Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей 'ВиФиАй' work-flow-Initiative 16+
СОХРАНИ СВОЮ ИСТОРИЮ НА СТРАНИЦАХ WFI Категории: Актуальное Избранное
Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей

Путь:

Навигация


Язык [ РУССКИЙ ]

Поиск
Подписка и соц. сети

Подписаться на обновления сайта


Поделиться

Яндекс.Метрика

Новые материалы

Картинка недели

К началуК началу
В конецВ конец
Создать личную галерею (раздел)Создать личную галерею (раздел)
Создать личный альбом (с изображениями)Создать личный альбом (с изображениями)
Создать материалСоздать материал

Новости спорта

Оценка раздела:
Не нравится
0
Нравится

Категории

Человек уступил синему монстру

Дата публикации: 2019-04-17 04:28:10
Дата модификации: 2019-04-22 18:53:51
Просмотров: 341
Материал приурочен к дате: 1997-05-11
Прочие материалы относящиеся к: Дате 1997-05-11 Материалы за: Год 1997
Автор:
13-й по счету чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров проиграл 6-ю партию и матч-реванш суперкомпьютеру "Дип Блу", проходивший в нью-йоркском "Эквитабл центре" на Манхэттене. Окончательный счет в битве гигантов - 2,5:3,5 в пользу электронного монстра. А заключительная встреча, где первый ход сделал игравший белыми представитель полуторатонного компьютера, длилась около часа. Каспаров сдался после 19-го хода ЭВМ.

СЧЕТ:

Гарри Каспаров 2.5
Deep Blue 3.5



 

Характеристики игроков:


  Гарри Каспаров Deep Blue
Рост 178 см 195 см
Вес 72 кг 1400 кг
Возраст 34 года 8 лет
Место рождения Баку Йорктаун (штат Нью-Йорк)
Процессоры 50 млрд нейронов 32 процессора
Ходов в секунду 2 200 млн
Источник энергии электрохимический электрический


Deep Blue — шахматный суперкомпьютер, разработанный компанией IBM, который 11 мая 1997 года выиграл матч из 6 партий у чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова.
Deep Blue — шахматный суперкомпьютер, разработанный компанией IBM, который 11 мая 1997 года выиграл матч из 6 партий у чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова. (Из вики)
 
Однако на заключительной пресс-конференции участники минувшего матча основное внимание уделили не анализу сыгранных партий, а заявлению чемпиона, обвинившего команду "Дип Блу" в том, что это они "сочинили" спецпрограмму, предназначенную для разгрома Каспарова. "Это ничего не имеет общего с наукой, - заявил Гарри. - И когда корпорация с неограниченными ресурсами стремится к реализации сверхзадачи, имеется множество способов достижения необходимого результата. И он был достигнут. Уверен, эта машина пока ничего никому не доказала. По-моему, она не готова к крупному испытанию".
 
Что имеет в виду Каспаров? Чемпион сообщил о готовности сыграть еще один матч с "Дип Блу", однако на своих человеческих условиях. Новый поединок, как предлагает Гарри, должен состоять из 8-10 партий, которые игрались бы через день. При этом, как заметил Каспаров (он заработал 400 тысяч долларов как побежденный, а победители разделяют между собой 700 тысяч долларов), спонсоров нового поединка должна стать не сама американская компьютерная фирма ТВМ, а иная компания.
 
В ответ на просьбы журналистов объяснить поконкретнее свои претензии Каспаров предложил оперативно обнародовать распечатку всей "машинной" возни, ибо целый ряд ходов в некоторых партиях вызвали у чемпиона мира, мягко говоря, удивление объясняя причины столь сенсационного поражения, Каспаров заявил, что у него не было необходимого объема информации об игре "Синего" ("Дип Блу"), а также признал, что недооценил противника - к матчу с ним готовился от силы последних 10 дней перед началом загодя объявленного состязания. "А готовиться надо было, как к полноценному матчу на первенство мира, - подчеркнул Гарри. - тем не менее даю личную гарантию, что смог бы разорвать этот компьютер на куски, если бы он играл в нормальные соревновательные шахматы".
 
Не только у меня, но и у большинства коллег, экспертов создалось впечатление, что Каспаров подозревает компьютер в игре по чьей-то подсказке. Когда Каспарова переспросили, точно ли это он имел в виду, вместо него журналистам ответила находившаяся, как и прежде рядом с сыном, его мама, Клара Шагеновна: "Конечно, кто-то помогал "Дип Блу".
 
А вот как, согласно сведениям корреспондента "Известий" в Варшаве Леонида Корнилова, прокомментировала еще загодя польская газета "Суперэкспресс" возможное поражение Каспарова: "Предположим, Каспаров уступит, - писала газета уже после 3-й партии в заметке "Борьба за честь человечества". - Страшно ли это? Необязательно. Если он проиграет, в конце концов, то в борьбе с собственным продуктом. Человек уже "проиграл" микроскопу, телескопу, калькулятору и даже открывалкам для бутылок и консервных банок".
 
А индийский гроссмейстер Виши Ананд, входящий в тройку сильнейших игроков мира, убежден: Каспаров относился к электронному сопернику чрезмерно почитательно, словно, это не грубая машина, а Бог. "Я никогда не видел Гарри играющим в столь оборонительном стиле", - отметил Ананд в интервью германскому журналу "Шпигель".
 
Мы попросили высказать свое мнение кандидата физико-математических наук Виктора ЗАХАРОВА, одного из разработчиков сильнейшей российской и одной из лучших в мире шахматной программы "Дракон":
 
- "Крестные отцы" заокеанской машины решили, по сути, самую сложнореализуемую в программировании задачу - научить ЭВМ мыслить не только конкретными ходами, но и планами. Это и стало основой фантастического успеха "Дип Блу". Не за горами эра, когда программы на обычных персональных компьютерах будут на равных бороться (при классическом контроле времени) даже с чемпионом мира.
 
"Вы ожидали подобный результат в последней партии?" - спросил корреспондент "Известий" у Александра Рошаля и напомнил главному редактору журнала "64-Шахматное обозрение", как сдержанно тот отзывался об игре чемпиона против суперкомпьютера. Не ожидал, но все время чего-то опасался, - ответил собеседник, подчеркнув, что лишь отдельные ходы в этом матче Каспаров делал в подлинную силу практически не разу не действуя в своем стиле. Шло как бы соревнование во взаимном программировании и его, надо признать, выиграла компьютерная команда. Опасаясь спецподготовки (он и в игре с людьми боится, пожалуй, только этого), Каспаров постоянно уходил в сторону. А в 6-й партии угодил из огня прямо в полымя. Даже регулярно играющий черными огнеупорную защиту Каро-Канн А.Карпов не допускает случившуюся здесь жертву белого коня. Жертва спорная, шахматисты хорошо изучившие нюансы возникающей позиции, готовы отразить атаку. Каспаров оказался в этом конкретном положении вообще впервые, а терпения для кропотливой обороны ему всегда требовалось занимать. Так что и психологически электронной программе удалось выиграть дуэль. Вернее, Каспаров ее сам проиграл.
 
Среди "белковых" шахматистов никакой паники нет: ее сеют скорее "желтковые" журналисты. Таким качеством игры "Дип Блу" не может гордиться, едва ли превосходя другие лучшие шахматные программы, а ведь те проигрывают ведущим гроссмейстерам. Нелепо делать трагедию для всего шахматного мира из просчетов его чемпиона. Каспарову же необходимо успокоиться и поберечь нервы. Очень не хочется цитировать Сталина, от которого семья Рошалей хлебнула горя поболее многих, но он как-то сказал летчику Чкалову (правда, лицемеря, наверняка): "Берегите себя, вы нам дороже любой машины".
 
Интересно, как отразится результат этого поединка на цене возможного матча Г.Каспарова с А.Карповым? - сам себе задал вопрос заслуженный тренер России А.Рошаль и не ответил на него.

 

Подборка заметок из СМИ:


 

Фатальный эндшпиль

"Эксперт", 12 мая 1997

 
 
3 мая в Нью-Йорке был дан старт второму матчу между чемпионом мира по шахматам Гарри Каспаровым и компьютером производства фирмы IBM с романтичным именем Deep Blue.
 
DB принадлежит к семейству суперкомпьютеров с процессором RS/6000SP, разработанным в 1994 году. По словам специалистов, промышленное применение эти вычислительные монстры находят обычно в сфере молекулярной химии, финансового моделирования, метеорологии и аэродинамики, то есть в областях, требующих выбора оптимального решения на основе анализа большого массива данных. Шахматы в данном случае не более чем хорошая возможность для DB "потренироваться" перед началом серьезной трудовой жизни. Ходят слухи, что сразу после матча каспаровский противник перейдет в распоряжение одной крупной фармакологической компании, название которой пока хранится в секрете. Сумму сделки оценить трудно, но эксперты полагают, что "железо" (аппаратная часть) DB вполне может потянуть миллионов на десять долларов. Для сравнения: призовой фонд матча - 1,1 млн долларов. Но подобные "скромные" суммы вряд ли могут всерьез интересовать "голубого гиганта". Ставка делается на миллиардный рекламный эффект - лучшие СМИ мира посвящают этому событию первые полосы и прайм-тайм. Так что IBM окажется в выигрыше при любом раскладе.
 
Впрочем, если для именитой американской корпорации этот матч - просто хороший повод поиграть мускулами и сэкономить рекламный бюджет, то для большей части человечества он становится чуть ли не символом борьбы естественного и искусственного интеллектов. Что победит? Человеческая интуиция и воля к победе или бездушный перебор вариантов? Паникеры поговаривают даже о смерти шахмат в случае поражения Каспарова (в момент выхода номера результат матча уже будет известен).
 
В первом матче, состоявшемся в феврале 1996 года, Каспаров победил DB со счетом 4:2, однако уже тогда победа чемпиону мира далась с большим трудом (он проиграл первую партию, а после четырех счет был ничейным - 2:2). На пресс-конференции после завершения первого матча Каспаров, в частности, заявил, что "впервые в истории человечества мы имеем что-то очень близкое к искусственному интеллекту. Уже есть возможность уменьшить число ошибок и достичь уровня игры, который определяется интуицией человека. Сейчас - там, где интуитивно чувствую, играю ли я правильно или ошибочно, - машина просто перебирает миллиарды и миллиарды вариантов. Но не исключено, что в дальнейшем удастся создать алгоритм, который был бы сравним с интуитивным мышлением человека".
 
После первого поражения создатели DB занялись работой над ошибками. Около года велась кропотливая реорганизация системы процессоров - мозгового центра DB, включающего специальный шахматный сопроцессор. Большое внимание на этот раз было уделено именно шахматной стороне - специальной подготовкой DB к матчу занимался один из сильнейших американских гроссмейстеров Дж. Бенджамин, тогда как "первая версия" компьютера была разработана людьми, вообще не умевшими играть в шахматы, за исключением канадца М. Кэмпбелла, играющего в силу мастера. Десять месяцев по восемь часов в день Бенджамин занимался совершенствованием способностей машины правильно оценивать шахматную позицию.
 
Нынешний, второй вариант DB, по словам его творцов, отличается большей гибкостью в принятии решений и, что наиболее интересно, имеет возможность корректировать свою игру по ходу матча в зависимости от результата и характера борьбы в той или иной партии.
 
С учетом феноменальной "счетной силы" DB, которая за прошедший год удвоилась (сегодня компьютер в состоянии осуществить полный перебор вариантов в любой позиции как минимум на семь ходов вперед), даже лучшему шахматисту планеты Каспарову, находящемуся сейчас в отличной спортивной форме, уже не под силу состязаться с машиной в столь любимых ему открытых, полных тактических (комбинационных) возможностей позициях. Поэтому в начавшемся втором матче Каспаров вынужден наступать на горло собственной песне, играя в совершенно не свойственной ему осторожной манере, избегая "ближнего боя". И если в первой партии матча выбранная им "окопная стратегия" принесла-таки успех (в какой-то момент компьютер переоценил свои атакующие возможности и был убедительно переигран чемпионом мира), то второй поединок показал, что у DB есть отменные аргументы и против сверхосторожной игры Каспарова. Как заявил после выигрыша DB этой партии его "шахматный наставник" Бенджамин, "именно ради такой цели мы и работали десять месяцев. Deep Blue продемонстрировал игру, которой мог бы гордиться любой гроссмейстер".
 
На момент сдачи этого номера были сыграны третья и четвертая партии и счет матча стал 2:2. Большинство наблюдателей сходится в том, что в итоге Каспаров по крайней мере не проиграет. Но если DB и на этот раз не сумеет одолеть чемпиона мира, еще через год состоится третий матч, следом - четвертый и т. д., пока Каспаров или его преемник не признают себя наконец побежденными. Число возможных шахматных позиций чудовищно велико, но все же конечно. Чисто гипотетически можно вообразить суперкомпьютер, который просчитает их все. И тогда новая партия между потомком DB и преемником Каспарова уже будет существовать в компьютерной памяти до того, как в ней сделают первый ход. Неизбежность печального итога прекрасно сознает и сам чемпион мира, который в одном из последних интервью признался: "Я всего лишь пытаюсь сделать так, чтобы это произошло как можно позже".
 
 
 

"Известия", 12 мая 1997

Ничьи выпадают в осадок

 
В Нью-Йорке к концу подходит почти научный эксперимент, заметил в разговоре с корреспондентом "Известий" главный редактор журнала "64-Шахматное обозрение" Александр РОШАЛЬ. И пояснил: в матче против суперкомпьютера "Дип Блю" Гарри Каспаров вольно или невольно превратился из боевого игрока в суховатого научного сотрудника. Это особенно проявилось после его неудачи во 2-й партии черными фигурами. Надо полагать, кроме специфики игры с компьютером влияет и быстротечность дистанции (всего-то 6 партий), когда каждый тактический просчет может стать роковым. Качество "произведений" еще требует детального анализа, но внешне они не впечатляют и, похоже, вызывают творческое неудовлетворение у Каспарова. В полной мере это относится к скучноватой 4-1 партии и частично - к осторожному дебюту белых в 5-м поединке.
 
Предпоследняя в матче партия опять в основном демонстрировала возможности машины. Предложенный черными размен ферзей во вполне приемлемой для них позиции удивил и партнера, и наблюдателей. В эндшпиле (к тому же худшем) ЭВМ понимает меньше, а счетные операции там упрощаются. Времени до контроля у человека оставалось не много, но он легко управился, образовал проходную пешку и выглядел удовлетворенным. Неожиданно, обнаружив встречные опасности, переменился в лице. В после партии разводил руками: это из области мистики, как машина спаслась! В заключительной позиции, если белые ставят нового ферзя, "Дип Блю" объявляет вечный шах. Ну, а промедление хотя бы на один ход и вовсе грозит чемпиону матом.
 
Пересилив неудовольствие накануне решающей партии, где ему предстоит играть черными, Каспаров сказал: "Когда оба партнера действуют хорошо - обычно получается ничья". И когда их игра столь схожа, такое случается еще чаще, добавил к этой оценке наш собеседник заслуженный тренер России А.Рошаль.
 
 
 

"Известия", 6 мая 1997

Чемпион изменяет себе с ЭВМ

 
"Что с Каспаровым?" - этот вопрос корреспондент "Известий" задал заслуженному тренеру России Александру Рошалю после поражения чемпиона мира во второй партии нью-йоркского матча с супергроссмейстером "Дип Блу". Собеседник быстро ответил: "Так ведь играл-то не Каспаров" и, насладившись произведенным эффектом, пояснил: избранная манера ведения боя совсем не характерна для Гарри. Он изменяет себе, ввязавшись в эту "машинную возню", избегая обоюдоострых продолжений.
 
Все началось с дебюта, когда вместо привычной и энергичной сицилианской защиты (вероятно, опасаясь запрограммированной домашней заготовки) чемпион применил давным-давно не встречавшуюся в его практике испанскую партию. Вариант редкий, к тому же довольно пассивный. В первом поединке машина не знала, что черными предпринять против подобной стратегии и запуталась в переборе продолжений, зато белыми сразу покатила по хорошо накатанной дороге. Действия "Дип Блу" живо напомнили лучшие образцы игры в этом дебюте Р.Фишера и А.Карпова. Вполне вероятно, именно те примеры и были заложены в шахматной программе ЭВМ. Г.Каспаров только сокрушенно покачивал головой, видя как угрозы переносятся с фланга на фланг, но ответную активность его прижавшиеся к последней линии боевые единицы проявить никак не могли. Тяжелые фигуры электронного противника прорвались-таки по левому краю, и материальные потери для черных стали неизбежны.
 
"Что считалось неудобным для машины, оказалось в этой партии невыгодным и для такого обычно активного человека, как Каспаров", - сказал главный редактор журнала "64-Шахматное обозрение" А.Рошаль, но тут же добавил: "некоторые аналитики рассматривают теперь вариант, где черным в заключительной позиции стоило броситься вперед своим ферзем и, отдав слона, поискать вечный шах. Неужто здесь было спасение?! Вряд ли - впрочем пусть читатели "Известий" сами поищут".
 
 
 

"Известия", 6 мая 1997

Гагик КАРАПЕТЯН

 
Почти вся жизнь чемпиона мира по версии ПША 34-летнего Гарри Каспарова - своеобразный сеанс одновременной игры с максимальным призовым фондом. В промежутках между турнирными победами над гроссмейстерами своего клана он с переменным успехом зарабатывает СКВ иного рода в партиях других сфер с разнокалиберными спарринг-партнерами: Александром Лебедем - в политике, "старыми кавказцами" и "новыми русскими" - в бизнесе, женой Юлией и сыном Вадимом - в новой семье, Анатолием Карповым, Гатой Камским, Валерием Саловым и Кирсаном Илюмжиновым - в разборках с ФИДЕ и, наконец, "Гениусом" и "Дип Блу" ("Темно-синим") - в рекламно-коммерческих шоу с суперкомпьютерами.
 
В эти дни на первой доске Каспарова - полуторатонная ЭВМ: два почти двухметровых модуля, "прописанных" в спецлаборатории в Вестчестер Каунти (штат Нью-Йорк). В рамках условного матча-реванша, ныне проходящего в нью-йоркском "Эквитабл центре", между 51-й и 52-й улицами, завершились уже две из шести запланированных парти, счет - 1:1. Хотя у электронного игрока в отличие от его прошлогоднего филадельфийского собрата намного больше - 400-500 силиконовых схем-"извилин", за каждую секунду тупо перебирающих почти один миллиард позиций, достигая глубины расчетов в 6-7 ходов!
 
Напомню, в феврале 1996 года "Дип Блу-1" потерпел поражение - 2:4, когда россиянин выиграл три, проиграл одну, а остальные партии закончил мирно. Кстати, если в Филадельфии поединки продолжались четыре часа, в Нью-Йорке - уже семь. Вероятно, и поэтому почти вдвое поднялись размеры гонораров: Каспаров год назад после недельного общения с ЭВМ разбогател на 400 тысяч долларов, в нынешнем - 11 мая подобную сумму получит уже побежденный, а победитель - 700 тысяч. Рассказывают, когда "крестного отца" электронного монстра Тан Чун Джена попросили сообщить его систему распределения будущих призовых между членами "команды" (доктора Мюррей Кэмпбелл, Джозеф Хоуэйн, Джери Бруди, Хсю, а также американский гроссмейстер Джоэль Бенджамин, тренировавший "Дип Блу-2" по восемь часов ежедневно на протяжении последних месяцев), тот полушутя уточнил: "Если речь идет о четырехстах тысячах, вопрос не ко мне, а к Каспарову". Конкретные ответы сторон попытаемся узнать спустя неделю, когда будет сыгран этот чудовищно раздутый за океаном матч-реванш.
 
Подчеркиваю, "за океаном", ибо отдел паблик рилейшнз московского представительства авторитетной американской фирмы после неоднократных звонков-просьб "Известий" лишь за неделю до открытия поединка в Нью-Йорке прислал в редакцию единственный пресс-релиз, где шесть из семи страниц скрупулезно информируют об условиях приема гостей в ныне полупустых отелях, ресторанах и кафе, расположенных вблизи "Эквитабл центра". По этому адресу и данному поводу мы передаем, вероятно, более ценные сведения на основе эксклюзивных материалов, большая часть которых публикуется впервые.
 
...
 
Еще недавно под пренебрежительно-обличительной рубрикой "Их нравы" на страницах наших газет, в телепередачах рассказывалось, как западные шоумены фиксировали рекордные вытягивания железнодорожного вагона, даже самолета на руках, зубах, демонстрировали переходы в бочках, например, через водопад Ниагара. Теперь уже никто не удивляется и не осуждает, когда у стен Московского Кремля устраиваются высокооплачиваемые спектакли с участием отечественных силачей, замаскированных выразительными псевдонимами типа Динамит, Домкрат, Александр Невский.
 
После первой победы Каспарова над Карповым в "матче века" двенадцатилетней давности Гарри очень понравилось, когда я, затем другие мои коллеги стали по-дружески называть его "компьютером с человеческой душой". Наверняка тогда юный чемпион мира не предполагал, что, поседев, придется участвовать в роли спарринг-партнера в шоу с американским суперкомпьютером, не способным испытывать страх, стресс, угрызение совести, соучастие или чувство благодарности к Учителю.
 
Как бы ни завершился коммерческий поединок двух монстров человеческой мысли в Нью-Йорке, один из них, вернувшись в московскую квартиру, при наличии желания может найти полчаса на поездку инкогнито, без привычной помпы по маршруту Старый Арбат - Новодевичье кладбище, куда ни до, ни во время, ни после похорон Ботвинника нога Каспарова не ступала. Заплатив за входной билет примерно 1 (один) доллар из сотен тысяч, заработанных в Нью-Йорке, 13-му по счету чемпиону мира придется дважды повернуть направо по пешеходной дорожке, чтобы наконец-то взглянуть на могильную плиту с фамилией одного из своих великих предшественников. Два года назад 84-летний Ботвинник остановился у цели, возникшей у него в сегодняшнем возрасте Каспарова.
 
Оценка материала:
Нравится
0
Не нравится
Описание материала: 13-й по счету чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров проиграл 6-ю партию и матч-реванш суперкомпьютеру "Дип Блу", проходивший в нью-йоркском "Эквитабл центре" на Манхэттене. Окончательный счет в битве гигантов - 2,5:3,5 в пользу электронного монстра.

Оставить комментарий

Похожие материалы:

Похожие разделы:

Новые альбомы:


Разработка страницы завершена на 0%
Используйте средства защиты! Соблюдайте гигиену! Избегайте посещения людных мест!
Операции:
WFI.lomasm.ru исторические материалы современной России и Советского Союза, онлайн музей СССР
Полезные советы...