3 февраля 2000 года, в 22 часа 45 минут, один из самых известных российских онлайновых проектов – почтовый сервер MAIL.RU перешагнул через символический барьер в 1.000.000 пользователей. Само по себе это число не удивляет. Мы уже привыкли к постоянно растущим рядам цифр на всевозможных поисковых машинах, рейтингах и счетчиках. Так, например, по данным поисковой машины Yandex.ru, в российской части Интернета сейчас находится около 15 миллионов документов. Объем информации, проиндексированной в базе данных Yandex – 146,1 Гигабайт. Удивляет, больше, скорость, с которой это число образовалось. Так или иначе, руководство MAIL.RU почти месяц держало весьма театральную паузу и дождалось, наконец, еще одного числа, которое не так часто встречается в нашей жизни, всего лишь раз в 4 года. Именно 29 февраля 2000 года в Москве состоялась церемония чествования миллионного пользователя MAIL.RU. Сложно представить себе, что бы могла предложить в качестве подарка своему пользователю компания, занимающаяся исключительно интернет-проектами, если вспомнить, например, подарок, сделанный в 1999 году "Аэрофлотом" своему четырехмиллионному пассажиру, точнее пассажирке. Студентке, которая тогда впервые решила полететь на самолете, и оказалась обладателем почетного титула, был вручен сертификат, дающий право бесплатного перелета в любую точку земного шара, куда только летают самолеты "Аэрофлота" и обратно. В MAIL.RU подумали-подумали и придумали неплохой приз, вполне соответствующий духу компании – ноутбук. Его получил 18-летний московский студент школы-студии МХАТ Андрей Бирин, который, кстати, когда-то отправился покорять столицу из Петербурга.
На торжественной церемонии для всех присутствовавших были озвучены некоторые цифры "из жизни" MAIL.RU. С 25 декабря, на сервере проводилось анкетирование посетителей. В опросах приняли участие 325690 человек, то есть половина всех активных пользователей этой почтовой службы. По результатам столь массового опроса стало известно, что большую часть аудитории MAIL.RU составляют молодые люди от 17 до 21 года (25%) и от 22 до 28 лет (35%). Есть, правда, и 7% процентов пользователей моложе 16 лет и 4% процента старше 60. Выяснилась также и половое неравенство в российском (и не только) интернете: 73% процента пользователей – мужчины. Кстати о географии – 74 % опрошенных проживают на территории Российской Федерации, 7% на Украине, 3% - в Белоруссии, 2,5% в Казахстане и около 1% составили пользователи из Израиля, Азербайджана, Молдовы, Киргызстана и других стран. От географии обычно переходят к истории…
Проекту MAIL.RU был дан старт 1 ноября 1998 года произошло это в Санкт-Петербурге, откуда родом автор идеи - Алексей Кривенков. Не прошло и года, как услугами бесплатной он-лайн почты поспешили воспользоваться полмиллиона желающих. В дальнейшем, рост количества пользователей не только не замедлился, чего можно было ожидать, но, напротив, существенно ускорился. В чем же причины такого успеха? Вряд ли только в том, что количество россиян (и не только) присоединившихся к интернет-сообществу постоянно увеличивается. Помимо этого, многие, освоившие понятия "сайт", "гиперссылка" еще со времени появления первых интернет-провайдеров, решили наконец-то воспользоваться услугами нашей, родной, российской ( до определенной степени) почтовой службы. В конце концов, у многих из нас – жителей постсоветского пространства и экс-советских жителей стран развитого капитализма, где-то в подкорке живет некий патриотизм. Ну зачем нам теперь пользоваться всякими Yahoo, usa.net или hotmail.com-ами, когда есть то же самое, но по-русски. Так рассуждали многие, хотя и не все. Некоторые до сих пор не доверяют свою личную и, тем более, рабочую переписку нашим программистам, каналам связи и превратностям российского бытия.
Но почему же именно на долю MAIL.RU выпал этот успех? Ведь и до них существовали компании, совершенно бесплатно предоставлявшие он-лайн почту. По всей видимости, основную роль здесь сыграло доменное имя с использованием слова "mail". С начала "провайдерского бума" в 1996 году, в России все индивидуальные пользователи привыкли к адресам типа: моеимя@mail.провайдер.ru, и когда появилась возможность без проблем продиктовать свой электронный адрес приятелям по телефону, откинув доменное наименование провайдера, которое могло составлять как две латинских буквы, так и сколько угодно, народ ринулся к этой цели. И сделал это столь ретиво, что к сентябрю прошлого года сеть RUNNET перестала удовлетворять потребностям нового российского ресурса и сервер MAIL.RU пришлось переместить в Москву на канал, предоставленный одной из старейших сетевых организаций "Россия Он-Лайн" (она входит сейчас в холдинг Golden Telecom). А команда программистов MAIL.RU осталась в Петербурге. Кстати данные опроса, проведенного сервером MAIL.RU, подтверждают вышесказанное. 41% респондентов выбрали эту службу, чтобы иметь возможность читать почту отовсюду, а 25% - из-за простого адреса. Не надо быть особо догадливым, чтобы понять, что у этих понятий, в данном случае, имеется явная корреляция.
Одной из самых поразительных вещей в истории MAIL.RU стало отсутствие, до поры до времени, какой-либо рекламной кампании в сети. Но когда эта самая пора настала, была организована управляющая компания PORT.RU, которая взяла не себя заботу о маркетинговой стороне дела и когда 20 % ее акций были проданы иностранному инвестиционному фонду за 940.000 долларов, об этом заговорили, как об установлении недостижимой пока для Рунета финансовой планки. Однако, когда стало известно сделке компании Stack Ltd., владельца сайта Рамблер.ру и некоторых других ресурсов, и это отодвинуло на задний план сумму уплаченную PORT.RU. И уже долгое время муссируются слухи о возможной продаже пакета акций компании CompTek, владельца Yandex. Цифры называются весьма впечатляющие. Таким образом, MAIL.RU лишь прошел первым по тропе ведущей содержимое нашего Интернета во владения иностранных инвесторов. А совсем недавно стало известно о событии в чисто западном стиле из жизни компании PORT.RU. По решению совета директоров, Алексей Кривенков, руководивший российским отделением компании, покидает свой пост и отправляется работать в Нью-Йорк директором по развитию. А в Москву уже прибыл исполнительный директор, или, как сейчас модно говорить, CEO компании – Евгений Голант, который возьмет управление делами на себя. Ибо управлять есть чем. Компания активно занимается созданием и развитием самых разных Интернет-проектов, таких как TRAVEL.RU, TORG.RU и многих других. О судьбе петербургского офиса ничего не сообщалось, но хочется верить, что он будет продолжать функционировать, и что наш город сохранит свою причастность к одному из самых крупных российских интернет-проектов.