Экспорт без страха и упрёка
Александр ПОДРАБИНЕК
В 1992 году, после распада СССР, когда Россия начала проводить самостоятельную внешнюю политику и ещё была обращена лицом к Западу, президент Борис Ельцин усилил контроль за экспортом из России ядерных материалов и технологий. Указом 312 от 27 марта 1992 года материалы и технологии ядерной индустрии разрешалось экспортировать только в те государства, ядерная деятельность которых контролируется Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ).
С тех пор многое изменилось в России. Демократические реформы затормозились. Идеи гражданской свободы уступают место идеям державности и приоритета интересов государства над правами граждан. Новый президент Владимир Путин на церемонии инаугурации торжественно заявляет, что в своих действиях будет "руководствоваться исключительно государственными интересами". Во внешней политике утверждается концепция "многополярного мира" - новая аранжировка старой песни о противостоянии Западу.
Жизнь обгоняет изданные законы. Торговля ядерными технологиями ведётся уже такими темпами и в таких объёмах, что скрыть это трудно.
Одним из наиболее заметных соглашений такого рода был контракт с Китаем на строительство атомных станций и заводов по обогащению урана. Президент Центра экологической политики России профессор Алексей Яблоков, человек весьма компетентный в вопросах ядерных технологий, сказал по этому поводу: "У нас самая совершенная в мире технология по обогащению урана. Безумием было продавать её соседней стране. Раньше несколько сотен бомб Китай мог сделать за двадцать лет, теперь, обладая нашей технологией, за пять-десять лет он сможет сделать их несколько тысяч".
Атомные электростанции усилиями России предполагается построить в Индии и на Кубе, переговоры о чём ведутся уже много лет.
Пожалуй, наиболее скандальным стал договор между Россией и Ираном о строительстве завода по обогащению урана в Бушире. Строительство идёт полным ходом. Иран уже имеет на АЭС в Бушире атомные реакторы, которые по официальной версии предназначены получения в дальнейшем электроэнергии, но которые, по мнению специалистов, вполне можно использовать также и для получения оружейного плутония. Правда, эти реакторы находятся под контролем МАГАТЭ, однако некоторые другие ядерные объекты Ирана недоступны этой международной организации. Отсутствие полного контроля МАГАТЭ над ядерной индустрией Ирана побудило США наложить в 1999 году мораторий на сотрудничество с теми российскими научными институтами и учреждениями, которые уличены в поставках Ирану ядерных технологий и материалов двойного назначения - т.е. тех, которые могут использоваться как в мирных, так и в военных целях.
Разумеется, достоянием гласности становятся не все экспортные сделки подобного рода. Но кое что всё-таки попадает в прессу. Так, 29 марта прошлого года в американском журнале The New Yorker появилась публикация, в которой утверждалось, что Евгений Примаков, ещё будучи министром иностранных дел России, содействовал поставкам Ираку российских материалов, необходимых для производства ядерного оружия. Е.М. Примаков тогда никак не отреагировал на эти обвинения, несмотря на то, что попутно он обвинялся и в том, что получил от правительства Ирака $ 800 тысяч за содействие этой экспортной сделке. На наш запрос по этому поводу в Генеральную Прокуратуру РФ пришёл стандартной формы ответ, что проведены соответствующие проверки и "каких-либо данных о поставках ядерных материалов Ираку и о причастности к подобным поставкам бывшего министра иностранных дел не выявлено". Иного ответа трудно было ожидать.
Между тем, указ Ельцина от 1992 становится явной помехой на пути широкой торговли ядерными технологиями. Поэтому президент Путин 7 мая (в день своего официального вступления в должность!) вносит изменения в текст ельцинского указа. Отныне правительство России может разрешать экспорт ядерных технологий также и в те страны, ядерная промышленность которых не контролируется МАГАТЭ.
Разумеется, нововведение это обставлено целым рядом несущественных оговорок и общих фраз. Такой экспорт может разрешаться "по индивидуальным решениям правительства" и "в исключительных случаях". Какие случаи относятся к категории "исключительных", не уточняется. Или такая оговорка: принимающее государство должно представить официальные заверения, что поставляемые материалы, технология и оборудование не будут использованы для создания ядерного оружия. Однако какова будет цена заверениям таких, например, правительств как Ирака или Северной Кореи?
В конце своего указа, которым он вполне мог бы похвастаться, Ельцин предписывал: "Министерству иностранных дел Российской Федерации сделать соответствующее заявление по этому вопросу". В указе Путина таких предписаний уже нет. Хвастаться нечем. Афишировать эту новость никто не хочет. Президент и правительство изменения в области ядерного экспорта предпочитают не комментировать.
"Новое Время" N20, 21 мая 2000 г.