14 января этого года в "Известиях" была опубликована статья начальника Верхневолжской инспекции Госатомнадзора РФ Александра Каныгина "Российской глубинке грозит "Чернобыль" местного масштаба, или Что скрывает Минобороны от Госатомнадзора" (см. также "Ядерный Контроль" #14, стр.9).
Генерал-лейтенант, академик Российской Академии естественных наук по секции геополитики и безопасности Сергей Зеленцов, который в настоящее время работает в 12-м Главном управлении Минобороны РФ (ведающем вопросами безопасности ядерных вооружений), имеет по данному вопросу иную точку зрения.
Если смотреть с позиции человека, не знакомого ни с ядерным оружием, ни с проблемами радиоактивности, то доводы, изложенные в статье Александра Каныгина, к сожалению, могут показаться убедительными. Домохозяйки наверняка испугались. Между тем истина выглядит совершенно не так.
Представитель Госатомнадзора сокрушается по поводу того, что его ведомство "в результате распоряжения президента России" будто бы лишено контроля над ядерными арсеналами министерства обороны. "...Контроль за использованием ядерных материалов и радиоактивных отходов в подразделениях министерства обороны возложен на ... то же министерство обороны", - с обидой сетует автор публикации. На самом же деле в распоряжении N350 от 26 июля 1995 г. говорится о другом: "Возложить на минобороны России осуществление государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации, хранении и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения". При этом важно учесть, что далеко не все, что дает радиоактивное излучение, относится к ядерному оружию. Существует большое количество радиоактивных материалов и их отходов, к которым министерство обороны никакого отношения не имеет. Согласно упомянутому распоряжению президента России, министерство обороны осуществляет контроль за ядерной и радиационной безопасностью только ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Почему именно министерство обороны? Да потому, что мы, военные, несем ответственность, включая и уголовную, за вверенные нам ядерные материалы. А Госатомнадзор ни за ядерное оружие, ни за то, что может случиться с радиоактивными материалами, ответственности не несет. В положении о Госатомнадзоре записано, что он отвечает лишь за организацию надзора как такового. Сам по себе надзор ничего особенного, с точки зрения безопасности, не дает. Это лишь наблюдение за выполнением установленных процедур.
Автор статьи огорчен, что теперь его ведомство будто бы лишено права контроля над военными ядерными объектами. Однако при этом он забывает или умышленно умалчивает, что Госатомнадзор никогда и не контролировал радиационную безопасность военного ведомства. Кстати говоря, ни в одном государстве, обладающем ядерным оружием, оно не находится под контролем гражданских органов. В США, например, гражданскую инспекцию и близко не подпускают к военным объектам с ядерным оружием.
Это право, насколько мне известно, при невыясненных обстоятельствах и без согласования с МО РФ руководство ГАН внесло в свои официальные ведомственные документы в 1993 г. В частности, было зафиксировано, что представители ГАН имеют право приостанавливать любой технологический процесс, любую деятельность личного состава, которую они сочтут неправомерной. А вот это как раз и чревато весьма неприятными последствиями. Все работы с ядерным оружием регламентированы строжайшими инструкциями, разработанными на основе гигантской теоретической и практической работы. Мы их неукоснительно соблюдаем, не допуская ни малейших отклонений. И если, скажем, недостаточно компетентный человек произвольно вмешается в процесс обслуживания ядерных боеприпасов, как раз и возникнет опасная ситуация.
Ядерное оружие - вещь очень деликатная, требующая постоянного ухода, определенного климата, температурного и влажностного режима. Другими словами - высокопрофессионального обращения с собой. Ядерные кадры МО проходят подготовку в специальных секретных учебных центрах, где люди занимаются сначала с макетами, а потом и с реальными образцами ядерных боеприпасов. К работе с ядерными боеприпасами не допускается ни один, получивший оценку ниже хорошо.
У Госатомнадзора же нет ни специалистов, ни опыта для обеспечения безопасного производства, эксплуатации и хранения ядерного оружия. Более того, как показывает практика, даже организация собственно надзора находится далеко не всегда на высоте. Год назад, к примеру, в Томске произошла авария на объекте, который находится под контролем Госатомнадзора. Хотя за неделю до нее туда приезжали инспекторы и не нашли ничего аварийного. Специалисты Госатомнадзора приехали и уехали, а ЧП произошло, и ответственность за него понесли те, кто непосредственно работал на объекте. А вспомним Чернобыльскую аварию. Она, как известно, произошла не потому, что там действовали диверсанты. Тамошние специалисты (во время проведения тренировки личного состава по действиям при аварийных отключениях электроэнергии) остановили питание электромоторов и насосов, которые подают охлаждающую жидкость в реактор, но возможные последствия с конструкторами не проработали. А ведь станция находилась под контролем государственного органа - предшественника Госатомнадзора.
Если быть до конца объективным, то следует признать, что распоряжение президента нисколько не ограничило, а даже расширило полномочия Госатомнадзора, - но при условии, что все вопросы будут согласовываться с МО. Тем более, что определенный опыт совместной работы у нас уже есть. Еще до появления распоряжения Президента осенью 1994 г. мы привлекали специалистов Госатомнадзора для крупномасштабной проверки. Создали комиссии, прошлись по всей деятельности, связанной с ядерным оружием, но никаких серьезных нарушений не было обнаружено.
В статье, опубликованной в Известиях, утверждается, что охрана секретных объектов армии ненадежна. Поскольку Александр Каныгин хотя и был офицером, но в силу своей должностной категории не был допущен в войсковые части с ядерным оружием, он попросту не может знать того, о чем пытается рассуждать.
На самом же деле охрана ядерных объектов весьма и весьма надежна. Помимо обычной охраны, у нас существует целая система физической защиты, представляющая собой многоступенчатые автоматические и электронные средства. Если заряд находится в хранилище, то вообще не стоит беспокоиться. Хранилища эти подземные, двери метровой толщины - из железобетона. Вручную открыть такую дверь невозможно. К тому же ведется многоступенчатое тотальное телевизионное наблюдение. Так что проникнуть на объект незамеченным абсолютно невозможно. После первой тщательной проверки подошедший к толстенной двери попадает в шлюзовую камеру. А там снова так называемая многоступенчатая проверка...
Каждый ядерный заряд состоит на поименном учете, ежедневно проверяется не менее двух раз. Ни о каком диверсионном захвате ядерного заряда не может быть и речи. Да и люди, осуществляющие допуск к боезарядам, сидят в подземных КП, как в шахтах, и подобраться к ним невозможно. Сами же хранилища расположены в локальных зонах - это значит, что отделены от всего остального мира системой охраны (в том числе и электронной) и обороны с полосами препятствий, минными полями, опутаны колючей проволокой и т.д.
И для автора статьи в Известиях, и для всех непосвященных поясню, что сам боеприпас представляет собой по конструкции контейнер, скрытый под несколькими оболочками. Их много и проникнуть внутрь боеприпаса так же непросто, как в бункер. Боеприпас невозможно разобрать по деталям. Чтобы добраться до самого главного, нужны 500-тонные прессы. А контейнер, если он перевозится, помещается в специальный бронированный автомобиль и в так называемый суперконтейнер, с которым в случае аварии или пожара ничего не может произойти (это доказано в ходе многочисленных испытаний). Машина может сгореть до тла, а боеприпас в контейнере останется невредим.
Хотелось бы сделать несколько принципиальных замечаний и по другим моментам, содержащимся в статье Александра Каныгина. Очевидно, автор материала не знает, что еще осенью 1994 г. представители министерства обороны согласовывали с руководством Госатомнадзора процедуры и порядок взаимодействия. Мы просили их взять под контроль перевозки на всех видах транспорта. Именно там могут произойти различные ЧП. Но они отказались. Мы также предлагали им контролировать и радиационную обстановку вокруг воинских частей. Но и в этом вопросе не нашли понимания. Госатомнадзор полагает, что это - епархия санэпидемнадзора и природоохранных органов.
Как о сенсации автор статьи рассказывает, что в воинской части в Тверской области до сего времени борются с радиоактивным загрязнением, которое произошло несколько лет назад от сжигания в котельной угля, вместе с которым в топку попали радиоактивные материалы. Исключить возможных нарушений я не могу. Но котельные, как известно, при сжигании любого содержащего углерод топлива выбрасывают в атмосферу радиоактивные вещества природного происхождения. Население, проживающее рядом с котельными, всегда подвергается повышенному облучению. Вот здесь-то и должен быть Госатомнадзор - следить за окружающей средой.
В заключение хотел бы еще раз подчеркнуть: ядерная безопасность в армии будет и впредь надежно гарантирована, если она будет обеспечиваться строго централизовано, если наши ядерные арсеналы будут находиться в одних руках, - в руках тех, кто несет непосредственную ответственность перед президентом, Верховным главнокомандующим, правительством, всем народом России за их надежную эксплуатацию.