Говорить о политическом Интернете стало сложнее после истории с сайтом elections99.com, оттянувшим на себя, кажется, все внимание, которое полагалось на долю серверов политического, информационного и предвыборного уклона. Зато стало наглядно понятно, что Интернет и в самом деле оказался средством, способным влиять на политику.
Конечно, успех и влияние этого сайта были вполне подготовлены всем развитием политического, околополитического и новостного Интернета за год перед выборами.
1. Немного истории
Примерно с середины сентября 1998 года журналисты традиционных масс-медиа начали выказывать некоторый интерес по поводу российского Интернета, о котором ранее и понятия не имели. Причиной интереса был именно что кризис, по ходу которого "традиционные журналисты" явно ощутили проблемы с трудоустройством, а тут еще - непонятные конкуренты. По незнанию они перепугались, да и экзотика, опять же. Но - на пустом месте ничего такого бы не было. Нечто похожее на реальное информационное поле в Сети и в самом деле тогда начало складываться.
Аналогия была очевидна: в 1991 году политсобытия произвели на свет независимые радиостанции. Поскольку нынешний кризис был не манифестационно-танковым, а с финансово-экономическим уклоном, то Интернет тут был в самый раз. Не прочитаешь по "Эху Москвы" в полном объеме программу, скажем, академиков, а через полчаса - Гайдара и т.п. Да и размещение тех же текстов в газетах означало бы пусть и косвенное, но - перетягивание их на свои полосы, что предполагает некоторое их пригревание на своей груди. А в Интернете все материалы лежат там, где сделаны, да и объемы их - любые.
По-настоящему медийных средств в Сети накануне кризиса, в общем, не было. Все было безвидно и разрозненно. Профессионалы, если в Интернете и присутствовали, то - как профессионалы отдельных составляющих новой медийной среды: специалисты по железу, специалисты по маркетингу, журналисты. Соответственно, такое разнообразие необходимых навыков в условиях отсутствия некоего главного качества и свидетельствовало о том, что конкретная медийная среда еще не сложилась.
Если говорить о российском Интернете не столько как о медиа, но в политическом ракурсе, то следует отметить, что по своему устройству он оказался невероятно приспособлен для решения тех задач, которыми занимаются политтехнологии. И сыграл он там на редкость конструктивную роль.
Понятно, что исторически первое внимание общества к Интернету как к политическому средству было связано с появлением компромат-сайтов: сайтов, выставлявших доселе неизвестную информацию о неизвестно чем. В самом деле, нескольких проектов такого сорта вполне хватило для полного затухания интереса к данным этого сорта, но об этом чуть ниже.
С другой стороны, стало очевидно, что если традиционные масс-медиа (газеты и телевидение) могут оказаться обслугой некоторых заинтересованных политических или корпоративных групп, выступая в качестве посредника-медиатора, то в случае с Интернетом все несколько иначе. Из-за непонимания реальных возможностей новых ресурсов этими политическими группами политтехнологические организации в Интернете формировали свою медиа-политику самостоятельно. При этом, разумеется, должно было возникнуть некоторое пересечение интересов политтехнологов и их клиентов.
2. Русский Интернет - совсем не то, что нерусский
Прежде всего, это так, потому что пока он не есть средство, рассчитанное на потребителя как такового - того, которому есть смысл втюхивать конкретную политическую рекламу. В Сети этой рекламе особо делать нечего - потому что там нет реального места и для рекламы потребительской. А ее мало потому, что пока отсутствует надежный и распространенный механизм платежей. Кризис 1998 года прекратил развитие системы кредитных карт, чем в результате поспособствовал сохранению зоны РУ как пространства с весьма своеобразной спецификой.
То есть это зона изначально убыточных проектов, служащих для выражения некоторых вполне конкретных идей и представления весьма целевой информации. Трудно говорить и рассчитывать на немедленный скачок числа подключенных к Интернету в России в ближайшее время, и очевидно, что не эти соображения заставляют интернет-проекты возникать и развиваться.
Почему тогда они возникают? В расчете на некоторое будущее, связанное с возрастными и образовательными изменениями электората? Да, конечно. Но если бы дело состояло именно в этом, то нынешние выборы бы потребовали участия интернет-ресурсов исключительно как факультативного дополнения, масс-медиа второго сорта. А это было не так.
3. Особенности Интернета как медийной среды
Они очевидны.
- Более целенаправленное воздействие на аудиторию.
- Большая доля в интернет-аудитории "лиц, принимающих решения".
- Достоверность средства.
- Скорость появления информации.
- Высокая степень упорядоченности информации.
Более целенаправленное воздействие на аудиторию
Интернет-проекты более точно позиционированы. Это не есть нечто общемассово читаемое, а что-то, вполне заточенное под задачу. Например, сайт, конкретно работавший на выборы, elections.ru, возник за год до выборов и занимался именно этой темой, а вовсе не имитировал какую-то отдельную тематическую полосу какой-либо массовой газеты. Сайты политиков сообщали именно и исключительно про политиков, которым принадлежат эти сайты.
Большая доля в интернет-аудитории "лиц, принимающих решения"
Вышеуказанным лицам категорически необходимо постоянно обращаться к Интернету - учитывая наличие там целевой информации, полностью отсутствующей в иных СМИ. Кроме того - учитывая большое количество внутрикорпоративной и внутрипартийной информации, также не имеющей возможности оказаться полностью отображенной в СМИ. Существенным является и оперативность появления в Интернете соответствующей информации.
Достоверность средства
Казалось бы, учитывая все скандалы с компроматом, достоверность - последнее, что можно поставить Интернету в заслугу. Но это не так. То, за какое короткое время анонимный компромат в Интернете потерял смысл, свидетельствует именно о врожденной адекватности Интернета как медиа.
Причины, по которым компромат в Сети потерял привлекательность, сами по себе любопытны. Прежде всего, в случае компромата не выполнялся естественный медийный жесткий механизм наличия факта: событие, первая точка зрения, вторая точка зрения, предыстория. Факта, то есть, никакого и не возникало. Вся эта выброшенная информация была просто-напросто непонятна. Утечки - тем более неподписанные - также оказались пустым шумом: никто, в сущности, не мог понять, про что они. Трех-четырех историй с неподписанным компроматом хватило для того, чтобы понять, что такого рода информация - попросту пустой шум. За нее никто не отвечает, ну а написать что угодно - может кто угодно. Таким образом, совершенно неожиданно для лиц, не относящихся к инсайдерам, Интернет авторизовался. Окончательным доказательством необходимости именно авторского подхода к информации в Сети стал успех сайта Глеба Павловского ОВГ, содержащего конкретную информацию, оппозиционную Лужкову и Яковлеву.
Более того, в Интернете - если говорить об интересах партийных групп - отсутствует посредник в виде традиционных СМИ. Здесь для реализации партийных или корпоративных задач не требуется получать контроль над группами изданий, лоббировать. Партийные сайты вполне справляются с представлением адекватной для данной организации информации - в разных вариантах, профессиональном или самовосхваляющем. А в отсутствии посредника и шум при пересказе меньше.
Скорость появления информации
Вполне очевидное свойство. Как новостной ресурс Интернет легко обходит телевидение, работая со скоростью информагентств и лишь с некоторым запозданием относительно их лент вписывая новостную информацию уже в систему комментариев и аналитики.
Высокая степень упорядоченности информации
Этот пункт - главный. Именно Интернет дал реальную возможность упорядочить весьма расплывающиеся хотя бы даже и государственные структуры. Появление сайтов государственных организаций хоть в какой-то форме призвало их к элементарному информационному порядку. Отсюда весьма симптоматичным представляется скандал вокруг якобы взлома "ГАС Выборы" - системы, в реальности ничего не решавшей официально, но представлявшей для общества пример некоего места, где действительно находится ВСЯ информация.
Кроме того, более конкретный характер имела и деятельность предвыборных штабов, которые - исходя хотя бы из вида своей Интернет-странички - должны были представлять там хоть что-то, имеющее отношение к их деятельности. Причем партийные сервера вполне соответствовали своему хозяину. Сайт "Отечества", например, собранный из официозных сообщений, опровержений, обвинений. Или же - тщательно разработанная структура сайтов СПС вполне представляла всю деятельность СПС в предвыборный период.
4. Пример интернет-партийной структуры
Разумеется, политическими фаворитами Cети являются люди, относящиеся к поколению реформаторов. Дело, возможно, и в наличии взаимности со средой, которую они полагают вполне уместной для развития своих политических структур.
Совокупность сделанного группой при Кириенко - это очень серьезно. Речь не только о его личном сайте, но - о сайтах "Московской альтернативы", Союза правых сил и, далее, гельмановских структур "Неофициальной Москвы". В сумме: вполне себе строгая политическая структура и вполне адекватная и сильная "общественная надстройка".
Факт куда более серьезный, нежели просто сетевое событие. В известной степени это есть момент образования реальной партии со всеми корреспондирующими ей общественными институтами.
5. Почему политтехнологи?
Политтехнологи столь заметны в Сети не столько даже по необходимости выполнения там конкретных политтехнологических работ, сколько потому, что в силу специфики деятельности им приходилось действительно знать многое и оперировать многим. Очевидно, что мощностей традиционной прессы им не хватало.
Политтехнологические задачи ведь сводятся к "мордодельству" и сочинению сценариев выступлений клиента на какой-нибудь новогодней елке. Присутствует и реальный слой рутинной работы по мониторингу, ньюсмейкингу, планированию событий и так далее. Соответственно, результаты этого анализа всегда не попадают, не вписываются в форматы СМИ. Но - существуют реально и реально упорядочивают информационный хаос. Так почему бы его не уменьшить, если нет обратной задачи?
6. Политсайт года
Главной интернет-, а то и просто медиа-сенсацией года стал сайт elections99.com, который в день выборов транслировал в реальном времени данные exit poll из тридцати городов России. Так это принято считать - обращая внимание на проблемы с законодательством, допустимость подобного представления информации, возможность подтасовок и так далее. Что до законности - сайт был расположен вне зоны действия законодательства и выполнял функции зарубежного медиа, но это в данном случае не слишком существенно.
Потому не существенно, что - на самом-то деле сайт начал работать еще накануне выборов. А без подготовительной работы в виде, например, анализов и комментариев последних предвыборных рейтингов, произведенных весьма большим числом экспертов, не произошло бы ничего, что заставило бы о сайте говорить. Никакие предварительные результаты - присутствуй на сайте только они - не были бы восприняты всерьез. Да и сами эти цифры значили бы мало без их немедленного комментирования теми же экспертами, политиками и журналистами. Не говоря уже о том, что на сайте велся и список выявленных на выборах нарушений. Иными словами - заниматься в столь серьезном проекте еще и какими-то подтасовками было бы просто глупо.
Но дело в том, что появление этого сайта было бы невозможно без отработанных технологий и одновременного участия в этом разовом проекте чуть ли не десятка других серверов. Иными словами, elections99.com появился и конкретно действовал в нужное время в нужном месте и правильным образом. А его работа была подготовлена уже развитой информационной структурой.
Так что главный успех сайта был связан именно с тем, что вовремя и по делу был предъявлен реальный способ упорядочивания информации. Ранее - невозможный, потому что возможен он только в Интернете. То есть - была предъявлена принципиально новая медиа-структура, что есть вовсе неплохое завершение информационного года.