work-flow-Initiative

Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей

Язык [ РУССКИЙ ]

Вложенные разделы


Гражданская оборона

Чрезвычайные ситуации техногенного биологического и экологического характера.
Особенности выживания человека при стихийных бедствиях и ЧС техногенного, биологического, экологического и социального характера.
Закон о защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера.
Закон о радиационной безопасности населения.
Основные способы защиты населения и ликвидаций последствий ЧС.

"Ядерные новости" и прочее по теме "Гражданская оборона"

Ядерный Контроль 15

Дата публикации: 2017-11-14 11:34:46
Дата модификации: 2017-11-21 21:34:32
Просмотров: 1118
Материал приурочен к дате: 1996-01-01
Прочие материалы относящиеся к: Дате 1996-01-01 Материалы за: Год 1996
Автор:
 
Россия
 
* На первой пресс-конференции в качестве главы МИДа Евгений Примаков высказал свое мнение относительно ряда важнейших политических вопросов. Новый министр иностранных дел негативно отозвался о возможности расширения НАТО, объяснив, что "это создает новую геополитическую ситуацию для России", при которой оказывается бессмысленным произведенное ранее сокращение вооружений. "Например, недавно мы ликвидировали как класс вооружения - ракеты средней дальности. Это была большая победа - главным образом потому, что мы уничтожили класс ракет с очень быстрым подлетным временем, способных поражать жизненно важные объекты на нашей территории. И если предположить чисто гипотетически, что на границах России будут расположены тактические ракеты с ядерным оружием, то это сведет на нет те результаты, которых мы добились, уничтожив ракеты средней дальности". Евгений Примаков также отметил важность для России Договора о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2) и тесно увязал его с сохранением Договора по ПРО в неприкосновенности, отметив, что от этого во многом зависит ратификация СНВ-2 в Госдуме.
 
 
* Российские специалисты в области атомной энергии начали подготовку материалов к апрельскому саммиту в Москве по вопросам ядерной безопасности. К встрече на высшем уровне, которая состоится 19-20 апреля, будут подготовлены данные по проблемам безопасности атомной энергетики, нераспространения ядерного оружия, использования ядерных материалов, образующихся в процессе демонтажа ядерного оружия, а также о незаконном обороте ядерных материалов.
 
 
* В газете Сегодня 17 января была опубликована статья-разоблачение под названием "Осторожно: сенсация", посвященная разработке плазменного оружия (СВЧ-оружия) в России.
 
В апреле 1993 г. в прессе появилось предложение провести совместный эксперимент России и США с плазменным оружием. По заверению автора нового оружия академика АЕН Р.Авраменко, с его помощью можно поразить любой движущийся в атмосфере Земли объект: ракету, боеголовку, самолет. "Для этого на пути их движения создается высокоионизированный сгусток - плазмоид. Так, например, созданный с помощью сфокусированного излучения микроволновых (СВЧ) генераторов этот плазмоид отклоняет движущуюся на высоте около 30 км боеголовку со своей траектории. В результате этого боеголовка претерпевает огромные перегрузки и разрушается, не достигая Земли". Данный вид оружия предполагалось использовать в системе противоракетной обороны. Было объявлено, что исследования уже прошли лабораторный этап и дело теперь за проведением широкомасштабного эксперимента с уничтожением реальных целей.
 
 
Авторы статьи (Михаил Виноградов и один из постоянных авторов Ядерного Контроля Владимир Белоус) в газете Сегодня приводят технические характеристики нового оружия и сомневаются в необходимости столь основательного финансирования этой несколько туманной проблемы. Приводится, например, мнение некоторых ученых, которые считают, что для реализации эффективного СВЧ-оружия "потребуются энергетические мощности всех электростанций планеты". 
 
Для работ в области военного применения СВЧ-технологий были возведены весьма дорогостоящие и уникальные экспериментальные сооружения, до сих пор не имеющие аналогов в Европе. Кроме НИИРП к работам по СВЧ-технологиям подключились и некоторые другие ведущие НИИ ВПК во главе с Центральным научно-производственным объединением Вымпел (ныне Межгосударственная акционерная корпорация Вымпел). Авторы статьи приводят огромные суммы ассигнований на разработку СВЧ-оружия, в то время как реальных результатов работ так и не было получено. В итоге, потратив колоссальные средства на изготовление плазменного оружия, исполнители проекта по противоракетным СВЧ-технологиям после нескольких лет работы единогласно приняли решение о нецелесообразности разработки системы ПРО на основе СВЧ-воздействия.
 
* В начале января в министерстве иностранных дел в Москве подписан трехсторонний контракт между российскими, японскими и американскими фирмами и организациями на проектирование и строительство установки по переработке жидких радиоактивных отходов (ЖРО), скопившихся на нашем Дальнем Востоке. Стоит эта работа более 25,5 миллиона долларов и будет оплачена за счет японского правительства, выделившего в 1993 г. средства в помощь ядерному разоружению России.
 
По оценкам специалистов, объемы отходов составляют на Тихоокеанском флоте около 7 тыс. куб. м. Такой же годовой производительности проектируется и установка по их переработке. Разместят ее на буксируемом судне, способном работать независимо от берега. Проектируют его ЦКБ Вымпел (Нижний Новгород) и ЦНИИ им. академика Крылова (Санкт-Петербург). Строить судно будут в Комсомольске-на-Амуре на заводе Амурские верфи. Плавучую установку по переработке ЖРО проектируют и строят в США. Затем ее самолетами доставят на Дальний Восток, там смонтируют и испытают. Она вступит в строй на заводе Звезда в городе Большой Камень после осмотра комиссией экологов и других надзорных органов. Проблемы экологической безопасности региона заставили строить именно плавучую установку, чтобы не перевозить опасный груз по берегу. 
 
Новую установку планируют использовать в течение 20 лет. В будущем она сможет принять на дезактивацию продукты подводных атомоходов, которые по международным договорам и из-за технического старения будут выводиться из эксплуатации до 2005 г. и позже. Затраты России на обслуживание установки на год будут составлять более миллиона долларов. Кроме того предполагается выстроить ядерный могильник для зацементированных в металлических бочках ЖРО. Уже есть проект могильника на Новой Земле. Федеральная программа по утилизации ядерных отходов на 1996 г. выделила 500 млн. руб. на проектирование временного хранилища на берегу Тихого океана, строительство которого должно начаться в 1997 г. До его окончания бочки с зацементированными бывшими ЖРО будут храниться на проектируемом сейчас судне. Вместе с американской установкой по переработке отходов оно должно вступить в строй в конце 1996 г. 
 
* Гульфарида Галимова - врач Кунашакской районной больницы Челябинской области - стала известна тем, что помогала группе американцев-экологов из антиядерного движения собирать кровь жителей поселка Муслюмово (Челябинская область) для отправки на исследование в США. Эти действия потребовались для того, чтобы выяснить, как влияет на здоровье жителей поселка расположенное неподалеку вредное производство НПО Маяк. Помощь Галимовой американцам не была одобрена ни руководством больницы, ни ФСБ. После года административного преследования и бесед в ФСБ она была уволена из больницы. 6 января газета Вечерний Челябинск написала, что Кунашакский суд, не касаясь политических аспектов дела, отменил приказ об увольнении Гульфариды Галимовой и восстановил ее на работе. 
 
* Российская газета от 11 ноября 1995 г. в статье "Урановый след" дает подробный анализ нынешнего состояния урановых кладезей СНГ и других государств. 
 
На территории СНГ находится 6 крупных урановорудных районов, из которых в России расположен лишь один (Стрельцовский), в то время как Россия занимает в Содружестве ведущее место по потреблению урановых руд (до 60%). В совокупном уранопотреблении СНГ доля Казахстана - 1-3%, Узбекистана - 1-2% и Украины - 30-35%. До 70% ураноперерабатывающих мощностей приходится на Россию. По данным Минатома РФ, до 50% общих запасов урановых руд в Содружестве приходится на Казахстан, около 20% - на Узбекистан, не более 25% на Россию и 8-10% - на Украину. В общем объеме добываемой в СНГ урановой руды удельный вес РФ не превышает 30% (Казахстана и Узбекистана - соответственно 30 и 28 процентов). 
 
Среднегодовая добыча урана в РФ с 90-х годов варьируется в пределах 3,3-3,5 тыс.тонн, максимально возможное ее увеличение к 2005 г. составит 4500 тонн. Но российские потребности в урановой руде к этому же году оцениваются отечественными и иностранными экспертами в 6350-6500 тонн. "Поэтому ввоз урановой руды неизбежен, - считает автор статьи. - До весны 1995 года считалось, что повторное использование конверсионного (прежде оружейного) урана позволит предотвратить усиление зависимости России от урановых поставок из Средней Азии". Но "странам СНГ вряд ли удастся избежать урановой интеграции - и из-за растущих потребностей России в этом сырье, и из-за того, что по финансовым и технологическим причинам Казахстан и Узбекистан сокращают собственную уранодобычу и по-прежнему предпочитают обогащение своего урана на российских обогатительных объектах". В 1995 г. около 60% совокупной добычи урановой руды в других республиках СНГ связано с растущими объемами ее потребления Россией. А к 2000 г. этот показатель возрастет до 70%. "Следовательно, ресурсное обеспечение уранопотребляющих производств в РФ в целом надежно на ближайшую перспективу, а это позволяет России продолжать экспорт урановой руды".
 
К 2015-2020 гг. ресурсы Стрельцовского уранодобывающего района будут исчерпаны при сохранении нынешнего уровня добычи. Но достоверные, пока не разрабатываемые запасы этой руды оцениваются в 12 тыс. тонн, в том числе в Кемеровской области - 5, Курганской - 5, Читинской - 2 тыс. тонн. В конце 80-90 гг. разведаны месторождения урано-ванадиевых и урано-ториевых руд в Карелии, на юго-западе Архангельской области, а также в Приморском, Хабаровском краях, в Горно-Алтайской области. Предварительная оценка ресурсов этих месторождений - 15 тыс. тонн. "Есть сведения, - пишет Российская газета, - что к концу 90-х г. могут начаться поставки в РФ урановой руды из Таджикистана, где ее потенциальные ресурсы оцениваются российскими и иностранными специалистами в 10-13 тыс. тонн. Имеются такие месторождения и в Туркменистане, Киргизии. Так что у России - богатый выбор ресурсов и поставщиков урана". Это стимулирует российский урановый экспорт. 
 
Пока в СНГ отсутствует интеграционная программа развития уранодобычи и обмена урановым сырьем. А необходимость в ней возрастает еще и потому, что конгресс США заморозил программу Нанна-Лугара по регенерации в США российского оружейного урана объемом до 500 тонн, за что РФ должна получить компенсационные $400 млн.
 
 
Россия-Германия
 
 
 
* В Московских новостях за 14 января в статье "Ельцин и Коль дружат спецслужбами?" вновь фигурирует мюнхенское дело с русским плутонием.
 
Эрих Шмид-Ээнбоом, 42-летний руководитель Исследовательского института политики мира в Вайльхайме (Верхняя Бавария), автор ряда монографий о деятельности спецслужб выдвигает свою версию этого события. Он утверждает, что плутониевая афера была совместной акцией двух спецслужб - БНД и службы безопасности президента, возглавляемой Коржаковым, объясняя это тем, что "дело было летом 1994 г., накануне выборов в бундестаг, когда партии правящей коалиции в ФРГ были крайне заинтересованы в эффектной акции на обывателя. И такая акция состоялась: Гельмут Коль и его помощники вышли победителями в поединке с русской атомной мафией . Нельзя исключать, что российский президент сознательно подставил плечо бундесканцлеру в трудную минуту, рассчитывая, в свою очередь, на ответную поддержку в будущем". Кроме того возможен и другой ход событий. Американцы в течение нескольких лет закупают у России плутоний по ценам значительно выше мировых. США пошли на это, чтобы не допустить расползания по миру российского радиоактивного материала. "Однако в Соединенных Штатах существуют разные мнения насчет этой практики, - считает Эрих Шмид-Ээнбоом, - и чтобы она не прекратилась, интерес американцев необходимо поддерживать, постоянно напоминая об остроте проблемы. В противном случае русским самим бы пришлось уничтожать свои ракеты, что очень дорого". "Нельзя исключать, что акция с контрабандой плутония оказалась нужна команде Коржакова, чтобы нанести удар по ФСК, отвечавшей тогда, вместе с другими ведомствами, за безопасность атомных объектов и материалов на территории России". А вот и еще одна версия: у БНД имеется интерес сохранить разросшееся в годы холодной войны ведомство в прежних масштабах. "Отсюда и активизация деятельности в БНД по борьбе с торговлей оружием, наркобизнесом, отмыванием денег, расползанием радиоактивных материалов из Восточной Европы".
 
* Cогласно сообщению Марка Хиббса (Mark Hibbs), боннского редактора журнала Nuclear Fuel (18 декабря 1995 г.), высший чиновник в МИД Германии, занимающийся нераспространением, утвердил секретный внутренний доклад от 11 октября 1994 г. В нем сделан вывод о том, что разведслужба ФРГ (БНД) активными мерами добивалась вывоза из России плутония-239 и его контрабандного ввоза в Германию в августе 1994 г. (вопреки заявлениям об обратном федерального координатора разведслужб Бернда Шмитбауэра).
 
 
Россия-США
 
 
 
* Джошуа Хэндлер (Joshua Handler) в первом номере Bulletin of Atomic Scientists (январь - февраль 1996 года) анализирует причины, по которым Россия заинтересована в скорейшей выработке СНВ-3. Главную причину он видит в отсутствии средств для поддержания СЯС России даже на уровне в 3-3,5 тысяч боеголовок, предусмотренных в нератифицированном Договоре СНВ-2. Если сохранится нынешняя тенденция к неполному финансированию Вооруженных Сил, российский стратегический арсенал может сократиться к 2003 г. до 1,5 тысяч боеголовок. Администрация Клинтона не торопится переходить к обсуждению сокращений по СНВ-3, мотивируя это неопределенностью будущего России.
 
* Defense News от 15 января считает, что российское правительство приняло меры для улучшения процесса уничтожения химического оружия. 24 марта 1995 г. президент Борис Ельцин издал указ #314 "О подготовке Российской Федерации к выполнению международных обязательств в области химического разоружения", 6 ноября 1995 г. вышел указ президента "О межведомственной комиссии по химическому разоружению" (#1079), определяющий ее положение и состав. Межведомственную комиссию по химическому разоружению возглавил помощник президента по национальной безопасности Юрий Батурин. Российское правительство также приняло проект долгосрочной программы по уничтожению химического оружия, реализация которого обойдется России примерно в $3,7 млрд. и будет закончена к 2005 г. Есть и некоторые трудности, в частности, с постановкой процесса химического разоружения под гражданский контроль. 
 
Летом 1995 г. правительство рассмотрело проект закона о ликвидации химического оружия и представило его в Госдуму на утверждение. Дума отклонила его как не согласующийся с требованиями экологической безопасности.
 
Экономические трудности России ограничивают финансовую поддержку намеченных действий, поэтому западная помощь России - это существенное подспорье для российской программы химического разоружения, по крайней мере на первом этапе. Четыре западные державы включились в процесс оказания помощи России - Германия, Нидерланды, Швеция и США. Соединенные Штаты предложили России помощь в размере $55 млн. Но у России есть необходимость в поддержке и других стран, например, государств, входящих в НАТО и G-7, поскольку без участия России в химическом разоружении реализация Конвенции по химическому оружию окажется неэффективной.
 
 
Россия-США-Иран
 
 
 
* Cогласно сообщению журнала Nuclear Fuel (18 декабря 1995 г.), министерство энергетики США добивается на переговорах с Минатомом включения в условия сделки России с Ираном обязательства последнего не перерабатывать отработавшее топливо, полученное в российских реакторах. Россия отклонила американское требование вывозить отработавшее топливо из Ирана, как выходящее за рамки гарантий, требуемых по ДНЯО. Представители Минатома разъяснили, что эксперты изучили возможность транспортировки отработавшего топлива из Ирана по Каспийскому морю в Красноярск-26 и пришли к заключению, что для такого шага потребовались бы дополнительные работы из-за неподготовленности транспортных средств с иранской стороны. Если Иран предпочтет возвратить отработавшее топливо, то, по российскому закону, после временного хранения в течение 25-30 лет Иран должен будет забрать это топливо или согласиться на его переработку в России. После этого переработанный уран и отделенный плутоний будут переданы в Иран, где они должны находиться под гарантиями МАГАТЭ.
 
 
США
 
 
 
* 22 января на спецбрифинге по проблемам химического разоружения в министерстве обороны США были впервые представлены подробные данные о размерах американских арсеналов химического оружия, подлежащих уничтожению к 2004 г.: Соединенные Штаты располагают 30599 тоннами боевых отравляющих веществ, которыми снаряжены унитарные боеприпасы, 680 тоннами бинарных химических вооружений и более чем 13 тысячами тонн устаревших и экспериментальных химических боеприпасов.
 
"Сегодняшнее объявление о рассекречивании информации будет иметь позитивные последствия для процесса химического разоружения", - отметил в ходе брифинга руководитель программы химического разоружения генерал-майор Роберт Ортон. Вместе с тем армия США намерена сохранить для исследований, разработки и испытаний средств химической защиты 9697 тонн химических ОВ. Они складированы на полигоне в Абердине (штат Мэриленд) и на испытательном полигоне в Дагуэе (штат Юта) и не засчитываются в общее количество боевого химического оружия. 
 
На вопрос о том, существуют ли у армии США программы "на тот случай, если химические вооружения вновь понадобятся", генерал-майор Джордж Фрил заверил, что армия США "не осуществляет каких-либо исследований, связанных с наступательным применением этого оружия", а лишь стремится обеспечить защиту от такого оружия. Затронув вопрос о позиции России в отношении химического разоружения, Роберт Ортон отметил, что США "действуют в духе сотрудничества с Россией в том, что касается обмена информацией о наших программах, для того, чтобы обе наши страны могли осуществить этот смелый прыжок - избавиться от химического оружия". Генерал-майор Фрил добавил, что США поставили перед собой цель - полностью ликвидировать свои химические арсеналы к 2004 г., в то время как другие страны, ратифицировавшие Конвенцию о ликвидации химического оружия, должны будут сделать это в течение 10 лет. 
 
"Нынешнее привлечение внимания к этой теме, - комментирует газета Коммерсантъ-Daily от 24 января, - преследует следующую цель: побудить все страны мира к началу массовой кампании по уничтожению химоружия и широкомасштабной ратификации Парижской конвенции о запрещении химоружия, подписанной в 1993 году 154 государствами". Конвенция до сих пор не вступила в силу - необходима ратификация 65 подписавшими ее государствами. Что касается перспектив России в области уничтожения запасов химоружия, то Коммерсантъ-Daily приводит такую точку зрения некоторых экспертов: "Россия, пока не ратифицировавшая Конвенцию, вообще не в состоянии выполнить ее условия - у нее нет ни средств, ни четкой концепции, ни программы уничтожения химоружия".
 
 
Украина
 
 
 
* В декабре 1995 г. Украина подписала со странами семерки меморандум о закрытии к 2000 г. Чернобыльской АЭС. Меморандум официально подтверждает готовность Украины закрыть ЧАЭС и готовность семерки и ЕС профинансировать это мероприятие, однако не содержит реальных обязательств Запада о финансовой помощи, на что очень рассчитывают на Украине. Первый заместитель главы Госкоматома Украины Нур Нигматуллин считает, что упомянутый меморандум лишь сглаживает противоречия между Украиной и Западом, не продвигая решения технических проблем по консервации АЭС, возведения объекта Укрытие. По его мнению, реальное продвижение проблемы возможно, лишь если Украина заключит соглашения с каждой из стран семерки об обязательствах сторон финансировать закрытие ЧАЭС по принципиально согласованной схеме (выделение грантов на неприбыльные технические и социальные программы и кредитов на доходные проекты по замещению мощностей ЧАЭС). Сейчас, как утверждают в Госкоматоме Украины, ЕБРР и Всемирный банк готовы выделить $200-300 млн.; около $480 млн. может выделить на строительство новых блоков на других украинских АЭС Евроатом. Всего, как ранее сообщалось, семерка, МАГАТЭ, международные финорганизации и прочие международные организации могут выделить около $1,2 млрд. в виде льготных кредитов. Сами украинцы оценивают объем затрат на решение чернобыльских проблем примерно в $4,4 млрд., причем только выведение ЧАЭС из эксплуатации будет стоить не менее $1,4 млрд. По грантам, сообщил Нур Нигматуллин, договоренностей еще нет, а вот с суммой в $4,4 млрд. на Западе по-прежнему не согласны.
 
* Украина разрабатывает стратегию развития ядерной отрасли. Еще в 1995 г. было объявлено о необходимости создания собственного цикла производства ядерного топлива для АЭС (речь при этом не идет об обогащении и переработке урана). Проблема ядерного топлива актуальна для Украины потому, что практически единственным источником ТВЭЛов для нее остается Россия, требующая за них денег, которых у Украины нет. Уже объявлено, что завод по производству топлива будет размещен в Желтых Водах, близ мощных урановых залежей. Предположительная стоимость завода - более $1,2 млрд. 
 
* Европейская комиссия выделила $2,75 млн. на медицинскую помощь пострадавшим от аварии на ЧАЭС. Эти средства будут предоставлены в распоряжение Международного Красного Креста и других гуманитарных организаций, занятых диагностикой и лечением онкологических заболеваний на Украине, в России и Белоруссии.
Франция
 
 
 
* 27 января Франция провела шестое ядерное испытание эквивалентом 120 тыс. тонн тротила на атолле Фангатауфа во Французской Полинезии. Как и предыдущие, оно вызвало протесты практически всех азиатских и тихоокеанских стран.
 
* Франция предложила всем государствам - членам НАТО провести переговоры о ядерных силах. Это предложение в первую очередь связано с тем, что Франция желает вернуться в военную организацию Североатлантического альянса, покинутую ею в 1966 г. Уже в декабре 1995 г. был сделан шаг к сближению с НАТО: было объявлено, что министр обороны Франции и начальник генштаба будут участвовать в работе натовских военных инстанций. Возвращение в военные структуры НАТО даст Парижу возможность участвовать в решении важнейших ядерных и военных вопросов, которые долго решались в НАТО без его участия.
 
"Франция не добилась заметных успехов в создании независимой от США системы европейской обороны: дальше создания еврокорпуса дело не пошло. Поэтому на берегах Сены рассчитывают наращивать европейские мускулы в рамках НАТО", - комментируют 19 января Известия. В силу растущих бюджетных трудностей Париж вынужден идти на сокращение военных расходов, что коснется прежде всего ядерных сил. "Видимо, окажется усеченной на треть ядерная триада - ракеты, размещенные на плато Альбион, на подлодках и на бомбардировщиках". Присоединение же к Североатлантическому альянсу позволит уменьшить военные расходы.
 
Англия
 
 
 
* Британские подводные лодки с ядерным оружием продолжают нести боевое дежурство в Атлантике и Северном море, но, как отметил представитель Кампании за ядерное разоружение Эдди Гонсалвес, ракеты теперь нацелены не на объекты России, а на "диктаторов в третьем мире". Он также сказал, что его сотрудники в Шотландии засекли выход в море на вахту подводной лодки Викториос, оснащенной ракетами нового типа с одной миниатюрной боеголовкой, которая предназначена для того, чтобы нанести высокоточный ядерный удар.
 
 
Международные встречи
 
 
 
* В Женеве открылась ежегодная сессия Конференции по разоружению. Главная цель - подготовка проекта Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Участники сессии - представители 37 стран (в их числе Россия и другие ядерные державы) - должны завершить эту работу к сентябрю. Именно эту задачу поставила перед конференцией Генассамблея ООН, принявшая в прошлом году соответствующие резолюции. Вопрос о взрывах пока удалось решить лишь частично. В 1963 г. был заключен договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой. Подземные взрывы запрещены не были. 
 
По данным Гринписа, с 1945 г. всего было произведено более 2000 ядерных испытаний. Переговоры о полном запрещении взрывов, начавшиеся в рамках Конференции по разоружению два года назад, идут непросто. Странам-участницам удалось подготовить рабочий документ, но многие его положения до конца не согласованы. Наибольшие противоречия связаны с масштабами запрещения, мерами верификации, созданием органов контроля и процедурой вступления соглашения в силу. Как и предыдущие сессии Конференции по разоружению, нынешняя пройдет в три этапа и завершится в сентябре. 
 
* "Черного рынка радиоактивных веществ ни в ФРГ, ни в Европе не существует, так как нет потенциальных покупателей этого товара". К такому выводу пришли участники проходившей в середине сентября 1995 г. международной конференции представителей таможенных служб из 29 стран в южнонемецком городке Гармиш-Партенкирхене. Этот форум под названием "Борьба с контрабандой радиоактивных веществ" был организован по инициативе руководства таможенных служб ФРГ и США. По данным, приведенным на конференции руководителем немецкой делегации, из 267 сигналов о ядерной контрабанде, полученных компетентными органами Германии с 1992 г., подтвердились только 19. Самой крупной находкой остается обнаруженная в августе 1994 г. в аэропорту Мюнхена партия Рu-239 массой 363 г. А в 1995 г. попыток нелегальной продажи или провоза радиоактивных веществ вообще не было зарегистрировано, хотя с начала 1995 г. на вооружении немецкой таможни находятся 400 переносных счетчиков радиоактивного излучения и целый набор других современных инструментов. Представитель американской таможни привел 2 случая ядерной контрабанды в США, которые на поверку оказались обычным мошенничеством. Однако он все же считает, что ядерная контрабанда, угроза которой возникла после распада бывшего Советского Союза, сама по себе настолько опасна, что проверке и расследованию должны подлежать каждый сигнал и каждое подозрение. Принимавшие участие в конференции эксперты отмечали также, что во всех случаях ядерной контрабанды в роли продавцов выступали нечистоплотные дельцы, стремившиеся к быстрой наживе и не имевшие никакого отношения к русской или какой-либо еще мафии. Все это позволяет сделать вывод, что организованная преступность вообще не имеет никакого отношения к нелегальной торговле радиоактивным товаром, так как знает, что покупателей на него в Европе нет. Да и сам товар в подавляющем числе случаев оказывался отходами гражданского ядерного производства. Тем не менее участники конференции высказались за разработку и принятие международной стратегии борьбы с ядерной контра бандой и за создание единой системы раннего оповещения. По их мнению, необходимы обмен технологиями и методами обнаружения ядерной контрабанды, более жесткий контроль на границах, а также лучшая кооперация таможенных и полицейских служб различных государств.
 
* На японском атомном промышленном форуме, прошедшем в 1995 г., было рассмотрено состояние мировой ядерной энергетики за 1994 г. и ее развитие до 2015 г.
 
Было отмечено, что в 1994 г. было введено в эксплуатацию 5 новых реакторов, 3 реактора впервые подключены к энергосети, выведены из эксплуатации 2 реактора. Таким образом, мировой парк АЭС насчитывает 432 блока, что на 6 блоков больше по сравнению с концом 1993 г. Развитие ядерной энергетики по-прежнему в первую очередь связано с Дальним Востоком. В Японии вошли в промышленную эксплуатацию 3 ядерных энергоблока: Гэнкай-3, Касивадзаки-Карива-4 и Иката-3, увеличив число действующих в стране реакторов до 49, включая государственный опытный усовершенствованный реактор на тепловых нейтронах Фуген. В Китае на АЭС Даявань в южной провинции Гуандун началась промышленная эксплуатация двух первых ядерных энергоблоков, построенных по собственному проекту. Позднее войдут в промышленную эксплуатацию еще 5 блоков: Онагава-2 в Японии, Йонгван-3 в Республике Корея, Лагуна-Верде-2 в Мексике, Чернавода-1 в Румынии и Сайзуэлл-В в Великобритании. Первые 3 блока уже начали давать ток в национальные энергосети и вошли в список 8 новых реакторов, пополнивших мировой парк АЭС. Выведены из эксплуатации 2 реактора - Бюже-1 во Франции и опытный реактор БН (РFR) в Дунрее (Шотландия). Реактор Бюже-1, который вошел в промышленную эксплуатацию в 1972 г., - последний из 6 газоохлаждаемых реакторов с графитовым замедлителем (GCR). Реактор РFR в Дунрее остановлен в конце марта 1993 г. после принятия решения о прекращении его финансирования. Наибольшее число действующих ядерных реакторов отмечается в следующих странах: США (109), Франции (56), Японии (49), Великобритании (34), России (29), Канаде (22) и Германии (21). По последним оценкам МАГАТЭ, рост производства электроэнергии в мире на атомных станциях в ближайшие 20 лет будет самым невысоким по сравнению с двумя последними десятилетиями и составит в среднем 0,7-2,6% в год.
Описание материала: Обозрение по проблемам оружия массового уничтожения в России и новых независимых государствах. Информация, испытания, аварии, события, ядерное оружие, радиация: Обзор СМИ и текущих событий номер 15

Альбомы:

Остальные материалы раздела: Гражданская оборона

Предыдущая ХИМИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ- УНИЧТОЖАТЬ ИЛИ СОЗДАВАТЬ
Следующая Ядерный Контроль 16

Адрес страницы: link

Обозрение по проблемам оружия массового уничтожения в России и новых независимых государствах. Информация, испытания, аварии, события, ядерное оружие, радиация: Обзор СМИ и текущих событий номер 15 Ядерный Контроль 15