work-flow-Initiative СОХРАНИ СВОЮ ИСТОРИЮ НА СТРАНИЦАХ НАШЕГО САЙТА

Портал коллекционеров информации, электронный музей

'ВиФиАй' 16+

Путь

Соседние разделы

Операции

WFI.lomasm.ru исторические материалы современной России и Советского Союза, онлайн музей СССР

К началуК началу
В конецВ конец
Создать личную галерею (раздел)Создать личную галерею (раздел)
Создать личный альбом (с изображениями)Создать личный альбом (с изображениями)
Создать материалСоздать материал

Общество

Оценка раздела:
Нравится
0
Не нравится

Образование будущего-интегрированное обучение

Дата публикации: 2017-10-16 16:36:10
Дата модификации: 2017-10-16 16:36:10
Просмотров: 397
Материал приурочен к дате: 2003-01-01
Прочие материалы относящиеся к: Дате 2003-01-01 Материалы за: Год 2003
Автор:
Современная система образования характеризуется дифференцированным подходом к обучению. Проще говоря, каждый предмет изучается отдельно, сам по себе, в отрыве от реальной жизни.
Современная система образования характеризуется дифференцированным подходом к обучению. Проще говоря, каждый предмет изучается отдельно, сам по себе, в отрыве от реальной жизни. Такой подход приводит к тому, что по окончании учебного заведения мы начинаем заново учиться применять полученные знания на практике. Помните, как у А. Райкина: "Забудь все, чему тебя учили раньше". 
Причиной такого положения дел является, на мой взгляд, отсутствие интегрированного обучения, в котором изучаемые предметы были бы связаны друг с другом воедино. Действительно, ведь в реальной жизни все взаимосвязано. Так почему бы это не учесть в современной образовательной системе? 
Как-то мой приятель, журналист по профессии, рассказал мне о своем сыне, который, придя из школы домой, заявил: "Я понял, что такое синус, но не знаю, зачем он нужен". Действительно, многим известно, что синус есть отношение катета к гипотенузе. А многие ли знают, что весь окружающий мир во всем его многообразии красок и звуков мы воспринимаем, благодаря световым и звуковым волнам, которые и описывает этот самый синус. Думаю, такое объяснение может вызвать больший интерес к синусу и осознанное желание к его дальнейшему изучению. 
Данный пример наглядно иллюстрирует недостатки дифференцированного подхода, характерные не только для школьного, но и для вузовского обучения. Справедливости ради, как педагог, замечу, что традиционный метод дифференцированного обучения также необходим, но, как следует из приведенного выше примера, явно не достаточен, и вот почему. 
Изолированность одного учебного предмета от другого приводит к изолированности образования от жизни, в которой все взаимосвязано, к неумению использовать полученные знания на практике. Возможно этим, в частности, и объясняется неумение наших высокообразованных, оторванных от жизни политиков управлять страной. Безусловно, это ≈ в большей степени их беда, а не их вина. 
Ведь все дело в том, что традиционное дифференцированное обучение направлено больше "вглубь" и меньше ≈ "вширь", а такой подход не способствует появлению масштабного мышления, необходимого не только для политика, но и для любого профессионала. 
Только не подумайте, что после такой преамбулы автор этой статьи призовет всех разрушать традиционную форму образования. Боже упаси, ни в коем случае! Напротив, убежден, что новое образование можно возвести только на старом испытанном фундаменте. Именно поэтому я и предлагаю к существующему традиционному обучению добавить интегрированное, в котором учебные предметы будут связаны друг с другом единой идеей, названной мною интегрирующим началом. 
Но прежде, чем раскрыть суть метода интегрированного обучения, приведу сначала одну небольшую историческую справку. В 1861 г. инспектор младших классов Смольного института благородных девиц писал: "Наглядная и постепенно развивающая метода первоначального преподавания...доставляет уже давно самые блестящие результаты в германских училищах... Она приводит в систему и уясняет детям те сведения, которые уже приобретены ими непосредственно из самой жизни...". 
Этим инспектором был замечательный русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский. Думаю, найдется мало людей, которые бы не слышали этого имени и которые знают о его конкретном вкладе в педагогику. Приведенная выше цитата взята из предисловия к книге для чтения К. Д. Ушинского "Детский мир и хрестоматия", предназначенной для учащихся 10-14 лет. 
Это совершенно удивительная книга. Можете ли вы себе представить, чтобы в одном учебнике, объемом чуть более 400 страниц, были изложены материалы по природоведению и анатомии, биологии и ботанике, истории и литературе, минералогии и географии, логике! Налицо энциклопедический подход к обучению, когда в одном учебнике представлены сразу несколько предметов. Вот, они, истоки интегрированного обучения, в котором, помимо энциклопедичности, должна еще присутствовать, как уже говорилось выше, взаимосвязь между предметами (интегрирующее начало). 
Но вернемся к истории с книгой К. Д. Ушинского. Такое оригинальное содержание "Детского мира и хрестоматии" настолько не укладывалось в педагогические рамки того времени, что Министерство Просвещения с 1867 г. не допускает эту книгу в качестве учебного пособия для гимназий и уездных училищ. Чиновники ≈ всегда остаются чиновниками. Несмотря на это, до октября 1917 г. учебник К. Д. Ушинского переиздавался около 50 раз и был принят передовым учительством, читай: педагогами-новаторами. 
Самое интересное заключается в том, что эта история не только не нашла никакого продолжения, но и была напрочь забыта. Сейчас такого учебника или подобного ему купить просто невозможно, т.к. они просто не издаются. А в наследство от великого педагога только и осталось, что одно имя, да небольшое количество рассказов для детей. И на том спасибо. 
В конце 80-х годов, когда стали подрастать мои собственные дети, я всерьез задумался над системой школьного и вузовского образования (последним по роду своей преподавательской деятельности я занимаюсь уже около 15 лет) и пришел к выводу: необходимо разрабатывать современное интегрированное обучение. С этой целью я начал в 1989 г. проводить занятия, основанные на интегрированном обучении, с учениками 5-9 классов школ г. Москвы. 
Для начала решил сынтегрировать (связать) три предмета: математику, физику и информатику. Интегрирующим началом, при этом, было выбрано движение. А именно: на занятиях мы сначала изучали какой-нибудь вид движения (прямолинейное, криволинейное, волновое, вращение, колебания и др.), затем формулировали соответствующий физический закон, на его основе строили математическую модель (формулы), разрабатывали алгоритм и текст программ, позволяющих увидеть это движение на экране или услышать его из динамика компьютера. Последнее вызывало особенный восторг у детей. 
В процессе занятий в интегрированное обучение естественным образом добавились, помимо указанных выше, и другие предметы: графика, геометрия, мультипликация (анимация), музыка, русский и английский языки, история и логика. Вершиной этого творчества и предметом особой гордости ребята по праву считают компьютерные игры собственного производства. Вот ≈ та цель, которая и привлекает их к интегрированному обучению. 
Надо сказать, что дети здорово удивили меня своими способностями создавать и программировать на компьютере сложные изображения и их анимацию, что представляет определенные трудности даже для профессиональных программистов. Но настоящие сюрпризы начались тогда, когда по совету директора школы я начал заниматься с детьми из 2-х и 3-х классов. 
Сначала я с сомнением отнесся к этому предложению: младшие школьники не очень хорошо умели читать и писать, да к тому же не знали английского языка, являющегося основой языка программирования. Но потом, немного поразмыслив, решил проводить эти занятия в виде чтения сказок и представления их на компьютерном экране с помощью минипрограмм. Так и появилась идея создания компьютерных сказок, явившихся впоследствии интегрирующим началом в обучении детей начальной школы. Уже через месяц мои сомнения рассеялись: дети стали бойко сочинять, программировать и демонстрировать на компьютерном экране свои собственные сказки. Заглядывавшие к нам на занятия школьные учителя не могли поверить: еле головы видны из-за парт, а уже так здорово программируют и работают на компьютерах! 
Шестилетний педагогический опыт, полученный на этих занятиях, лег в основу трех моих книг: "Сказки Дядюшки Компьютера", рассчитанной на учащихся 2-х ≈ 5-х классов, "Математика, физика и Бейсик для детей" (для 5-х ≈ 7-х классов) и "Математика, физика и компьютерная анимация для начинающих. Курс интегрированного обучения" (для 7-х ≈ 11-х классов). 
После многолетних мытарств с изданием этих книг: мне повезло. Неожиданно я узнал, что мой давний приятель, с которым мы в студенческие годы ходили по горам в одной связке, занимается издательской деятельностью. С его помощью и удалось издать эти книги, которые очень быстро разошлись, и сейчас, к сожалению, в продаже их уже не найти. 
В настоящее время в других издательствах вышли: первая книга из серии ���������� купил компьютер�� (для детей) и ������������������������ в примерах�� (для взрослых), в которых было продолжено направление на интеграцию специальной литературы с художественной. Сейчас в печати находятся еще пять книг. 
≈ А какие конкретные предложения по внедрению интегрированного обучения предлагает автор этой статьи? ≈ может задать справедливый вопрос читатель 
Я предлагаю проводить в школах и вузах, наряду с плановыми, занятия, основанные на интегрированном обучении. Желательно, чтобы такие занятия проводил не один, а сразу несколько педагогов по различным предметам (математике, физике, русскому и другим языкам, литературе, географии, истории, изобразительному искусству, музыке и др.). 
Руководить таким ансамблем будет преподаватель-режиссер, предоставляющий слово тому или иному педагогу в соответствии с заранее разработанным и отрепетированным сценарием занятия. При этом, в процессе подготовки необходимо заранее обговорить основную идею занятия ≈ интегрирующее начало, которое должно связать воедино все эти разнообразные предметы. Такая методика, помимо широких знаний, получаемых учащимися, позволяет развить ассоциативное мышление и привить системный подход к изучению различных явлений. 
В качестве примера могу привести следующий набросок одного из возможных сценариев урока интегрированного обучения, проводимого в 6-х ≈ 7-х классах. Такой урок можно начать с различных движений (танцевальных, спортивных и т.д.), которые следует проделать вместе с учащимися, например, под классическую музыку. 
В качестве музыкального сопровождения можно предложить 2 ≈ 3 произведения с различными темпами (andante, moderato, allegro) указав названия этих произведений и имена их авторов, дать небольшие биографические справки о жизни этих композиторов. 
Затем можно от музыкального темпа перейти к понятию скорости и дать формулы равномерного и неравномерного движений, решить 1 ≈ 2 физические задачи. После этого предложить детям программу движения фигуры на экране компьютера. В качестве примера неравномерного движения привести полет камня, брошенного с высоты, и рассказать о физических опытах Галилео Галилея (продолжение следует).
 
 
М.И.ФРОЛОВ. 
Оценка материала:
Нравится
0
Не нравится
Описание материала: Современная система образования характеризуется дифференцированным подходом к обучению. Проще говоря, каждый предмет изучается отдельно, сам по себе, в отрыве от реальной жизни.

ПредыдущаяСергей Петрович Румянцев-наследник гомельского имения
Следующая ПО ЗАКОНАМ ДОБРОТЫ
Остальные материалы раздела: Общество

Оставить комментарий

как гость

Новые альбомы:

Разработка страницы завершена на 0%
Яндекс.Метрика

Поиск

Язык

[ РУССКИЙ ]

Авторизация


Войти в social_apps
Social Apps

Поддержка



Полезные советы...

Подписаться на обновления сайта


Мы в социальных сетях

Мы в социальных сетях

Навигация


Новые материалы

Картинка недели

Адрес страницы: Действительный адрес: https://wfi.lomasm.ru/русский.общество/образование_будущего-интегрированное_обучение