Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей 'ВиФиАй' work-flow-Initiative 16+
СОХРАНИ СВОЮ ИСТОРИЮ НА СТРАНИЦАХ WFI Категории: Актуальное Избранное
Исторический альманах, портал коллекционеров информации, электронный музей

Путь:

Навигация


Язык [ РУССКИЙ ]

Поиск
Подписка и соц. сети

Подписаться на обновления сайта


Поделиться

Яндекс.Метрика

Новые материалы

Картинка недели

К началуК началу
В конецВ конец
Создать личную галерею (раздел)Создать личную галерею (раздел)
Создать личный альбом (с изображениями)Создать личный альбом (с изображениями)
Создать материалСоздать материал

История Харькова

Оценка раздела:
Не нравится
0
Нравится
История города Харьков и Харьковской области

"Забытые новости" городов можно посмотреть или добавить на историческом форуме

Категории

Троицкая церковь

Дата публикации: 2018-01-21 23:21:30
Дата модификации: 2018-01-21 23:21:30
Просмотров: 491
Автор:
 
Начало июня в православном календаре отмечено светлым праздником Святой Троицы, который по русской народной традиции связывался с проводами весны и встречей лета. В этот день храмы и дома издавна принято было украшать цветами и березовыми ветвями. В честь этого праздника в нашем городе была возведена и освящена Свято-Троицкая церковь.
/td>
Вид на Подол и центр,
справа видна Троицкая церковь.
Существующее сегодня здание Троицкой церкви на углу улицы Кооперативной и переулка Ивана Дубового - третье. Троицкая церковь относится к первым годам существования Харькова, а именно к середине XVII века. Эта церковь всегда пользовалась особой популярностью верующих харьковчан. Небольшой, но удивительно уютный храм стоял недалеко от самых густонаселенных улиц старого Харькова - он возвышался в долине реки Харьков, в местности, известной в то время под именем "Посад" или "Подол". (В Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля посад объясняется как "порядок изб, ряд домов: оседлое поселение вне города либо крепости; слобода, предместье". Подол - "низкое, низменное место близ реки").
Подол лежал почти у самой Харьковской крепости, у подножия холма, который представлял, благодаря окружающим его рекам Харьков и Лопань, более безопасное место для поселения, нежели Залопанская или Захарьковская части города.
Точных данных о возникновении первой Троицкой церкви история нам не сохранила, однако данные о существовании датируются, начиная с 1659 года. Судя по всему, Троицкая церковь - ровесница самого Харькова. Упоминания о Троицкой церкви того времени изредка встречались в клировых описях Белгородской епархии, а также в сохранившейся корреспонденции харьковских полковников. В описании города Харькова, составленном воеводою Сухотиным в 1668 году, ведется речь о Троицких воротах. Видимо, это название им дано было по имени уже существующей Троицкой церкви.
Первая Троицкая церковь, как и все другие в городе, была однопрестольной деревянной. Прихожанами церкви были жители Подола, в основе своей - ремесленники.
При церквях в те времена обычно создавались братства со школами и госпиталями. На Слобожанщине братства ограничили себя целью благотворительной и просветительской. Переселенцы из-за Днепра с самого начала заселения Слобожанщины стали просить позволения у Московского правительства устраивать братские трапезы на пользу своей церкви, и для этого варить медовое сыто, пиво и бражку на храмовые праздники. Просить об этом нужно было потому, что у Московского государства не было свободной продажи этих напитков. В конце XVII - начале XVIII века при Троицкой церкви также существовало братство - добровольная организация, которая на пожертвования занималась благотворительными делами: помогало сиротам, беднякам. В описи собора (заседание чинов от духовенства) 1724 года читаем: "Братский двор создан на торговище, в предместье Харькова, межа с межой с двором Троицкой церкви". Располагался он на Юрченковой улице. Перед празднованием Троицы, Пасхи и Рождества на собранную церковным старостой денежную складчину приготовлялись мед и братская трапеза, в которых принимали участие церковный причт и прихожане, и тогда всем прихожанам продавались на братском дворе эти напитки; деньги отдавались церкви, а часть из них шла на старцев. В тесной связи с братствами, а иногда и самостоятельно, существовали еще при церквях так называемые госпитали - приюты для убогих, престарелых и калек. При братстве Троицкой церкви также существовал такой госпиталь - небольшая бесплатная больница, и даже начальная школа. Братство было своеобразным обществом взаимопомощи ремесленников Подола.
...Во время одного из крупных пожаров, время от времени возникавших неподалеку - на харьковских кузницах - церковь сгорела дотла.
Новая, каменная церковь была заложена 27 июля 1758 года. Строительство церкви осуществлялось при содействии преосвященного Порфирия, архипекископа Белгородского, старанием настоятеля этого храма протоиерея Бориса Янкевича и прихожанина этой церкви коллежского асессора Ивана Будянского. Об этом говорила памятная доска у входа в храм. Интересен тот факт, что протоиерей Борис Янкевич оставил воспоминания, где говорится что три поколения подряд представители его семьи были настоятелями Троицкой церкви - это лишнее подтверждение о дате возникновения Троицкой церкви.
Она была освящена в мае 1764 года, в присутствии жителей Подола. Известный историк Слободской Украины Д.И. Багалей, описывая эту церковь, указывал на то, что была она небольшой. Однако нужно отдать должное - на то время храм впечатлял своими крупными размерами: длина - 30 аршин (~ 21, 3 метра), ширина - 14 аршин (~ 9, 95 метра), а с приделами - 20 аршин (~ 14, 2 метра).
В церкви было два придела: Пресвятой Троицы (главный) и Рождества Пресвятой Богородицы. Из немногочисленных источников начала XIX века можно судить, что церковь была выполнена в скромных формах барокко. К сожалению, имена авторов большинства церквей того времени история нам не донесла.
Весь храм был разделен на три части: алтарь, место для молящихся и притвор или "бабинец", т.е., по В.И. Далю, - "передняя паперть". Эти три части символизировали Святую Троицу, идея которой воспроизведена также в трех куполах, т.к. каждая часть храма имела свой собственный купол.
Главная часть храма именовалась "большой церковью", придел - "малой церковью". Колокольня не была отделена от храма, вверху ее был шпиц (шпиль), а на нем в виде статуи изображение ангела, с трубою в руках. По старым описям значится, что храм сооружен на "доброхотные даяния прихожан и сторонних людей", но каких именно - не сказано. На некоторых церковных документах конца XVIII века встречается только следующая надпись: "Прихожанин колл. ассес. Иван Будянский, строитель каменной Троицкой церкви". По одному древнему преданию, денег не хватило, и пришлось один из приделов временно покрыть вместо драни соломой.
В надписи на каменной доске, которая была вделана в стену при входе в церковь с правой стороны, были выбиты слова: "во славу Святыя, единосущия, животворящия и нераздельныя Тройцы, а в пределе Рождества пресвятые Богородицы начался сей храм строитись в 1758 годе месяца июня 27, за державы благочестивейшия и великия государыни Императрицы Екатерины Алексеевны, при наследнике ея благоверном государе Цесаревиче Павле Петровиче, благословением преосвященного Порфирия, епископа Белгородского, з доброхотных даяний, присмотром иерея Бориса Янкевича. А окончен и освящен 1764 года мая."
К 1826 г. золотом и серебром начали украшаться внутренние покои храма. Щедрые дары храму сделали самые состоятельные его прихожане: купцы Василий Цигарев и Степан Андреев, отставной полковник артиллерии Иван Мартьянов, купчиха Тамбовцева, купеческий сын Николай Хайнацкий, ставший со временем как и его отец, церковным старостой Свято-Троицкой.
С наступлением XIX века доселе бедный район стал преображаться. Сенная (нынешняя Кооперативная) улица получила новое значение - административно-торговое, к тому же стала важной транспортной магистралью. Выравнивание и благоустройство этой улицы привело к тому, что цоколь Троицкой церкви оказался ниже уровня улицы. При сильных ливнях и таянии снегов это приводило к затоплению церкви водами из окрестных улиц и дворов, что, естественно, мешало службам (прихожане входили в церковь, как в катакомбы, спускаясь вниз по дощатым настилам), портило утварь, да и само здание церкви.
/td>
Рыбная улица
в середине XIX века.
К середине XIX века здание церкви окончательно пришло в негодность. К тому же увеличение числа прихожан поставило вопрос о необходимости строительства более просторной, вместительной церкви.
Проект новой, третьей Троицкой церкви был завершен к 1854 году академиком архитектуры Андреем Андреевичем Тоном. Однако события нескольких последующих лет отодвинули на второй план реализацию проекта: Россия вела Крымскую войну, и все выделенные на строительство церкви ассигнования ушли на военные нужды. Несмотря на некоторое удаленность Харькова от мест военных действий, война все же влияла на местную жизнь - через город шли войска в Крым, в Харькове размещались госпитали для раненых, здесь же осели вынужденные переселенцы из Крыма - караимы.
Вопрос о строительстве Троицкой церкви вновь возник на повестке дня в 1857 году, после окончания военных действий. Однако предстояло решить вопрос о месте проведения богослужений во время строительства, поскольку нельзя было оставлять прихожан без ежедневных нужд: богослужений, крещений, отпеваний и прочего.
/td>
Новая Троицкая церковь,
вид с Николаевской площади
Одна из прихожанок, богатая купчиха Мария Федоровна Андреева (Першина), известная своей благотворительностью, предложила разместить временную церковь в своем доме на Рыбной (ныне - Кооперативной) улице. При решении этого вопроса духовенством не последнюю роль сыграл тот факт, что во время недавней Крымской войны Мария Федоровна "поселила" в своем доме госпиталь для раненых. Так 1 мая 1857 года в Андреевском доме на Рыбной состоялось освящение временной домовой Троицкой церкви, которая находилась здесь 4 года и 4 месяца.
… За два месяца, с мая по июль, старую церковь разобрали, а 7 июля 1857 года в самом центре Харькова, имевшего тогда население немногим более 50 тысяч, состоялось освящение места и торжественная закладка нового храма во имя Живоначальной и Единосущной Троицы - того самого церковного здания, которое частично сохранилось и до наших времен в переулке Ивана Дубового. В основу храма легли окропленные преосвященным Филаретом (Гумилевским), архиепископом Харьковским и Ахтырским, два камня из фундамента старой церкви с выдолбленными на них крестами.
К тому времени автора проекта, архитектора Тона уже не было в живых, и строительством руководил губернский (с1838 по 1841 год) архитектор А.И. Подьяков - специалист знающий и грамотный, хотя и не столь знаменитый, как его предшественник на этом посту. Подьяков также внес свои корректировки в проект церкви, которая уже была вчерне готова к началу 1861 года. Это было просторное здание, построенное в эклектическом русско-византийском стиле, разработанном императорским архитектором К.А. Тоном (1794-1861), братом харьковского архитектора А.А. Тона и получившем в то время наибольшее свое развитие. По проекту К.А. Тона были построены московский храм Христа Спасителя, вокзалы на станциях железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом, Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата Московского Кремля. Характерными для раннего русско-византийского стиля были луковичные купола. Однако архитектурное решение церкви содержало в себе элементы и уже отошедшего стиля - классицизма.
В ограде церкви стояла небольшая изящная часовенка - как воспоминание о чудесном спасении 4 апреля 1866 года государя императора Александра II при покушении Каракозова. По-видимому, она служила для остановки странников и для отпевания умерших.
Войти в храм можно было через колокольню, которая, по обычаю, примыкала к храму с западной стороны.
Иконописные работы в новом Троицком храме выполнил Е.И. Кохтуновский. Иконостас высотой от 9 до 13 аршин и длиной в 30 аршин исполнил государственный крестьянин из села Тамаровки В. Гетьман. Стены внутри были оштукатурены. Были ли они расписаны, выяснить не представляется возможным, т.к., по словам нынешних служителей церкви, после возвращения зданию церкви его исконного статуса стены были настолько закопченные, что следов живописной росписи обнаружить не удалось. Полы были из дубовых досок, что создавало дополнительный уют и было удобным для прихожан; двери - деревянные, обитые железом. Пять храмовых куполов и шестой купол над колокольней были окрашены.
24 сентября 1861 года стало настоящим событием для жителей Подола. При большом собрании прихожан и священнослужителей был освящен главный придел новопостроенного храма - в честь Пресвятой Троицы. Освятил новую церковь архиепископ Харьковский и Ахтырский преосвященный Филарет (Гумилевский). С этого момента церковь ежедневно была открыта для прихожан. Впрочем, еще в течение года происходило дальнейшее обустройство Троицкой церкви: 1 октября 1861 года был освящен правый (южный) придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а 3 июня следующего, 1862 года - левый (северный), в честь Преподобного Алексия - человека Божьего. Размеры храма: длина - 60 аршин (~ 42, 6 метра), ширина - 36 аршин (~ 25, 6 метра).
/td>
Троицкая церковь. Арх. Тон А.А.,
Подьяков А.И., 1861 год.
Фото 1901 года.
Нововозведенная Троицкая церковь была практически в два раза больше предыдущей.
Ко второй половине XIX века Рыбная улица стала административно-коммерческим центром. На ней размещалось несколько банков, торговых и административных учреждений. Тут также проживало несколько зажиточных семей купеческого звания. Видимо, поэтому к началу XX века Троицкая церковь становится одной из самых богатых приходских церквей Харькова. Особочтимые иконы храма - Смоленской Богоматери, Николая Святителя, Спасителя, Богоматери, Троицы и Иоанна Богослова - были оправлены в серебренные и хромовые вызолоченные ризы, украшенные драгоценными камнями. Все убранство храма было пышным и богатым.
В таком великолепии церковь встретила бурные события 1917-19 годов. Первый значительный удар по культовым организациям был сделан в 1923-24 годах. Одним из достижений Нэпа была денежная реформа, автором которой был харьковчанин Владимиров. Тогда был введен в обращение червонец. Как и всякая валюта, он должен был быть подкреплен активами Госбанка, то есть драгоценными металлами. К тому времени молодое советское государство уже изъяло все ценности у населения непролетарского происхождения. Следующим этапом стало изъятие церковных ценностей, которые имели также и высокохудожественную ценность. Весь этот процесс удачно стыковался с атеистической пропагандой государственного масштаба. Таким образом бесследно исчезли, погибли многие памятники декоративно-прикладного ювелирного искусства: все то, что собиралось веками, одного только серебра в виде риз, лампад, чаш и крестов из храма было вывезено из Троицкого храма, как свидетельствует расписка, 5 пудов, 5 фунтов 72 золотника. Незначительная часть уникальных ценностей была изъята для музея, но следы и этих предметов искусства со временем потерялись. А ведь Свято-Троицкий владел великолепнейшими памятниками религиозного искусства, представляющими огромную историческую ценность. На выставке церковных древностей, устроенной по случаю XII археологического съезда, проходившего в начале века в нашем городе, иконы и драгоценная утварь из Троицкой церкви заняли едва ли не основное место...
Во второй половине 20-х годов XX века атеистическая пропаганда выросла до гигантских размеров. По всем просторам необъятного советского государства стали закрываться и уничтожаться культовые сооружения, в большинстве своем - памятники архитектуры. Так происходило и в Харькове - в воздух одна за другой взлетели настоящие шедевры архитектуры: величественная, очень нарядная Николаевская церковь, необыкновенно привлекательная Мироносицкая, Воскресенская и многие другие. Троицкий же храм настолько близко обступили жилые дома, что подрывники не смогли бы ликвидировать это строение, не разрушив соседние. Поэтому 20 апреля 1931 года секретариат Горсовета на одном из своих заседаний постановил "закрыть Троицкую церковь, помещение отдать под водолечебницу". Так было положено начало забвению одного из памятников архитектуры нашего города. "Народные массы", как тогда принято было говорить, в атеистическом запале сбросили с Троицкой церкви изящные купола-маковки, увенчанные позолоченными крестами, разграбили алтарь, осквернили прекрасные росписи. Здание было доведено до состояния полной разрухи.
/td>
Здание Троицкой церкви
в 1970-х годах.
Стоически пережив невзгоды военного времени, помещение бывшей Троицкой церкви в 50-х годах встретило новых хозяев: здесь разместилась пекарня, которая на протяжении последующих 40 лет снабжала Харьков своей продукцией. Выпекались здесь так любимые харьковчанами батоны "Подмосковные". Кто знает, может, потому они были такие вкусные, что выпекались в святом месте?.. Однако нахождение в этом здании хлебозавода нанесло, конечно, непоправимый ущерб зданию храма …
История Троицкой церкви возобновилась 13 января 1993 года, когда здание № 3 по переулку Ивана Дубового возвратили епархии. Тогда силами прихожан был убран мусор и наведен относительный порядок. В здании воцарился скромный уют.
Начиная с 1994 года, на пожертвования здание церкви было отремонтировано, восстановлены купола, во внутренних покоях по старым эскизам расписываются своды.
Хочется надеяться, что в скором времени будет отстроена колокольня, и Троицкая церковь вновь станет украшением древнего уголка нашего города.
 
 
Оценка материала:
Нравится
0
Не нравится
Описание материала: Начало июня в православном календаре отмечено светлым праздником Святой Троицы, который по русской народной традиции связывался с проводами весны и встречей лета. В этот день храмы и дома издавна принято было украшать цветами и березовыми ветвями.

Остальные материалы раздела: История Харькова

Предыдущая Мироносицкая Улица

Оставить комментарий

Новые альбомы:


Разработка страницы завершена на 0%
Используйте средства защиты! Соблюдайте гигиену! Избегайте посещения людных мест!
Операции:
WFI.lomasm.ru исторические материалы современной России и Советского Союза, онлайн музей СССР
Полезные советы...