Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей 'ВиФиАй' work-flow-Initiative 16+
СОХРАНИ СВОЮ ИСТОРИЮ НА СТРАНИЦАХ WFI Категории: Актуальное Избранное
Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей

Путь:

Навигация


Язык [ РУССКИЙ ]

Поиск
Подписка и соц. сети

Подписаться на обновления сайта


Поделиться

Яндекс.Метрика

Новые материалы

Картинка недели

К началуК началу
В конецВ конец
Создать личную галерею (раздел)Создать личную галерею (раздел)
Создать личный альбом (с изображениями)Создать личный альбом (с изображениями)
Создать материалСоздать материал

Миp искусства

Оценка раздела:
Не нравится
0
Нравится

Категории

Отрицание капитализма.

Дата публикации: 2019-01-13 19:53:57
Дата модификации: 2019-01-13 19:53:57
Просмотров: 336
Материал приурочен к дате: 1997-08-18
Прочие материалы относящиеся к: Дате 1997-08-18 Материалы за: Год 1997
Автор:
Михаил Делягин, автор только что вышедшей книги "Экономика
неплатежей", весьма работоспособен и плодовит. Но книга в 400 страниц -- первый масштабный труд молодого
экономиста.
 
 Валерий Фадеев.
        "...Из того, что мне известно, я симпатизирую, в частности,
принципам... молодого экономиста Михаила Делягина".
        Александр Лебедь, "Эксперт", 2 июня 1997 г.
         Михаил Делягин, автор только что вышедшей книги "Экономика
неплатежей", весьма работоспособен и плодовит. За совсем недолгий
период своей профессиональной деятельности (он закончил МГУ в 1992
году) г-н Делягин опубликовал более 250 работ -- в России и за границей.
Но книга в 400 страниц -- первый масштабный труд молодого
экономиста. Вероятно, масштабность задачи определила и несколько
претенциозное название книги. "Экономика неплатежей" сразу вызывает
в памяти "Экономику дефицита" -- фундаментальную книгу знаменитого
венгерского экономиста Корнаи, в которой доказана невозможность
стабильного развития централизованной экономики.
        Итак, перед нами довольно толстая книга с солидным названием.
А что же с содержанием?
        Концепция автора ясна и понятна. Российская экономика в 1995
году перешла из стадии спада в стадию депрессии. Депрессия -- штука
полезная, поскольку дает хозяйствующим субъектам возможность
осмотреться в спокойной обстановке (низкая инфляция, стабильный, хотя
и невысокий спрос) и принять долгосрочные решения. Однако чрезмерно
жесткая финансовая политика правительства вызвала системный
финансовый кризис, "наиболее болезненными проявлениями которого
являются быстрый рост неплатежей, а также бюджетный и банковский
кризисы", и срыв хозяйства в новый виток спада.
        Помимо финансовых проблем началу экономического подъема
препятствуют структурные перекосы в российском хозяйстве. Поэтому
рост нужен не абы какой, а лишь не ведущий к "усилению внутренней
дифференциации общества". Чтобы ослабить структурные
диспропорции, необходимо ускорить "восстановление жизненного уровня
населения" (вероятно, увеличить денежные доходы) и защитить
внутренний рынок "умеренным" протекционизмом. Но существенный
экономический рост станет возможным лишь "вследствие физического
износа ... неконкурентоспособных основных фондов".
        Оставим в стороне тезисы о депрессии и финансовом кризисе --
они не новы и с ними в основном согласятся многие экономисты. Не
будем даже спорить с весьма сомнительным в сегодняшних условиях
кейнсианским тезисом о возможности стимулирования производства
путем расширения спроса. Пройдите, например, по мебельным
магазинам, выросшим в Москве за последние два года, как грибы: спрос
есть, но удовлетворяется он почему-то в основном импортной мебелью.
        Но вот на последнем, оригинальном тезисе, связывающем
экономический рост с физическим износом основного капитала,
остановимся подробнее.
        Когда-то Генри Форд мечтал дать каждой американской семье
автомобиль, причем один и тот же -- знаменитую "модель Т". Великий
предприниматель полагал, что автомобиль -- средство передвижения и
ничего более, поэтому он должен быть прост и дешев. Действительно,
Ford-T выпускался не один десяток лет и наводнил всю Америку. Однако
наступил момент, когда потребители отвернулись от устаревшего
автомобиля -- их уже не устраивал черный цвет, слабый двигатель,
недостаточная комфортность... И как ни упорствовал Форд, чтобы
избежать банкротства, ему пришлось отказаться от своей идеи.
Расточительный механизм капиталистического мира (позже это назовут
обществом потребления) заставил, не дожидаясь "физического износа
неконкурентоспособных основных фондов", обновить производство и
начать выпуск новых моделей.
        Генри Форд не мог выиграть. Потому что суть капитализма
заключается в постоянном поиске теми, кого называют
предпринимателями, новых решений -- рынков, товаров, технологий,
материалов etc., позволяющих победить конкурента. При этом, если
надо, и совершенно новые основные фонды сносятся бульдозером. Когда
этот поиск прекратится, закончится эпоха капитализма.
        Экономическая же наука изучает механизм функционирования
капиталистического хозяйства. А тезис, увязывающий экономический
рост и физический износ фондов, по существу современную
экономическую науку отрицает. Или по крайней мере лежит вне поля
этой науки.
        Занимательно, что в книге г-на Делягина нет ни одной ссылки --
ни на классиков, ни на современных авторов. Принятый автором подход
к анализу экономической действительности и не требует встраивания
собственного исследования в общенаучный контекст. А напрасно. За
последние сто лет экономисты (не имеются в виду чиновники МВФ и
болтающиеся по миру "советники") создали немало первоклассных
теорий, аккуратное применение которых дает ответы на многие
сегодняшние российские вопросы. Было бы желание эти теории изучить.
        Тем не менее рецензируемая книга представляет очевидный
интерес. Читатель найдет в ней довольно полное и связное описание
экономических процессов в России за последние несколько лет. Несмотря
на достаточно жесткий стиль, книга порождает и положительные
эмоции: например, вставная новелла о Чечне и связанных с нею
проблемах ясно показывает, что в стране, оказывается, все-таки есть
аналитики, способные в этих проблемах разобраться.
        Ознакомиться с книгой следует еще и потому, что взгляды
Михаила Делягина пользуются все большим спросом у российских
политиков. Этот экономист будет советовать многим, может быть, и
будущему президенту.
         Михаил Делягин. Экономика неплатежей: Как и почему мы
будем жить завтра. -- М.: ОАО "Оригинал", 1997. -- 396 с.
 
Оценка материала:
Нравится
0
Не нравится
Описание материала: Михаил Делягин, автор только что вышедшей книги "Экономика неплатежей", весьма работоспособен и плодовит. Но книга в 400 страниц -- первый масштабный труд молодого экономиста.

Оставить комментарий

Новые альбомы:


Разработка страницы завершена на 0%
Используйте средства защиты! Соблюдайте гигиену! Избегайте посещения людных мест!
Операции:
WFI.lomasm.ru исторические материалы современной России и Советского Союза, онлайн музей СССР
Полезные советы...