Николай Филонов,
бывший командир ядерно-технической части
Статья является ответом на статью "Ядерная безопасность: взгляд из Министерства обороны", опубликованную в 1995 г. в Ядерном Контроле (#12, стр.2).
Начальник 12 Главного управления генерал-полковник Евгений Маслин одобрительно отзывается о том, что президент Российской Федерации своим указом от 26 июля 1995 г. # 350-рп снял с Госатомнадзора России функции осуществления государственного надзора за ядерным оружием и ядерными энергетическими установками в министерстве обороны России, возложив их на само МО. Он заявил: "Никаких оснований для тревог нет".
Необходимо подчеркнуть: не формально, как говорит Евгений Маслин, а юридически президент Российской Федерации своим распоряжением от 31.12.91 г. # 137-рп возложил на Госатомнадзор России организацию и осуществление государственного регулирования и надзора за безопасным производством и использованием ядерных материалов, атомной энергии и радиоактивных веществ в мирных и оборонных целях без всяких исключений. Это и было подтверждено последующими распоряжениями президента Российской Федерации от 5.06.92 г. # 283-рп и от 16.09.93 г. # 636-рп. Формальными требования этих распоряжений сделала именно неисполнительность высших должностных лиц министерства обороны России. Безусловно, сложилась парадоксальная ситуация, когда возложенные на Госатомнадзор России функции по сути блокировались Минобороны. И такое состояние длилось не дни, а годы, до выхода в свет очередного распоряжения президента Российской Федерации от 26 июля 1995 г. # 350-рп.
Позволительно спросить генерал-полковника Маслина: как бы лично он расценивал поведение своих подчиненных, которые бы в течение нескольких лет лукавили и не исполняли его приказ? Сам факт появления распоряжения президента Российской Федерации # 137-рп стал шагом вперед в создании системы действенного вневедомственного государственного надзора в масштабе всей страны, поставив под него и таких монстров как министерство обороны России и Минатом. Нужно было с чего-то начинать и это начало было положено.
В соответствии с возложенными функциями в Госатомнадзоре России было создано Управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью ядерного оружия, которое возглавил генерал Анатолий Тиханкин, прослуживший 37 лет в 12 Главном управлении (ГУ) Минобороны России и в частях ему подведомственных, профессионал в области специальной деятельности в воинских частях и промышленности. Его сотрудниками стали старшие офицеры 12 ГУ, ядерно-технических частей и управлений видов Вооруженных Сил. Не знать этого Евгений Маслин не может. Поэтому его утверждение о том, что у сотрудников Госатомнадзора России не было соответствующего опыта и профессионализма, не выдерживает никакой критики и говорит о его неуважительном отношении к бывшим товарищам по оружию.
Я позволю себе напомнить генерал-полковнику Маслину, что знания и опыт старых кадров обеспечивал значительно более высокую боевую готовность и безопасность ядерного оружия, чем та, которая сейчас соответствует уровню его руководства. Мы были воспитаны на высочайших требованиях и лучших традициях министерства среднего машиностроения, короче говоря, мы были (и остались) и профессионалами, и патриотами в самом широком понимании этих понятий. Именно основы системы, заложенные и внедренные нами, даже в условиях развала Советского Союза обеспечили сохранность, безопасность и высокую готовность ядерных боеприпасов и продолжают действовать сегодня. Но все имеет свой предел и не видеть как система дает сбои и что в ней появились трещины, может только слепой либо карьерист, пытающийся представлять свою зону ответственности в розовых тонах.
Удивительно, что генерал-полковник Маслин так и не понял разницы между функциями контроля и надзора. Никто и не пытался устанавливать вневедомственный контроль за ядерным оружием. А вот государственный вневедомственный надзор за ядерным оружием - да.
Вы говорите, что Госатомнадзор России, претендуя на осуществление надзора, не брал на себя ответственности. Какой? Да, действительно, со стороны представителей Минобороны России в лице Вашего ведомства при согласовании документов имели место попытки снять с себя какую-то долю ответственности за безопасность ядерного оружия, переложив ее на Госатомнадзор России. Разработка и создание ядерных боеприпасов - это прерогатива соответствующих теоретиков и конструкторов, и Госатомнадзор России никогда не претендовал на соавторство в этой области. В этом контексте хотелось бы Вас спросить, а какую ответственность необходимо возложить на ГАИ, осуществляющую надзор за соблюдением всеми участниками дорожного движения установленных норм и правил, за дорожно-транспортные происшествия? Следуя вашей логике, их нужно лишить выполнения этих функций. Или, если где-то взорвется баллон со сжатым воздухом в результате нарушения установленных требований эксплуатации, ответственность должен нести Котлонадзор, а не тот, кто эксплуатировал баллон? Именно такая логика ведет к безответственности с целью ухода от ответственности действительно виновных в свершившемся.
Ядерно-технические части являются составной частью не только МО России, но всего нашего общества, и поэтому на их функционировании не могут не отражаться протекающие в нашей стране процессы. Заявлять в такой ситуации, что нет никаких оснований проявлять озабоченность за сохранность и надежность ядерного оружия, - нескромно и можно расценивать как попытку скрыть истинное состояние дел.
Разве не могут волновать нас сообщения в прессе о системе получения взяток руководством райвоенкоматов в ходе призывов, о продаже оружия и взрывчатки сотрудниками Главного разведывательного управления МО, о разукомплектовании целого полка (32 самолета) под руководством самого командира и т.д. А тот факт, что вместе с религией в нашу жизнь ворвались различные экстремистские секты и течения (взять, например, историю с сектой Аум-Синрике), разве не подтверждение этому процессу?
В своих аргументах вы ссылаетесь на опыт США. Дескать, там ядерное оружие за рамками вневедомственного надзора. Но разве в США обстановка в стране адекватна нашей? Или в армии США офицеры, эксплуатирующие ядерные боеприпасы, месяцами не получают денежное довольствие (я уже не говорю о других видах положенного довольствия) и для того, чтобы утолить голод и хоть как-то накормить жену и детей идут сдавать пустую тару и собирать грибы в лесах и сопках? Или Вам известны случаи, когда в США люди, ремонтирующие атомоходы, были доведены до отчаяния, потому что им месяцами не платят зарплату за выполненную работу, и подвергались бы судебному преследованию как за угрозу теракта? Или Вас не беспокоит то, что в ряд ядерно-технических частей видов Вооруженных Сил для дальнейшего прохождения службы направляют офицеров, отказавшихся служить на кораблях и в других строевых частях? Вы же сами (см. Ядерный Контроль, # 5 1995 г.) признаете, что имеет место несвоевременная выплата денежного и предоставления других видов положенного довольствия, что технические средства охраны на ядерных объектах исчерпали свой срок годности, сооружения и их системы требуют капитального ремонта. При этом Вы акцентируете внимание на неудовлетворительном состоянии электробезопасности - одной из главнейших причин возникновения пожаров. Вы также признаете, что не имеете возможности заключить с промышленностью соответствующие договоры на изготовление и поставку для частей необходимого оборудования.
И после всего этого вы утверждаете: "Никаких оснований для тревог и опасений нет", так как "решение всех проблем ядерного оружия в России осуществляется правительственной комиссией по ядерному оружию под руководством премьер-министра Виктора Черномырдина". Это что - попытка переложить с себя ответственность или Вы просто решили пошутить?
И почему это Вы полагаете, что кто-то из уволенных и недовольных может решиться на террористический акт? Позвольте спросить, а не приходила ли Вам мысль о том, что на такой шаг может решиться кто-то из проходящих службу, просто от отчаяния, от безысходности? Полагаю, Вам также известно, что все 100% случаев хищения радиоактивных материалов (пусть и не предназначенных для создания ядерного заряда) осуществлены людьми не со стороны, а непосредственно с этими материалами работавшими. Об этом же говорит и факт хищения ядерных топливных сборок, предназначенных для ядерных энергетических установок на Северном флоте (см. Ядерный Контроль #2, стр.12-15, #11, стр.2-5).
Извините, неужели Вы действительно не видите причин для беспокойства? Меня же, как гражданина очень волнует будущность страны. А ваша позиция эту обеспокоенность только усиливает.
И вот в этих условиях Вы аплодируете своей победе - выходу в свет распоряжения президента России от 26.07.95 г. # 350-рп, согласно которому осуществление государственного надзора за ядерной безопасностью в министерстве обороны России возложено на само министерство обороны.
Нельзя не согласиться с Вами в том, что слишком много у нас разного рода проверяющих, что лучше бы деньги, которые тратятся на их содержание и преумножение генералов от контроля, направить на программу по совершенствованию ядерного оружия. Я не вижу особой необходимости иметь в министерстве обороны инспекцию по ядерной безопасности. В армии, по-моему, должно быть побольше генералов, как говорится, нажимающих на курок, а не просто чиновников. Для народа и казны дешевле было бы иметь надзирателей и контролеров без погон. А люди в погонах должны прежде всего уметь воевать, а не создавать видимость благополучия, контролируя самих себя.
Поэтому, в свете вышеизложенного, есть все основания считать, что выход распоряжения президента России от 26.07.95 г. # 350-рп есть два шага назад. Понимая, что ядерное оружие это прежде всего политическое оружие, обладающее колоссальной разрушительной силой, и учитывая непредсказуемость политической обстановки в стране, рост преступности, криминальной и террористической напряженности, очевидно, было бы необходимым:
1. Все ядерно-технические части и прежде всего части видов Вооруженных Сил вывести из подчинения МО, переподчинив их Минатому России или специально созданному гражданскому органу, образованному при Совете безопасности или непосредственно при президенте.
2. Создать государственный, действительно вневедомственный, надзор за ядерной безопасностью при эксплуатации и использовании ядерных боеприпасов, который бы осуществлял надзор не только в ядерно-технических частях, но и в частях боевого применения ЯБП. Если считается, что такой орган создавать в рамках Госатомнадзора России по режимным или другим мотивам нецелесообразно, организовать его при ФСБ или опять-таки - при Совете безопасности. Но этот орган должен быть именно рабочим, а не представительским. События в Дагестане (Кизляр и Первомайское) наглядно продемонстрировали, что и за силовыми ведомствами должен быть установлен эффективный надзор, что президент России, подписав указ # 350-рп, лишил сам себя достоверной информации о состоянии ядерной безопасности в Вооруженных силах.
Разъединение сосредоточенных в настоящее время в одних руках (т.е. в министерстве обороны) функций по эксплуатации как ядерного оружия, так и его носителей, вне всякого сомнения, будет способствовать снижению угрозы несанкционированного высшим политическим руководством страны использования ядерных боеприпасов.