work-flow-Initiative СОХРАНИ СВОЮ ИСТОРИЮ НА СТРАНИЦАХ НАШЕГО САЙТА

Исторический портал о Родине, электронный музей СССР 'ВиФиАй' 16+

Путь

Соседние разделы

Операции

WFI.lomasm.ru исторические материалы современной России и Советского Союза, онлайн музей СССР

К началуК началу
В конецВ конец
Создать личную галерею (раздел)Создать личную галерею (раздел)
Создать личный альбом (с изображениями)Создать личный альбом (с изображениями)
Создать материалСоздать материал

События 90х

Оценка раздела:
Нравится
1
Не нравится

Далее в разделе: Эпоха 90х

- Страшная война в Чечне. 
- Президентские выборы 1996 года и все, что было связано с этими выборами, - безнадежные поиски демократического лидера, способного сплотить страну, крепнущий голос олигархов, нитевидный, пропадающий пульс реформ и невероятная победа больного и непоследовательного Ельцина.
- 97-й, запомнившийся энергией "Молодых реформаторов" на фоне начавшейся "информационной войны", интригами и битвами под кремлевским ковром.
- 98-й, в котором под грохот шахтерских касок, "рельсовой войны", "организованной профсоюзно-коммунистическим штабом", металось никем не защищаемое правительство Кириенко и дальше - кризис, дефолт...
- 99-й, полугодие которого уже на исходе, запомнится упрямым бездействием правительства Примакова, нарастающим напряжением в Думе, готовящей импичмент. Отставкой Примакова и провалом импичмента завершился этот политический год по кремлевскому календарю.
- Кризис 90х и все вытекающие от сюда последствия
- экономическая и политическая жизнь после разпада СССР

Приднестровское руководство безуспешно лавирует между Украиной и Россией.

Дата публикации: 2018-09-07 14:03:08
Просмотров: 16
Материал приурочен к дате: 1997-09-01
Прочие материалы относящиеся к: Дате 1997-09-01 Материалы за: Год 1997
Автор:
Судьба Приднестровской Молдавской Республики (ПМР)
остается неопределенной. Хотя в начале мая в Москве был подписан
компромиссный меморандум, видимого улучшения в отношениях
Кишинева и Тирасполя не наблюдается.
 
Геополитический юмор.
Родион Водин.
 
        Судьба Приднестровской Молдавской Республики (ПМР)
остается неопределенной. Хотя в начале мая в Москве был подписан
компромиссный меморандум, видимого улучшения в отношениях
Кишинева и Тирасполя не наблюдается. Вряд ли стабильное
урегулирование будет достигнуто до молдавских парламентских выборов
весной 1998 года, которые ПМР бойкотирует. В целом сложившаяся
ситуация вредит долгосрочным восточноевропейским интересам России.
  Против Румынии.
        Приднестровская война идеологически была очень похожа на
таджикскую -- в ней отчетливо проглядывал пафос противостояния
враждебной внешней силе. В таджикском случае это был пресловутый
"исламский фундаментализм" иранского, афганского или даже
саудовского толка, в молдавском -- "румынский реваншизм".
        Помощь России Тирасполю (которая, среди прочего, была
обусловлена еще и заботой о местных этнических русских) сыграла свою
роль. Ни о каком "аншлюсе" Молдавии (и тем более Приднестровья) и
Бухареста больше говорить не приходится. Победивший режим, лишь по
инерции считающийся промосковским, вместо того чтобы приступить к
экономическим реформам, решил и далее "держать и не пущать"
экономику. Тираспольские власти довели ПМР до фактического
банкротства и теперь вынуждены изобретать способы давления на
Москву, чтобы как-то жить дальше.
        Русское население (ради которого Москва, по идее, дала себя
втянуть в местные разборки) от подобного рода "миротворчества"
нисколько не выиграло. Хотя экономическое положение в Приднестровье
пока лучше, чем в Таджикистане, оно все же не сопоставимо с тем, что
было в советские времена.
        Более того, контраст с ситуацией в "румынской" Молдавии
становится все очевиднее. Со своей стороны, Кишинев сделал выводы из
конфликта и разыграл пропагандистский козырь об "агрессивной
экспансии русских" для укрепления и консолидации власти и проведения
курса реформ. Молдавия переориентируется с России на Запад, следуя
отработанной схеме трансформационных реформ в
постсоциалистической Восточной Европе, что уже приносит результаты.
С 1993 года МВФ выделил в помощь Кишиневу около 255 млн долларов.
Западные эксперты отмечают стабильность молдавской валюты,
одобряют местные капиталистические преобразования и прогнозируют
общее оздоровление экономики с перспективой неспешной подготовки
Молдавии к членству в ЕС (к которому она подготовлена лучше чем
Украина). Впрочем, говорить о преодолении Молдавией кризиса рано.
По данным кишиневского министра финансов Валерия Кицана, внешняя
задолженность страны достигла 51% ВВП. Кицан оценил ВВП Молдавии
1996 года в 2 млрд долларов, а долги иностранным кредиторам в 1 млрд.
По словам министра, по второму показателю хуже, чем в Молдавии, дела
в СНГ обстоят лишь все в том же Таджикистане. МВФ уже ввел для
Молдавии ограничения, по которым она может получать ежегодно от
стран-доноров кредиты не выше 100 млн долларов с рассрочкой не более
чем на пять лет.
        Вот как характеризует нынешнюю ситуацию в ПМР The Wall
Street Journal: "Экономика Приднестровья разрушена, ее валюта ничего
не стоит, ее население все более и более нищает, страна никем в мире не
признана, ею руководит банда коммунистов без страха и упрека, под
руководством похожего на Ленина Игоря Смирнова она превращается в
базу для контрабанды оружия, отмывания денег и прочих преступлений.
Ситуацию в Приднестровье можно сравнить с положением, которое бы
сложилось в каком-либо штате США, если бы власть в нем захватила
небольшая группа террористов".
  При помощи России.
        Без эффективной поддержки Москвы и гарантированного
бывшей советской 14-й армией status quo Игорь Смирнов вряд ли пришел
бы к власти, а затем смог бы ее удерживать. Нельзя не вспомнить, что,
когда в мае главнокомандующий Ограниченной группой российских
войск (ОГРВ) в Приднестровье генерал-лейтенант Валерий Евневич
сообщил о сокращении ОГРВ с пяти до трех тысяч человек, госсекретарь
ПМР Валерий Лицкай в панике заявил: "Этот шаг направлен на
усыпление бдительности руководства Приднестровья, которое выступает
категорически против вывода российской армии. В ходе сепаратных
переговоров Кишинев и Москва пытаются без участия ПМР решить
судьбу дислоцированной здесь армии. Эта попытка обречена на провал".
        Экономическая структура Приднестровья сохранилась в лучшем
случае на советском уровне, то есть более или менее готова производить
лишь ту продукцию, которая мало кому может быть нужна. И доходные
статьи в госбюджете ПМР, мягко говоря, сильно уступают расходным.
        После войны в Чечне российские власти не склонны выступать на
какой-либо стороне в сепаратистских конфликтах. Москва
дистанцируется от прежних сателлитов и в рассчитывает главным
образом на заключение перемирий и дальнейшее чисто экономическое
разрешение спорных ситуаций. Но вот сумеют ли выстоять в борьбе с
иностранными конкурентами в новых условиях промышленные концерны
России?
        Пока же ПМР превращается в иждивенца России. Долг
молдавских потребителей российского газа (ежегодно Молдавия
потребляет 3 млрд куб. м газа по цене 58 долларов за 1 тыс. куб. м)
составляет более 500 млн долларов, из них больше половины приходится
на ПМР. В июле 1996 года Кабинет министров Молдавии и РАО
"Газпром" подписали соглашение о реструктуризации долга. Кишинев
пренебрег возражениями МВФ и в качестве частичной оплаты передал
"Газпрому" государственные ценные бумаги на сумму 140 млн долларов.
Чтобы помочь Молдавии вернуть долг, российские фирмы
предоставляют Кишиневу финансовую помощь. Например, "ЛУКойл"
объявил о кредите в 92 млн лей под урожай нынешнего года.
        Кишинев принимает реальные меры, чтобы вернуть долг, а вот
шансы "Газпрома" получить причитающееся с Тирасполя невелики. Он
может предложить разве что контрольные пакеты в местных
простаивающих промышленных предприятиях, технологический уровень
которых далек от современного.
  Украинское первое апреля.
        Поскольку Приднестровье не граничит с Россией, вряд ли можно
надеяться на прямую интеграцию ее экономики в российскую
инфраструктуру. К тому же этнические русские составляют в лучшем
случае лишь около 30% населения ПМР. Как минимум столько же здесь
украинцев. Хотя славянское население и солидарно в неприязни к
"румынам", тем не менее далеко не все украинцы рвутся в Россию. Киев
использует эту ситуацию для активной проукраинской пропаганды и на
словах рьяно отстаивает соблюдение прав приднестровских украинцев.
        Новым свидетельством активизации Киева стал летний
измаильский саммит президентов Украины, Молдавии и Румынии.
Леонид Кучма, Петр Лучинский и Эмиль Константинеску подписали
несколько базовых документов (в том числе о "сотрудничестве в борьбе с
организованной преступностью"), которые рассматриваются как основа
для трехсторонней кооперации и "важный шаг на пути к миру,
взаимопониманию и созданию благоприятных условий для интеграции в
Европу". В прессе всех трех стран давно обсуждается возможность
создания трехсторонней экономической зоны (а в перспективе --
"еврорегиона Нижний Дунай"), развития приграничной и таможенной
транспортной инфраструктуры.
        Впрочем, в украинском бюджете еще меньше денег, чем в
российском, так что говорить о реальных инвестициях и поддержке
приднестровским украинцам пока не приходится. Похоже, что истинная
цель Украины -- вывод в Россию остатков 14-й армии. Постоянным
кошмаром Киева остается возможный приход к власти в Москве
национал-экстремистов и создание ими военного антиукраинского
альянса с привлечением ПМР и Крыма.
        Правительство Кучмы стремится заблаговременно принять
соответствующие меры и, в частности, собирается послать в
Приднестровье собственные "миротворческие силы" для охраны
восстанавливаемого сейчас дубоссарского моста, расположенного очень
близко от украинской границы. После кровавых столкновений в 1992
году и до настоящего времени "границу" вдоль Днестра охраняли только
российские части (совместно с молдавскими и приднестровскими
подразделениями). Не только Москва, но и Кишинев относятся к
амбициозным планам Киева с большим скепсисом.
        Игорь Смирнов, напротив, приветствовал прибытие украинских
миротворцев, надо полагать, надеясь, что они разрушат
"миротворческую монополию" Москвы. В апреле он даже ошарашил всех
заявлением, что Приднестровье, оказывается, стремится к объединению
вовсе не с Россией, а с Украиной. Через пару дней лидер ПМР сообщил,
что это была "всего лишь первоапрельская шутка". Самобытный
приднестровский юмор.
  Молдавско-молдавские переговоры.
        Большое значение для молдавско-приднестровских переговоров
имел апрельский визит в регион министра иностранных дел РФ Евгения
Примакова. Москва заставила Тирасполь согласиться на меморандум, в
который был включен пресловутый 11-й параграф: стороны обязуются
строить свои отношения в рамках совместной государственности внутри
границ Молдавской Советской Социалистической Республики по
состоянию на январь 1990 года. Согласно договору, подписанному 8 мая
в Кремле Игорем Смирновым и Петром Лучинским, Приднестровье имеет
право на самостоятельную экономическую и культурную политику и
получает право голоса в вопросах внешней политики. Посредниками и
гарантами договора выступили президент России Борис Ельцин,
президент Украины Леонид Кучма и руководство ОБСЕ. По всей
видимости, по требованию Украины и ОБСЕ, Ельцин, Кучма и
представитель ОБСЕ подписали дополнительное заявление, в котором
гарантируется суверенитет и территориальная целостность Молдавской
Республики. Как Лучинский, так и Смирнов не замедлили представить
меморандум как собственную победу.
        Считающийся промосковски настроенным президент Молдавии
уверяет оппонентов, что, хотя Кишинев и признал фактически
тираспольскую государственность, он никогда не допустит
"конфедерации" с ПМР. Кишинев требует отменить таможенный и
пограничный контроль на Днестре, уважать права человека и разрешить
в школах преподавание молдавского языка на основе вновь введенной
латинской графики.
        Лидеры же ПМР увидели в меморандуме подтверждение того
факта, что ПМР -- суверенное государство, и предложили Кишиневу
использовать в качестве образца для дальнейшего развития отношений
"союз России с Белоруссией". Тирасполь не намерен отказываться от
конституции, армии и права на собственную внешнюю политику. Каким
образом эти позиции могут быть совмещены, пока не ясно. Переговоры
продолжаются.
  Этническая политика России в бывшем СССР.
        Приднестровские проблемы в очередной раз выявили негибкость
московской "постколониальной" политики. У России нет прагматической
и эффективной концепции, как вести себя в бывших советских зонах
влияния, а также реального политического и менеджерского аппарата,
который бы мог эту концепцию реализовать. В этом отношении Россия,
увы, отличается от мировых постколониальных чемпионов -- США и
Франции, которые ввязываются в экзотические региональные авантюры,
лишь когда знают, какие контракты и концессии на следующее утро
после победы подпишут туземцы с частными бизнесменами из
"метрополии".
        Как следствие, Москва не только не обеспечивает свои
экономические интересы в республиках СНГ, за которые часто
самоотверженно и просто героически сражались и сражаются российские
солдаты и офицеры, но еще и настраивает против себя почти
двадцатимиллионную этнически русскую диаспору СНГ. Главным
пороком московских властей остается традиционное великорусское
недоверие и даже презрение к собственному народу. Многие
представители русской диаспоры чувствуют себя в теперешней России не
просто людьми второго сорта (это обозначение больше подходит для
населения российских провинций по сравнению с "первосортными"
москвичами). Русские Молдавии, Таджикистана, Азербайджана и т. д. --
это люди третьего или даже четвертого сорта, которых сплошь и рядом
дискриминируют на их "исторической родине" даже больше, чем "по
месту их прописки". Вместо того чтобы нацеленно помогать "своей"
диаспоре (и не министерскими программами, в которых явственно
читается склонность к гигантизму, а прямыми инвестициями,
конкретными малыми инфраструктурными и торговыми проектами,
небольшими ссудами и пожертвованиями на культурные и религиозные
нужды и т. д.), Кремль делает вид, что проблемы вообще не существует.
Как следствие русские добровольно становятся таджикистанцами,
казахстанцами и республикано-молдаванцами, утрачивают симпатии и
озлобляются против России, которая по ширящимся представлениям "как
была палкой для московского совка, так и осталась".
Источник информации : Эксперт
 
 
Оценка материала:
Нравится
0
Не нравится
Описание материала: Судьба Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) остается неопределенной. Хотя в начале мая в Москве был подписан компромиссный меморандум, видимого улучшения в отношениях Кишинева и Тирасполя не наблюдается.

ПредыдущаяУкраинские политики не рассчитывают на российских инвесторов
Следующая Правительство подготовило проект бюджета-98
Остальные материалы раздела: События 90х

Оставить комментарий

как гость

Новые альбомы:

Разработка страницы завершена на 0%
Яндекс.Метрика

Поиск

Язык

[ РУССКИЙ ]

Авторизация


Войти в social_apps
Social Apps

Поддержка



Подписаться на обновления сайта


Мы в социальных сетях

Мы в социальных сетях

Изменить размер шрифта: + -

Полезные советы...

Навигация


Новые материалы

Картинка недели

Адрес страницы: Действительный адрес: https://wfi.lomasm.ru/русский.события_90х/приднестровское_руководство_безуспешно_лавирует_между_украиной_и_россией