Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей 'ВиФиАй' work-flow-Initiative 16+
СОХРАНИ СВОЮ ИСТОРИЮ НА СТРАНИЦАХ WFI Категории: Актуальное Избранное
Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей

Путь:

Навигация


Язык [ РУССКИЙ ]

Поиск
Подписка и соц. сети

Подписаться на обновления сайта


Поделиться

Яндекс.Метрика

Новые материалы

Картинка недели

К началуК началу
В конецВ конец
Создать личную галерею (раздел)Создать личную галерею (раздел)
Создать личный альбом (с изображениями)Создать личный альбом (с изображениями)
Создать материалСоздать материал

Образовательные учебные материалы

Оценка раздела:
Не нравится
0
Нравится

Образовательные учебные материалы

Категории

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ В ЗЕРКАЛЕ САМООЦЕНКИ

Дата публикации: 2021-04-06 03:45:41
Дата модификации: 2021-04-06 03:45:41
Просмотров: 30
Материал приурочен к дате: 2002-01-01
Прочие материалы относящиеся к: Дате 2002-01-01 Материалы за: Год 2002
Автор:
Вострикова Т.П.
 
Опубликовано в: Социально-педагогическая деятельность: проблемы и перспективы. Материалы научно-практической конференции. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2002. - С.137-145.
 
Социально-психологические исследования сегодня стали неотъемлемой частью общего процесса изучения проблем в рамках образовательного пространства. В нашу задачу входило посмотреть на некоторые вопросы профессиональной деятельности социального педагога «глазами самого специалиста».
 
 
Предпринимая попытку выявить особенности профессиональной деятельности социального педагога в образовательном учреждении, мы использовали «Анкету специалиста» [1]. Результаты исследования рассматривались с учетом:
 
 
осмысления места и роли социального педагога в системе образования;
 
 
осознания необходимости выявления и учета мнения социальных педагогов как заинтересованных участников образовательного процесса;
 
 
понимания наиболее важных проблем и противоречий современной школы и поиска путей их разрешения.
 
 
На вопросы «Анкеты специалиста» отвечали слушатели Самарского ИПКРО - социальные педагоги образовательных учреждений гг. Самара и Тольятти.
 
 
Оказалось, что люди, которые приступают к работе в роли социального педагога, различны. Одни имеют социально-педагогическое образование (6%). Другие, и их большинство, выпускники педагогических и технических вузов (94 %)
 
 
Примечательно, что они отличаются по жизненному и профессиональному опыту. Так биологический возраст слушателей примерно в два раза выше, чем у студентов. Возрастную группу от 21 года до 30 лет представляют 20% слушателей, от 31 года до 40 лет - 61%, от 40 до 50 лет -- 12% и 6% в возрасте более 50 лет. А стаж деятельности в профессии составил у 9% опрошенных - до одного года, 45% - от 1 года до 3-х лет и 46% - от 3-х до 6-и лет.
 
 
Что же, по мнению социальных педагогов, является главным в их работе? Прежде всего, это «оказание помощи и поддержки» (33 %). Причем помощь должна оказываться не только ребенку, но и родителям детей. Виды ее достаточно многообразны. Социальный педагог оказывает не только «помощь ребенку в трудной ситуации», но и «поддержку детям, которых, по их мнению, «не понимают родители и взрослые», должен «помочь найти себя», «помочь найти «зерно успешности» и т.д.
 
 
Однако современные требования к профессии предъявляют и другой круг задач. Видимо поэтому второе место по значимости заняла «профилактика правонарушений» (18 %). В ответах четко прослеживается, что основное внимание социальных педагогов акцентируется на «коррекции поведения «трудных детей», «работе с трудными детьми и детьми «группы риска».
 
 
Социальные педагоги считают, что «установление контакта с ребенком и его окружением» (15 %) во многом определяет успех его деятельности. Создание условий для жизнедеятельности ребенка (12 %), организационная работа (12%) умение общаться с различными категориями людей (9 %), качества личности (9 %) становятся главными в различных ситуациях профессиональной деятельности.
 
 
На вопрос о наличии трудностей в работе отрицательных ответов не было, трудности есть у всех. Их содержание заняло 15 позиций таблицы. Но при вдумчивом рассмотрении становится понятным, что пять первых пунктов, являются следствием одной главной причины «отсутствия четких должностных обязанностей».
 
 
Эта же причина порождает большой объем выполняемой работы (9%), вмешательство в профессиональную деятельность (6%) («когда другие специалисты (даже уборщица) могут бесцеремонно указывать, что делать и как делать»), возложение администрацией на социального педагога не свойственных ему функций (6%), непонимание целей, задач и содержания работы социального педагога руководством и коллегами (21%), приводит к отсутствию реальной помощи с их стороны (9%).
 
 
Отсутствие механизмов взаимодействия специалистов и социальных структур (12%), или отсутствие необходимого специалиста (6%), а также большое количество документов и отчетов (15%), создает дефицит рабочего времени (9%). Важное значение для социального педагога имеет ориентация деятельности на проблемы в жизни ребенка, а не на формальные признаки административного порядка. Специалист пишет так: «много времени уходит на работу с документами, не остается на непосредственную работу с детьми». Вызывают трудности вопросы отношений. Прежде всего, создание отношений доверия между социальным педагогом и ребенком (12%).
 
 
 
Таблица 1 Социальные педагоги о содержании трудностей в работе
 
 
 
Трудности 33 человека (%)
I. Отсутствие четких должностных обязанностей 18
2. Большой объем работы 9
3. Вмешательство в профессиональную деятельность 6
4. Возложение на социального педагога не свойственных ему функций 6
5. Непонимание целей, задач и содержания работы социального педагога 21
6. Отсутствие реальной помощи 9
7. Отсутствие специалистов 6
8. Отсутствие механизма взаимодействия специалистов и социальных структур 12
9. Недостаток времени 9
10. Большое количество документов и отчетов 15
11. Недостаточно знаний и умений 9
12. Низкая оплата труда 6
13. Плохие условия труда 12
14. Создание отношений доверия между социальным педагогом и ребенком 12
15. Взаимоотношения с родителями ребенка (лицами их заменяющими) 12
  ВСЕГО 162 
 
 
 
Во взаимоотношениях с родителями ребенка (12%), особую боль доставляют социальным педагогам отсутствие способов влияния на поведение родителей-алкоголиков, «трудно общаться с неблагополучными семьями», отмечается «непонимание и безразличие со стороны многих родителей».
 
 
Трудно работать потому, что недостаточно знаний и умений (9%), низкая оплата (6%) и плохие условия труда (12%).
 
 
На вопрос о трудностях первых лет работы большинство опрошенных указало на недостаток знаний и умений (30%). Наверное, вполне понятно, что всякое новое дело представляется в определенной мере неизвестным. Поэтому неудивительно, что 9% опрошенных заявили, что испытали чувства неуверенности, растерянности, нерешительности.
 
 
Отсутствие четких должностных обязанностей (21%), отсутствие опыта работы (21%), взаимоотношения в коллективе (особенно с классными руководителями) (15%), непонимание целей, задач и содержания работы социального педагога (12%) почти повторили ситуацию сегодняшнего дня.
 
 
Но, возможно, в профессии за это время ничего не изменилось? Так думают лишь 15% опрошенных, 25% затруднились ответить, но 60% уверены, что изменения есть.
 
 
Многие почувствовали изменения в отношении к профессии (18%), которые описывают как: «ощущается значимость и необходимость профессии», «повысился статус социального педагога и его значимость в процессе профилактики правонарушений», «вводятся ставки социальных педагогов в школах», «работа социального педагога распространилась на все сферы образовательной деятельности».
 
 
Стало другим само содержание деятельности (6%) - «первые годы выявляли «преступников», сейчас много внимания уделяется профилактике».
 
 
Изменился и сам специалист. Слушатели отмечают у себя приобретение опыта, уверенности (21 %) - «появился опыт действий в разных ситуациях», «появилась вера в то, что я могу помочь, доверие детей», «стараюсь уметь не только понять и успокоить ребенка, но так организовать работу, чтобы улучшить его жизнь», «четче стала представлять свой круг обязанностей».
 
 
А так же наблюдается повышение интереса к самой работе (12%) -- «в работе с трудными детьми нахожу много нового для себя», «открываются новые стороны», «работа нравится», «стало интересно работать».
 
 
И вместе с этим увеличилось количество документов и отчетов (6%), «работа оказалась труднее, чем я представляла» (12%).
 
 
Известно, что свои профессиональные задачи социальный педагог решает посредством объединения всех педагогических ресурсов общества, опираясь, прежде всего на коллектив специалистов единомышленников в котором он работает. Но на вопрос о том способствует ли атмосфера в коллективе работе социального педагога, только 52% ответили положительно.
 
 
Там, где социального педагога встретили приветливо, доброжелательно, более того, предоставили возможность сориентироваться и самостоятельно определить круг своих первостепенных задач сложились «хорошие отношения, взаимопонимание с педагогами предметниками, классными руководителями, администрацией», «своевременная помощь с их стороны», есть понимание что «у нас общие цели» и «коллектив поддерживает любые начинания и нововведения».
 
 
Каждому понятно, «если атмосфера хорошая, то эмоционально настроен на работу», «доброжелательный настрой стимулирует деятельность», «коллектив доброжелательный, работать легко», «важно, когда коллектив тебя принимает, а воспитанники уважают». Не вполне удовлетворены отношениями 24% опрошенных, они считают, что «коллеги не до конца понимают роль социального педагога в школе», «классные руководители вовремя не сообщают о проблемах учащихся, не хотят писать характеристики, различные справки, доклады», «не все в коллективе правильно понимают назначение социального педагога», «многие считают, что эта работа не нужна», «коллектив идет мне на встречу в решении лишь отдельных вопросов», «не все понимают нужность моей работы».
 
 
Чаще всего социальные педагоги испытывают неудовлетворенность (24%) взаимоотношениями в профессиональной среде, потому что «нет поддержки педагогического коллектива в особенности классных руководителей», «не весь коллектив заинтересован в добросовестной работе», «не понимают роли социального педагога в жизни школы», «отношения, лишь бы отвязались». Много проблем, оказалось, связано с администрацией учебных заведений, сложившимся там авторитарным стилем руководства («нет понимания и поддержки со стороны начальства»).
 
 
Ну, а каково отношение социальных педагогов к своему делу? Свою работу по 10-и балльной системе треть опрошенных 36 %) оценивает на «6», по 18 % на «5» и «8» баллов, на «4» - 4%, на «7» - - 15%, на «9» баллов -- 9%. Высшей оценки не удостоил себя никто. Причины такого оценивания раскрывает вопрос об удовлетворенности своей работой. На него положительно ответили 43% слушателей, они по-прежнему считают свою работу очень важной и нужной. Удовлетворенность зависит от положительных результатов в работе (33%) и интереса к ней (9%). Не вполне удовлетворены 24% социальных педагогов, потому что «не совсем, не все удается», «не всегда получаешь нужный результат». Вызывает раздражение необходимость заниматься бумажной работой, «большое количество отчетности», «слишком много писанины»; и отсутствие самостоятельности», «некоторые вопросы социальный педагог не может решать самостоятельно», «сильная зависимость от других служб и специалистов». Неудовлетворенность работой опрошенные связывают с тем, что «нет желаемого результата» или «трудно дождаться положительного результата», «не удовлетворяет заработная плата». Не хотелось, но «приходится выполнять много лишней работы», «отсутствуют механизмы влияния на родителей», «задачи сводятся к работе с никому не нужными детьми».
 
 
Было интересно также узнать, в каком направлении нужно работать над собой, чтобы добиться более высоких результатов.
 
 
«Самообразование» и «личные качества» социального педагога (27%), а так же «получение нового профессиональные знания» (24%) составили основные направления работы по самосовершенствованию. 18% социальных педагогов указывают на необходимость «повышения квалификации» и расширения профессионального общения для «обмена опытом». Как возможные формы повышения квалификации указываются следующие: «знакомство с работой опытных социальных педагогов», «практические занятия, анализ конкретных ситуаций», «неплохо было бы посетить тренинги для социальных педагогов», «освоить снятие агрессии у детей», «повышение профессионального уровня путем обучения специальным технологиям». Важными направлениями самостоятельной работы являются «приобретение профессионального опыта» и овладение психической «саморегуляцией» (по 12%), «поддержание физического здоровья», «чтение специальной литературы», слушателями отмечалась острая «нехватка информации» вообще (6%).
 
 
Таким образом, анализ высказываний социальных педагогов образовательных учреждений об особенностях собственной деятельности в современных условиях, позволяет заключить, что профессия уже сложилась и имеет свои неповторимые черты.
 
 
Главным в ней специалисты считают «оказание помощи и поддержки ребенку», «создание условий для его жизнедеятельности», «профилактику правонарушений» у детей, «умение общаться с разными людьми», «установление контакта с ребенком и его окружением».
 
 
Около половины удовлетворены своей работой и 41% опрошенных поставили себе за свою работу 7 и более баллов по 10-и балльной шкале.
 
 
Многие и через десять лет хотят остаться представителями этой профессии и видят себя в ней «нужной» и «профессионалом». Саму профессию в будущем они характеризуют как «результативную», вызывающую «признание и понимание», с «хорошими условиями труда», «взаимодействием всех служб с четким разделением обязанностей», надеются, что будет создана «социальная служба в школе».
 
 
В результате свободной самооценки профессионально важных качеств выяснилось, что как недостающие качества, прежде всего, называются «профессиональная компетентность» (24%) и «фактор физического и психического здоровья»(9%). Это не удивительно, так как в нашем случае только 6% опрошенных имело социально-педагогическое образование. Жизненный и профессиональный опыт, видимо, не могут заменить необходимость специальной подготовки специалистов, которая дает «знание специальных социально-педагогических технологий», «знание психологии межличностных отношений» и т.д. Среди достаточно развитых качеств называются коммуникативные («коммуникабельность», «отзывчивость», «умение слушать и слышать», «общительность», «умение понять, посочувствовать») и моральные («терпимость», «доброжелательность», «доверие», «любовь к детям»).
 
 
Социальные педагоги желают избавиться от «тревожности», «вспыльчивости», «повышенной эмоциональности», «пессимизма», «разочарования», а также «лени» и «подчиняемости» («могу «идти на поводу»).
 
 
Однако сегодня у профессионалов немало сложностей. Анализ показывает, что трудности, которые испытывают социальные педагоги в своей работе, носят как объективный, так и субъективный характер. Объективные трудности составляют две причины.
 
 
Первая заключается в том, что законодательно не точно определены границы, функции и критерии оценки деятельности специалиста по социально-педагогической работе. Вторая связана с тем, что в стране пока не сформировалась система социально-педагогической практики и инфраструктура государственных учреждений по ее осуществлению. Поэтому сами специалисты сильно зависят от «востребованности профессии в обществе», «понимания ее значения коллегами и клиентами», «взаимоотношений в коллективе», «условий труда» и т.д. Понятно, что трудно что-либо сделать, пока профессиональная компетентность и стремление к ее совершенствованию остаются невостребованными по месту работы социального педагога.
 
 
Многие специалисты очень требовательны к себе и результатам своего труда, поэтому главной причиной неудовлетворенности является низкая результативность: «не всегда можно добиться положительного результата», «всякий результат отсрочен во времени», «даже при максимальной отдаче не все от тебя зависит».
 
 
И начинающие, и поработавшие социальные педагоги отмечают, что нуждаются в ориентире для определения границ профессиональной деятельности. Субъективные трудности для социального педагога выражаются в необходимости соединить социальный заказ государства, предоставляющего ему работу, свои собственные возможности и местные условия для результативной профессиональной работы.
 
 
Профессионально-должностное самоопределение социального педагога или определение предмета социально-педагогической работы в конкретной должности позволило бы четко определить его роль и место в педагогической деятельности разных типов образовательных учреждений. На первых порах это могли бы быть типовые должностные инструкции [2].
 
 
Социальные педагоги, по их мнению, в основном готовы применять конкретные знания и технологии для решения многих сложных профессиональных задач, но надо заметить, что готовность отмечается ими там, где сама педагогическая реальность представляет им такую возможность.
 
 
Своевременное оформление специалистом своих функций через должностную инструкцию и приказ директора, «упорядоченность содержания работы», «установление необходимого минимума документации», отражающей течение деятельности и ее результат, способны снять напряжение, привести специалиста к равновесию и к успеху.
 
 
 
Литература
 
 
Акопов Г.В. Социальная психология образования. - М.:Флинта, 2000.
 
 
Нагавкина Л.С., Крокинская O.K., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: Введение в должность. - СПб.: КАРО, 2000.
 
Оценка материала:
Нравится
0
Не нравится
Описание материала: Социально-психологические исследования сегодня стали неотъемлемой частью общего процесса изучения проблем в рамках образовательного пространства.

Оставить комментарий

Похожие материалы:

Похожие разделы:

Новые альбомы:


Разработка страницы завершена на 0%
Используйте средства защиты! Соблюдайте гигиену! Избегайте посещения людных мест!
Операции:
WFI.lomasm.ru исторические материалы современной России и Советского Союза, онлайн музей СССР
Полезные советы...