В статье кандидата исторических наук Сергея Кортунова приводится анализ подготовки нового договора о сокращении стратегических ядерных вооружений (СНВ-3). Между тем в Монтерейском институте международных исследований только что завершилась деловая игра (моделирование) по выработке Договора СНВ-3. О ходе и результатах моделирования из Монтерея сообщают студенты института младшие научные сотрудники Центра по вопросам ядерного нераспространения Ксения Ершова и Стивен Хирш.
В Монтерейском институте международных исследований (МИМИ, штат Калифорния), прошел семинар по моделированию переговоров по контролю над вооружениями под руководством опытного специалиста в области ядерного нераспространения, директора исследовательского Центра по вопросам ядерного нераспространения (ИЦЯН) МИМИ профессора Уильяма Поттера. Семинар проводился в виде двусторонних переговоров. Студенты МИМИ выступили в роли представителей военно-политических ведомств России и США. В ходе "переговоров" студентов консультировали такие специалисты, как приглашенный профессор МИМИ бывший помощник сенатора Нанна Ричард Комбс, бывший представитель министра обороны США по вопросам безопасности процесса разоружения Глория Даффи, директор проекта "Международные организации в ядерном нераспространении" ИЦЯН член делегации Канады на Конференции 1995 г. по продлению Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) Тарик Рауф, приглашенный профессор МИМИ Дэвид Фишер и другие.
Итогом семинара стало "подписание Договора СНВ-3". Среди прочихположений в текст нового Договора вошли:
- усовершенствование положений Договора СНВ-2;
- установление ограничений на размещение тактического ядерного оружия за пределами территорий государств и признание необходимости создания двусторонней комиссии в целях согласования методов повышения транспарентности этих вооружений;
- предложение странам Восточной Европы предпринять шаги к созданию региональной безъядерной зоны.
С самого начала российская "делегация" рассматривала "переговоры" как возможность решения некоторых проблем, препятствующих ратификации СНВ-2 обеими сторонами. Одной из основных целей российской "делегации" было снижение финансовых расходов, связанных с выполнением обязательств по СНВ-2. В то же время российская "делегация" понимала, что попытка коренным образом изменить условия Договора СНВ-2 подорвет веру международного сообщества в искренность выполнения обязательств, взятых странами в области ядерного разоружения, в соответствии со Статьей VI ДНЯО.
"Делегация" США, в намерения которой первоначально не входило обсуждение и, тем более, изменение положений Договора СНВ-2, тем не менее согласилась, что в настоящее время сокращение российской стороной количеств ядерных вооружений, предусмотренных СНВ-2, вызовет значительные финансовые трудности. Таким образом, целью "переговоров" стала разработка способов сокращения вооружений в соответствии с положениями договора при минимальных финансовых расходах.
В итоге, сторонами были достигнуты следующие "договоренности":
- срок выполнения Договора СНВ-2 будет продлен до 2007 г.;
- Россия сохраняет за собой все 154 модифицированные ШПУ ракет СС-18 для будущего размещения ракет СС-25 и сорок шесть моноблочных ракет СС-24.
Все предпринятые меры (усовершенствование, продление срока выполнения обязательств по СНВ-2, изменение ограничений на количество оставляемых за Россией ШПУ и моноблочных СС-24) направлены на то, чтобы способствовать ратификации СНВ-2. Ни одно из принятых изменений по СНВ-2 не представляет реальной угрозы национальным интересам России и США и обеспечивает гарантию последовательности процесса сокращения вооружений обеими странами.
Таким образом, сохраняя все 154 модифицированные ШПУ ракет СС-18
(вместо 90, разрешенных предыдущими положениями Договора СНВ-2), Россия сократит расходы на размещение новых ракет СС-25, начало которого запланировано на 1997 г. При этом большее число ШПУ позволит России увеличить соотношение мобильных и стационарных ракет СС-25 в пользу последних, стоимость развертывания которых гораздо ниже стоимости развертывания мобильных систем. Сорок шесть ракет СС-24, уничтожение которых предусматривалось первоначальным текстом Договора СНВ-2, укрепят российские наземные средства.
Российская "делегация" нашла своевременным обсуждение вопроса о тактическом оружии в связи с возможным расширением НАТО на восток. В ходе "переговоров" "делегация" вновь подвергла критике американское традиционное обоснование необходимости размещения значительных количеств тактических ядерных вооружений (480 единиц) на территории Европы. После самороспуска Организации Варшавского Договора, в условиях вывода советских обычных вооружений и военной техники с территории государств Восточной Европы отпала необходимость в массовом размещении тактического ядерного оружия США в этом регионе. Сущность ограничений этого вида ядерного оружия заключается в том, что оно служит показателем уменьшения ядерного присутствия на континенте в целом.
Стороны договорились об установлении ограничений в 300 единиц на количество тактического ядерного оружия, размещаемого за пределами территорий обеих стран. Стороны признали необходимость создания двусторонней комиссии, которая будет разрабатывать вопросы достижения более высокой транспарентности в этой области ядерных вооружений.
Так как уже на протяжении нескольких лет США сокращают свои тактические ядерные арсеналы, размещаемые за пределами государства, настоящая договоренность не нарушает обязательств, взятых США перед своими союзниками, и будет способствовать ускорению процесса ядерного разоружения. Такой подход продиктован уменьшением значимости роли ядерного оружия, особенно тактического, в обеспечении национальной безопасности обеих стран. Следующим, после повышения транспарентности в области стратегических вооружений и их последующих сокращений, закономерным шагом становится повышение транспарентности в области тактических вооружений. Это будет способствовать контролю за сокращением тактического ядерного оружия и, в конечном итоге, его полному уничтожению.
В самом начале "переговоров" российская "делегация" заявила о глубокой озабоченности, связанной с расширением НАТО на восток и возможным размещением ядерного оружия на территории стран членов бывшего Варшавского договора, в том числе Польши и Венгрии, изъявивших готовность разместить ядерное оружие на своей территории. Создание в Восточной Европе зоны, свободной от ядерного оружия, может стать возможным решением проблемы расширения НАТО на Восток и распространения ядерного оружия в этом регионе. Более того, развертывание в Восточной Европе тактического ядерного оружия противоречит объявленному США курсу на вывод ядерных сил из Европы.
Реакция американской стороны на идею о создании безъядерной зоны (БЗ) была неоднозначной. С одной стороны, американская "делегация" не могла согласиться с какой-либо мерой, нарушающей обязательства США перед всеми настоящими или будущими союзниками НАТО. С другой стороны, она понимала, что, если возражения России против расширения НАТО связаны с размещением ядерного оружия в этом регионе, а не с уменьшением политического влияния, то создание БЗ в Восточной Европе может способствовать решению этой проблемы. Создание БЗ в конфликтных регионах может стать действенным средством уменьшения напряженности. К тому же, с момента подписания Протокола к Договору Тлателолко от 1967 г., согласно которому латиноамериканский регион является БЗ, США выступают за создание БЗ. Создание БЗ также предусмотрено ДНЯО и резолюцией ООН 1911 (ХVIII) от 27 ноября 1963 г. и не противоречит национальным интересам США.
Размещение ядерного оружия в восточноевропейском регионе не является принципиальным вопросом для представителей военно-политических ведомств США, поскольку ядерный "зонтик" НАТО в любом случае обеспечивается комплексом мер, в том числе баллистическими ракетами, размещаемыми на подводных лодках (БРПЛ). По словам помощника министра обороны по международной стратегической политике Эштона Картера, "НАТО сегодня - это не НАТО вчера. Союз не направлен против России".
В "Договоре СНВ-3" содержится предложение странам Восточной Европы предпринять шаги по созданию зоны, свободной от ядерного оружия. Кроме того, американская сторона обязалась в одностороннем порядке (с оговорками) не разворачивать ядерное оружие на территории Восточной Европы.
Будущее переговоров по ограничению и сокращению ядерных вооружений и процесса ядерного разоружения в целом во многом зависит от позиции России. С одной стороны, ратификация Конгрессом США Договора СНВ-2 в январе 1996 г. подталкивает российский парламент на ответный шаг. Экономический кризис диктует необходимость разоружения и, в первую очередь, безотлагательную ратификацию Думой СНВ-2. С другой стороны, угроза расширения НАТО на восток, а также нарушение США положений Договора по ПРО, о чем свидетельствует одобренный конгрессом США законопроект о развертывании работ по созданию систем противоракетной обороны к 2003 г. и ассигнование Сенатом 500 миллионов долларов на эти цели, не позволяют забыть о вопросах обеспечения национальной безопасности. Тем не менее, сохранение ядерного арсенала, гарантийный срок службы большей части которого закончится до 2000 г., и отказ от ратификации Договора СНВ-2 - не решение этих вопросов. Российским политикам необходимо задействовать существующие и выработать новые политические меры для их решения. Отсюда вытекает необходимость продолжения диалога в вопросах ядерного разоружения.
Предлагаемые меры:
- развитие положений Договора СНВ-2 в новом Договоре СНВ-З;
- установление ограничений на размещение тактического ядерного оружия за пределами территорий государств и признание необходимости создания двусторонней комиссии в целях согласования методов повышения транспарентности этих вооружений;
- предложение странам Восточной Европы предпринять шаги к созданию региональной безъядерной зоны помогут решить некоторые российские вопросы обеспечения безопасности, в полной мере соответствуют национальным интересам России и США, и обеспечат необходимые условия для последовательного процесса глобального разоружения.