work-flow-Initiative

Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей

Язык [ РУССКИЙ ]

Вложенные разделы


Вооруженные силы

Вооруженные силы России за весь ход истории

Экономика государственного эпидемиологического надзора и страховая медицина

Дата публикации: 2016-07-25 11:53:32
Дата модификации: 2020-12-05 18:52:11
Просмотров: 1603
Автор:
Всем медицинским работникам и специалистам в области планирования здравоохранения необходимо знать основополагающие принципы экономики здравоохранения и понимать, каким образом экономические факторы оказывают влияние на предоставление и стоимость медицинского обслуживания и потребность в нем. Подобные знания позволяют оценить не только экономическую эффективность медицинского обслуживания, выражающуюся в снижении. показателей заболеваемости и смертности, но и затраты на подготовку медицинского персонала, строительство больниц, обеспечение лекарственными препаратами, вакцинами и медицинским оборудованием. Экономический анализ необходим для принятия решений, направленных на повышение эффективности управления медицинскими службами. Это особенно важно для оптимального распределения ограниченных ресурсов. С экономической точки зрения, очень важно избегать затрат, обусловленных выбором наиболее эффективной дорогостоящей системы лечения и обеспечения ухода за больными. Экономика здравоохранения является важным элементом выработки основного направления деятельности в данной области как в отношении стратегии (макроэкономика), так и тактики (микроэкономика). Макроэкономика здравоохранения занимается проблемой общего финансирования и распределения ресурсов в отрасли. Микроэкономика посвящена сравнительному анализу альтернативных подходов, что необходимо при решении частных задач. Экономический анализ в области здравоохранения позволяет обеспечить оптимальный уровень управления и принимать обоснованные решения при необходимости выбора наиболее предпочтительного из имеющихся альтернативных вариантов. В качестве необходимого, хотя и недостаточного инструмента принятия решений он становится элементом определения политики здравоохранения. Иногда экономические аспекты здравоохранения вступают в противоречие с профессиональными и этическими принципами при решении повседневных проблем профилактической и клинической медицины. Достижение равновесия между этими принципами является целью современной системы управления и организации здравоохранения и, таким образом, концепции Нового общественного здравоохранения.
2. Предмет, объект, основные категории и принципы экономики здравоохранения, основные законы и закономерности экономики здравоохранения. Теоретические и практические основы.
Экономика военного здравоохранения представляет собой одну из частных военно-медицинских и раздел военно-экономических наук, зародившуюся практически в середине 80-х годов XX века. Появление любой новой научной дисциплины определяется двумя основными условиями: ее общественной потребностью и достаточным уровнем научного знания в этой области.
Общественная необходимость развития экономики военного здравоохранения связана, во-первых, с возрастанием роли «человеческого фактора» в повышении боевой готовности войск и созданием военно-экономических ресурсов в тылу страны. Если в войнах XIX века для снабжения действующей армии всем необходимым было достаточно, чтобы на одного бойца на фронте работал один человек в тылу, то уже во вторую мировую войну для этой цели требовался труд 5-6 человек. В современных условиях потребность в материальных средствах для обеспечения фронта неизмеримо возросла и на одного военнослужащего в тылу должно трудиться 10-20 человек.
Вторым фактором, обуславливающим возрастание затрат государства на всю систему медицинского обеспечения войск, является увеличение расходов на само медицинское обеспечение. Научно-технический прогресс, развитие медицинской науки и техники, возрастание потенциальных возможностей военной медицины (например, появление возможности восстановить или даже заменить некоторые органы человеческого организма и т. п. ) и связанное с этим внедрение в медицинскую практику в омедб и госпиталей новых методов диагностики и лечения, использование дорогостоящей аппаратуры, увеличение ассортимента и качества лекарственных средств, а также необходимость постоянного совершенствования и специализации военно-медицинских кадров, постоянно повышает уровень медицинской помощи.
Современный уровень научных знаний обязывает военного врача, освобождая военнослужащего от служебных обязанностей в связи с болезнью, направляя его на соответствующий этап медицинской эвакуации, по существу решать и денежные (финансовые) вопросы. Военнослужащему полностью сохраняется денежное содержание, на его лечение затрачиваются большие средства. При этом требуется, чтобы врач добросовестно относился к своим обязанностям, учитывал интересы раненого (больного) и боеготовности части. Таким образом, военный врач выступает не только как медицинский эксперт, но и как финансово-ответственное лицо, которое свободно обращается с фондами, выделенными на проведение лечебно-профилактических мероприятий.
Военная экономика – это система знаний о законах и закономерностях экономического обеспечения военных потребностей государства. Военная медицина в наиболее общем виде может быть определена как теория и практика медицинского обеспечения войск в условиях мирного и военного времени. На стыке военной экономики и военной медицины (той ее части, которая обусловливает практику медицинского обеспечения Вооруженных Сил и деятельность военно-медицинской службы) возникла экономика военного здравоохранения, представляющая собой отрасль науки, изучающей место и взаимосвязь военной медицины с общей системой развития Вооруженных Сил и народного хозяйства в целом; порядок использования материальных, финансовых и кадровых ресурсов, выделяемых медицинской службе; влияние деятельности подразделений, частей и учреждений медицинской службы в мирное и военное время на экономический потенциал страны. Таким образом, экономика военного здравоохранения представляет собой один из частных разделов военной экономики и отрасль военной медицины.
Основная цель этой научной дисциплины состоит в том, чтобы при экономически обоснованных материальных и финансовых затратах добиваться высокоэффективного медицинского обеспечения личного состава ВС в мирное и военное время и тем самым обеспечить высокий боевой потенциал войск.
Предметом экономики военного здравоохранения является разработка методов наиболее рационального использования ресурсов медицинской службы для достижения наилучших результатов в сохранении и восстановлении здоровья военнослужащих, их высокой боеспособности.
3. Экономические проблемы военного здравоохранения и способы их решения.
Характерной приметой настоящего времени стало стремление руководителей любого уровня и ранга обосновывать свои управленческие решения с экономических позиций, просчитывать предполагаемые затраты. Вопросы экономической эффективности приобрели высокую степень актуальности.
Проблему эффективности в целом еще нельзя окончательно считать решенной. В ее решении существует много подходов. Эффективность вообще есть отношение полезного эффекта к затратам на его получение. В более широком смысле под эффективностью обычно понимается отдача производительных затрат, достижение устойчивого и продолжительного эффекта, т. е. заранее поставленной цели, на основе прилагаемых усилий. Однако, подход затраты-выходнедостаточен.
При исследовании проблем эффективности военного здравоохранения основной является, что именно считать исходным в качестве эффекта труда (непосредственные или конечные результаты труда), какие затраты наиболее полно отражают этот процесс на каждом уровне и какова должна быть мера этого соотношения.
Для оценки экономической эффективности здравоохранения собственной задачей является необходимость выразить полученный результат в денежном измерении или, другими словами, оценить жизнь и здоровье человека в бесстрастных денежных знаках. Очевидно, что кроме чисто технической, существует еще и этическая сторона данной проблемы.
Эффективность труда в здравоохранении на уровне экономики страны и Министерства обороны определяется прежде всего степенью влияния и воздействия на сохранение и улучшение здоровья военнослужащих и других обеспечиваемых контингентов населения, повышение бое- и трудоспособности, производительности труда, предотвращение расходов по социальному страхованию и социальному обеспечению.
Важнейшим результатом осуществления мер по охране здоровья является удовлетворение насущной необходимости человека в сохранении и восстановлении здоровья. В свою очередь степень удовлетворения потребности населения в здоровье отражается в ряде показателей, характеризующих увеличение периода трудового долголетия и продолжительности жизни людей, их физическое развитие, заболеваемость и уровень заболеваемости. Достижение определенных социальных результатов вследствие проведенных оздоровительных мероприятий ведет за собой последствия, затрагивающие экономические интересы населения и общества в целом и характеризующие социально-экономическую значимость охраны здоровья. Однако, это наиболее общий подход, в то время как задачи практического здравоохранения требуют точных расчетов экономической эффективности с использованием конкретных показателей.
Принято считать, что в отличие от экономической оценки любых других отраслей народного хозяйства эффективность здравоохранения, т. е. результаты анализа тех или других мероприятий здравоохранения, его служб и программ, следует рассматривать в трех аспектах:
а) медицинская эффективность;
б) социальная эффективность;
в) экономическая эффективность.
Однако такое деление во многом условно, т. к. между этими аспектами существуют тесные разносторонние связи. Так, обеспечение экономической эффективности носит подчиненный характер и не является главной целью мер по охране здоровья. Можно назвать множество примеров из медицинской практики, когда затраты на лечение больного (дорогостоящие медицинские препараты, оплата труда высококвалифицированных специалистов и др. ) значительно превышают ожидаемый экономический результат. И, больше того, результат оказания медицинской помощи может быть даже отрицательным не только с экономических, но и с медицинских позиций (например, летальный исход или состояние здоровья без улучшения и т. д. ). С другой стороны, может быть значительный медицинский эффект при отрицательном экономическом эффекте. Например, улучшение самочувствия и работоспособности больных с хронической почечной недостаточностью при лечении искусственным гемодиализом, восстановление утраченных функций после некоторых видов травм и т. д. Поэтому следует отметить, что экономический эффект не единственная и далеко не полная форма выражения полезности здравоохранения.
Экономическая эффективность, например проведения диспансеризации военнослужащих, на уровне военно-медицинских подразделений, частей и учреждений и воинских коллективов в самом общем виде может быть выражена следующей формулой:

Методика оценки экономической эффективности снижения заболеваемости, инвалидности и преждевременной смертности заключается в следующем. В расчетах социальной и экономической эффективности снижения заболеваемости и смертности по их относительным показателям определяется число заболевших, получивших инвалидность и умерших от данного заболевания на начало периода исследования, когда впервые был получен положительный эффект от проведенных мероприятий. Предотвращенное количество заболеваний, инвалидности и смертности рассчитывается по динамике снижения этих показателей и определяется как разность между математически ожидаемой величиной заболевших, перешедших на пенсию и умерших за весь период исследования и фактическим числом заболевших, ставших инвалидами и умерших на начало периода исследования.
4. Деятельность медицинского учреждения в рыночных условиях.
Важнейшим направлением экономики здравоохранения является определение экономической эффективности медико-профилактических мероприятий и медицинской науки. Для этого используются косвенные расчеты стоимости дополнительно произведенной продукции или понесенного ущерба, прежде всего за счет ухудшения состояния здоровья населения. Актуальность проблем экономики объясняется тем, что растет потребность в медицинской помощи, ограничиваются средства на здравоохранение, повышаются стоимость медицинской помощи и социальная значимость здравоохранения в развитии производительных сил.
Основным источником финансирования медицинских учреждений в настоящее время являются средства бюджета, выделяемые в соответствии с долговременными экономическими нормативами. Нормативы бюджетного финансирования устанавливаются в расчете на одного жителя в год, на лечение одного больного по профилю заболевания и на оказание различных видов медицинских услуг. Эти нормативы разрабатываются региональными органами управления.
Дополнительными источниками финансирования являются: поступления за услуги, оказанные сверх нормативов бесплатной медицинской помощи, за выполненные работы по договорам с предприятиями, по заказу местных органов самоуправления и вышестоящей организации; часть сумм от взысканных санэпидслужбой штрафов за ущерб, нанесенный окружающей среде и здоровью населения; средства, полученные за счет снижения заболеваемости с временной утратой трудоспособности; добровольные взносы предприятий и благотворительных фондов.
Средства, полученные из всех источников, составляют единый фонд финансовых средств учреждения. Их расходование осуществляется согласно утвержденным финансовым планам, представляющим собой хозрасчетную смету. В отличие от бюджетной сметы финансовый план содержит план доходов и план (или смету) расходов. Расходы планируются по фонду оплаты труда (на заработную плату), по фонду материального поощрения и по фонду производственного и социального развития.
Тарифы на медицинские услуги в системе ОМС устанавливаются соглашением между страховыми медицинскими организациями, местной администрацией и профессиональными медицинскими ассоциациями.
Тарифы на медицинские и иные услуги при добровольном медицинском страховании устанавливаются по соглашению между страховой медицинской организацией и предприятием, учреждением или лицом, предоставляющими эти услуги.
5. Заключение.
Состояние медицинской службы, системы организации и эффективности медицинского обеспечения деятельности медицинской службы в мирное и военное время, как известно, определяются экономической и социально-политической структурой общества, уровнем развития науки и техники в стране, состоянием Вооруженных Сил, их материально-техническим оснащением, развитием форм вооруженной борьбы. Происшедшие в последние годы существенные изменения в военном деле, организации Армии и Флота, в военной доктрине государства, принципах ведения боя и операции определяют новые тенденции в развитии организации медицинского обеспечения войск. При этом одним из решающих путей совершенствования лечебно-эвакуационных мероприятий в различных видах боевых действиях, а также лечебно-диагностических мероприятий среди военнослужащих является материально-техническое оснащение медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации ВС РФ.
Для решения возникших проблем в МС ВС РФ, необходимо прежде всего, правильно провести анализ и оценить ее экономическое состояние от которого и зависит организация медицинского обеспечения в целом.
 
Описание материала: Всем медицинским работникам и специалистам в области планирования здравоохранения необходимо знать основополагающие принципы экономики здравоохранения и понимать, каким образом экономические факторы оказывают влияние на предоставление и стоимость медицинского обслуживания и потребность в нем

Остальные материалы раздела: Вооруженные силы

Предыдущая ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Следующая Воинские части на территории РФ

Адрес страницы: link

Экономика государственного эпидемиологического надзора и страховая медицина Экономика государственного эпидемиологического надзора и страховая медицина