Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей 'ВиФиАй' work-flow-Initiative 16+
СОХРАНИ СВОЮ ИСТОРИЮ НА СТРАНИЦАХ WFI Категории: Актуальное Избранное
Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей

Путь:

Навигация


Язык [ РУССКИЙ ]

Поиск
Подписка и соц. сети

Подписаться на обновления сайта


Поделиться

Яндекс.Метрика

Новые материалы

Картинка недели

К началуК началу
В конецВ конец
Создать личную галерею (раздел)Создать личную галерею (раздел)
Создать личный альбом (с изображениями)Создать личный альбом (с изображениями)
Создать материалСоздать материал

Политика

Оценка раздела:
Не нравится
0
Нравится

Категории

Каспийский трубопроводный консорциум - геостратегические ИНТЕРЕСЫ РОССИИ

Дата публикации: 2018-11-30 21:22:08
Дата модификации: 2018-11-30 21:22:08
Просмотров: 600
Материал приурочен к дате: 2002-01-31
Прочие материалы относящиеся к: Дате 2002-01-31 Материалы за: Год 2002
Автор:
Открыт маршрут транспортировки нефти Каспийского
трубопроводного консорциума. Несколько лет велась прокладка
нефтепровода, в строительстве которого приняли участие 11
нефтяных компаний из 6 стран.
 
   КТК: геостратегические ИНТЕРЕСЫ РОССИИ.
   Открыт маршрут транспортировки нефти Каспийского
трубопроводного консорциума. Несколько лет велась прокладка
нефтепровода, в строительстве которого приняли участие 11
нефтяных компаний из 6 стран. И все эти годы вокруг КТК не
умолкали споры:
   благо это или зло для России? С точки зрения природоохранных
организаций и рядовых жителей регионов, через которые пролегла
нефтяная труба, - это несомненное зло. Для экономики, а,
следовательно, и для властей всех уровней благо. Кто прав?
Думается, наиболее верную позицию в спорном вопросе заняла
администрация Краснодарского края: свести к минимуму возможный вред от
нефтепровода и максимально воспользоваться теми преимуществами,
которые он дает кровь экономики.
   Сегодня уровень развития цивилизации, состояние экономики
ведущих государств напрямую определяются нефтью. От количества ее
добычи и поставок, от ее стоимости на мировом рынке во многом,
если не во всем, зависит и благополучие россиян.
   Не секрет, что при формировании федерального бюджета на первое
место ставится стоимость одного барреля нефти, потому что основу
казны нашего государства составляет экспорт "черного золота". И,
не только отечественного.  Через огромные пространства России
потянулись нитки трубопроводов других государств. И
транспортировка чужого сырья через нашу территорию приносит
ощутимую прибыль, вместе с собственным экспортом - 40 процентов
всех валютных поступлений страны.
   Открытие нового маршрута транспортировки нефти из Каспийского
региона к Черному морю (Тенгиз - Новороссийск) пополнит не только
казну России, доля которой в проекте КТК составляет 24 процента,
но в значительной  мере и бюджет Краснодарского края.
   За 40 лет расчетной эксплуатации проекта КТК при нынешней
стоимости в 25 долларов США за прокачку одной тонны нефти Россия
в целом получит налоговых отчислений на сумму 23,3 млрд.
долларов, тогда как Казахстан, где находится Тенгизское
месторождение, получит лишь 8,2 млрд. долларов. По субъектам
Федерации, через которые пролегает маршрут нефтепровода, прибыль
распределена следующим образом: Астраханская область -1,8 млрд.
долларов. Республика Калмыкия -1,7 млрд.. Ставропольский
край-1,5, Краснодарский край - 6,7 млрд. долларов.
   "Пирог" поделен так, что половина доходов уйдет в федеральный
бюджет, а половина останется на местах, причем из второй половины
Кубани досталось почти 3/5, то есть львиная доля. Во многом этому
способствовало прежнее краевое руководство во главе с Николаем
Кондратенко, который рассудил, что, раз уж повернуть трубу в
обход Кубани невозможно, надо взять от нее наибольшую прибыль.
Тем более что по территории Краснодарского края проходит основная
часть нефтепровода, и завершается он выходом в море в районе
Новороссийска, где и был зарегистрирован головной офис КТК. А это
значит, что налоговые отчисления пойдут через край, повысив его
статус как одного из основных доходных регионов страны. Налицо
выгода не только экономическая, но и внутриполитическая.
   Противостоять прокладке нефтепровода было крайне
затруднительно, поскольку проект КТК относится к вопросам
геостратегических интересов России. И если нефть - это кровь
экономики, то нефтепроводы - это жилы, по которым она течет. В
вопросах политического веса в мире обладание нефтепроводами на
своей территории означает слишком многое, чтобы отказаться от
них. Наглядно убедиться в этом можно на примере той зависимости
от соседних государств, в которой находится Россия после распада
Советского Союза: главные морские порты оказались на территории
Украины и стран Балтии, и они не преминули этим тут же
воспользоваться, установив сверхвысокие тарифы за транзит и
перевалку идущей на экспорт российской нефти. Ежегодно Россия
вынуждена платить этим государствам около 2 млрд. долларов и не
имеет возможности диктовать свои условия! А за Каспийским морем с
неисчислимыми запасами нефти находятся Туркмения и Казахстан, для
которых выход к Черноморскому побережью России - самый
рентабельный путь транспортировки добываемого сырья.
   Нынешний губернатор Кубани Александр Ткачев, как и его
предшественник, также осознает всю важность проекта КТК, заявив с
высокой трибуны, что "грешно не использовать уникальные, в том
числе и географические, преимущества края на благо наших людей".
Но при этом к Каспийскому консорциуму предъявляются жесткие
требования по обеспечению экологической безопасности.
   безопасности много не бывает.
   В Азово-Черноморском бассейне насчитывается шесть крупных
нефтяных терминалов, включая КТК. Они привносят в зону
ответственности России огромный риск. Суммарная перевалка
нефтепродуктов на Черном море со сдачей в эксплуатацию
Каспийского нефтепровода приблизится к 90 млн. тонн в год. А с
пуском всех трех ниток консорциума возрастет до 150 млн. тонн в
год. Такой нагрузке должна противостоять адекватная система
реагирования на аварийные ситуации. За максимально возможный
критерий риска для терминалов принят разлив в полторы тысячи тонн
нефтепродуктов, для танкеров - от пяти и более тысяч тонн.
   Причиной аварии может стать как разрыв шланга на терминале,
так и ЧП в море. За примерами далеко ходить не надо. Несколько
месяцев назад на Азовском море произошла авария на танкере
"Волгонефть-138", а вскоре после этого при выходе из
Новороссийского порта загорелся болгарский танкер "Хан Аспарух".
Первое происшествие могло обратиться в экологическую катастрофу,
второе грозило серьезными разрушениями в порту и городе. И в том
и в другом случае непредсказуемых последствий удалось избежать
благодаря быстрому реагированию служб спасения и безопасности
мореплавания. Расходы по ликвидации некоторых аварийных разливов
нефти, вошедших в черные списки летописи нефтеперевозок,
достигали астрономических сумм (до девяти миллиардов долларов),
уборка береговой полосы от таких разливов иногда длилась
несколько лет. Чтобы предотвратить неисчислимые потери, во всем
мире принято иметь систему планового реагирования на аварийные
ситуации на опасных объектах. Есть такая система и на КТК.
   Представим, что случилось самое страшное. В районе выносного
причала Каспийского консорциума у поселка Южная Озерейка при
загрузке танкера произошел разрыв подводного трубопровода, и в
море выплеснулось коло 500 тонн нефти. Даже при относительно
спокойной погоде этого количества вполне достаточно, чтобы
превратить райский уголок природы в мертвую зону. Такова была
легенда прошедших накануне пуска трубопровода учений по
ликвидации аварийного разлива КТК-Р.
   В качестве наблюдателей и независимых экспертов на учениях
присутствовали руководитель государственной морской аварийной и
спасательно-координационной службы Минтранса РФ Владимир Карев,
начальник морской администрации порта Новороссийск Михаил Суслин,
капитан порта Владимир Ерыгин, представители Министерства
природных ресурсов. Повышенный интерес к плановым, хотя и
крупномасштабным, учениям был вызван не только опасениями
общественности перед реальной угрозой экологии побережья, но
спором между руководством КТК и природоохранными службами края о
способности консорциума справиться возможными крупными авариями.
Губернатор Кубани Александр Ткачев явил незадолго до учений, что
они и определят судьбу КТК. Докажет консорциум свою
состоятельность - будет работать и приносить доходы стране и
краю. Нет - пусть продолжает отрабатывать вопросы безопасности и
закупают для ее обеспечения дополнительное оборудование. Как
только пришло сообщение об аварийной ситуации, на терминале был
создан штаб руководства операцией по ликвидации последствий
разлива нефти. Штаб произвел остановку загрузки транспорта и
мобилизовал аварийно-спасательную службу терминала. Спустя десять
минут после тревоги из гавани вспомогательных судов к месту
предполагаемой аварии двинулся спасательный ют. Всего в учениях
было задействовано 16 буксиров, катеров и других плавсредств. Три
ордера боновых заграждений были выставлены за два часа, что вое
перекрыло нормативное время развертывания технических средств для
   локализации загрязнения и сбора нефти. Эксперты Министерства
транспорта дали удовлетворительную оценку учениям, высказав лишь
ряд мелких замечаний.
   Постоянно находиться в ожидании опасности, которая неизвестно
откуда и когда придет, очень непросто. Требуются соответствующая
подготовка специализированных служб, постоянные тренировки.
Прошедшие учения далеко не первые на объектах КТК. На предыдущих
их итоги вызвали больше нареканий, которые касались в основном
действий капитанов судов-спасателей. Чтобы впредь избежать этих
недостатков, руководство консорциума пригласило капитанов из
Сингапура, у которых есть определенный опыт участия в подобных
операциях. В течение месяца они проводили тренинг для персонала
КТК. И полученные навыки сказались на результатах прошедших
учений, на которых консорциум доказал свою состоятельность. Но
это вовсе не значит, что отработка действий на случай аварийных
ситуаций завершена. В плане КТК на весь нынешний год уже
расписаны учения разных масштабов и задач.
   семь раз отмерить.
   Четырнадцатого октября 2001 года на выносном причале КТК была
произведена пробная загрузка первого танкера, что ознаменовало
фактическую готовность нефтепровода Тенгиз - Новороссийск к
эксплуатации. Для заполнения 1510-километрового трубопровода
потребовалось около 1 млн. тонн сырья, закачка производилась с 26
марта. Мощность первой очереди трубопровода составила 28,2 млн.
тонн нефти в год. После серии расширений его максимальная
пропускная способность повысится до 67 млн. тонн.
   "Стройка века", как окрестили нефтепровод Каспийского
консорциума, завершилась. Событие, которого ждали несколько лет,
прошло незаметно, без торжественных церемоний и банкетов. Потом
еще несколько танкеров загрузились нефтью. А официального
открытия все не было. Почему? Причин несколько.
   Изначально предполагалось, что первый танкер отправят 6
августа Президенты России и Казахстана. На автотрассе,
соединяющей Новороссийск с Южной Озерейкой, начались
приготовления к приему высоких гостей. Однако согласования по
поводу участия глав двух государств в торжественном мероприятии
затянулись. А последовавшие затем трагические события в мире,
связанные с террористическими актами в США, и вовсе поставили под
вопрос целесообразность проведения помпезного открытия нефтепровода.
   Затянулись и согласования некоторых спорных вопросов по
выплате консорциумом налогов и сборов. Постановление
Правительства РФ, подписанное тогдашним премьером Виктором
Черномырдиным, освободило консорциум от выплаты портовых сборов.
С таким положением дел не согласились портовые власти
Новороссийска. Во всем мире к нефтяному производству и
транспортировке нефти предъявляются высокие требования,
прописанные в международных конвенциях. Их обязаны соблюдать и
при вводе в эксплуатацию нефтепровода. Государственный контроль
за выполнением этих требований возлагается на капитана порта, в
данном случае - порта Новороссийск. А это уже само по себе
предполагает уплату портовых сборов.
   Далее. До последнего времени у КТК не было ряда важнейших
разрешительных документов, в том числе лицензий на перегрузочную,
швартовую, буксирную деятельность. Правительственным
постановлением Новороссийск вошел в число портов, в которых
запрещена деятельность частных лоцманских организаций, а
консорциум настаивал на создании собственной службы лоцманов. При
строительстве выносного причала были изменены ранее согласованные
конфигурация береговой части объекта и глубины, в связи с чем
было необходимо произвести топографические и гидрографические
съемки и оформить их в Главном управлении навигации и
океанографии Минобороны, где вносятся изменения в карты.
   Поэтому первые танкеры с каспийской нефтью следует
рассматривать как продолжение работы в режиме пуско-наладки и
тестовых проверок. Никого не устраивал тот факт, что мощнейшее
предприятие по перевалке нефти не приносило доходов ни участникам
консорциума, ни бюджетам всех уровней. Однако в данном вопросе
чрезмерная спешка могла лишь навредить. Это тот самый случай,
когда действительно надо было семь раз отмерить, прежде чем отрезать.
   Довольно скромными были и сами торжества по случаю
официального открытия трубопровода. Церемония состоялась на
береговых сооружениях выносного причала в районе поселка Южная
Озерейка. Главным событием должно было стать извлечение из
нефтяной трубы капсулы, запущенной из Тенгизского месторождения
при начале закачки трубопровода нефтью. Но ожиданиям не суждено
было сбыться. После митинга, который сопровождали штормовой ветер
и холодный дождь, многочисленные гости из Казахстана, Султаната
Оман, США, а также важные российские чины посетили пульт
управления в диспетчерской выносного причала и отметили событие в
одной из здравниц курортной Анапы.
   Пуск трубопровода, вне сомнений, вызвал неоднозначные чувства
и мнения. Единственным утешением для ярых противников КТК может
служить большая прибыль России в будущем. Ну а пока полученная
консорциумом прибыль по инвестиционному договору пойдет на
погашение около 2,5 млрд. долларов, затраченных на строительство
нефтепровода. После окончательного расчета с кредиторами
   КТК начнет выплачивать налоги в бюджеты всех уровней.
   еще не все завершено.
   Но на этом история с запуском нефтепровода не заканчивается.
До сих пор продолжается экспериментальный этап по перекачке нефти
по маршруту Тениз-Новороссийск. А 12 февраля истекает срок
действия выданной Каспийскому консорциуму лицензии на морские
операции. Эксплуатация морского терминала КТК может бытъ
приостановлена, поскольку до сих пор у властей порта имеются
претензии к руководству консорциума.
   За прошедшие с момента пуска нефтепровода пару месяцев слабую
подготовку и недостаточную квалификацию показали швартовые
бригады, что в конце концов может привести к аварийной ситуации.
До сих пор не представлена в полном объеме разрешительная
документация. В частности. Морская администрация порта
Новороссийск так и не подписала объектовый план КТК по ликвидации
аварийного разлива нефти, поскольку во флотилии выносного причала
не хватает двух штатных буксиров. А это уже серьезный недостаток,
который консорциуму необходимо срочно исправлять.
   Есть и ряд других нерешенных вопросов. Нет полной ясности в
том, сколько рабочих мест для новороссийцев предоставит
консорциум, суда каких стран будут участвовать в перевозках тенгизской нефти
(а хотелось бы, чтобы это были танкеры Новороссийского пароходства),
каковы экологические гарантии для соседнего города-курорта
Анапа... Да и не только Анапы. На всем протяжении нефтепровода
его безопасность подвергается постоянной угрозе. Яркий тому
пример -случай разлива нефти на территории Тбилисского района
Краснодарского края, произошедший под Новый год, 31 декабря.
   Разлив произошел из-за несанкционированной врезки в
трубопровод. На 1274-м километре нефтепровода злоумышленники
попытались "присосаться" к нему, протянув к лесополосе свое
800-метровое ответвление, на конце которого вырыли накопитель.
Оттуда нефтяные "пиявки" шлангом выкачивали поступающий продукт,
видимо, на продажу. Из шланга и произошла утечка. На земли
местной агрофирмы вылилось до 5 тонн нефти, а объем пятна
составил около 2 тысяч квадратных метров. Установленное на
нефтепроводе оборудование сработало в аварийном режиме четко,
блокировав задвижками поврежденный участок. Но скандала избежать
не удалось.
   Какой бы совершенной ни была техника, человек всегда умнее и
хитрее ее. А значит, возможность новых врезок и новых разливов
остается очень высокой. Ведь на каждый метр трубопровода
охранника не поставишь.
   Есть ли выход из этой ситуации? Он видится лишь в одном: в
совместных усилиях по охране окружающей среды руководства
консорциума, органов правопорядка и властей на местах. Последние,
особенно первые лица администрации Краснодарского края, думается,
просто обязаны не только приложить все усилия к защите экологии,
но и позаботиться об интересах своих земляков. Чтобы КТК
предоставил максимум высокооплачиваемых рабочих мест коренным
жителям края. Чтобы в перевозке тенгизской нефти участвовали
российские суда. Чтобы каждая капля пролитой нефти многократно
компенсировалась виновными в том.
   Владимир БУХТИН.
 
Источник Бизнес пилот
 
Оценка материала:
Нравится
0
Не нравится
Описание материала: Открыт маршрут транспортировки нефти Каспийского трубопроводного консорциума. Несколько лет велась прокладка нефтепровода, в строительстве которого приняли участие 11 нефтяных компаний из 6 стран.

Оставить комментарий

Новые альбомы:


Разработка страницы завершена на 0%
Используйте средства защиты! Соблюдайте гигиену! Избегайте посещения людных мест!
Операции:
WFI.lomasm.ru исторические материалы современной России и Советского Союза, онлайн музей СССР
Полезные советы...