появится ли на рынке монополист?
«Евросеть» приобрела сеть салонов «Ультра», которая входит в десятку крупнейших российских дистрибуторов мобильных телефонов. «Ультре» принадлежит 250 магазинов в различных городах России, 83 торговые точки находятся в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Розничные сети Санкт-Петербурга долгое время находились в более выгодном положении, чем остальные игроки рынка. Причиной тому служило выгодное расположение северной столицы: близость к Европе позволяла ввозить мобильники, минуя таможню. После нескольких проверок властей эту практику пришлось прекратить, однако компания «Евросеть», известная своим вздорным характером (достаточно вспомнить конфликт с компанией «Самсунг» и обвинения в адрес «Моторолы»), еще долгое время продолжала настаивать на том, что питерские сети торгуют «серым» товаром.
Теперь, после покупки «Ультры», питерский рынок также окажется под большим влиянием «Евросети». Эта сделка стала крупнейшей на рынке как по стоимости (хотя она не разглашается, аналитики оценивают ее в 12-15 миллионов долларов), так и по географическому охвату. На данный момент рыночная доля «Евросети» составляет порядка 35%, доля «Ультры» – 3%. Ее продажа – очевидное доказательство тенденции консолидации сетевого ритейла.
Многие сети не выдерживают конкуренции и вынуждены продаваться. Так, в июне «Евросеть» купила права на аренду семи салонов компании «Техносвязь», три из которых находятся в Великом Новгороде, два — в Боровичах (Новгородская область), один — в Волхове и один — в Петербурге. Все салоны «Техносвязи» теперь работают под брендом «Евросети». Аналитики говорят, что рыночная доля «Евросети» вряд ли превысит 40%, но не получит ли рынок монополиста в ее лице?
Продажа «Ультры» осуществилась при условии сохранения ее бренда и фирменного стиля, а также ключевых менеджерских позиций. В целях «Евросети» было не только расширение сети и доминирование в питерском регионе, но и выход на новый рынок: она собирается продавать в магазинах «Ультры» сложную цифровую технику. Очевидно, что целевые аудитории у этих двух сетей различаются. . Эксперты также считают, что покупка выгодна для обеих сторон. Тем не менее, есть опасения, что в связи с реализацией стратегии по монополизации ритейла мобильных телефонов «Евросети» и еще двух крупных сотовых ретейлеров — «Цифрограда» и «Связного» — в скором времени рынок сотовой розницы станет похож на сотовый рынок России, где властвуют три крупнейших оператора.
Со стороны «Ультры» в совет директоров вошли Тимур Аминджанов и Сергей Вильский. Первый ранее был президентом компании, а второй — ее генеральным директором. От «Евросети» управлять новым приобретением будут Борис Левин и Сергей Малышев, имя пятого представителя совета директоров пока не известно, но это также будет представитель «Евросети», по некоторым данным им может стать Сергей Фоменков.
Новой сети мы дадим полную свободу в рамках холдинга, более того мы даже рассчитываем на конкуренцию наших сетей, как это и было ранее», — отметил в одном из интервью президент компании «Евросеть» Эльдар Разроев.
Ирина Барашкова