work-flow-Initiative СОХРАНИ СВОЮ ИСТОРИЮ НА СТРАНИЦАХ НАШЕГО САЙТА

Исторический портал о Родине, электронный музей СССР 'ВиФиАй' 16+

Путь

Соседние разделы

Операции

WFI.lomasm.ru исторические материалы современной России и Советского Союза, онлайн музей СССР

К началуК началу
В конецВ конец
Создать личную галерею (раздел)Создать личную галерею (раздел)
Создать личный альбом (с изображениями)Создать личный альбом (с изображениями)
Создать материалСоздать материал

Миp искусства

Оценка раздела:
Нравится
0
Не нравится

Евгений Дегтяренко: Хороший русский мат - двигатель искусства.

Дата публикации: 2018-11-01 02:11:46
Просмотров: 36
Материал приурочен к дате: 2001-01-26
Прочие материалы относящиеся к: Дате 2001-01-26 Материалы за: Год 2001
Автор:
 
   
   Если в фильме планируется сцена кораблекрушения или похорон,
проход толпы тысяч на пять человек, как в "Ближнем круге" или в
"Сибирском цирюльнике", киношники знают, к кому обратиться. К
Дегтяренко - человеку с громким голосом и талантом шоумена. Он
умеет говорить - массовка слушает его, затаив дыхание, и
повинуется беспрекословно. Как и публика, которая собирается
перед началом передач "Глас народа", "Двое", "Независимое
расследование", "Третий тайм".
   - Наверное, вы с детства мечтали работать в кино?
   - С шестнадцати лет. Я жил в районе ВДНХ, и мы с ребятами
часто через забор лазили за яблоками. Как-то шли из Мичуринского
сада, а рядом с ВДНХ находится киностудия Горького. И в этот
момент там снимался эпизод фильма "Люди и звери" Герасимова. Была
построена декоративная гостиница западного типа, машины
подъезжают... Операторская тележка, операторский кран - все
напыщенно, мы с ребятами несколько дней наблюдали. Мне
показалось, что в кино работают только счастливые люди! И что
мне, наверное, не повезет так, как им... Но все-таки стал думать
о работе в кино. В 65-м, в шестнадцать лет, пришел на студию, а
мне сказали: "Вы малы, молодой человек, да и мест у нас нет". Но
я все же попал туда.
   Начинал разнорабочим на картине "Рано утром" Татьяны
Михайловны Лиозновой.
   - Что такое разнорабочий в кино?
   - Это человек, который помогает всем тем, кто ни хрена не
делает. Мне было безумно интересно, и от моей помощи не
отказывался никто начиная осветителем и кончая
костюмером-реквизитором. И на операторском кране работал, и
своими руками декорации собирал, носил костюмы, реквизит
расставлял. Два года я был осветителем у Марка Донского,
наблюдал, как работают Ростоцкий, Герасимов.
   - Радужные представления о кино и о том, что там работают
необыкновенные люди, покинули вас быстро?
   - Еще как! Однажды взяли меня на съемки в Запорожье. (Обычно
же рабочий берется на месте, ни гостиницы, ни суточных ему не
полагается. Но я ж, получая шестьдесят рублей, работал за всех.
Как такого не взять!) Спал как собака, на лежанке в прицепном
вагоне, где хранили пленку. Ключи были у операторов, и, когда они
напивались, я жил на улице. Эта история охладила мой пыл.
   - А во ВГИК поступить не пытались?
   - Три года подряд я поступал в театральное и каждый раз
благополучно слетал с третьего тура. После армии вернулся на
студию Горького чернорабочим. Потом попал в Гнесинское училище на
отделение музкомедии. Педагоги на меня жаловались, но директор
говорил: "Вот если вы мне завтра приведете другого такого же,
этого я сегодня же отчисляю!".
   - А кино?
   - С кино я никогда не порывал. Всех начинающих актеров ставили
на учет на студии Горького, на Мосфильме, на телевидении.
Изредка, когда я приезжал с гастролей, мне звонили: "Вы не хотите
сняться у нас в эпизоде?" И стал я от скуки на все руки:
например, скачешь на лошади, трюки выполняешь (я ведь конным
спортом занимался, каскадер какой-никакой) - и вдобавок массовку
организуешь: белогвардейцы какие-нибудь бегут, отстреливаются,
красноармейцы на них нападают.
   Режиссеры сразу обратили внимание, что я хорошо с массовкой
работаю. В 80-м году у Бондарчука в картине "Красные колокола"
помогал, потом на съемках "Бориса Годунова", причем еще и роль
боярина Михаила Нагого сыграл. И после с Сергеем Федоровичем
работал ассистентом режиссера на его последней картине "Тихий
Дон". Но было же как? Я командую на исходную позицию, раздается
команда "Мотор!". Конница летит. Бегут люди, красиво! Бондарчук
говорит: "Все хорошо, а где взрывы?" Подходит администратор:
"Как?! А взрывы у нас кончились..." Настоящим вредителем нашего
кино была администрация. Если бы каждый рубль в советском кино
был истрачен именно на кино, мы бы делали его гораздо лучше
американцев.
   - Вам ведь довелось и с голливудскими режиссерами работать...
   - С Филиппом Нойсом и Робертом Земекисом. Голливуд интересен
тем, что они поставили киноискусство на промышленные рельсы
настолько, что у них каждая деталь обозначена, метраж с деньгами
связан четко. И через переводчика меня, например, предупредили,
что Том Хэнкс - звезда, его берегут от перегрева, и если он
устанет, то съемка прерывается. А у нас самый что ни на есть
народный артист может целый день загримированный в ожидании
просидеть. К вечеру его начинают снимать, а он уже скис давно,
грим течет...
   - А чем американская режиссура принципиально отличается от
нашей?
   - В центре голливудского кинопроизводства - актерский
ансамбль, ведь зрители смотрят на актеров! Ведущими актерами
режиссер и должен заниматься. И если второй план лучше, чем
ведущий актер, фильм - дрянь! Фон должен быть подогнан к игре
артиста, тогда зрителю интересно смотреть. А наши режиссеры одной
рукой пытаются схватить и главный, и второй план. Этого никогда
не получится, какой бы ты мастер ни был!
   Всегда должен быть хороший помощник, но у наших режиссеров, к
сожалению, нет ассистентов, которым они доверяют. Режиссер мне
говорил: "Женя, мне нужен второй план". И то, что я делал, как
правило, попадало в "десятку".
   - Кого из наших режиссеров вы бы выделили особо?
   - Среди сумасшедше любимых мной - это Светлана Сергеевна
Дружинина, режиссер "Тайн дворцовых переворотов"... Зимой в
Петергофе снимали довольных переворотом солдат, как они
разбредаются по парку, пьют вино и скандируют "Виват, свобода!"
Но во время гульбища молодцы взгромоздились на скульптуры
античных героев, установленных на фонтане. Я не знал, что их не
ремонтировали сто лет! На следующий день, поскольку я вдобавок
был еще и замдиректора, пришлось долго извиняться перед
руководством музея.
   А главный инженер в довершение огорошил: "Зачем же вы снимаете
фонтан, он же позже был построен!" И на примерах из исторического
кинематографа мне пришлось убеждать хранителя в том, что режиссер
имеет право на художественный вымысел.
   - А что вы делаете, если, к примеру, кто-нибудь в массовке
взбунтуется?
   - Я уговариваю себя, что даже этот человек нужен. Потом ты не
увидишь его уже никогда, но сегодня ты на колени должен перед ним
встать и попросить сделать то, что необходимо для кадра. Если же
человек совсем неуправляем, что встречается сплошь и рядом
(вздыхает), я перехожу на более доходчивый для него русский мат.
Как правило, он все тут же начинает понимать.
   - И вы не стесняетесь даже тысячной массовки?
   - Еще чего! Да хороший русский мат - двигатель русского
искусства. Им Берлин брали, между прочим. Когда мы под
Севастополем снимали гибель морского корабля в фильме "Армавир"
Вадима Абдрашитова, я там и актерствовал, и командовал тысячей
людей. Имея большой прогулочный лайнер "Федор Шаляпин", надо было
создать иллюзию, что корабль тонет, тысячи людей прыгают в воду,
а кто не может прыгать, толпятся у борта.
   "Шаляпина" поставили под наклоном в пятнадцать градусов, а для
балласта, для поддержки во время крена, подвели подводную лодку.
   Оператор-постановщик Денис Евстигнеев попросил, чтобы народ
бежал на него. И я обращаюсь к массовке: "Друзья! Ваша задача -
по моей команде с криками, с писком бежать к борту и орать:
"Спасите! Помогите!" - что хотите, хоть матом ругайтесь! В этот
момент все каскадеры летят в воду".
   А тогда деньги еще не те были, и я объявил: "Тем, кто первый
добежит, десять рублей плачу. Только если вы мне оператора
сшибете, будете делать все это десять раз!" Получилось что?
"Мотор!" - и вся тысяча ломанулась. Я смотрю и чувствую - корабль
качнулся, ну представь, что дом пошел!
   Подлодку вниз потащило... Но, хотя она чуть не утонула, съемка
закончилась успешно.
   И точно такой же у меня был эпизод на пруду у стен
Новодевичьего монастыря, где построили огромные декорации для
"Сибирского цирюльника". А в начале марта тогда была страшная
оттепель, критическая просто. Представитель МЧС все время за мной
ходил: "Женя, знаете, вот здесь на льду - чтоб не больше
пятидесяти человек, а вот там - не больше семидесяти..." Потом он
уезжал, а я командовал: "Вон туда - сто, а сюда - сто пятьдесят!
Быстро!" У них - лишняя страховка. А у меня все измеряет взгляд -
не утонут! Там дом стоял на краю проруби, и какой-то
доброжелатель, чтобы не замерзало, бросил в воду сухой лед,
который всплывал, и мороз не мог это схватить. Но очень много
есть людей, которые заглядывают в глаза Михалкову. Как кошки на
сыр смотрят, чтоб он их хоть одним добрым словом приласкал. И он
говорит кому-то: "Так!
   Почему у проруби мало народу?" И этот "кто-то" недолго думая
туда - р-раз! - сто человек послал! Никита орет: "Мотор!" А это
на съемочной площадке - святое. До слова "Стоп!" ты вздохнуть не
смеешь. Я молчу. И вдруг во время съемки финальных кадров слышу -
треск: тр-бум! - и пошла вода... Я молчу. И тут, слава Богу,
звучит: "Снято!" Уж здесь я орал на всю российскую мощь: "На х...
бегом!" Лед-то треснул.
   - Чему вы отдаете свободное время?
   - Телевизору, компьютерному преферансу: там столько
комбинаций! У меня перед одной из игр на мониторе высвечиваются
слова Лермонтова: "Жизнь для меня - колода карт, мир - банк. Рок
правит, я играю. И правила игры я к людям применяю". И еще в селе
Невзорово в Ивантеевке на участке в 24 сотки я посадил клен, ель,
вишню, тую, яблоню и поставил высокий забор, чтоб никого не
видеть.
   Встречалась Алена МОРОЗОВА.
Вечерний клуб
 
Оценка материала:
Нравится
0
Не нравится
Описание материала: Если в фильме планируется сцена кораблекрушения или похорон, проход толпы тысяч на пять человек киношники знают, к кому обратиться. К Дегтяренко

ПредыдущаяЗакрытый концерт Битлз в Кремле
Остальные материалы раздела: Миp искусства

Оставить комментарий

как гость

Новые альбомы:

Разработка страницы завершена на 0%
Яндекс.Метрика

Поиск

Язык

[ РУССКИЙ ]

Авторизация


Войти в social_apps
Social Apps

Поддержка



Подписаться на обновления сайта


Мы в социальных сетях

Мы в социальных сетях

Изменить размер шрифта: + -

Полезные советы...

Навигация


Новые материалы

Картинка недели

Адрес страницы: Действительный адрес: https://wfi.lomasm.ru/русский.миp_искусства/евгений_дегтяренко_хороший_русский_мат-двигатель_искусства