work-flow-Initiative СОХРАНИ СВОЮ ИСТОРИЮ НА СТРАНИЦАХ НАШЕГО САЙТА

Портал коллекционеров информации, электронный музей

'ВиФиАй' 16+

Путь

Соседние разделы

Операции

WFI.lomasm.ru исторические материалы современной России и Советского Союза, онлайн музей СССР

К началуК началу
В конецВ конец
Создать личную галерею (раздел)Создать личную галерею (раздел)
Создать личный альбом (с изображениями)Создать личный альбом (с изображениями)
Создать материалСоздать материал

Забытые компьютерные новости интернета

Оценка раздела:
Нравится
1
Не нравится
Давно потеряные новости с самого начала возникновения интернета, с первого пинга, спервого коннекта и с первой веб страницы

Звуковые платы: для игр ... и не только.

Дата публикации: 2019-04-19 17:23:38
Просмотров: 36
Материал приурочен к дате: 1997-07-16
Прочие материалы относящиеся к: Дате 1997-07-16 Материалы за: Год 1997
Автор:
Когда заходит речь о звуковых платах, то редко можно услышать два одинаковых мнения -- многие будут восхвалять свои Sound Blaster'ы за их совместимость, кто-то станет объяснять, что такое настоящий звук и какими прекрасными возможностями обладают платы компании Turtle Beach Systems или Advanced Gravis
 
 
Когда заходит речь о звуковых платах, то редко можно услышать два одинаковых мнения -- многие будут восхвалять свои Sound Blaster'ы за их совместимость, кто-то станет объяснять, что такое настоящий звук и какими прекрасными возможностями обладают платы компании Turtle Beach Systems или Advanced Gravis, некоторые заметят, что для игр сойдет звуковая плата и за 50 долл. Вряд ли эти споры когда-либо утихнут, ведь автолюбители тоже до сих пор не выяснили, что лучше: Mercedes, BMW или Запорожец. Но оставаться в стороне не хочется, тем более что мне за последние годы удалось попробовать практически все звуковые платы, представленные на мировом рынке. Для себя я нашел золотую середину, поэтому надеюсь, что смогу дать определенные рекомендации и другим пользователям. Первое, что необходимо сделать при выборе звуковой платы -- это определиться, под какие задачи вы ее покупаете. Конечно, для большинства пользователей на первом месте стоят компьютерные игры и работа с мультимедиа программами в Windows 95. Этой области применения звуковых плат я уделю наибольшее внимание. Если же вас кроме всего прочего интересует возможность работать на своем компьютере с музыкой и звуком, то тут необходимо хорошо представлять на сколько профессиональный результат вы надеетесь получить и как много денег вы готовы ради этого потратить. Вот примерная таблица, описывающая возможные задачи и необходимое для их решения оборудование:
 
Звуковые платы для работы с музыкой
 
Базовая домашняя музыкальная студия:
 
обучение игре на муз. инструментах
работа с MIDI секвенсором
запись и редактирование звука
совместимость с Sound Blaster для игр
Конфигурация:
 
486 CPU, 8Мб ОЗУ, Windows 3.x
MIDI клавиатура (100-300$): Fatar Studio 37, 610; QuickShot MIDI Composer, Roland PC200 + MIDI интерфейс
Звуковая плата (150-300$): GUS PnP, SB AWE64, TB Tropez+, MidiMan DMan + Yamaha DBX50XG или SW60XG
Для базовой конфигурации домашней музыкальной студии достаточно иметь компьютер с процессором не менее чем 486DX, 8 Мбайт ОЗУ и Windows 3.x. Вам подойдет практически любая звуковая плата, поддерживающая хороший волновой синтез (с объемом ПЗУ не менее 2 Мбайт), желательно, чтобы в ней имелась возможность расширения ОЗУ для загрузки дополнительных звуков (патчей, сэмплов). Обратите внимание на качество аудио параметров избранной платы, отношение сигнал/шум должно быть не ниже -80 дБ (чем лучше этот показатель, тем больше у вас шансов, что ее звучание будет чистым, без дополнительных шумов и наводок при воспроизведении музыки и звука). Если вы планируете работать с многоканальной аудиозаписью или использовать программы для голосового общения через Internet, то обязательно проверьте наличие режима полного дуплекса (возможность одновременно записывать и воспроизводить звук) и соответствующие драйверы. Очень хорошо себя зарекомендовали звуковые платы компании Turtle Beach Systems, подходят также платы от Advanced Gravis, Creative Labs и Yamaha. К ним с помощью специального MIDI шнура (~20-25$) или MIDI адаптера (45-50$) подключается MIDI клавиатура (для начала вполне подойдет 3-х октавная динамическая активная клавиатура Fatar Studio 37) -- все, теперь вы можете играть на ней, работать с нотами, записывать через микрофон или с линейного входа голос и живые инструменты, редактировать их, ну и конечно наслаждаться прекрасной музыкой и аудио-эффектами в играх. Все необходимое программное обеспечение обычно поставляется в комплекте, много интересных программ всегда можно найти в Internet.
 
Настольная музыкальная/аудио студия:
 
работа с MIDI/аудио секвенсором
работа с загружаемыми сэмплами
запись и редактирование звука
обработка, сведение, мастеринг
виртуальная многоканальная запись /монтаж (до 8-16 аудиотреков)
Конфигурация:
 
Pentium 75, 16Мб ОЗУ, HDD >1Гб EIDE, Windows 95
MIDI клавиатура (370-700$): Fatar Studio 610+ и старше; Roland A33
Звуковая плата (450-700$): TB Multisound Pinnacle, AVM Apex, Terratec EWS64XL + 8-16 Мб ОЗУ; TB Fiji + Yamaha DBX50XG
Если ваш интерес к музыке не ограничивается любительским уровнем, то существует целый спектр сравнительно недорогих (относительно студийного оборудования) плат, позволяющих достичь вполне профессиональных результатов на обычном компьютере. Вот некоторые критерии, определяющие общий класс звуковой платы: - аудио параметры (отношение сигнал/шум, разрядность, поддерживаемая частота дискретизации); - характеристики синтезатора (количество голосов, наличие эффект-процессора, качество прошитых в ПЗУ инструментов, возможность управления его встроенными функциями и поддержка загружаемых сэмплов); - дополнительные возможности (цифровой вход/выход для коммутации со студийным оборудованием, наличие профессиональных разъемов); наконец, очень важно качество драйверов и возможности прилагаемых утилит. Наибольший интерес в этой области представляет система Multisound Pinnacle компании Turtle Beach Systems. Она обладает 20-битными аудио конверторами, что обеспечивает высочайшее качество звука (отношение сигнал/шум -- 97 дБ); имеет встроенный синтезатор Kurzweil MA-1, по своим возможностям не уступающий многим студийным коллегам. Библиотека инструментов объемом 4 Мбайт хранится в 2-Мбайтном ПЗУ, есть возможность расширения ОЗУ до 48 Мбайт, эффект-процессор обеспечивает до трех эффектов одновременно с регулировкой на каждый канал. Кроме того можно установить дочернюю плату для обеспечения цифрового входа и выхода в формате S/P DIF. Таким образом данная система представляет из себя законченную аудио и MIDI студию и позволит вам осуществлять разнообразные задачи, включая работу с MIDI/аудио секвенсором и с загружаемыми сэмплами, запись и редактирование звука, обработку, сведение, мастеринг и виртуальную многоканальную запись/монтаж 8-16 аудиотреков. Добавьте к ней MIDI клавиатуру Fatar Studio 610+ (активная, динамическая, 5 октав, с функцией aftertouch) и можно браться за серьезный музыкальный проект.
 
Профессиональная аудио студия:
 
проф. работа с MIDI секвенсором + интегрированная цифровая запись
проф. запись и редактирование звука
проф. обработка, сведение, мастеринг
проф. многоканальная запись/монтаж (8-16 аппаратных, до 128 виртуальных аудиотреков)
синхронизация аудио/видео/MIDI
коммутация с проф. студийным оборудованием (DAT, ADAT, оптика и т.п.)
Конфигурация:
 
Pentium 133+, 16-32Мб ОЗУ, отдельный HDD >2Гб (лучше SCSI A/V) для аудио, Windows 95 / NT
MIDI клавиатура (370-700$): Fatar Studio 610+ и старше; Roland A33
Внешние тон-генераторы или сэмпл-плееры (700-3000$): AVM, Korg, Ensoniq, Akai, E-Mu, Kurzweil, Roland, Novation...
Аудио платы (750-1500$): AdB MultiWav, DigiDesign AudioMedia III, DAL CardD+, Zephiro Acoustics ZA-2, Antex StudioCard, Digital Wings for Audio 128...
Проф. HDR системы (2800-7000$): DigiDesign Session8, DAL V8, Roland VS880
Дополнительное оборудование: пульты, эффект-процесоры, микрофоны, MIDI-интерфейсы...
Программное обеспечение (300-890$)
Что касается профессиональных музыкальных систем, то здесь вряд ли вам удастся найти универсальное решение. Для каждой задачи существует специализированное оборудование, и в зависимости от ваших целей можно комбинировать различные компоненты, формируя из них единую студию. Этот вопрос выходит за рамки нашей статьи, но некоторые рекомендации по этому поводу вы всегда сможете найти в Internet, по адресу: http://www.online.ru/sp/mpc/digest
 
А теперь - ИГРЫ!
 
MIDI-музыка Итак, качество звука в играх зависит от двух вещей -- синтезатора, используемого в вашей плате для проигрывания MIDI музыки и аудио кодека, ответственного за запись и воспроизведение звуковых треков (оцифрованная речь и музыка, спец. эффекты, MOD-файлы). Начнем с более простого вопроса -- качество MIDI-музыки. Большинство современных 16-битных звуковых плат (из семейства Sound Blaster, к примеру обычный SB16, а также разнообразные "совместимые" платы на основе микросхем Aztech, ESS, Analog Devices, OPTi, Crystal) используют частотный (FM) синтез, совместимый с форматом Yamaha OPL-3 (впервые он был применен в SB Pro 2.0 лет десять назад), обеспечивающий 20-голосов и поддерживающий стерео режим. Это признанный стандарт, и с ним работают 99,9% всех существующих звуковых плат. Музыка при этом звучит посредственно и довольно искусственно, независимо от того, какую плату вы используете -- родной Sound Blaster, Aztech Sound Galaxy или TB Tropez+ (который, среди прочих, поддерживает и этот формат). За прошедшие годы мало что изменилось в принципах частотной модуляции, и хотя были некоторые попытки расширить ее возможности (например, ESFM синтез, применяемый в микросхемах ESS и использующий до 72-операторов при создании музыки), вы вряд ли услышите какую-нибудь разницу между ними в играх. Так что если у вас нет волнового синтеза, то выбирая в меню игр перечисленные режимы для воспроизведения музыки (за эталон взят список драйверов Miles Design) вы получаете базовый FM синтез и наихудшее (из возможных вариантов) качество звука. С другой стороны, подобные звуковые платы стоят от 30$, что для многих может стать решающим доводом.
 
AdLib или AdLib Gold
Sound Blaster 2.0 или 100% "совместимые" платы
Sound Blaster Pro (новый или старый)
Sound Blaster 16
Стандартный Yamaha OPL-3 FM синтезатор
Media Vision Pro Audio Spectrum (-Plus или -16)
ESS AudioDrive 688, 1x68 (ESFM)
Windows Sound System
Совсем другое дело, если ваша звуковая плата имеет волновой синтезатор. Эта технология, применяемая также в большинстве профессиональных синтезаторов, обеспечивает очень реалистичное звучание благодаря использованию оцифрованных фрагментов (сэмлов, патчей) реальных музыкальных инструментов. Они хранятся в ПЗУ звуковой платы и проигрываются оттуда в соответствии с таблицей размещения инструментов стандарта General MIDI (есть также расширенные стандарты GS и XG). Здесь обычно действует простое правило -- чем больше объем ПЗУ (и соответственно выше качество записанных туда инструментов), тем лучше и сочнее будет звучать музыка. Конечно, многое зависит от самого синтезатора и качества подборки/пожатия сэмплов. В названиях плат на основе волнового синтеза часто встречаются цифры 32 и 64. Это не разрядность аудио-кодека (большинство из них остаются 16-битными, реже 18- и 20-битными), а количество MIDI-каналов в синтезаторе: 32 или 64 соответственно. Я еще не встречал ни одной игры, где бы применялось более 32 каналов для воспроизведения музыки, да и вряд ли их увеличение приведет к повышению ее качества и реалистичности. Такая возможность может пригодиться разве что профессиональным музыкантам, создающим симфонические произведения для больших оркестров, но в любом случае слишком хорошо никогда не бывает. Главное, чтобы увеличение голосов не вело к падению производительности компьютера, как это бывает при программной эмуляции дополнительных 32-х голосов в AWE64. Большинство звуковых плат с волновым синтезом в играх работают через драйвер General MIDI (Roland MPU-401 или 100% совместимый). Обычно для этого режима и пишется композиторами вся игровая музыка, после чего она адаптируется для альтернативных форматов. Если ваша звуковая плата поддерживает MPU-401 и имеет встроенный волновой синтезатор или дочернюю плату типа WaveBlaster, то рекомендую по возможности использовать именно режим General MIDI / MPU-401, это обеспечит вам наилучшее и наиболее точное звучание музыки. Качество же ее будет зависеть, как я уже говорил, от марки синтезатора, наличия эффект-процессора, объема и качества инструментов в ПЗУ. В меню большинства игр до сих пор присутствует также режим Roland MT-32 (первый волновой синтезатор, примененный в играх), он практически идентичен General MIDI и будет работать с любой MPU-401-совместимой звуковой платой, но нет гарантии, что мелодия станет звучать корректно. Наконец, есть три альтернативных формата, которые сегодня признаны стандартами де-факто и встречаются практически в каждой современной игре:
 
AWE32 General MIDI (для всех плат серии SB32/AWE32/64 компании Creative Labs)
Ensoniq SoundScape (для всех плат серии SoundScape компании Ensoniq)
Ultrasound MIDI Synth (для всех плат, совместимых с Ultrasound компании Advanced Gravis)
Что о них сказать? Звуковые платы серии SB32/AWE32 используют программный эмулятор MPU-401, и имеют ПЗУ объемом всего в 1 Мбайт, что безусловно сильно отражается на качестве MIDI-музыки. Скрашивает ее звучание только хороший синтезатор и эффект-процессор фирмы E-Mu, поэтому я бы субъективно выставил оценку 6 из 10. Стандарт SoundScape распространен не так широко, и здесь многое зависит от конкретной модели вашей платы. Лучшее звучание было у SoundScape Elite (8/10), но ее сейчас практически не продают. Хорошее впечатление на меня произвела их новая недорогая плата Vivo90 (7/10), которая при невысокой цене имеет очень хорошие параметры. Наконец Gravis UltraSound. Я еще вернусь к достоинствам этого стандарта при обсуждении аудио-форматов, а что касается MIDI-музыки, то она заслуживает рейтинга 8 из 10. Платы семейства UltraSound хранят свои патчи не в ПЗУ, а на жестком диске (стандартный комплект равен 5,6 Мбайт, расширяется до 18 Мбайт с помощью библиотеки ProPatch) и подгружают их по мере надобности в собственный ОЗУ (поэтому необходимо иметь хотя бы 512 Кбайт ОЗУ для совместимости с форматом Ultrasound). В моделях GUS PnP и GUS PnP PRO предусмотрен дополнительный ПЗУ объемом 1 Мбайт для аппаратной совместимости с GM и GS стандартами (они также могут эмулироваться программно). Самое интересное, что благодаря этой технологии разработчики игр получают возможность отступить от жестких рамок стандарта GM и использовать оригинальные инструменты и аранжировки, хотя случается это, к сожалению, достаточно редко (игры делаются на потоке, и нет времени программировать музыку под конкретный формат). Вот рейтинги для остальных фаворитов: TB TBS-2000 (7/10), TB Tropez+ (10/10), Yamaha DBX50XG или SW60XG (10/10), MediaTrix SoundTrix Pro (9/10), AVM Apex (8/10), AVM Summit (10/10), TerraTec EWS64XL (10/10).
 
Цифровой звук Так сложилось, что существует несколько общепринятых стандартов для воспроизведения аудио в играх. Первым и наиболее распространенным, безусловно, стал Sound Blaster. Различают простой SB (8-бит, моно, 22 кГц), SB Pro (8-бит, стерео, 22 кГц) и SB16 (16-бит, стерео, 22 или 44 кГц). Разумеется, чем больше разрядность и частота дискретизации, тем лучше звук. Все бы было хорошо, если платы семейства Sound Blaster (и с ним совместимые) не обладали такими плохими аудио-параметрами. Я перепробовал много различных вариантов, в т.ч. старые SB16 и AWE32, новые SB16 PnP и AWE32 PnP (Vibra16), и буду утверждать, что они имеют довольно грязный звук и сильно шумят (причем новые PnP модели на основе Vibra16 шумят больше, чем старые). Отношение сигнал/шум колеблется от -65 до -75 дБ. Последние AWE64 стали получше, но все равно не идут ни в какое сравнение с платами Turtle Beach. Вторая проблема заключается в том, что в свое время Creative Labs сделали SB16 не совместимым с SB Pro (только с простым SB). Так как разработчики игр до сих пор придерживаются наиболее распространенного формата (SB Pro) и с целью экономии места не спешат выйти за рамки 8-бит стерео 22 кГц (что, кстати, вполне достаточно, если оцифровка сделана умело и чисто), то многие игры на SB16 звучат хуже, чем на SB Pro. Благо, всегда есть альтернативы. Любой современный аудио чип (OPTi, Crystal, Analog Devices) кроме SB Pro поддерживает формат Windows Sound System (16-бит, 44 или 48 кГц), который работает во многих играх. Ну и наконец есть Ultrasound, находящийся вне конкуренции, когда дело касается цифрового звука и спец. эффектов. Он позволяет при воспроизведении звуковых файлов использовать и аппаратно микшировать (не загружая центральный процессор) до 32-х цифровых каналов, в то время как другие звуковые платы имеют в своем распоряжении не более 4-х. Это очень сильно сказывается на качестве цифрового звука и позволяет эффективно использовать свободные каналы для более четкого разнесения стерео эффектов и формирования трехмерного звука. Чтобы представить себе разницу между SB16/32/AWE32/64 и Ultrasound, послушайте какой-нибудь MOD или STM-файл. А ведь эти же принципы разделения каналов и аппаратной акселерации микширования теперь задействованы в большинстве современных игр и в самом стандарте DirectSound (DirectX) для Windows 95. Кстати, уж если разговор пошел про Windows 95, то под управлением этой операционной среды все форматы равны. Роль играют только их качественные и аппаратные возможности да стабильные драйвера, без которых не будет играть даже самый прекрасный кусок железа. Вот некоторые данные по уже упомянутым мною звуковым платам: TB TBS-2000 (отношение сигнал/шум -87 дБ, есть функция улучшенного полного дуплекса, SB/SBPro/WSS), TB Tropez+ (-89 дБ, улучшенный полный дуплекс, SB/SBPro/WSS), MediaTrix SoundTrix Pro (-89 дБ, полный дуплекс, SB/SBPro/WSS), AVM Apex (-85 дБ, полный дуплекс, SB/SBPro/WSS), TerraTec EWS64XL (-89 дБ, полный дуплекс, аппаратное микширование до 64 каналов, SB/SBPro/WSS), Ensoniq Vivo90 (-90 дБ, полный дуплекс, SB/SBPro/WSS).
 
В завершение своего повествования я раскрою маленький секрет -- конфигурацию моей аудио системы: TB Tropez+ -- одна из наиболее тихих плат, отличный волновой синтез (4 Мбайт ПЗУ), эффект-процессор, полная аппаратная совместимость с SB/SBPro/WSS (на всякий случай), и возможность наращивания ОЗУ (на будущее) ... вместе с GUS ACE -- наиболее дешевая модель Ultrasound, при этом обеспечивающая все его возможности (которым я пока просто не вижу альтернативы). GUS ACE смикширован через линейный вход Tropez+. Под DOS они работают вместе, в Windows 95 настроен только Tropez+. Если этот вариант для вас дорог, то рекомендую выбирать между: Ensoniq Vivo90 (~150$), TBS-2000 (~150$), GUS PnP (~160$), Tropez+ (~250$). Для тех, кто уже имеет 16-битную плату: GUS ACE (~70$), Yamaha DBX50XG (~170$) или SW60XG (~220$).
 
Александр Курило
 
По всем техническим вопросам Вы можете обращаться в "Мультимедиа Клуб"
Оценка материала:
Нравится
0
Не нравится
Описание материала: Когда заходит речь о звуковых платах, то редко можно услышать два одинаковых мнения -- многие будут восхвалять свои Sound Blaster'ы за их совместимость, кто-то станет объяснять, что такое настоящий звук и какими прекрасными возможностями обладают платы компании Turtle Beach Systems или Advanced Gravis

ПредыдущаяФормирование персональной музыкальной студии на базе компьютера IBM PC
Следующая Профессиональные звуковые библиотеки
Остальные материалы раздела: Забытые новости интернета

Оставить комментарий

как гость

Новые альбомы:

Разработка страницы завершена на 0%
Яндекс.Метрика

Поиск

Язык

[ РУССКИЙ ]

Авторизация


Войти в social_apps
Social Apps

Поддержка



Подписаться на обновления сайта


Мы в социальных сетях

Мы в социальных сетях

Изменить размер шрифта: + -

Полезные советы...

Навигация


Новые материалы

Картинка недели

Адрес страницы: Действительный адрес: https://wfi.lomasm.ru/русский.забытые_новости_интернета/звуковые_платы_для_игр-и_не_только