональные рековые системы типа E-Mu 64 (Emulator), Kurzwail K2500.
- имеется большое количество вариантов, очень интересен на мой взгляд новый аналоговый синтезатор Novation Bass Station.
Аудио Микшеры - лучше всего в условиях компьютерной звуковой студии себя зарекомендовала система ProMix 01 (Yamaha). Она может работать синхронно с программным секвенсором, имеет два встроенных эффект процессора и многие другие функции, что с лихвой окупает достаточно высокую цену. Также у нас представлен широкий ассортимент разнообразных пультов фирмы Mackie. Отдельно стоит отметить автономную станцию Roland V880 - микшер, HDD запись/монтаж + эффект обработка.
Системы сброса/хранения звукового материала - смикшированный стерео звук с аудио микшера или рабочий материал записываются на какойлибо носитель, будь то катушечный или кассетный магнитофон, DAT (digital audio tape) или ADAT (Alesis DAT), MiniDisc или CD.
Идеальный вариант для сброса звукового материала как на компьютер, так и обратно - это цифровой S/P DIF формат. Минуя аналого/цифровые конверторы, такой метод позволяет сохранить 100% качество. Для этого достаточно купить Digital I/o Card фирмы Digital Audio Labs (ценой около 500 долл.), которую можно использовать с любой звуковой картой на IBM PC. На чем хранить свои музыкальные наработки - это дело вкуса. Мы работаем с системами MiniDisc (Sony), ADAT (Alesis), CDR (Yamaha) и JAZ (Iomega).
Акустические мониторы - в полноценной студии необходимо иметь достойные акустические системы, которые позволят контролировать все параметры звука.
В зависимости от класса и задач, стояших перед вашей студией, подберите себе соответствующие акустические системы. В некоторых случаях будет вполне достаточно компьютерной акустики компаний Altec Lansing (модель ACS-300 или ACS-500), Sony или Yamaha. Более серъезный уровень - это студийные мониторы Alesis (Monitor One), Yamaha (NS10) или Tanoy (PBM6.5). Рекомендуем использовать эти системы только с их собственными усилителями, иначе качество звука может быть несколько иное. Мы в своей работе используем акустику от Tanoy и Genelec, усилители Hafler.
При написании этого материала была использована информация из книги "Becoming a Computer Musician" Jeff Bowen (Sams Publishing).
Благодарим за помощь и консультации Дмитрия Волкова.
По всем техническим вопросам Вы можете обращаться в Мультимедиа Клуб на Hi-Fi BBS/FTP: 201-5115, 201-4339 24h E-Mail: Azazello@online.ru / Azazello@mpcclub.msk.su
Александр Курило