Этикет - как внешнее поведение и как эстетическая сторона деятельности общения.
Дата публикации: 2019-03-26 01:37:40Дата модификации: 2019-03-26 01:37:40Просмотров: 476
Автор: валера
Являясь исторической категорией этикет с течением времени бесспорно притерпел изменения. В современных условиях различают следующие основные виды этикета.
Единство знаний, чувств и привычки совершенного поведения - таков психологический механизм этикета личности.
В этикете поведение человека рассматривается как единство нравственного и эстетического. Но этикет главным образом объясняет не "почему",а "как" нужно поступать в той или иной ситуации. Поэтому функционально этикет выступает в целом как внешнее поведение и как эстетическая сторона деятельности общения.
Воинский этикет предполагает :
Во-первых,- гармоничность поведения, которая определяет воспитанность военнослужащего в полном объеме, в единстве внутренних и внешних качеств, содержания и формы. Гармоничность предполагает единство этического и эстетического в поведении личности. Эстетическая оценка не должна противопоставляться нравственной и другим оценкам поведения. Наиболее верным будет оценивать человека и все его внешние качества, не как просто нравственные и эстетические, а как нравственно эстетические.
Во-вторых, -систематичность в выполнении его предписаний и правил т.е. -соблюдение норм этикета не от случая к случаю, а постоянно и не только по отношению к избранным лицам, а ко всем без исключения. Необходимо соблюдать приличия и тогда, когда человек остается наедине сам с собой.
В-третьих ,-творческий подход и целесообразность в следовании правилам и нормам этикета. Для воинского этикета характерна разумность каждой нормы поведения, которые продиктованы объективными, прежде всего условиями боевой обстановки и социальными условиями человеческого существования. Способность творчески интерпретировать правила и нормы этикета вырабатывает ценнейшее качество - индивидуальный стиль в поведении.
Это означает, что человек в любой обстановке может быть самим собой, не выглядя при этом ни невеждой, ни льстецом, ни трусом.
В-четвертых ,- искренность и естественность в поведении (это наиболее специфические качества в поведении). Их наличие говорит о высокой культуре поведения, о нравственном совершенстве военнослужащего. Естественность в поведении - это итог воспитания и самовоспитания. Искренность в поведении - это плод достоинств личности, внимательности, нравственной чистоты и правдивости.
В-пятых, - скромность и тактичность. Скромность является прямым следствием таких качеств, как совесть, стыд, самокритичность, простота, умение быть самим собой. Скромность - это своего рода незаметность, способность не выделяться. Одним из выражений скромности является тактичность. Тактичность - это значит мера, способность чувствовать границу в своем поведении. Тактичность имеет своей непосредственной задачей уважение чувства собственного достоинства. Такт позволяет военнослужащему быть сдержанным, терпимым, психологически стойким к трудностям, лишениям и неприятностям.
Этикет сам по себе не может гарантировать моральных качеств человека. Но было бы ошибкой недооценивать его как средство, которое призвано завершать формирование тех или иных качеств военнослужащего, придавать им целостность и завершенность, гармоничность, эстетическую выразительность.