География СССР
Сборник материалов на тему "География СССР"
отечество! Особенно звучит это слово. В этом слове необъятные ее поля, волнующиеся урожаем. Теплый ветер пролетающий над ними, поднимает цветочную пыль. Обширна и многообразна наша родина. Неиссякаемы и полноводны реки, пересекающие пространства ее. Обширны леса. Высоки горы, в снеговых вершинах которых отражается свет яркого солнца. Широки знойные степи. Глухая сибирская тайга раскинулась океаном. Многолюдны и многочисленны города, разбросанные по страпе. На многих языках говорят люди, населяющие нашу Родину. Просторны синие дали, звонки и чудесны песни живущего в ней советского народа.
Наша страна это одна шестая суши на мировой карте.
И все, что мы делаем доброго, прибавляет ей сил.
Без прошлого невозможно ни понять, ни оценить по достоинству настоящего.
КАК ОСВАИВАЛСЯ СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ
Дата публикации: 2016-08-17 23:21:53Просмотров: 1732
Автор: lomasmСеверная морская дорога была очень нужна нашей стране, хотя бы потому, что она в тричетыре раза сокращает путь судов от Балтики до Тихого океана. Этот путь пролегает по своим водам и не зависит от колебаний политической обстановки в мире. Особенно острой стала эта необходимость с первых же лет Советской власти, когда начали быстро осваивать и развивать отдаленные северные районы Сибири, Дальнего Востока, когда резко увеличился поток встречных грузов.
Советские полярники шли в наступление широким фронтом. Осваивались арктические острова, па них создавались радиостанции, велись регулярные наблюдения за льдом, за погодой. Гидрографы составляли карты и лоции полярных морей, каждое лето проводились экспедиции в труднодоступные районы. В Западной и Восточной Арктике появились два промежуточных порта — Диксон и Тикси, где корабли могли пополнить запасы воды и топлива. Когда в 1932 г. ледокол «Сибиряков» за два месяца и пять дней проделал путь от Архангельска до Берингова пролива, это было заслугой не только непосредственных участников экспедиции, но и многих полярников, обеспечивавших своим трудом этот рейс.
Северные трассы стали теперь «многолюдными», Не отдельные суда, а большие караваны идут с запада на восток, с востока на запад. И чем оживленнее становится в Арктике, тем больше возрастает значение таких крупных опорных пунктов навигации, как Тикси и Диксон.
Особенно начинаешь это понимать, когда побываешь не в поселке, а на самом острове Диксон. Пролив, отделяющий его от материка, неширок, но тут как будто еще холоднее, а природа еще суровее. Здесь не ровная тундра, а россыпи камней среди мхов. Дл и камни какието голые, серые, холодные. Возле них белеют шарики пушицы, похожей на паши одуванчики, только поменьше да покрепче: даже сильный ветер не может сорвать с них пух, он только пригибает цветы к самой земле.
На острове есть метеорологическая станция, трудятся гидрографы, отсюда идут прогнозы ледовой обстановки. В большом зале с самой современной техникой както сразу забываешь, что ты находишься буквально на краю земли. Деловито стучат многочисленные аппараты, ползут бумажные ленты с рядами тире и точек. За звуконепроницаемой перегородкой сидят возле аппаратов: радисты, вращая ручки настройки, держат связь с кораблями. Это отсюда шли на «Боровский» радиограммы о том, где лед, где полыньи, куда лучше свернуть.
На Диксоне деловой, напряженный ритм жизни.., Хозяйничает здесь главным образом молодежь... Она с увлечением рассказывает, какой чистый на севере воздух, какими здоровыми растут тут дети, как радостно встречать весной солнце, когда оно первый раз чутьчуть покажется над горизонтом. "
Из разных районов Арктики сюда, к этим деловым, жизнерадостным людям, но каплям, по крупицам поступают сведения о состоянии и движении льдов, о ветрах, о дождях и туманах, о том, что коротко называют погодой. Тут эти сведения суммируют.
Радиограммы сюда идут и короткие, и длинные. Но адрес у них, как правило, весьма лаконичный: «Диксон. НМ». Это значит, что радиограмма предназначена Начальнику Моря, т. е. штабу ледовой проводки во главе с начальником навигационной службы Западной Арктики.
В штабе знают все, что происходит s море и на полярных островах в эти часы, где скопились тяжелые льды, где чистая вода, кому и какая нужна помощь. Тут сосредоточены все нити управления: выполняя указания Начальника Моря, идут безопасными маршрутами суда с грузом, летят на разведку льдов самолеты и вертолеты, спешат навстречу караванам судов ледоколы, чтобы провести их через трудные участки.