ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВОИНСКОГО ЭТИКЕТА
Дата публикации: 2016-11-11 14:06:26Дата модификации: 2016-11-11 14:06:26Просмотров: 3405
Автор: lomasm
Чему учит история воинского этикета российского воина в древнейшие времена, воинского этикета Красной армии и Флота, Советской армии и Флота и армейская действительность сегодня?
В эпоху предшествовавшую созданию регулярной армии, зачатки, элементы военно-этических знаний мы находим в старинных летописях, сказаниях, былинах, описаниях различных походов и сражений. С незапамятных времен ратники очень дорожили воинской честью. Скажем, при встрече было заведено в приветствии поднимать руку. Это свидетельствовало о миролюбии, отсутствии оружия.
Норма этикета "через порог не здороваются",хорошо известная и в наше время, тоже имела в те далекие времена рациональное зерно: чтобы "гость" не мог скрыть холодное оружие за открываемой дверью и нанести внезапный удар.
Первую систематизацию нормы воинского этикета получили в "кодексах чести" боевых дружин русских князей,"княжеских ратных правилах","стрелецких уложениях".Серьезным толчком для появления проблесков воинского этикета явилась борьба русского народа против татарского ига, продолжавшаяся 250 лет, и двухсотлетняя борьба с набегами турецко-татарских завоевателей. В народе складывались неписанные боевые правила, нравственные нормы, формировались "ратные привычки воинства".Этот этап был своеобразным прологом зарождения, возникновения воинского этикета на Руси.
С созданием регулярной русской армии возникла необходимость в определенной системе обучения и воспитания воинства. В 1716 году по указанию Петра I был разработан и введен в действие "Артикул воинский", в котором нормативно регламентировались практически все формы взаимоотношений военнослужащих, в том числе и в боевой обстановке."Артикул воинский" в первую очередь был направлен на безукоризненное повиновение младших по должности старшим, их неукоснительную исполнительность и рабскую покорность, на укрепление дисциплины, субординации, на то, чтобы хранить верность царю,"чинить послушание командирам".
Петр I усовершенствовал и внедрил новые атрибуты воинского этикета для боевых действий, создал систему контроля и санкций. Он ввел единообразное обмундирование с различием по родам войск, выделил гвардию соответствующими знаками различия. Детали украшения оружия впервые начали диффериенцироваться как по признаку "начальник-подчиненный",так и за особые отличия, что составило одно из направлений развития воинского этикета. Например, в знак того, что Семеновский и Преображенский полки сражались у переправы чуть ли не по колено в крови и спасли русские войска от разгрома под Нарвой осенью 1700 года, Петр I приказал им носить вместо зеленых чулок красные. В тоже время лишение права носить какие-либо принадлежности обмундирования считалось в войсках одним из самых тяжких наказаний.16 марта 1806 года по русской армии был объявлен приказ:"Среди храбрости, оказанной российскими войсками, усмотрены и деяния тех, кои в день баталии покрыли себя бесславием. Новгородский мушкетерский полк при встрече с неприятелем противостоял ему недружно.
1В наказание столь постыдного поведения Новгородского мушкетерского полка положено отныне штаб- и обер-офицерам его носить шпаги без темляков, а нижним чинам сего полка тесаков не иметь".И лишь через четыре года этому полку возвратили отличия за храбрость и мужество при штурме Базарджина.
Новые взгляды на роль и место воинского этикета в боевой обстановке утверждались отнюдь не без борьбы. Если поклонник палочной фридриховской системы Павел I довел форму одежды до бессмысленности, то А.В.Суворов решительно выступал против таких "нововведений". В первый же день марша, каким начался знаменитый Итальянский поход, он приказал всем снять пресловутые павловские косицы, а позже добился введения новой, удобной для боя и похода формы одежды.
Материально-экономические и социально-политические факторы в период вступления России на капиталистический путь способствовали развитию новых представлений о роли воинского этикета в боевой обстановке. Динамика обновления этих взглядов наглядно видна на примере противоречивого понимания норм воинского этикета в дворянских кругах.
С одной стороны, его нормы и атрибуты регламентировали уважительное отношение между людьми, что само по себе было положительным. С другой многое в представлении о воинском этикете связывалось с лицемерием и приспособленчеством, с пренебрежительным отношением. Двойственность такой морали усложняла и выбор формы поведения в боевой обстановке. Вот как о том времени писал Р.Я.Малиновский в книге "Солдаты России":"Генерал знал, кого бил. Нарвись он на кадрового офицера-тот мог ему пулю в лоб пустить и избежать расстрела, ибо защищал он свою дворянскую, графскую, княжескую честь, а прапорщик-это разночинец, не намного лучше народного "навоза",как называли тогда в высших кругах народную массу".
Некоторые атрибуты и нормы воинского этикета хотя и осознавались прежде всего офицерами как не отвечающие "законам войны",требованиям воинской целесообразности, но в то же время всякое отступление от них воспринималось как отступление от вековых традиций, покушение на порядок и дисциплину. А.А.Игнатьев в книге "50лет в строю" писал о бессмысленности ношения пехотным офицером в годы войны с Японией в начале XX века:"Шашка болталась между ног: при карабканьи на сопки и при перебежках ее надо было придерживать рукой! Но и десять лет спустя после русско-японской войны русские офицеры не смели расстаться с ней".
У многих офицеров было свое понимание рамок приличия. Они пренебрежительно относились к нормам этикета, которых придерживались другие военнослужащие. Скажем, считалось, что "гардемарины должны быть всегда вежливы, но холодны, как британцы: надо уметь давать понять неизмеримую пропасть между захудалым армейским офицером и гардемарином".Это отмечалось в негласном морском кодексе поведения. Подобная натянутость взаимоотношений негативно сказывалась и в боевой обстановке.
Говоpя о воинском этикете, мы не можем пpинимать огульно всё, мы беpём только положительные чеpты. Плодотвоpные идеи стpоительства pоссийской аpмии и Флота были pождены Петpом 1,Сувоpовым, Кутузовым, дpугими военначальниками,исходившими из благоpодных целей и блага госудаpства Российского, веpности котоpому пpисягал офицеp.