Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей 'ВиФиАй' work-flow-Initiative 16+
СОХРАНИ СВОЮ ИСТОРИЮ НА СТРАНИЦАХ WFI Категории: Актуальное Избранное
Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей

Путь:

Навигация


Язык [ РУССКИЙ ]

Поиск
Подписка и соц. сети

Подписаться на обновления сайта


Поделиться

Яндекс.Метрика

Новые материалы

Картинка недели

К началуК началу
В конецВ конец
Создать личную галерею (раздел)Создать личную галерею (раздел)
Создать личный альбом (с изображениями)Создать личный альбом (с изображениями)
Создать материалСоздать материал

Образовательные учебные материалы

Оценка раздела:
Не нравится
0
Нравится

Образовательные учебные материалы

Место и роль образования в перспективах разрешения проблем безопасности крупных городов

Дата публикации: 2020-11-25 02:10:25
Дата модификации: 2020-11-25 02:10:25
Просмотров: 210
Материал приурочен к дате: 1998-10-21
Прочие материалы относящиеся к: Дате 1998-10-21 Материалы за: Год 1998
Автор:
Нет ни одной важной проблемы в обществе, которая так или иначе не коснулась бы детей. В неменьшей, если не в большей степени это относится и к проблеме безопасности. Характерно, что в крупных городах все формы ее выражения по отношению к детям находят свое более четкое выражение.
Если касаться прямых форм отражения неблагополучия вопросов безопасности - гибели детей от поражающих факторов различного рода экстремальных ситуаций, порождаемых опасностями социального, техногенного и природного происхождения, то они выражаются всем известными статистическими данными: от общего числа жертв по этим причинам на детей приходится около 10%, то есть, если исходить из цифры гибели около 250 тысяч человек в год в государстве, то на детей приходится около 25 тысяч, причем по причине транспортных происшествий (около 60 тысяч в год), криминогенных факторов (около 30 тысяч) этот процент несколько меньше, а в случае гибели на воде и пожарах он может достигать 15 - 20%. Столь впечатляющие цифры не могут не вызвать обостренного внимания всего общества, так как оно существует ради детей, и такая сторона его деятельности в наибольшей степени выражает уровень его совершенства или, наоборот, - неблагополучие основных форм его функционирования.
В крупных городах это соотношение в целом сохраняет свои пропорции.
Но есть и другая сторона, которая особенно негативно выявляется в городах и на чем с большим, обостренным вниманием останавливался в своем выступлении мэр города Москвы Лужков Ю.М. - это "омоложение преступного мира". Без сомнения, молодежная и даже детская среда острее реагирует на социальные и другие осложнения в жизни общества и, к сожалению, в том числе - на стремление быстрее и без больших трудов достигнуть высот материального и иного благосостояния, отображая этим наиболее характерные отрицательные тенденции или стороны в экономической жизни.
Одновременно с этим, в таких условиях все чаще сами дети подвергаются преступным действиям, в том числе насильственным.
Так, по данным МВД, в 1995 году 37% насильственных преступлений совершено по отношениям к детям!
Эти фрагменты вопроса безопасности приводят нас к главному в стратегии долгосрочного пути снижения напряженности в вопросах безопасности государств и городов, общества в целом - это воспитание и образование людей с морально-нравственными и материальными запросами, согласующимися с возможностями их достижения в пределах норм и законов общества и государства.
Выражаясь точнее и конкретнее, корни разрешения всех основ,ных проблем общества и государства лежат в определении безошибочных, правильных, долгосрочных путей формирования государственной идеологии, а, следовательно, и направлений воспитания и образования подрастающих поколений.
Главным институтом воспитательного процесса молодежи является семья. Родители, являющиеся основным источником и носителями всех прогрессивных и негативных сторон духовной и материальной жизни общества, государства, города, региона осознанно или на примере своей собственной жизни закладывают основные мотивационные предпосылки направлений активной деятельности и устремлений будущего общества - подрастающих поколений.
Но не менее важное место в этом принадлежит и системе образования во всех ее институтах, особенно государственных.
Эти положения известны с древних времен и, видимо, не могут вызвать сомнений.
Подходя таким образом к основам рассматриваемой нами проблемы безопасности, можно сформулировать основной долгосрочный, глубинный фактор ее обеспечения - все институты общества и государства должны формировать систему воспитания и образования подрастающих поколений на основе морально-нравственных, социальных, экономических, экологических предпосылок, исключающих или предельно снижающих возможности вступления в силу "поражающих факторов" чрезвычайных и экстремальных ситуаций. Другими словами, прогрессивному обществу нужен человек, который в своей сути не являлся бы носителем или возможным источником зарождения и практического выхода на уровень воздействия всех видов и форм опасностей.
Ясно, что такого рода всеобъемлющая "идеализированная задача" может ставиться в качестве экспонента перед всем обществом, в том числе и перед его системой воспитания и образования.
В этом отношении, одним из ясно выраженных позитивных фактов в системе образования можно считать введение в систему обучения и воспитания нового предмета, получившего название "Основы безопасности жизнедеятельности" в учреждениях общего образования и "Безопасность жизнедеятельности" в системе высшей школы.
Концептуальной основой этого направления образования является исследование всеобъемлющей системы взаимодействия "Природа-Человек-Общество", поскольку среди всех систем, отражающих проблему безопасности, именно эта в решающей степени определяет перспективы существования жизни на земле в современных условиях, включая и возможности выживания самого человека. Именно человек, являясь порождением природы, представляет первоисходную категорию для всех понятий и составляющих безопасности. Он. будучи сам объектом и субъектом безопасности, присутствует во всех других составляющих ее системах, играя при этом в них основную, системообразующую роль. Таким образом, в современных условиях воспитание человека и личности, не являющейся носителем всех или отдельных форм опасностей, неизбежных в каждом обществе, является основным и главным направлением обеспечения безопасности человека, а следовательно, и условием обеспечения безопасности всех других ее форм.
Введенный в образование в 1994 году курс "Основы безопасности жизнедеятельности" как раз и направлен, в первую очередь, на обеспечение безопасности личности и человека.
Именно в процессе воспитания и обучения, роста личности должны закладываться основы осознания важности и необходимости оптимального обеспечения условий сохранения жизни и здоровья человека в процессе его жизнедеятельности.
По целевым социально-образовательным и теоретическим аспектам он представляет собой область научных знаний, определяющих гармонию развития глобальной системы "Природа-Человек-Общество", системно изучающую факторы перманентных опасностей, угрожающих жизни и здоровью граждан во всем многообразии их жизнедеятельности, исследующую закономерности их проявления, способы и средства предвидения и предупреждения и пути защиты жизни и здоровья в повседневной жизни и в условиях рожденных этими опасностями экстремальных и чрезвычайных ситуаций.
По содержанию этот курс представляет собой новую самостоятельную область социальных и естественных знаний (наук), определяющих осознание перманентности опасностей, знание и обучение учащихся безопасному образу жизни в обычных повседневных и сложных социальных и прочих условиях жизни, а также способности и умения сохранить жизнь и здоровье при крайне неблагоприятном выражении социального, техногенного, природного, экологического неблагополучия - в условиях разного рода экстремальных и чрезвычайных ситуаций.
В части, обеспечивающей задачи безопасности жизнедеятельности, в эту область знаний естественно интегрируются соответствующие разделы философии и психологии, правоведения и социологии, физиологии, гигиены и физической культуры, палеологии и медицины, экологии и эргономики, знаний окружающего мира и природоведения, охраны труда и техники безопасности и других соответствующих областей фундаментальных и прикладных наук.
В базисные планы образовательных учреждений данный предмет вводится в качестве самостоятельной области знаний, с выделением общего учебного времени 400 часов: по одному часу в неделю в IIX и XI классах и по два часа в Х классе. ".
В процессе обучения и воспитания курс выполняет следующие цели:
- формирование у учащихся правильного осознания места и роли человека в глобальной системе "Природа-Человек-Общество", в гармонии ее развития, понимания взаимосвязи ее составляющих в обеспечении безопасности; - выработка у учащихся осознанной ответственности за негативные стороны деятельности человека, приводящие к нарушению экологического равновесия, повышающие факторы риска и уровней опасности; - осознание перманентности факторов опасностей в повседневной жизни, получения знаний и навыков предвидеть, распознавать и оценивать степень их опасного, негативного воздействия; - определение средств и способов защиты от поражающих и вредных факторов, созданных этими опасностями экстремальных и чрезвычайных ситуаций.
Исходя из неизбежного широкого охвата этой областью образования важнейших основ жизни и безопасности общества и личности, в корне разрешения которых лежат вопросы духовного и морально-нравственного характера, что в глубинном восприятии находит выражение в личностном отношении к родной земле, природе, государству, его историческим истокам, традициям и культуре, естественно вытекает одна из основополагающих задач предмета, которая определяется как воспитание патриотизма.
Таким образом, данная область образования представляется основным базовым компонентом воспитательного процесса, становления личности, способной всей своей деятельностью не только активно содействовать прогрессивному развитию системы "Природа-Человек-Общество", но и быть готовой и способной при необходимости защитить себя, интересы общества и государства.
Решение этих и других воспитательно-образовательных задач курса на уровне средней и высшей школы позволит в дальнейшем продвигать важнейшие социальные, нравственные, экономические проблемы, стоящие перед обществом, создавая новую идеологию общества, государства и личности, где главной целью реально должны стать жизнь и здоровье человека.
В ближайшем восприятии практическое решение задач предмета должно резко сократить неоправданные жертвы и потери здоровья, связанные с незнанием и неумением молодежи и детей обеспечить безопасный образ жизни, что в целом повышает социальную значимость и гуманность системы образования.
Таким образом, в перспективах разрешения проблем безопасности государства, крупных городов должно значительно повыситься внимание к месту и важности роли системы образования.
Сюньков В.Я., председатель объединенного методического Совета по "Основам безопасности жизнедеятельности" Московский департамент образования.
Безопасность крупных городов. Материалы конференции.
Москва, 2-4 апреля 1996 г. - М., 1997. 588 с.
 
Оценка материала:
Нравится
0
Не нравится
Описание материала: Нет ни одной важной проблемы в обществе, которая так или иначе не коснулась бы детей. В неменьшей, если не в большей степени это относится и к проблеме безопасности.

Оставить комментарий

Похожие материалы:

Похожие разделы:

Новые альбомы:


Разработка страницы завершена на 0%
Используйте средства защиты! Соблюдайте гигиену! Избегайте посещения людных мест!
Операции:
WFI.lomasm.ru исторические материалы современной России и Советского Союза, онлайн музей СССР
Полезные советы...