Игорь Хрипунов
заместитель директора Центра международной торговли и безопасности при Университете шт. Джорджия
В старых ковбойских фильмах почти всегда ясно, кто из персонажей защищает добродетель, а кто выступает против. "Хорошие парни" традиционно побеждали в этих фильмах не только благодаря своему оружию и сноровке, но и (а это, видимо, еще важнее) своим высоким моральным качествам.
Вряд ли кого удивляет, что в последние несколько лет вызванная распространением ядерного оружия озабоченность связывалась главным образом с "плохими парнями", т.е. государствами сомнительной репутации. Возник даже термин в английском языке для их обозначения - "rogue states". Такая озабоченность была в основном вызвана вскрытой в Ираке и неожиданной для всех по своим масштабам и продвинутости тайной ядерной программой. Если бы ей не был положен конец по окончанию войны в Персидском заливе, эти наработки позволили бы Саддаму Хусейну уже в ближайшем времени открыто прибегнуть к ядерному шантажу в ближневосточном регионе и за его пределами. Однако эксклюзивное внимание к "плохим парням" и чувство самоуспокоенности в отношении других возможных ядерных сценариев приводит, к сожалению, к довольно ограниченному видению нераспространенческих приоритетов и задач в нынешний период после окончания "холодной войны".
А что если "хорошие парни" захотят заиметь ядерное оружие? Воздерживаясь от любых суждений и заключений в отношении нынешних намерений конкретных стран, хотелось бы более пристальнее присмотреться к некоторым гипотетическим вариантам, которые имеют право на существование при стечении определенных геополитических обстоятельств. Тем более, что не так давно в прошлом они могли возникнуть в реальном плане. Кое-какая информация просачивалась, например, в отношении Швеции и Японии, правительства которых проводили на определенных этапах послевоенного периода внутриведомственные обсуждения преимуществ и недостатков приобретения для них ядерного статуса. При обсуждении таких вариантов как в прошлом, так и сейчас, во главу угла ставятся жизненно важные национальные интересы страны, и на любой чаше весов они сразу перетягивают любые взятые ранее международные обязательства. Практически любое международное соглашение предусматривает вариант цивилизованного выхода из него. Если ядерный вариант признается единственным способом защиты национальных интересов, то даже закрепленные в Конституции запреты и барьеры не остановят его. Что касается "хороших парней", то все они являются высокотехнологическими странами и решение воспользоваться ядерным вариантом не потребует много времени для его практической реализации. Если хоть одна из этой категории стран захочет разыграть ядерный сценарий сейчас, то делу нераспространения будет нанесен намного более серьезный ущерб, чем нежели ядерное оружие появилось бы в руках одного из "плохих парней".
Согласно сообщениям в печати, впоследствии подтвержденным японским правительством, в период 1968-1969 гг. министерством иностранных дел Японии был подготовлен секретный доклад в поддержку идеи создания экономического и технического потенциала, который позволил бы впоследствии приступить к производству ядерного оружия. Надо иметь в виду, что этот вариант серьезно обсуждался в разгар "холодной войны", когда Япония могла более чем когда-либо полагаться на ядерные гарантии США. Изменившуюся с тех пор ситуацию в мире вряд ли уместно расценивать как укрепляющую неядерный выбор Японии. Китай становится не только военным, но и экономическим гигантом, который имеет свои собственные интересы в этом регионе и за его пределами. Поблизости от Японии находится Северная Корея, которая уже, по некоторым оценкам, обладает ядерным оружием и бесспорно имеет средства его доставки. В руках непредсказуемого и находящегося в изоляции режима роль этого ядерного оружия вряд ли ограничивается только сдерживанием. Продолжающееся в Юго-Восточной Азии опасное соперничество двух "околоядерных" государств - Индии и Пакистана - негативно отражается на обстановке в непосредственно близлежащих районах. Постоянно сужающиеся в Тихоокеанском бассейне зоны жизненно важных интересов США и появляющийся в результате этого вакуум укрепляют позиции в Японии тех политических сил, которые были бы не прочь превратить ее в ядерную державу. Важным фактором является неурегулированность двусторонних отношений с США, растущие антиамериканские настроения (недавний суд на Окинаве над американскими военнослужащими наглядное свидетельство этому) и подозрительность в отношении мотивов и целей политики США в Китае. Наконец, в чисто технологическом плане Японии сейчас гораздо легче, чем в 1968-1969 годах не только поддерживать потенциал для разработки ядерного оружия, но и создавать его благодаря растущим запасам плутония в рамках своей национальной энергетической программы, развитому уровню высокотехнологических отраслей и достижениям аэрокосмической промышленности. Япония - единственная западная страна с ежегодным десятипроцентным увеличением бюджета на космические исследования, включая создание космических носителей.
Мировое сообщество, бесспорно, одержало крупную победу, добившись бессрочного продления Договора о нераспространении ядерного оружия. Но, к сожалению, "хорошие парни" с ядерным оружием не очень-то усердствуют, чтобы поддерживать динамику процесса ядерной демилитаризации и пока не выдвинули убедительных моральных аргументов против ядерного оружия. Нельзя забывать, что бессрочное продление Договора о нераспространении не является раз и навсегда совершенным политическим фактом, пересмотреть который впоследствии другие страны не могли бы.
Такое двусмысленное отношение к ядерному оружию было, к сожалению, продемонстрировано некоторыми экспертами на недавних слушаниях в Международном суде по вопросу о том, совместимо ли его использование с нормами международного права. Более того, как ни парадоксально, но с окончанием "холодной войны" и состояния конфронтации между двумя блоками сдерживающие факторы в отношении использования ядерного оружия не усиливаются, а наоборот - ослабевают.
В этом смысле далеко не содействующим укреплению и расширению антиядерных стандартов и норм было недавнее решение администрации президента Клинтона сохранить практически без изменений ядерную стратегию США в том виде, какой она была определена еще при президенте Буше в качестве гарантии на случай неблагоприятного развития событий в бывшем Советском Союзе. По-прежнему неприемлемым для администрации США является принцип неприменения ядерного оружия первыми. В силе остались решения установить новые боеголовки с повышенной точностью еще на четырех стратегических подводных лодках. Россия, в свою очередь, отошла от провозглашенного еще Советским Союзом принципа неприменения ядерного оружия первым и делает свой ядерный компонент основным гарантом своей безопасности. На планы НАТО относительно приема новых членов среди центральноевропейских государств российские официальные лица чаще всего пугают "адекватными" ответами в виде размещения на западных границах новых ракетно-ядерных средств и пересмотром обязательств по ядерному разоружению. Застопорился в Государственной Думе процесс ратификации российско-американского договора СНВ-2. Франция решила в 1995 году отменить свой односторонний мораторий и провести серию испытаний ядерного оружия в том числе в целях демонстрации убедительности своего ядерного арсенала. Китай продолжает совершенствовать свои ракетно-ядерные средства и вопрос о его присоединении к процессу ядерного разоружения пока не стоит.
На фоне слабо демонстрируемой приверженности делу радикального сокращения ядерных арсеналов и малой эффективности международных институтов по обеспечению безопасности возникают дополнительные стимулы к приобретению ядерного статуса. Например, ввиду неизбежного сокращения запасов невозобновляемых природных ресурсов и возможной нехватки продовольствия в условиях растущего народонаселения, некоторые обладающие этими ресурсами страны могут чувствовать себя уязвимыми перед лицом более сильных в военном отношении государств. Кто, например, способен гарантировать, что условия стран-поставщиков уважались бы или по крайней мере справедливо согласовывались в том случае, если увеличившаяся стоимость невозобновляемых ресурсов или перебои в их поставках поставили бы под угрозу качество жизни или даже само выживание стран, которые традиционно доминировали на международной арене? Столкнувшись с дилеммой: доверить несуществующим или неэффективным международным институтам защиту своих национальных интересов или создать свое собственное средство сдерживания, эта категория стран, видимо, примет решение в пользу ядерного аргумента. К тому же, некоторые сторонники наращивания ядерного арсенала России обосновывают свою позицию тем, что ядерное оружие сыграет в будущем важную роль в обеспечении суверенитета России над ее богатыми природными ресурсами по мере того, как они превращались бы в привлекательную для других добычу в результате истощения в других регионах.
Если режим нераспространения затрещит по швам от рук "хороших парней", то вполне вероятно, что ряд стран, которые в прошлом под давлением или добровольно прекратили свои ядерные программы и отказались от ядерного варианта, захотели бы на деле пересмотреть свои решения или, по крайней мере, создать видимость такого пересмотра. В эту категорию могли бы войти бывшие советские республики, решившие, что компенсация за отказ от ядерного, хотя бы и временного и неполноценного статуса, была недостаточной или предоставленные в обмен гарантии безопасности оказались неэффективными. Во всех этих странах сохранятся в разной степени активные проядерные лобби и остаточный ядерный потенциал, которые способны были бы ускорить реализацию ядерных программ.
Кое-кто, а может быть и большинство, захочет отмахнуться от изложенных выше сценариев как чисто гипотетических. Однако трудно отрицать, что при определенном сочетании воздействующих на национальные интересы военных, политических и экономических факторов, некоторые страны не сочтут морально неприемлемым серьезно проработать ядерный аргумент. В 1995 году, например, некоторые высокопоставленные тайваньские лица дали понять, что ядерный статус для их небольшого островного государства, над которым нависла тень претендующего на него континентального соседа-гиганта, мог бы оказаться нелишним. Такие разговоры, правда, прекратились в результате давления и критики как внутри страны, так и извне. В любом случае было бы нереалистично ожидать, что в один прекрасный день ядерное оружие исчезнет, о нем забудут и мир вступит в безмятежную безъядерную эру.
Трудно также согласиться с выдвигаемыми аргументами о том, что еще один "хороший парень" с ядерным оружием не нанесет большого вреда, если он понимает и соблюдает сложившуюся культуру обладания ядерным арсеналом. Однако любое увеличение "ядерного клуба" даже за счет стран с безупречной репутацией приведет сейчас к катастрофическим последствиям. Вместо укрепления своей безопасности и защиты своих национальных интересов такие решения поставят их под еще более серьезную угрозу, повернут вспять позитивные нераспространенческие тенденции и начнут подпитывать ядерные амбиции во многих регионах.
Непосредственная опасность заключается в том, что давший трещины режим нераспространения облегчит приобретение ядерного статуса в первую очередь для "плохих парней", для которых ядерное оружие это не просто средство сдерживания, а пригодное к использованию оружие войны. Действуя совместно с другими государствами, Соединенные Штаты в большей степени, как единственная оставшаяся сверхдержава, и Россия в меньшей, с учетом ее геополитического потенциала, должны поставить во главу угла усилия по предотвращению реализации вышеуказанных сценариев. В прошлом западные страны использовали, правда со смешанным успехом, целый арсенал дипломатических и иных средств убеждения для того, чтобы не допускать появления новых ядерных государств среди своих союзников.
Эта задача становится намного труднее сейчас, в период после "холодной войны", когда разваливаются формальные и неформальные союзы и привязанности, сходит на нет блоковая солидарность и подрывается вера к гарантиям безопасности. Освобожденные от оков "холодной войны", многие страны получают больше свободы для индивидуальных решений и маневра. По мере того, как национальные приоритеты сдвигаются в сторону внутренней проблематики, нераспространение оружия угрожает уйти на второй план.
В то же время предотвращение распространения ядерного оружия не должно рассматриваться как самоцель, а скорее как часть всеобъемлющей стратегии в поступательном движении к более безопасному миру. В основу такой стратегии хотя бы в краткосрочном плане должны быть заложены, среди всего прочего, эффективные механизмы, которые бы сводили на нет старые и новые стимулы к приобретению ядерного оружия любыми странами, а также - впредь до полного избавления от ядерного оружия - сохранение его как средства, которое никогда не будет использовано, по крайней мере, первыми.